Проектное обучение

Паклина Татьяна Алексеевна

Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:

 

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я научусь»

 

В настоящее время ведущим принципом образования становится гуманизация.

Для его реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения (ПО)

 

Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится  не в русле учебного предмета.

 

 

Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике,

например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку,

озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми,

подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело

 

На курсах ПК услышала термин технологии проектного обучения?

В чем суть технологии современного проектного обучения? Какое отношение эти технологии имеют к формированию культуры семейной жизни?

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в этих знаниях и. получая в итоге реальный результат.

 

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, ценностносообразность, акцент на освоение учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.

В основе метода проектов лежит:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

Проектная технология предполагает:

 

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

 

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

 

самостоятельную деятельность ученика;

 

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

 

использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

 

Нормативные документы

 

Федеральный Образовательный Стандарт Начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа