Профессиональный рост

Малова Евгения Викторовна

      Профессиональный рост педагога – это, прежде всего, процесс непрерывного раскрытия личностью своего потенциала, который влияет на эффективность педагогической деятельности. Самым главным условием профессионального роста является личная заинтересованность человека в самосовершенствовании, поэтому необходимо так организовать образовательный процесс в ДОУ, чтобы он способствовал дальнейшему стремлению к профессиональной самореализации.

   К главным составлющим личностного роста педагога можно отнести стремление постоянно совершенствовать свои знания и связывать это с творчетвом. в этом лучае воспитателю будет намного проще и интересней найти свой путь к новой, и интересной подаче материала.Педагог должен постоянно тремиться к новым знаниям.

Условия для профессионального роста:

- самообразовательная работа;

- чтение методической литературы;

- обзор в интернете;

- посещение семинаров,конференций, уроки коллег;

- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

- изучение информационно компьютерных технологий;

- участие в конкупсах в интернете;

- помещение своих разработок на сайте в интернете.

 

Курсы по повышению квалификации:

 2017 год  

  • Переподготовка по специальности «Дошкольная педагогика», ГАПОУ «Новосибирский педагогический колледж №1 им А.С. Макаренко»

12.09.2018

  • КПК по теме «Оказание первой помощи», 16 часов ЧОУДПО Межрегиональный Учебно-консультационный центр профсоюзов.
  • Март 2018 г. Обучающий семинар по CUBORO «Формирование инженерных компетенций»

13.01.2020

  • КПК по программе:«Обработка изображений и видео в редакторе MOVAVI в условиях реализации ФГОС»  в объёме 40 часов, МКУДПО г. Новосибирска «Городской центр информатизации «Эгида»

 

 

Моя профессиональная активность:

 Выступления на педсовете в ДОУ. Тема выступлений:

  • Взаимодействие инструктрора по физической культуре и воспитателя , декабрь 2018
  • Развитие предпосылок инженерного мышления у детей. Мнемосхемы. апрель 2019
  • Роль педагога в воспитании культуры чтения у дошкольников" октябрь 2019
  • Анализ произведения. Как правильно читать книгу октябрь 2019

Изучение информационно компьютерных технологий:

  • Транслирование видеоуроков на хостинге ютуб канала, и на собственном мини-сайте:
    • Видеоурок «Учим стихотворение по мнемосхеме»
    • Видеоурок «Рисуем яблоко. Учим самостоятельно стихотворение по мнемосхеме»
    • Видеоурок «Занимательная математика»
    • Видеоурок «1418», посвященный Дню Победы
    • Видеоурок «Опыт. Молоко и гуашь»
  • Видеопрезентация для педагогов «Развитие мышления у дошкольников 3-6 лет с помощью развивающих технологий. Мнемосхемы. Системный оператор». Онлайн транслирование своего проекта.

 Посещение семинаров,конференций, уроки коллег:

  • Посещение ЭКСПОЦЕНТРА. Выставка образовательный организаций    «Учебная Сибирь»
  • Выступление на районном методическом объединении с темой "Развитие мышления. Системный оператор" , февраль 2020

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Новосибирская классическая гимназия № 17» (Дошкольное отделение)                      630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 32/1,тел. 347-89-50, e-mail: detsadgym17@ngs.ru

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему:

Формирование познавательных интересов и познавательных 

 способностей ребенка в различных видах деятельности. 

 

  Системный оператор  

 

 

 

 

 

 

 

Токарева Галина Ивановна,

старший воспитатель высшей

квалификационной категории

Воспитатель: 

Малова Евгения Викторовна

 

 

Новосибирк, 2020 

                                         

 Содержание

Введение………………………………………………………….2

Цели………………………………………………………………3

Задачи…………………………………………………………….3

Что такое  ТРИЗ………………………………………………….3

Системный оператор…………………………………………….4

Заключение………………………………………………………7

 

 

 

 

                                                                                                              1

                                     

                                              Введение

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.  Дети получают информацию и анализируют ее с самого рождения.  

Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки" или «услышал - запомнил - повторил – применил». В результате уже в детском саду у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. В результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

                                                                                                                              2

Цели:

Развитие творческого воображения.

Задачи:

1.Сохранить и развить природный механизм творческого восприятия, который со временем у детей почти полностью исчезает

2.Учить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, сознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

3.Формировать познавательный интерес к окружающему миру;

4.Систематизировать знания детей об окружающем мире с помощью системного оператора;

5.Развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, внимание;

6.Воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи.

                                       Что такое ТРИЗ

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.

Именно технология ТРИЗ – РТВ (развитие творческого воображения) наиболее полно позволяет педагогу реализовывать эти важнейшие принципы в доступной и интересной для детей форме: обучение детей способам самостоятельного добывания информации возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Поэтому ТРИЗ можно назвать школой творческой личности. Мой опыт работы показал, что применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

В решении изобретательских задач ТРИЗ используются различные методы и приёмы.

Мы рассмотрим один из таких приёмов известный нам как «системный анализ», или «системный оператор».

                                                                                                                          3                                            

                                  Системный оператор

Думать объемно, учитывая все, без исключения, составляющие предмета анализа, могут далеко не все взрослые. Что уж говорить о детворе. В итоге, какие-то моменты остаются упущенными, и наше представление о вещах становится неполным, а значит и не до конца корректным, объективным.

Спешу вас успокоить — эту досадную оплошность всегда можно исправить! Особенно если речь идет опять же о детях, которым свойственно впитывать новую информацию с молниеносной скоростью. Главное — грамотно ее подать.

Подчеркивая принципиальную важность всеобъемлющего системного мышления, советский исследователь, создатель методики ТРИЗ, Генрих Альтшуллер, разработал концепцию системного оператора.

Она была призвана восполнить недостаток нашего мышления, дав людям возможность мыслить на десятки шагов вперед, выявляя тонкие причинно-следственные связи и закономерности вещей. По мнению ученого, только в этом случае мы сможем преобразовывать мир, не опасаясь разрушительных последствий своих не до конца обдуманных решений и действий.

                       Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

                                                                                                                            4                                                                                                                                                                  

Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.

                                    Алгоритм системного мышления

Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.

1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.

2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.

3. Выявление составляющих объекта.

4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выяснение основного места обитания или функционирования.

5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам

Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:

- целостности объекта;

- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);

- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:

                                                                                                                         5

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

                                                                                                                   

                                                                                                                        6

                                         

                                 Заключение

Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день.

А ведь применять ее можно где угодно! Умываетесь? А почему бы не поговорить о том, откуда берется и куда девается вода из крана? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребенком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее. Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом детей и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.

Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

В итоге, у малышей:

• Формируется своя точка зрения на различные вещи.

• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

• Появляется смелость общения.

                                                                                                                      7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ " Новосибирская классическая гимназия №17" Воспитатель : Малова Евгения Викторовна СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Новосибирск 2020 «Формирование познавательных интересов и познавательных способностей ребенка в различных видах деятельности»

Слайд 2

Актуальность «со старым мышлением, со старыми подходами, старыми привычками мы не осилим новый этап – а он качественно отличный..» Г.С. Альтшуллер , 1989

Слайд 3

Цель : Развитие творческого воображения

Слайд 4

Задача №1: Сохранить и развить природный механизм творческого восприятия , который со временем у детей почти полностью исчезает.

Слайд 6

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию ТРИЗ – не просто развивает воображение ребенка , а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Слайд 7

ПОСТУЛАТЫ: 1 . Дети исходно обладают творческим мышлением – оно необходимо для выживания в этом непростом (агрессивному по отношению к человеку) Мире. 2. Однако, дети теряют свое «умение» заменяя его на логическое. 3 . Выживают не сильнейшие (становятся творцами), а обладающие творческим мышлением .

Слайд 8

Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (1926-1988) советский писатель-фантаст и изобретатель, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ ) Учимся мыслить системно СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР НАДСИСТЕМА СИСТЕМА ПОДСИСТЕМА Прошлое Будущее

Слайд 10

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект) Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО Это что-то из ЧЕГО-ТО … ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то

Слайд 17

Вывод: 1.Быстрее включаются в работу. 2..Видят любой объект во времени и пространстве . 3.Нет границ в воображении. 4.Жажда познать новое, увидеть новые связи

Слайд 18

Главный вывод : Думать о будущем – значит не делать ошибок в настоящем , а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем .

Слайд 19

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» дошкольное отделение Компьютерная презентация педагогического проекта. Тема: «Чудо мнемотехника. Развитие предпосылок инженерного мышления посредством развивающих технологий». Выполнила: воспитатель Малова Е.В. Стаж работы год Новак Е.В Стаж работы 1 год Г. Новосибирск

Слайд 2

Элементы развития предпосылок инженерного мышления дошкольника развитие памяти Развитие речи Развитие воображения,фантазии Развитие мелкой моторики Развитие творческого нестандартного подхода Развитие коммуникативных способностей

Слайд 3

Гипотеза Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. Мы предполагаем, что развитие речи и памяти с опорой на мнемосхемы, приведет к развитию связной речи, развитию образой памяти, и как следствие, приведет к развитию предынженерного мышления.

Слайд 4

Цель проекта: Повысить уровень развития связной речи и развитие образной памяти детей младшего дошкольного возраста, используя метод мнемотехники Задачи: ► закрепить умение детей работать с упором на мнемотаблицу при заучивании стихов и составлении описательных рассказов; ► развивать образную память, внимание, воображение,; ► Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС

Слайд 5

Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей. Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи и развитию ассоциативной памяти детей дошкольного возраста

Слайд 6

«Речь-это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоена речь, Тем легче и полнее будут усваиваться знания» В.А. Сухомлинский «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету.» К.Д.Ушинский

Слайд 7

Схема связи психических процессов с полноценным развитием речи. ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Слайд 8

МНЕМОТЕХНИКА Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. В основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Слайд 9

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица

Слайд 10

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из следующих этапов: 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Слайд 11

2 этап: перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Слайд 12

3 этап: заучивание стихотворения по теме.

Слайд 13

4 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Слайд 14

Сравнительный анализ уровня речевого развития

Слайд 15

Взаимодействие с сотрудниками ДОУ. С инструктором по физ.воспитанию С муз. руководителем

Слайд 16

Вывод: Самым большим доказательством эффективной работы являются ДЕТИ , их желание и умение связно, красиво говорить.