Методическая копилка

Гаврюшина Наталия Станиславовна

Предварительный просмотр:

«Музыкальная терапия - как эффективный способ укрепления

здоровья дошкольников»

(методы коррекционной педагогики)

Музыкальная терапия (музыкотерапия) – наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, – одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

- помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

- помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

- музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

- косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность, – которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Музыкальные занятия могут проводиться в любой форме: прослушивание музыки, подпевание. Помните лишь принципы работы в музыкотерапии: с целью успокоения необходимо прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации – веселую и громкую. Возможности музыкальных произведений, особенно классических, широко используется для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения структуры его мироощущения. При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (пение, при этом применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Основная цель музыкальных занятий – интеграция ребенка в социальную группу, так как в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.

Музыкально-двигательный показ хорошо влияет на развитие ребенка, что, во-первых, вызывает интерес и сосредоточивает внимание детей на том или ином предмете, во-вторых, обучает игровым приемам, выполнению движений в соответствии с текстом песни.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Журавлик»

Доклад на педагогическом совете

Тема: «Синтез искусств-одно из ведущих направлений в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

                                          Подготовила музыкальный руководитель

                                высшей категории Гаврюшина Н.С.

                                       «Каждый день следует прослушать хоть одну песенку,

                                        посмотреть на хорошую картину и, если возможно,

                                        прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение.»

                                                                                     Иоганн Вольфганг Гёте

Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в дошкольном воспитании целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. На первый план выдвигается развивающая функция образования, направленная на всестороннее развитие личности ребёнка. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования музыкальное развитие дошкольников представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затруднило бы процесс интеграции. А это необходимо для решения одной из главных задач ДОУ на современном этапе- создание условий для детского художественного творчества, насыщение жизни ребёнка искусством во всех его проявлениях.

Искусство расширяет социальный опыт человека. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Оно способствует познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, музыке, литературе.

Обращение к синтезу искусств связано и с психологическими особенностями ребёнка — дошкольника, художественное творчество которого на этапе дошкольного детства носит синкретический, т.е. объединяющий характер. Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка: эмоции, чувства, мышление, память, воображение и т. д., Однако всестороннее развитие ребёнка формируется под воздействием синтеза различных искусств. Приобщение к искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, мелодию, стихи и прозу), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. По мнению А. В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка.

Во многих публикациях по проблеме взаимосвязи музыки и живописи отмечается, что цвето-звуковые ощущения характерны не только для композиторов, художников. Они могут возникнуть у любого взрослого человека, и у ребёнка. Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку является детский рисунок. Большое значение детскому рисунку придаёт Л. С. Выготский, он считает, что ребёнок к рисованию обращается не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность «легко выразить то, что им владеет», творчески решать поставленные перед ним изобразительные задачи.

В настоящее время исследователи выделяют два аспекта, два подхода к синтезу искусств:

а) дифференцированный подход — «предметные циклы» занятий

    искусством, различными художественными деятельностями;

б) интегрированный подход — где происходит синтез, взаимодействие

    разных искусств, разных видов детского художественного творчества.

Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Перед нами стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия». Поэтому в нашем детском саду стали часто проходить занятия с использованием интеграции и синтеза искусств. Цель таких занятий –дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, мы ориентировались на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор, используя разные виды искусства. Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Одной из важных задач музыкального воспитания является формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника. Музыкальная культура личности, которая является интегрированным качеством, трактуется сегодня многими исследователями как степень освоения музыкальной культуры общества во всем ее разнообразии. Развитие компонентов музыкальной культуры осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах, как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.

Интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, логично, что она должна иметь различные уровни:

 - внутривидовой (внутри образовательной области «Музыка»: между музыкальными видами детской деятельности);

- межвидовой (между образовательными областями и видами детской деятельности);

- межсистемной (между дошкольным и дополнительным образованием, между дошкольным и начальным образованием).

Это существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии педагога.

Методы интегрирования:

• Связь (тематика, образ и т.д.);

• Перевод из одного в другое (одна образовательная область становится

    средством передачи другой);

• Соподчинение (одна образовательная область, вид деятельности

    доминирует над сотрудничающей другой);

• Симбиоз (взаимодействие)  

Основанием интеграции в образовательном процессе ДОУ может служить:

• Необходимость совместных усилий всех специалистов ДОУ;

 • Комплексно – тематическое планирование;

• Сходство изучаемых объектов и явлений;

 • Единство ведущих идей.

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности.

1. В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);

 2. В театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

3. В изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.

4. В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, являются интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интегрированные занятия – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). Преимущество интегрированных занятий в том, что они позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в раннем детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.

Я, как музыкальный руководитель, осуществляю эту работу через интеграцию музыкальной и художественной деятельности, используя при этом внутривидовую и межвидовую интеграцию. Внутривидовая интеграция - единство задач музыкально-сенсорного развития в процессе пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях: развитие способности различать звуки по высоте, продолжительности звучания, динамике и тембру. Восприятие музыки музыка + изобразительное искусство (образы становятся визуальными) музыка + художественное слово («расшифровывается» музыкальный образ) ТАНЕЦ - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. Расширяются границы познания с переходом от действенного к наглядному образу (от танцевального образа к художественно-изобразительному)

 Логоритмика - интеграция слова, движения, музыки В результате логоритмических упражнений реализуются следующие задачи: расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие творческой фантазии и воображения.

Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок –сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной культурой трудно переоценить. А синтез искусств способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творчество» как качество личности.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Журавлик»

«Здравствуй, музыка!»

Конспект ООД для средней группы

с элементами игровой деятельности

автор: музыкальный руководитель Гаврюшина Н.С.

Ход занятия:

Цель занятия:

Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Развитие интереса к пению, любви к музыке.

Закрепление умения взаимодействовать друг с другом.

Использование игры в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

• упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмических движений.

• использовать полученные знания, умения и навыки в игровой деятельности.

• обогащать музыкальные впечатления детей.

• развивать навыки эмоционального общения друг с другом.

• воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению.

Ход занятия:

Музыкальное приветствие со «звучащими жестами»:

   -Ребята, я предлагаю поздороваться сегодня по - новому. Будьте

    внимательны, я покажу как. Пропеваю со «звучащими жестами»:

    2 прихлопа+2 притопа. Прошу детей повторить.

Музыкально – ритмические движения:

    «Марш», музыка Е. Тиличеевой

    -Теперь вы будете маршировать под музыку, но будьте внимательны.

      Когда я скажу: «Раз, 2, стоп». Надо это услышать и сразу остановиться.

 //Данная подсказка поможет детям услышать окончание музыкальных фраз и делать четкую остановку. Обратить внимание, кто из детей справился с заданием.

     Упражнение «Хлоп – хлоп» р.н.м. «Во саду ли, в огороде»: 1-4 такты -  легкий бег, 5-8 такты – хлопки над головой.

Слушание музыки:

      «Колокольчики звенят», музыка В. А. Моцарт

Играю отрывок произведения. Дети должны вспомнить как называется.

На чем играли вместе со мной. А еще есть такой шумовой инструмент, который называется треугольник. Играют на нем с помощью металлической палочки. (показываю). Сейчас мы его звучание добавим в наш ансамбль. (пробуем 3 раза.)

Пальчиковая гимнастика «Шарик»:

Надувают шарик быстро, - пальцы обеих рук собраны в одну щепотку,

Он становится большой.  – постепенно раздвигать их, не отрывая друг от

                                               друга.

Вдруг шар лопнул,           -   медленно развести руки в стороны.

Воздух вышел,                  -  подуть на сложенные ладони.

Стал он тонкий и худой.  -  снова собрать пальцы в щепотку.

Распевание, Пение

     «Я иду с цветами, я несу их маме», музыка Е. Тиличеевой

Распевание на одном звуке.

    «Мы запели песенку» музыка Р. Рустамова, сл. Л. Мироновой

Слушание новой песни. Беседа по содержанию. Четко и выразительно

проговорить текст. Разучивание 1 куплета и припева песни.

Музыкальная игра «Займи домик»

        Двигаться по кругу хороводным шагом. Закреплять умение держать

ровный круг. Развивать ловкость и внимание в игре. Воспитывать взаимовыручку и желание помочь  товарищу.

Игра повторяется несколько раз.

Рефлексия по музыкальной деятельности.