долгосрочный проект "Говорушечка"
В проекте описан материал как театрализованные игры развивают и активизируют речь детей. Участвуя в представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. Правильно поставленные вопросы заставляют малышей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Наряду с умственным развитием происходит совершенствование правильной речи. В процессе работы над выразительностью реплик героев, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_govorushechka.docx | 53.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
«Говорушечка»
долгосрочный проект по речевому развитию
для детей младшего дошкольного возраста
Составил: Пикулева С.Н. –
воспитатель
2018-2020 г
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка …………………………………………………………..…....3-4
- Целевой раздел
Цель………………………………………………………………………………...…………5
Задачи ……………………………………………………………………………...…………5
Материально-техническое обеспечение………….……………………………...…………5
Прогноз…………..………………………………………………………………...…………6
Критерии …….…..………………………………………………………………...…………6
Предполагаемый продукт деятельности………………………………………...…………6
- Содержательный раздел
Этапы…………..…………...……………………………………………………...…………7
Формы работы с детьми……………..…………………………………………....…………7
Циклограмма деятельности……………..………………………………………...…………7
Форма отчётности……...……………..…………………………………………...…………7
Оборудование ………….……………..…………………………………………...…………7
Комплексно-тематическое планирование..……………………………………......……8-16
Список литературы……………………………...………………………...……………..…17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театральные постановки мини-этюдов в детском саду перед своими друзьями, перед малышами, на сцене в доме культуры. Театрализованные игры всегда радуют детей. Участвуя в представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. Правильно поставленные вопросы заставляют малышей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Наряду с умственным развитием происходит совершенствование правильной речи. В процессе работы над выразительностью реплик героев, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Не менее важно, что театральные постановки развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Благодаря мини-этюдам, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Также общеизвестно значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки учат дружить, развивают у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; предостерегают об опасности — если попал в беду - не отчаиваться, стараться найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. В сказке ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни. Сценические образы – обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несёт ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Театральная деятельность воздействует на маленьких детей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Увиденное и пережитое в самостоятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Всё это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Работая над темой самообразования «Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством постановки мини-этюдов» выявила, что в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой в филиале МАДОУ д/с «Радуга» недостаточно внимания отведено постановке театральных мини-этюдов. В детском саду созданы условия для постановки театрализованных постановок – имеется ширма для показа кукольного спектакля, различные виды театра, костюмы для героев, музыкальные инструменты, маски героев, технические средства (интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр), поэтому стало целесообразно разработать проект «Говорушечка».
- Целевой раздел проекта
Цель:
Развитие речи детей дошкольного возраста, развитие личности и приобщение к духовным и нравственным ценностям через постановку театрализованных мини-этюдов.
Задачи:
- Объединить усилия дошкольной Организации и Семьи, Социума с целью развития речи детей дошкольного возраста, развития личности и приобщение к духовным и нравственным ценностям через постановку театрализованных мини-этюдов.
- Создать условия для детей дошкольного возраста по развитию речи через игру в театральной деятельности.
- Повысить компетентность родителей в театральном, социокультурном, духовно-нравственном и речевом развитии детей дошкольного возраста.
Участники проекта: педагоги, дети, родители Механизм реализации проекта:
Материально-техническое обеспечение:
Изготовление атрибутов к инсценировке по мотивам белорусской народной сказки «Рукавичка» - декорации для спектакля, ширма, маски героев животных (лягушки, мышки, зайчика, лисички, волка, медведя), рукавички для танца с рукавичками, шарфики для исполнения танца снежинок.
Сроки реализации проекта:
Январь 2018 – май 2020 г.
Прогноз:
1.Развитие речи дошкольников - совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной.
2.Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
3.Обогащение РППС по театральной деятельности.
4.Повышение культурного уровня дошкольников.
Критерии оценки результативности проекта:
1.Диагностика детей группы
2.Фото - и видеоматериалы
3. Участие в конкурсе «Агиришские звёздочки»
Предполагаемый продукт деятельности:
1. Обновление эстетического пространства группы для демонстрации театральных мини-этюдов.
2.Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников филиала МАДОУ «Детский сад «Радуга».
3.Оформление стенгазеты «Мы – артисты»
- Содержательный раздел проекта
Этапы проекта:
I этап (подготовительный) январь 2018
1. Выявить уровень развития связной речи детей.
2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
3. Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов
4. Изготовить пособия для театральной деятельности, необходимые для реализации проекта.
II этап (основной) февраль2018-апрель 2020 г
1.Пополнить развивающую среду
2.Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
3.Познакомить детей с искусством театра и его видами
4.Развивать артикуляционную и мелкую моторику
5.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
III этап (заключительный) май 2020 г
1.Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников филиала МАДОУ д/с «Радуга».
2. Участие детей в фестивале детского творчества п.Агириш «Агиришские звёздочки» ДК «Современник» с театральной постановкой РНС «Теремок»
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Циклограмма деятельности:
Ежедневно в режимные моменты и во второй половине дня
Младшая группа - не более 15 минут в день.
Занятие проводит воспитатель.
Форма отчетности:
Постановка спектаклей для детей детского сада, театральных мини-этюдов на праздниках детей для родителей, театральная постановка на сцене дома культуры.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- теневой
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелеграф
- масочный
-театр рукавичек
- театр игрушек
3. Ноутбук, колонки.
4. Детские костюмы для спектаклей.
5.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
6. Музыкальный центр, видеоаппаратура.
7. Медиотека (аудио- и CD диски).
8. Декорации к спектаклям.
9. Книги и иллюстрации к сказкам.
10.Методическая литература.
Комплексно-тематическое планирование по театрализованной деятельности для детей младшей группы (от 3 до 4 лет)
№ п/п | Период | Тема | Задачи | Беседа | Игры | Чтение художественной литературы | Работа с родителями | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | ||||||||
1 | 1 неделя 02.09.- 06.09. | РНС «Теремок» |
| Беседа «Ласковое слово». | Хороводная игра «Заинька» | Чтение русской народной прибаутки «Петушок» Чтение РНС «Теремок» Инсценировка по мотивам РНС «Теремок» | Консультация «Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста Изготовление пальчикового театра «Теремок» Изготовление масок к РНС «Теремок» | Подготовка театральной постановки РНС «Теремок» |
2 неделя 09.09.-13.09. | Ласковая улыбка. Беседа с детьми по сказке «Теремок». Рассказывание РНС «Теремок» по картинкам. | Хороводная песня «Ай-да берёзка», хороводная игра «Стоит в поле теремок» | Чтение стихотворения «Корова» Чтение РНС «Теремок» | |||||
3 неделя 16.09.-20.09. | Отработка жестов и мимики. | Хороводная игра «Ходит Ваня» | Чтение потешек «Жил-был Глеб», «Едет Женя в красной шапке», «Рано-рано поутру» | |||||
4 неделя 23.09.-27.09. | Отработка реплик героев сказки | Хороводная игра «Именины» (, словесная игра «Сравни мышку и мишку», хороводная игра «Стоит в поле теремок» | Чтение РНС «Теремок» Чтение потешек «Катя, Катя маленькая…», «Хлопни, Катя, в ладушки», «Наша Машенька в дому…», «Николенька гусачок» | |||||
Октябрь | ||||||||
2 | 5 неделя 30.09 - 04.10. | Какие добрые слова в РНС «Теремок» |
| Выражение любви к близким людям. | Игровое упражнение «С добрым утром!» | Чтение русской народной прибаутки «Ладушки, ладушки»; чтение пословиц о добре; чтение потешки | Изготовление атрибутов для театральной постановки РНС «Теремок» | Театральная постановка РНС «Теремок» |
6 неделя 07.10. – 11.10. | Выражение любви к близким людям. Беседа по пословицам о добре «Доброе слово лучше мягкого пирога» | Речевая игра «Разговор по телефону» | Чтение стихотворения Е.Королёвой «Утром рано солнышко, улыбнувшись встало»; Э.Костин «Доброе утро!»; чтение потешки «Ой, люлюшеньки-люшки!», чтение потешки | |||||
7 неделя 14.10. – 18.10. | Беседа по содержанию песни «Кто у нас хороший?» | Хороводная игра «Кто у нас хороший!» | Чтение потешек «На дубочке», «В светлом теремочке», «Ты умница-разумница!», «Эх, водичка хороша» | |||||
8 неделя 21.10. – 25.10. | Радость встречи. Беседа по пословице «Доброе слово всегда к месту» | Речевые игры по выбору детей. | Разучивание наизусть А.Яшин «Я люблю когда при встрече»; чтение истории «Жила-была девочка Маша»; чтение потешки «Петушок у нас горластый» | |||||
Ноябрь | ||||||||
3 | 9 неделя 01.11.-08.11. | Исполнительный репертуар песен в театральной постановке «Ласковая песня» |
| Ласковое слово в колыбельных песенках для детей. | Обыгрывание сюжета «Кукольная колыбельная» | Чтение и пение колыбельных песенок «Котя-котенька-коток», «Баю-баю», «Люли-люли-люли», чтение М.Чарной «Баю-баю»; «Ай, люли-люленьки» | Изготовление атрибутов для СРИ «Дом» - кроватка для куклы Кати. | Рисование на тему «Ласковая песня» |
10 неделя 11.11.-15.11. | Беседа «Как поют колыбельные песни?» | Сюжетно-ролевая игра «Укладываем любимую куклу спать» | Чтение и пение колыбельной песни И.Токмаковой «Баиньки», «Баю-баю-баиньки»; колыбельная песенка «Спи, моя крошка любимая!» | |||||
11 неделя 18.11.-22.11. | Беседа на тему: «Какую колыбельную песенку поёт мама?» | Сюжетно-ролевая игра «Укладываем любимую куклу спать» | Чтение и пение колыбельной песни Н.Найдёнова «Кошечка», «Баю-баю-баиньки»; «Баю-бай, за рекой»; А.Майков «Спи, дитя моё, усни» | |||||
12 неделя 25.11.-29.11. | Беседа «Какие ласковые слова мы поём в колыбельной песенке?» | Сюжетно-ролевая игра «Укладываем любимую куклу спать» | Разучивание Г.Сапгир «Спать пора зайчатам», чтение и пение «Колыбельная»; Г.Ладонщикова «Кукольная колыбельная» | |||||
Декабрь | ||||||||
4 | 13 неделя 02.12.-06.12. | «Любимый праздник «Новый год» |
| Беседа на тему «Как готовятся к праздникам Рождества и Нового года?» | П/игра «Здравствуй, дедушка Мазай!» | «Рождество», «Нарядили ёлочку» М.Познанской, Разучивание песни «Ёлочка» музыка М.Красева, слова З.Александровой | Подготовка детей к празднованию Нового года. Разучивание стихотворений к празднику. Закрепление песни «Ёлочка» | |
14 неделя 09.12.-1312. | Нарядная ёлка. Рассматривание иллюстраций нарядных ёлочек. | Сюжетно-ролевая игра «Как мы готовимся к Новому году?» | Чтение рассказа «Ёлка» К.Лукашевич; И.Токмакова «На свете так бывает» | |||||
15 неделя 16.12.-20.12. | Общая радость. Беседа по рассказу К.Лукашевич «Ёлка» | Инсценирование песни «Ёлочка» Музыка М.Красева, Слова З.Александровой | Т.Бокова «Поздравляем с рождеством» | |||||
16 неделя 23.12.-27.12. | Беседа на основе образов-иллюстраций по мотивам стихотворения Ф.М.Достоевского «От Деда Мороза»; Забота родных и близких. | Игры и песни по желанию детей. | Разучивание стихотворения А.С.Хомякова «В этот светлый праздник» Ф.М.Достоевский «От Деда Мороза» | |||||
Январь | ||||||||
5 | 17 неделя 9.01.-10.01. | РНС «Курочка Ряба» |
| Мама. Беседа на тему «Кто самый лучший на свете человек?» Беседа по сказке «Петушок с семьёй» | Словесная игра «Золотое яичко», Игра малой подвижности в кругу «Помощники» | Чтение сказки «Петушок с семьёй» К.Д.Ушинского | Изготовление масок из фетра по мотивам РНС «Курочка Ряба» | Подготовка театральной постановки РНС «Курочка Ряба» |
18 неделя 13.01.-17.01. | Любовь. Беседа о прочитанном РНС «Золотое яичко» | Словесная игра «Курочка-Рябушечка», «Расскажите сказку» | Чтение стихотворения «Матушке», В. Руссу «Моя мама» | |||||
19 неделя 20.01.-24.01. | Доброта. Беседа на тему «Материнское сердце как летнее солнце» | Словесная игра «Вышла курочка гулять» | Чтение стихотворения «Праздник» И.Рутенина, разучивание песни Музыка Е.Теличеевой Слова М.Ивенсен «Песенка для мамы» | |||||
20 неделя 27.01.-31.01. | Забота. Беседа о том, как дети помогают своей маме. | Пальчиковая игра «Николенька-гусачок» | М.Пляцковский «Мама», инсценирование РНС «Курочка Ряба» | |||||
Февраль | ||||||||
6 | 21 неделя 03.02.-07.02. | «Пижамная вечеринка» |
| Беседа по потешке «Солнышко, солнышко», «Что солнышко даёт нам?» | Игра малой подвижности «Гори-гори ясно» | Е.Благтнина «Гори-гори ясно!» Разучивание песенки Музыка Ю.Чичкова, слова К.Ибряева «Выглянуло солнышко», чтение потешки «Солнышко-вёдрышко» | Совместная деятельность «Пижамная вечеринка» | Театральная постановка РНС «Курочка Ряба» |
22 неделя 10.02.-14.02. | Свет. Беседа «Какие добрые слова мы говорим солнышку?» | Разучивание хороводной игры «Солнышкино платьице» | Т.Бойко «Солнышко», чтение потешки «Солнышко, покажись» | |||||
23 неделя 17.02.-21.02. | Тепло. Беседа по стихотворению «Подсолнух» | Хороводная игра «Песенка про солнышко» | Разучивание песенки музыка Е.Теличеевой, слова Е.Каргановой «Есть у солнышка дружок», Чтение стихотворения «Подсолнух», чтение потешки «Солнышко-вёдрышко» | |||||
24 неделя 24.02.-28.02. | Радость. «Какие добрые слова мы знаем из потешек о солнышке?» | Хороводная игра «Песенка про солнышко» | А.Бродский «Солнечный зайчик» | |||||
Март | ||||||||
7 | 25 неделя 02.03.-06.03. | Инсценировка РНС «Колобок» |
| Беседа «Где живёт добрый мир у каждого из нас?», | Хороводная игра «Солнышкино платьице» | Чтение стихотворения «Добрый мир», Разучивание Е.Благинина «С добрым утром» | Изготовление пальчикового театра «Теремок» Изготовление масок к РНС «Колобок» | Подготовка театральной постановки РНС «Колобок» |
26 неделя 09.03.-13.03. | Беседа «Что доброго мы делаем для своих близких?» | Хороводная игра «Солнышкино платьице» | Е.Королёва «Наш дом», «Мы с сестрой на полянку пришли» | |||||
27 неделя 16.03.-20.03. | Беседа на тему «Почему мы любим свой дом?» | Хороводная игра «Солнышкино платьице» | Э.Михаленко «Самый лучший в мире дом» | |||||
Беседа «Где для вас самый лучший в мире дом?» | Хороводные игры» по желанию детей | Чтение произведений по желанию детей, инсценировка РНС по желанию детей | ||||||
28 неделя 23.03.-27.03. | ||||||||
Апрель | ||||||||
8 | 29 неделя 06.04.-10.04. | Викторина по мотивам РНС «Колобок» |
| Книга-связь слова и образа. Беседа на тему «Какими добрыми словами мы обращаемся?» | Хороводная игра «На лугу» | Н.Полякова «Доброе лето», чтение РНП Летом» обработка М.Мамонтовой, под редакцией П.И.Чайковского, чтение потешки «Ай-люли, ай-люли, гости к Дашеньке пришли…» | Инструкция проведения викторины для детей младшего дошкольного возраста. | Викторина по материалам РНС «Колобок» |
30 неделя 13.04.-17.04. | Первая книга. Беседа по сказке «Колобок» | Словесная игра «Расскажите сказку» | Ю.Полухин «Если вместе», пересказ РНС «Репка» по картинам книги, Я.Егоров «Мальчик и рыбки», разучивание потешки «Сидит белочка на тележке…» | |||||
31 неделя 20.04.-24.04. | Живое слово. Беседа на тему «Какие добрые дела можем с вами делать мы?» | Речевая игра «Как растили репку» Хороводная игра «Репка» на музыку Т.Попатенко, слова А.Кузнецова | Чтение стихотворения Л.Дьяконова «Помогать я буду всем», А.Плещеев «Хлопотливая птичка» | |||||
32 неделя 22.04.-26.04. | Живое слово. Беседа на тему «Мои дела дома или на огороде» | Хороводная игра «Мы на луг ходили» | Чтение стихотворения «А ну-ка, друзья, за работу…», Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», разучивание «Песни о книжке» музыка Т.Попатенко, слова Н.Найдёновой | |||||
Май | ||||||||
9 | 33 неделя 04.05.-08.05. | Экспериментальная деятельность «Герои любимых книг» |
| Беседа «Как весной оживает природа?», беседа по пословицам | Пение песенки Колобка | А.Н.Плещеев «Ласточка» | Инструкция пошагового выполнения эксперимента по мотивам РНС «Колобок» | Рисование по мотивам РНС Оформление страницы альбома «Моя любимая книга» |
34 неделя 11.05.-15.05. | Сила слова. Беседа по пословице «Добрая книга в счастье украшает, а в несчастье утешает» | Работа над выразительностью речи в диалоге по мотивам РНС по желанию детей | Л.Нечаев «Самый вкусный пирожок» | |||||
35 неделя 18.05.-22.05. | Добрые чувства. Беседа с детьми по сказке «Маша и медведь» | Словесная игра «Доскажи словечко» по мотивам русских народных сказок. | РНС «Маша и медведь», И.Бурсова «Доброта» | |||||
36 неделя 25.05.-29.05. | Радость от встречи с книгой. Отгадывание загадок по мотивам русских народных сказок. | Театральные игры по желанию детей | Чтение сказки «Козлятки и волк», чтение стихотворения З.Александровой «Тёплый дождь» |
Ожидаемый результат
По окончании проекта, дети смогут:
- Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
- Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
- Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
- Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.
ЛИТЕРАТУРА
- Доброе слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 32 с.
- Доброе слово. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 32 с.
- Добрый мир. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
- Добрый мир. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
- Добрая книга. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
- Добрая книга. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 года). Под общей редакцией И.А.Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018. – 24 с.
- Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. «Развитие детей в театрализованной деятельности» - М.: «Из детства в отрочество» 1997, - 92 с.
- Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. «Играем в театр» - М.: «Из детства в отрочество» 1997, - 128 с.
- Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности» - М.: «Сфера» 2010, - 128 с.
- Калинина Г.В. «Давайте устроим театр!» - М.: «Эксмо» 2007,512 с.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» - М.: «АРКТИ», 1999. - 160 с.