ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Нестеренко Екатерина Валерьевна

В данном разделе представлены: 

  •  методический материал (памятки, беседы)  для взаимодействия  с родителями;
  • разработанный конспект обучающего интерактива с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka.docx30.3 КБ
Файл besedy.docx29.62 КБ
Файл ped.zadacha.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 13

Методический материал для работы с родителями.

(разработки бесед, памятки, консультации)

Анкеты для проведения работы с родителями

Анкета для родителей первоклассников.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок поступил в первый класс. Прошу Вас внимательно ответить на вопросы анкеты, чтобы я смогла поближе познакомиться с Вами и Вашими детьми. Если Вы не считаете нужным ответить на какой-либо из предложенных вопросов, просто пропустите его.

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
  2. Как Вы к нему обращаетесь дома?
  3. Дата рождения.
  4. Домашний адрес (место регистрации/ фактическое место проживания).
  5. Фамилия, имя, отчество мамы. Образование. Где и кем работает. Контактный телефон.
  6. Фамилия, имя, отчество папы. Образование. Где и кем работает. Контактный телефон.
  7. Посещал ли ребенок дошкольное учреждение, какое?
  8. Какая рука является ведущей (правая или левая)?
  9. Есть у ребенка аллергические реакции, если есть, то на какие аллергены?
  10. Часто ли он болеет, имеются ли хронические заболевания? Какие именно?
  11. Есть ли нарушение осанки?
  12. Получены ли специальные рекомендации окулиста? Что порекомендовано?
  13. Есть ли необходимость заниматься с логопедом?
  14. Рекомендовались ли занятия с психологом, дефектологом?
  15. Назовите положительные черты характера Вашего ребенка.
  16. Имеются ли у него отрицательные стороны характера, какие?
  17. В каких кружках, секциях занимается?
  18. В какие объединения дополнительного образования Вы планируете его записать? (музыкальная, художественная, спортивные школы и пр.)
  19. Чем интересуется?
  20. Посоветуйте, на что необходимо обратить внимание учителю при обучении Вашего ребенка и общении с ним?
  21. Кто обычно занимается с ребенком дома?
  22. С кем он проводит больше времени?
  23. Кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на поведение вашего ребенка, является для него авторитетом?
  24. Случаются ли конфликты в вашей семье, вызванные вопросами воспитания?
  25. Какие навыки по уходу за собой у него развиты?
  26. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок самостоятелен? В чем это проявляется?
  27. Какую помощь он просит ему оказать?
  28. Определены ли для него дома какие-нибудь обязанности?
  29. Как он их выполняет? С желанием или по принуждению? Качественно или не очень?
  30. Как он ведет себя по отношению к другим членам семьи? (родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам)
  31. Определено ли в квартире рабочее место для выполнения домашних заданий? (желательно указать, где оно находится)
  32. За что и каким образом Вы хвалите и поощряете его?
  33. За какие проступки, каким образом и как часто Вам приходится прибегать к наказаниям?
  34. Как Вы можете охарактеризовать его внимание, память, речь?
  35. Он усидчивый?
  36. Умеет читать? Если да, то как? (побуквенно, послогово, бегло)
  37. Любит ли он читать самостоятельно? Какие книги предпочитает?
  38. Умеет считать? Если да, то до какого числа?
  39. Есть ли у Вашего ребенка друзья, в том числе в классе?
  40. Как он ведет себя с другими детьми?

Анкета для родителей «Признаки агрессивности»

Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «Да» или «Нет».

 

Ребенок

Да

Нет

1

Злой дух временами вселяется в него

 

 

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

 

 

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

 

 

4

Иногда без всякой причины хочет выругаться

 

 

5

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки

 

 

6

Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение

 

 

7

Он не прочь подразнить животных

 

 

8

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

 

 

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

 

 

10

В ответ на обычные распоряжения стремиться все сделать наоборот

 

 

11

Часто не по возрасту ворчлив

 

 

12

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

 

 

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

 

 

14

Неудачи вызывают  у него сильное раздражение, поиски виноватых

 

 

15

Легко ссорится, вступает в драку

 

 

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми

 

 

17

У него нередки периоды мрачной раздражительности

 

 

18

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

 

 

19

Уверен, что любое задание выполнит лучше других

 

 

 

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

2. Памятки и правила для родителей

Памятка «Пять заповедей для родителей».

1.        Не ждите, что ваш ребёнок будет таким же, как вы. Или как вы хотите. Помогите ему стать не тобой, а собой.

2.        Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его жизнь тяжела не меньше, чем вам ваша. А может, и больше, потому что у него ещё нет привычки.

3.        Не унижайте!

4.        Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребёнка, мучайтесь, если можете и не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

5.         Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы – лучше становятся дети. Не надо воспитывать детей – сами становитесь лучше.

Памятка для родителей, будущих первоклассников.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.  

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

 Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Памятка родителям от ребенка

Памятка родителю от ребёнка.

- Не балуйте меня, вы меня портите. Я очень хорошо знаю, что мне не обязательно представлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

- Не бойтесь быть твёрдым со мной. Это позволяет мне определить своё место.

-Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

- Не давайте обещаний, которые не можете исполнить: это ослабит мою веру в вас.

- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле, иначе можно стать «плаксой» и «нытиком».

- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте. – Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Иначе я вообще перестану задавать вопросы и буду искать информацию на стороне.

-Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

- Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям, тогда я тоже стану вашим другом.

«Золотые правила» воспитания для родителей.

  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Понимайте ребёнка таким, какой он есть – с всеми недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно Вы.

Рекомендации родителям «Режим дня младшего школьника»

7.00-7.30 подъём: гимнастика, уборка постели;

7.30-8.00 завтрак;

8.00-8.15 дорога в школу (прогулка);

8.30-13.00 учебные занятия;

!3.00-13.30 дорога из школы домой (прогулка);

13.30-14.00 обед;

14.00-16.00 прогулка;

16.00-18.00 приготовление уроков;

18.00-19.00 отдых;

19.00-20.00 ужин и свободные занятия;

20.00-21.00 приготовление ко сну (чистка одежды, обуви, проветривание комнат, вечерний туалет);

21.00-7.00 сон.

Рекомендации по организации режима дня младшего школьника.

1. Вставай всегда в одно и то же время.

2. Начинай свой день с утренней гимнастики.

3. Утром и вечером тщательно чисти зубы.

5. Проводи достаточное количество времени (два-три) часа на свежем воздухе, занимайся спортом.

6. Соблюдай режим питания.

7. Одевайся по погоде.

8. Выполняй домашнее задание в установленное время.

9. Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах.

10. Смотри телевизионные передачи не более одного часа в день.

11. После школы отдохни, а затем делай уроки.

12. Уделяй время своему любимому делу.

13. Спи не менее десяти часов в сутки.

14. Ложись спать в одно и то же время.

Сон

1. Следите, чтобы ребёнок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал всегда в определённое время;

2. Приучайте ребёнка к выполнению перед сном гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, мыть ноги), спать при открытой форточке;

3. Не разрешайте ребёнку перед сном возбуждающих развлечений (просмотр телевизионных передач, шумные игры); не давайте перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая;

4. В помещении, где засыпает ребёнок, создайте спокойную обстановку: устраните яркий свет, прекратите громкие разговоры, выключите телевизор или радиоприёмник и т.д.

Утренняя гимнастика и закаливающие процедуры

1. В режиме дня ребёнка предусматривайте утреннюю гимнастику с последующие обтиранием или обмывания тела водой;

2. Следите, чтобы дети, впервые приступающие к утренней гимнастике, начинали с более легких упражнений, постепенно усложняя их. Постепенность должна соблюдаться при проведении закаливающих процедур;

3. Требуйте от детей, чтобы они ежедневно занимались утренней гимнастикой.

Питание

1. Питание детей должно быть умеренным по количеству, разнообразным по содержанию и достаточным по калорийности;

2. Ужин должен быть легким, небольшим по количеству, и давать его следует за 1 – 1 ½ часа до сна;

3. В школе ребёнок обязательно должен получать горячий завтрак. Если в школе горячие завтраки не предусмотрены, необходимо давать ему из дома небольшой завтрак, состоящий из бутерброда, молока или сырой морковки;

4. Нужно прививать детям привычку: мыть руки перед едой, есть за чистым столом, пользоваться чистой посудой, не употреблять не мытых фруктов и овощей;

5. Дети должны есть аккуратно, не спеша, хорошо пережевывать пищу. Им нельзя разрешать читать во время еды, слишком громко разговаривать и смеяться.

Бытовой труд

1. Поливать цветы в комнате, ухаживать за ними;

2. Накрывать на стол, убирать посуду, мыть её;

3. Держать в порядке своё рабочее место, полочку для книг;

4. Следить за порядком на письменном столе;

5. Складывать в определённое место получаемые семьёй газеты, журналы. Следить за их сохранностью;

6. Кормить домашних животных, следить за порядком, чистотой того места, где они едят, спят;

7. Помогать в уборке комнаты, пылесосить, вытирать пыль;

8. Следить за сохранностью школьной формы: складывать в определённое место;

9. Чистить ботинки;

10. Делать небольшие покупки;

11. Помогать младшим братьям и сестрам содержать игровой уголок в порядке, производить посильный ремонт игрушек;

12. Посильная работа на огороде: прополка, полив, уход за цветами.

Учебный труд

1. В режиме дня детей должны быть предусмотрены строго определённые часы для выполнения домашних заданий, должно быть указано время не только их начала, но и окончания;

2. Помогайте и контролируйте при выполнении домашних заданий, действия должны быть направлены на воспитание у них самостоятельности, самоконтроля и чувства ответственности за порученное им дело;

3. Создавайте надлежащие условия для работы детей дома, в организации рабочего места;

4. Следите, чтобы учебная деятельность учащихся чередовалась трудом умственным и физическим, выполнение домашних заданий после непродолжительного активного отдыха.

Отдых

1. Предусматривайте активный отдых в течение рабочего дня, недели, учебной четверти и учебного года;

2. Следите, чтобы дети отдыхали в перерывах между учебными занятиями в школе и дома через каждые 45 – 50 минут домашних занятий, а также перед сном;

3. Постройте режим дня ребенка, чтобы в течение дня целесообразно чередовались труд умственный и физический, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе;

4. Следите, чтобы активный отдых детей после учебных занятий в школе и перед домашними занятиями не превышал 1,5 часов.



Предварительный просмотр:

Беседа родительского собрания "Проекты в начальной школе"

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

                 (древняя китайская мудрость).

Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Проект — это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема — цель — результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

-установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы — информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

-поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)

-наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)

-выбрать способы решения задач на каждом этапе.

-определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

Введение — часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.

Основная часть — описание поэтапного решения задач.

Можно использовать фразы-клише:

Я начал свою работу с того, что...

Потом я приступил к ...

Я завершил работу тем, что...

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами...

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) ...

План моей работы был нарушен, потому что...

Мне удалось достичь цели проекта, потому что...

Заключение — часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

В проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную.

Цели проектного обучения:

 - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;

- позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного;

- развить у каждого позитивный образ себя и других;

- развить у учащихся умение истинно оценивать себя;

- развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать;

- обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы;

- развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;

умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме.

Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Беседа  родительского собрания" Создание портфолио в начальной школе"

Цель родительского собрания:

1. Заинтересовать родителей в совместной работе над детскими портфолио.

 2.Ознакомить родителей учащихся с условиями и режимом ра­боты школы, учебным планом на 3 класс.

Ход собрания

I. Для чего ученику портфолио?

У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, краевых олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов

Цель портфолио:выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Нам всем придется привыкнуть к формуле:

аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы

Философия портфолио.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Философия учебного портфолио предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
  • основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

Для чего все это нужно?

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

Как выглядит портфолио?

Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах", которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.

Портфолио ученика начальной школы

Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Девиз работы с портфолио ученика начальной школы

"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

РАЗДЕЛ "МОЯ СЕМЬЯ"

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Помогите своим детям!

И они станут успешными людьми, уверенными в свои силы и успех!!!

Беседа родительского собрания « Любите ребенка».

Любите ребенка просто так, ни за что, а потому, что он есть, что он ваш ребенок. Все дети нуждаются в любви.

Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, и самый красивый, и самый незаменимый цветок в букете, имя которому - Нравственность. Любя своих детей, вы учите их любить вас.

Любовь - это трудная работа. Трудная, потому что ежесекундная, невидимая, кропотливая работа души. Мы учим всему, но забываем о самом главном - учить умению любить. С самого рождения, без перерывов на каникулы.

Любви нельзя научить в теории. Ваши дети должны видеть, что вы умеете любить, верно самоотверженно. Не стесняйтесь, показывайте своим детям любимые вами мелочи, которые напоминают о любви близких вам людей, их внимании к вам.

Давайте не забывать почаще говорить друг другу простые добрые слова. Умеем ли мы это делать? Воспитана ли в нас такая незаметная, деликатная доброжелательность?

И если ребята приучены встречать уставшего отца в коридоре, нести ему тапочки, они через много лет не оставят его, постаревшего, больного, в одиночестве.

Когда подрастающий человек начинает самостоятельно постигать мир, ему очень нужна уверенность, что за спиной у него все надежно и спокойно, что охраняет его не просто мамина и папина забота, а огромная, вечная любовь.

Нашему взрослому миру так не хватает порой тепла. Может быть, его сумеют спасти дети, которых мы научим любить.

Любовь и справедливость нужны нашим детям, а значит, умейте уступать, прощать, где это нужно и возможно.

Любить - значит верить в ребенка. Если вы считаете, что ваш ребенок беспомощен, труслив, вы, совершенно не осознавая этого, будете делать все, чтобы сделать ребенка именно таким. Если же вы уверены, что ребенок изначально наделен положительными качествами, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на ребенка в этом направлении.

Ребенок с малолетства должен знать, что любовь к маме, папе, бабушке, другу, подружке - это прежде всего готовность отдавать, готовность жертвовать.

Удивительно как-то устроен мир: беззаветно и безоглядно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда и души. Выросшие внуки скучают не по той бабушке, которая дарила дорогие подарки, а по той, которой надо было таскать воду, вскапывать и полоть огород, колоть дрова.

 И маму особенно любят те дети, которые с младенчества привыкли заботиться о ней, помогать, которые несли домой из детского сада конфету, выданную на полдник.

Недаром выведена психологическая формула: заботимся о том, кого любим, и любим тех, о ком заботимся.

Родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве, он будет любим и в старшем возрасте, и сам будет способен любить. Боль за ребенка - это тоже выражение заботы и любви к нему.

Проявление заботы о других - высшая форма человеческого существования.

Почти невозможно стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытал заботы и любви.

Учите великодушию и деликатности - не откладывайте это на потом.

Учите детей отдавать и жертвовать, без этой науки ни они, ни вы не будете счастливы.

Настоящая родительская любовь - это любовь разумная, требовательная. Она там, где учат детей самостоятельности, выражают доверие, уважение к ним. Совместный труд родителей и детей сближает их, доставляет радость общения, сплачивает семью. Дети дорожат совместными занятиями спортом, чтением, рыбалкой, посещением театра, парка, цирка, ждут их. Обмен впечатлениями и переживаниями возможен лишь в семье, где есть общие интересы.

Внешние формы проявления любви в разных семьях различны. В одних - бесконечно щедры поцелуи и ласки. В других семьях - теплые и сердечные отношения скрываются за внешней сдержанностью, даже суровостью. И, говоря о любви, надо помнить одно правило - в любви не должно быть притворства, нельзя унижать ее банальностью и пошлостью. Любовь ребенку необходима, но она должна быть умной: не уродующей личность ребенка, а раскрывающей в нем все доброе и светлое. Любовь помогает ребенку относится к себе как к личности.

В. А. Сухомлинский, говоря о любви родителей и детей, выделил ряд моментов, которые желательно учитывать в воспитании детей.

Десять "нельзя" В. А. Сухомлинского

1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся.

 2. Нельзя смеяться над старостью и старшими людьми.

 3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми.

 4. Нельзя выражать неудовольствие тем, что у тебя нет той или иной вещи.

 5. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что не берет себе.

 6. Нельзя делать то, что осуждают старшие.

 7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.

 8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших.

 9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.

 10. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый пожилой человек.

Специальные исследования установили, что "нельзя" обычно сильнее побуждает к действию, чем "надо".

Слепая родительская любовь

"Материнская любовь слепа" - гласит народная пословица. Всепоглощающая любовь заставляет родителей оправдывать недостатки ребенка, его проступки, воспринимая их как случайные, или, что хуже, объяснять их формированием положительных черт характера. И тогда в грубости и упрямстве мальчика они видят признак будущего мужества и настойчивости, а в капризах девочки - будущую женственность.

Корень воспитательной порчи, по меткому выражению русского демократа Н. В. Шелгунова, заключается в чадолюбии. Слепая родительская любовь превращает ребенка в кумира, его ограждают от забот и трудов, потакают прихотям, захваливают и даже учатся за него, создают безоблачную жизнь своему чаду. На самом деле родители готовят своим детям тяжелую судьбу. Ребенок вырастет эгоистом, белоручкой, человеком, не приспособленным к жизни.

Эгоистичные, избалованные дети требуют к себе исключительного внимания, ухода за собой, принимая все услуги как должные. Отношения этих детей со взрослыми двойственны: пока те потакают им, они ласковы, как только появляются запреты, - они становятся грубы и дерзки. С родными внешне вежливы, но невнимательны к их переживаниям. У таких детей, которым все позволено, очень часты конфликты со сверстниками, поскольку у них не развиты навыки самоограничения. Особую неприязнь они вызывают тем, что по всякому пустяку жалуются взрослым. Они преувеличенно чувствительны, громко плачут, обвиняют всех в несправедливости, а в отношении себя они очень снисходительны.

Ребенок ни в коем случае не должен стать явным центром внимания и заботы семьи. Лучшим вариантом будет тот, если в центре внимания окажется мать. Она обо всех заботится - так и должно быть при правильной организации семьи. Отец и старшие дети выражают ей свои добрые чувства, и этим примером учат малыша заботиться о других.

Любовь - это чувство взаимное. Односторонняя любовь порождает эгоизм. Не научите детей любить, будете страдать на старости лет.

Крайности родительской любви

  • Любить - значит все разрешать ребенку, предоставлять ему полную свободу.
  • Любить - значит все делать за ребенка, материально его обеспечивать.
  • Любить - значит неусыпно контролировать каждый его шаг, каждое его действие.
  • Любить - значит постоянно выражать свои чувства к ребенку, обнимать, целовать его.
  • Любить только за что-то: за успехи, за похвалу окружающих, за какие-либо достоинства.

Как и во всем, в любви нужно чувство меры, крайности могут иметь отрицательные последствия для ребенка.  



Предварительный просмотр:

Педагогическая ситуация №2

Описание ситуации:

        Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, звучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Исходя из педагогической ситуации можно выделить проблему - детское воровство. Причины данной проблемы могут быть следующие:

  1. Малообеспеченная семья;
  2. Зависть ребёнка к сверстникам- дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостает. Отсутствие, например, у ребенка мобильного телефона в ситуации, когда все одноклассники им обладают, может стать мотивом совершения кражи.
  3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи;
  4. Желание наказать кого-либо или отомстить;
  5. Недостатки нравственного воспитания- ребенок не понимает сути своего поступка в силу недостаточного морального и интеллектуального развития либо в силу ошибок семейного воспитания, таких как воспитание по типу «вседозволенности».

На основе анализа и определение проблемы можно выделить основную педагогическую задачу - познакомить родителей предпосылкам детского воровства, обучить способам  предотвращения  детское воровства.

Способы решения в данной проблеме могут быть беседа с родителями, рекомендации, игры, ситуации.

-Прочитайте пословицу, как вы её понимаете?

Без спросу взял, да не сказал — так украл

Как вы думаете, какая тема нашего родительского собрания?

Тема- детское воровство.

Очень нехорошая ситуация произошла в нашем классе. Стали  пропадать то одна, то другая вещь. Из-за этого в классе напряженная атмосфера.

Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

Большую роль в решении данной  проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую  позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.

Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.

Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления  обладателя этих ценностей.

Как правило, воровство рассматривается в трех аспектах.

Социальный аспект. Воровство как правонарушение, за совершение которого наступает уголовная ответственность (с наступлением совершеннолетием) или постановка на учет в детскую комнату милиции с последующими беседами с работниками милиции или социальными педагогами.

Медико-биологический аспект. Воровство понимается как заболевание, обозначенное термином «клептомания» и имеющее определенные симптомы (например, периодически возникающее непреодолимое желание у человека украсть предметы, которые ему не нужны и не имеют материальной ценности). Воровство как заболевание встречается крайне редко.

Психологический аспект.  Воровство рассматривается как нарушение поведения у детей и подростков. С этой точки зрения выделяют следующие возможные причины воровства.

Как вы думаете, какие причины могут подтолкнуть ребёнка на такие поступки?

  1. Желание привлечь к себе внимание;- Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто они ищут внимания со стороны не только родителей, но и сверстников, желая привлечь внимание других детей к себе как обладателю какой-либо вещи.
  2. Желание отомстить или наказать своего обидчика; -«Саша, обидел меня, а я за это украду у него пенал».
  3. Зависть ребёнка к сверстникам; Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостает. Отсутствие, например, у ребенка мобильного телефона в ситуации, когда все одноклассники им обладают, может стать мотивом совершения кражи.
  4. Воровство как следствие неудовлетворённых последствий; Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им не хватает. Детское воровство может быть вызвано острым желанием обладания, которое охватывает ребёнка и бывает непонятно взрослым.

Сейчас я вам предлагаю  упражнение «Ассоциация» 

Напишите ассоциацию к слову «Воровство»

  • Со стороны того, кто взял;
  • С позиции пострадавшего.

Обсуждение: (с позиции кого было легче отвечать? Почему так отличаются ассоциации в первом и втором случае? В чём основное отличие?) кому хуже? Тому, кто украл? Тому, кто пострадал? Почему?

Работа по карточкам:

-У Вас в семье произошла ситуация…

Случай 1. В классе два друга — Коля и Толя. Недавно Коля потихоньку взял у Толи часы. Колина мама, разбирая портфель сына, с удивлением обнаружила в кармашке дорогие ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда они у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Толя. Тогда  Колины родители позвонили родителям Толи, и те очень обрадовались, узнав, что часы нашлись. Отец Коли сказал ему, что в его же интересах открыть всю правду. Тогда Коля признался, что часы он увидел на парте и взял их, а потом забыл про это. Родителям же Коля солгал, потому что испугался.

Случай 2.  На школьный завтрак ученикам дали конфетки «Гематоген», которые они решили взять домой. Два мальчика, положили свои конфетки на парты, и вышли из класса. Саша хотел спрятать свою конфетку, но тут к нему подошел Павел, учившийся в том, же классе, и как-то давший Саше что-то из своего завтрака с условием, что Саша затем отдаст ему то, что тому понравится. И вот час расплаты настал: и Павел забрал у Саши конфету. Саша, проходя, мимо парт с конфетами, взял их и спрятал в свой портфель. Но он не знал, что это видел кто-то из учеников.

- Ваши действия? Как бы Вы провели воспитательную беседу со своим ребёнком?

- Проанализировав эти ситуации, давайте составим рекомендации, которые помогут родителям избежать подобных ситуаций:

1. Начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.

2. Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине».

3. Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.

4. Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.

5. Не бойтесь давать ребенку карманные деньги, это убережет его от желания воровать и научит экономить.

6. Силовые меры - это только выброс негативных эмоций, страха и бессилия взрослых, но не выход из создавшейся ситуации. После такой меры наказания подросток отдаляется от родителей.

Американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

Рефлексия: Уважаемые родители, прошу вас оценить продуктивность нашей встречи и перетащить стикер в то место, где результат встречи совпадает с личным ощущением.

  1. Воровство как следствие неудовлетворённых потребностей. 
  2. Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостаёт. Детское воровство
  3. может быть вызвано острым желанием  обладания, которое охватывает ребёнка и бывает
  4. непонятно взрослым

Итог: Уважаемые родители, подводя итог нашего родительского собрания, хочется поблагодарить Вас за совместное сотрудничество, что вы не безразличны к своим детям!