Внеурочные мероприятия

 Программа кружка "Финансовая грамотность предназначена для работы со студентами колледжа во внеурочное время. Финансовая грамотность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся. Актуальность повышения финансовой грамотности среди студентов колледжа продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны-легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезинформации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения.

Количество обучающихся в группе: 15 человек.

Объем программы: 20 часов.

Основные формы и методы занятий: решение  задач с практическим ("жизненным") содержанием; выступления на конференциях, круглых столах с докладами и презентациями; проекты; деловые игры; экскурсии; беседы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Зам.директора________Гулгенова А.Д.

                                                               «  06  »   сентября      2021г.

ПРОГРАММА КРУЖКА

Финансовая грамотность

Иволгинск

2021г.

Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………………….3

2. Календарно-тематический план        

3. Формы и методы занятий………………………………………………………..5

4. Формы оценивания………………………………………………………………6

5. Содержание программы: базовые понятия……………………………………6

6. Литература……………………………………………………………………….7


I. Пояснительная записка

1. Необходимость организации кружка «Финансовая грамотность».

В ситуации глобального финансового кризиса экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.

2. Цели кружка «Финансовая грамотность»:

  • повышение уровня финансовой грамотности студентов по основным программам профессионального обучения посредством освоения базовой системы понятий из сферы финансов;
  •  приобретения практических навыков управления личными финансами;
  • формировать способности делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановке финансовых целей и готовности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни.

В результате освоения обучающиеся должны знать, как:

  • рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся в распоряжении после уплаты налогов;
  • пользоваться своими правами на рабочем месте  в случае увольнения;
  • использовать профсоюз для защиты прав работников и улучшения условий их труда;
  • получить пособие по безработице в случае необходимости;
  • читать диаграммы, таблицы и графики;
  • рационально использовать полученные доходы на разных этапах жизни семьи;
  • контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
  • отличить плановую покупку от импульсивной, купить нужный товар по более низкой цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ);
  • правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые вопросы;
  • составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации;
  • определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; пользоваться методом замкнутого круга расходов;
  • достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом;
  • выбрать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу;
  • оценить, что предпочтительнее в данный момент – сберегательный вклад в банке, вложение денег в паевой инвестиционный фонд (ПИФ) или страхование жизни;
  • правильно выбрать ПИФ для размещения денежных средств;
  • найти информацию об изменениях курсов валют, защитить свои сбережения от колебаний обменных курсов;
  • различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;
  • определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;
  • делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и правильно выбрать НПФ;
  • отличить средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое возмещение по вкладу;
  • получить необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и выбрать банк для размещения своих сбережений;
  • рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья позволить себе кредит;
  • различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит;
  • воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита;
  • сохранить свои сбережения в периоды высокой инфляции и защитить их от резкого падения курса рубля;
  • распознать разные виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;
  • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
  • рассчитать выручку от продажи товара и издержки производства товара, различать постоянные и переменные издержки;
  • рассчитать прибыль и налог на прибыль, оценить варианты использования прибыли;
  • различать организационно-правовые формы предприятия и оценить предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения;
  • защитить себя от рисков утраты здоровья, трудоспособности и имущества при помощи страхования;
  • различать обязательное и добровольное страхование;
  • правильно выбрать страховую компанию.

II. Календарно-тематический план

№ п/п

Тема

Продолжительность  (ч)

1

Источники денежных средств семьи

2

2

Контроль семейных расходов.

2

3

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи

2

4

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

2

5

Валюта в современном мире

2

6

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

2

7

Банки и их роль в жизни семьи

2

8

Риски в мире денег

2

9

Собственный бизнес

2

10

Страхование как способ сокращения финансовых потерь

2

ИТОГО:

20

Занятия в кружке осуществляются 2 раза в месяц.

Продолжительность занятий – 1 академический час.


III. Формы и методы  занятий

В современных условиях задачей образования становится не просто передача накопленных знаний, а обучение навыкам адаптации к быстро меняющимся экономическим и социальным условиям жизни. Результат эффективного обучающего процесса заключается в выработке у обучающихся умения встраиваться в динамическую среду жизнедеятельности общества, в развитии у них желания и возможностей коллективной работы, в формировании навыков социального общения.

Так как целью обучения является формирование у обучающихся практических навыков управления личными финансами, то целесообразно использовать интерактивные методы при объяснении нового материала. (Это предусматривает открытые формы взаимодействия преподавателя и обучающихся в ходе занятий: обучающимся разрешается задавать вопросы по мере возникновения проблем с усвоением нового материала; преподаватель тоже может задавать вопросы, побуждая обучающихся комментировать и обсуждать тот или иной пример из жизни).

Наиболее эффективным методом обучения является «обучение в процессе деятельности». Поэтому существенная часть учебного времени будет отводиться на выполнение практических заданий. (Это – рассмотрение различных жизненных ситуаций, с которыми обучающиеся могут столкнуться в финансовой сфере; решение задач, максимально приближённых к тем задачам, которые обучающимся предстоит решать в их взрослой жизни; выполнение практических упражнений (практикумы); представление и обсуждение групповых проектов).

Поскольку будущая работа потребует от обучающихся навыков коллективной деятельности, умения находить общий язык с разными людьми, эффективной социализации, целесообразно использовать формы организации занятий, не только приучающие обучающихся к творчеству и самостоятельности, но и нацеленные на формирование умения взаимодействовать в коллективе. К подобным формам занятий можно отнести командные игры, «мозговые штурмы» и подготовку групповых проектов. Кроме того, отдельные задания, предлагаемые обучающимся, должны развивать у них навыки использования компьютера и Интернета, что также является необходимым в современной жизни.

Основные формы и методы занятий:

  • Решение практических задач или задач с практическим («жизненным») содержанием
  • Анализ конкретных ситуаций или «Кейс-метод»
  • Проекты
  • Деловые игры
  • Экскурсии
  • Беседы
  • Круглые столы или встречи с представителями финансовых институтов и бизнеса
  • Реферирование
  • Доклады и презентации.

IV. Формы оценивания

представление и обсуждение групповых проектов.


V. Содержание программы: базовые понятия

Тема 1. Источники денежных средств семьи.

Доходы семьи, структура доходов российских семей, заработная плата, премии и бонусы, подоходный налог, налоговая декларация, спрос на труд, производительность труда, выходное пособие, профсоюз, безработица, пособие по безработице.

Тема 2. Контроль семейных расходов.

Расходы семьи, основные периоды в жизни семьи, структура расходов на разных этапах жизни семьи, способы экономии денежных средств; общая стоимость владения (ОСВ).

Тема 3. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи.

Желания и потребности, финансовые цели семьи, финансовое планирование в семье, метод замкнутого круга расходов, жизненный цикл семьи, норма сбережения.

Тема 4. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Сбережения, темп инфляции, банковский сберегательный вклад, процентная ставка, паевой инвестиционный фонд (ПИФ), страхование жизни, инвестиционный доход.

Тема 5. Валюта в современном мире.

Валюта, валютный рынок, плавающий, фиксированный и регулируемый валютный курс, влияние изменений валютного курса на фирмы и население, диверсификация рисков.

Тема 6. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Пенсия, обязательное пенсионное страхование, Пенсионный фонд РФ (ПФР), добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Тема 7. Банки и их роль в жизни семьи.

Банковская система, Система страхования вкладов (ССВ), страховой лимит, Центральный банк, банковский кредит, микрокредит, эффективная ставка по кредиту, рефинансирование кредита, ипотека, залог.

Тема 8. Риски в мире денег.

Инфляция, экономический кризис, банкротство финансовой организации, финансовое мошенничество, финансовая пирамида, способы сокращения финансовых рисков.

Тема 9. Собственный бизнес.

Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предприятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании.

Тема 10. Страхование как способ сокращения финансовых потерь.

Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика.


VI. Литература

Основная литература

  1. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы  для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература

  1. Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебное пособие по элективному курсу для 8–9 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
  2. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
  3. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. – М.: Дашков и К, 2009.
  4. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012.
  5. Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред. П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2004.
  7. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие. 8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  8. Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  9. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы: учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005.
  10. Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008

Интернет-ресурсы

  1. Ресурсы электронной библиотеки Znanium.com



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Методическая разработка внеурочного мероприятия

«Семейный  бюджет» (1 курс СПО)

Автор: Аюшеева С.Б.,

мастер п/о

2021

ВВЕДЕНИЕ

Многие говорят, что деньги как вода – быстро утекают в никуда. Если человек не может вспомнить, на что потратил внушительную сумму, не понятно, куда уходит зарплата и почему она заканчивается буквально за две недели, не может накопить на желаемую вещь или отдых, пришла пора заняться тщательным подсчетом доходов и расходов.

Семейный бюджет – это финансовый план семьи, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени.

Цель составления семейного бюджета – контроль над финансовым положением семьи, достижение поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, отдых и т.д.), уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.  

Планирование семейного бюджета – первый шаг на пути к исполнению своих материальных желаний и предусматривает четкое понимание основных направлений его распределения, жесткий контроль всех расходов.

Актуальность темы обусловлена тем, что многие молодые люди, вступающие в семейные отношения, оказываются неготовыми к финансово-экономическим реалиям,  не знают, как удовлетворять свои потребности в ситуации ограниченного дохода. 

В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. Умение составлять рациональный бюджет поможет повысить уровень благосостояния семей.

Тема «Семейный бюджет» актуальна для обучающихся 1 курса СПО, т.к. данная тема дает понимание учащимися сути бюджета семьи и закладывает основы финансово грамотного поведения в случае вступления в семейные отношения. Каждая семья выстраивает свое материальное благополучие по собственному сценарию: кто-то стремится зарабатывать больше, кто-то настаивает на соблюдении всеми членами семьи принципов разумных трат. Главное – не скатиться в крайности, а найти свой правильный путь. Особенной актуальности в семье этот вопрос приобретает с появлением детей, когда семейные расходы увеличивают в разы.

На данном внеурочном мероприятии важно сформировать у учащихся понимание того, что планирование доходов и расходов является необходимым для достижения финансового благополучия.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Эпиграф к мероприятию: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

                                                                                     Бертольд Авербах

Общая характеристика занятия

Вид деятельности обучающихся: внеурочное занятие в рамках недели финансовой грамотности.

Тип занятия: деловая игра

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:

ноутбук с выходом в Интернет, проектор, мультимедийная доска, раздаточные материалы -  «Семья Ивановых», «Семья Петровых», «Семья Сидоровых», «Семья Борисовых», Карточки для росписи доходов и расходов «своей» семьи (8 шт.), конверты с ситуационными задачами (4 шт.), Тестовые вопросы (27 шт.), Карточки рефлексии (27 шт.)

  1. Педагогическая характеристика занятия

Цели мероприятия: познакомить участников в игровой форме с основными понятиями по теме « Семейный бюджет».  

Должны быть достигнуты следующие результаты:

Личностные  результаты:

-Осознавать мотивы и цели (необходимость) составления семейного бюджета.

-Уметь оценивать материальные возможности семьи.

-Уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

-Осознавать себя как члена семьи, понимать экономические проблемы семьи и участвовать в их обсуждении.

-Развивать самостоятельность и личную ответственность при планировании семейного бюджета.

-Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.

  1. Методическая характеристика внеурочного мероприятия:

Структура мероприятия

Этапы внеурочного мероприятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап и актуализация опорных знаний  

3 мин.

 

Преподаватель:

создает  положительный эмоциональный фон занятия, настраиваются  на ответственную работу,

сообщает тему и цели внеурочного мероприятия:

«Тема нашего внеурочного мероприятия «Семейный бюджет». Перед нами стоят цели ознакомиться с понятием «бюджет», со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета на примере конкретной семьи, используя при этом игровую форму в деловой игре. Изучение этой темы вам пригодится как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни»

Обучающиеся готовятся к  восприятию  нового  материала, психологически настраиваются на углубление знаний, каждый  обучающийся  включается в  конкретную  деятельность

2. Формирование нового понятия (способа действия)

20 мин.

Преподаватель проводит мини-презентацию. Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на конкретном примере  росписи доходов и расходов семьи. Преподаватель вводит следующие термины: доходы (зарплата, пенсии, пособие, стипендии, проценты по вкладам, бонусы, премии и др), расходы (постоянные расходы, налоги), бюджет (избыточный, дефицитный, сбалансированный), типы семейного бюджета (совместный, совместно-раздельный, раздельный)

Обучающиеся слушают, осмысливают и составляют опорный конспект

3. Применение изученного материала на практике

45 мин.

Преподаватель создает проблемную  ситуацию. Проводит  инструктаж  по  самостоятельному выполнению задания для ролевой игры. Обучающимся предлагается принять самостоятельное решение о совокупном доходе семьи и его составляющих.

Теперь нам предстоит деловая игра «Семейный бюджет». Вы сидите за столом по 6 человек. Таким образом, у нас получается 4 группы – семья Ивановых, Петровых, Сидоровых, Борисовых, 3 оставшихся человека – это эксперты, которые будут оценивать вашу работу, а работу экспертов, в свою очередь, буду оценивать я.

После объяснения порядка игры вы получите «семью» (Приложение 1). На листке нужно будет расписать все возможные  доходы (Приложение 2) (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. (Приложение 3)  На это мы определим время – 15 мин. После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, «глава семьи» озвучит ваше решение. На это у вас будет 4 минуты для каждой семьи.

В своей семье вам надо определить вид бюджета. Примите самостоятельное решение, где работают члены вашей семьи, какую зарплату они получают и какой дополнительный доход они могут получить согласно своим карточкам с описанием семьи. Потом следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и на основе полученных данных определить вид семейного бюджета.

Каждая «семья» задает  вопросы докладывающему.

Эксперты оценивают каждую «семью» (Приложение 4) и также задают вопросы докладывающему.

Определим правила игры, которые следует соблюдать:

- Семья должна быть дружной.

- При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

- Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

- В «семье» при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.

Итак, начинаем работать. 

Обучающиеся  работают в группе, выполняют задание,  осмысливают,  обсуждают и записывают результаты работы и заполняют приложения 2,3. «Глава семьи» представляет результаты и отвечает на вопросы других «семей» и экспертов. Эксперты оценивают каждую «семью» по заданным критериям.

4. Подведение итогов внеурочного занятия

3-4 мин.

Преподаватель оценивает работу группы в целом, работу каждой «семьи» в деловой игре и работу экспертов

Эксперты озвучивают свои оценки для каждой «семьи».

5. Рефлексия

5-6 мин.

Преподаватель предлагает  анкеты-рефлексию.

I. Каждый обучающийся получает лист оценки (Приложение 6) и оценивает (по 5-балльной шкале): 1) работу каждого члена своей «семьи» 2) работу других «семей» 3) работу экспертов 4) внеурочное мероприятие

Каждый эксперт получает лист оценки (Приложение 6) и оценивает (по 5-балльной шкале): 1) работу каждого эксперта 2) работу каждой «семьи» 3) внеурочное мероприятие

II. «Плюс-минус-интересно» (Приложение 6)

В графу «Плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу «Минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным;  или информация, которая, по вашему мнению, оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «Интересно»  вписывают все любопытные факты, о которых узнали  и что бы еще хотелось узнать по данной теме, и также вопросы к преподавателю.

Плюс

Минус

Интересно

III. Рефлексия по проведенному внеурочному мероприятию (Приложение 6)

Дата, тема

Что знал

Что узнал

Отношение

Спасибо за внимание!

Анализируют и  оценивают собственные   действия, выявляют  степень  освоенности содержания,  владение  действиями, понимание  смысла  изученного материала


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведения внеурочного занятия по теме «Семейный бюджет» обучающиеся смогут почувствовать себя в роли участника экономической жизни семьи, научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Тема внеурочного занятия «Семейный бюджет»  выбрана не случайно, т.к. современные подростки практически не имеют представления о планировании семейного бюджета и в будущем, став взрослыми и самостоятельными людьми, могут совершить ошибки и попасть в сложную ситуацию. В ходе внеурочного занятия обучающиеся смогут применить свои знания на практике. При планировании данного мероприятия учитывались возрастные особенности обучающихся. При организации мероприятия использовались современные педагогические технологии.

Формы работы: групповая и индивидуальная. На внеурочном занятии реализованы следующие дидактические принципы: системность, научность, доступность, проблемность,  креативность,  принцип интереса.

Приступая к планированию семейного бюджета, следует придерживаться следующих правил:

- никаких кредитных карт, непредвиденных кредитов и долгов;

- четкое понимание всеми членами семьи для чего планируется семейный бюджет;

- разумное распределение и накопление денег: мотивация нужна всем, не следует копить деньги ради самих денег, необходимо четко ставить цель – на отдых, на покупку автомобиля, компьютера, другой дорогостоящей вещи;

- необходимо выработать привычку откладывать 10-20% постоянного заработка, а также непредвиденных доходов в качестве резервного фонда семьи;

- планировать доходы и расходы нужно, исходя из реалий сегодняшней жизни семьи;

- по окончании определенного периода жизни в условиях планирования семейного бюджета (полугодие, год) нужно порадовать семью какими-то сюрпризами: покупкой незапланированной вещи, интересным развлечением;

- планировать бюджет нужно ежемесячно и стабильно, только тогда это принесет пользу.

Список использованных документов и источников информации

Учебник и/ или учебное пособие для обучающихся:

  1. Г.Б. Казначевская «Экономическая теория»: учебник для колледжей/ Г.Б.Казначевская. изд. доп. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 343 с. (Среднее профессиональное образование)  

2. Сафронов Н.А. «Экономика организации (предприятия): учебник для ср. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., с изм./ Н.А.Сафронов. –М.: ИНФРА – М, 2013. – 256 с.

Методические материалы для учителя:

1. Брехова Ю. В., Алмосов А. П., Завьялов  Д. Ю. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Методические рекомендации для учителя. 10–11 кл.

Интернет – источники:

1. Национальная электронная библиотека – http://нэб.рф/

2. Сайт: RU.WIKIPEDIA.ORG - https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

Приложение 1

Задание для деловой игры «Семейный бюджет»

        Задание:

1) распишите все доходы и расходы предложенной семьи за апрель.

2) определите вид семейного бюджета

        Семья Ивановых:

1. Супруг.

2. Супруга.

3. Дочь Дарья – 10 месяцев.

4. Мама супруги Мария Ивановна – 74 года.

5. Собака Бакс породы доберман.

 

Мария Ивановна планирует в апреле приобрести путевку в санаторий


Приложение 1

Задание для деловой игры «Семейный бюджет»

        Задание:

1) распишите все доходы и расходы предложенной семьи за апрель

2) определите вид семейного бюджета

        Семья Петровых:

1. Супруг.

2. Супруга.

3. Сын Егор – 16 лет.

4. Мама супруга Елена Ивановна – 76 лет.

5. Попугай Кеша.

Семья Петровых планирует приобрести клетку для попугая.


Приложение 1

Задание для деловой игры «Семейный бюджет»

        Задание:

1) распишите все доходы и расходы предложенной семьи за апрель

2) определите вид семейного бюджета

        Семья Сидоровых:

1. Супруг.

2. Супруга – через 2 месяца станет мамой.

3. Мама супруги Екатерина Александровна – 72 года.

4. В семье имеется автомобиль ВМW.

В апреле семья Сидоровых планирует приобрести комплект летней резины


Приложение 1

Задание для деловой игры «Семейный бюджет»

        Задание:

1) распишите все доходы и расходы предложенной семьи за апрель

2) определите вид семейного бюджета

        Семья Борисовых:

1. Мать - одиночка. (Муж погиб в горячей точке)

2. Дочь Наталья – 12 лет.

3. Сын Сергей – 17 лет.

4. Породистая кошка Капля.

В апреле кошка Капля принесет котят

Приложение 2

ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ СЕМЬИ

ВИД   ДОХОДА

СУММА (РУБ.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ИТОГО


Приложение 3

ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ СЕМЬИ

ВИД   РАСХОДА

СУММА (РУБ.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ИТОГО

Приложение 4

Критерии оценки экспертами работы «семей»

Эксперт ________________________________________

                                        Фамилия, имя

                    «Семья»

Критерий

«Семья»

Ивановых

«Семья»

Петровых

«Семья»

Сидоровых

«Семья»

Борисовых

1

Полнота выступления «главы» семьи (от 1 до 12 баллов)

2

Качество ответов на вопросы других «семей» (от 1 до 5 баллов)

3

Качество ответов на вопросы экспертов  (от 1 до 5 баллов)

Итого

Оценка

20-22 балла – «отлично»

16-19 баллов – «хорошо»

12- 15баллов – «удовлетворительно»

Менее 12 баллов – «неудовлетворительно»

Выступление «главы» семьи  считается полным, если в выступлении отмечены:

  • структура доходов,
  • источники доходов.

По результатам экспертной оценки бюджет сбалансирован.

Командой приняты решения в рамках составленного бюджета

За каждый пункт дается 1-3 балла


Приложение 4

Общая сводная таблица оценки экспертами работы «семей»

                    «Семья»

Эксперты

«Семья»

Ивановых

«Семья»

Петровых

«Семья»

Сидоровых

«Семья»

Борисовых

1

Эксперт № 1

2

Эксперт № 2

3

Эксперт № 3

Итого

Оценка


 Приложение 5

Рефлексия

Лист оценки обучающегося _________________________________

                                                                Фамилия, имя

I. Оцените вклад каждого в работу команд и экспертов в деловой игре «Семейный бюджет» по 5-балльной шкале

1. Работа своей «семьи»:

«Семья» Ивановых (впишите имена):

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

2. Работа других «семей»:

        «Семья» Петровых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Сидоровых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Борисовых                        1        2        3        4        5

3. Работа экспертов (впишите имена):

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

4. Оцените мероприятие в целом                 1        2        3        4        5

II. «Плюс – Минус – Интересно»

Плюс

Минус

Интересно

III. Рефлексия по проведенному мероприятию

Дата, тема

Что знал

Что узнал

Отношение,

суждение

Приложение 5

Рефлексия

Лист оценки обучающегося _________________________________

                                                                Фамилия, имя

I. Оцените работу коллег в деловой игре «Семейный бюджет» и проведенное мероприятие по 5-балльной шкале

1. Работа своей «семьи»:

«Семья» Петровых:

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

2. Работа других «семей»:

        «Семья» Ивановых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Сидоровых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Борисовых                        1        2        3        4        5

3. Работа экспертов:

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

4. Оцените мероприятие                        1        2        3        4        5

II. «Плюс – Минус – Интересно»

Плюс

Минус

Интересно

III. Рефлексия по проведенному мероприятию

Дата, тема

Что знал

Что узнал

Отношение,

суждение

Приложение 5

Рефлексия

Лист оценки обучающегося _________________________________

                                                                Фамилия, имя

I. Оцените работу коллег в деловой игре «Семейный бюджет» и проведенное мероприятие по 5-балльной шкале

1. Работа своей «семьи»:

«Семья» Сидоровых:

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

2. Работа других «семей»:

        «Семья» Петровых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Ивановых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Борисовых                        1        2        3        4        5

3. Работа экспертов:

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

4. Оцените мероприятие                         1        2        3        4        5

II. «Плюс – Минус – Интересно»

Плюс

Минус

Интересно

III. Рефлексия по проведенному мероприятию

Дата, тема

Что знал

Что узнал

Отношение,

суждение

Приложение 5

Рефлексия

Лист оценки обучающегося _________________________________

                                                                Фамилия, имя

I. Оцените работу коллег в деловой игре «Семейный бюджет» и проведенное мероприятие по 5-балльной шкале

1. Работа своей «семьи»:

«Семья» Борисовых:

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

2. Работа других «семей»:

        «Семья» Петровых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Сидоровых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Ивановых                        1        2        3        4        5

3. Работа экспертов:

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

4. Оцените мероприятие                         1        2        3        4        5

II. «Плюс – Минус – Интересно»

Плюс

Минус

Интересно

III. Рефлексия по проведенному мероприятию

Дата, тема

Что знал

Что узнал

Отношение,

суждение

Приложение 5

Рефлексия

Лист оценки эксперта _________________________________

                                                Фамилия, имя

I. Оцените работу коллег в деловой игре «Семейный бюджет» и проведенное мероприятие по 5-балльной шкале

1. Работа экспертов:

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

_____________________                1        2        3        4        5

2. Работа «семей»:

«Семья» Ивановых                        1        2        3        4        5

«Семья» Петровых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Сидоровых                        1        2        3        4        5

        «Семья» Борисовых                        1        2        3        4        5

3. Оцените проведенный урок                 1        2        3        4        5

II. «Плюс – Минус – Интересно»

Плюс

Минус

Интересно

III. Рефлексия по проведенному мероприятию

Дата, тема

Что знал

Что узнал

Отношение,

суждение