консультация для родителей

Елькина Ольга Афанасьевна

Консультация для родителей

Социально-нравственное воспитание дошкольников.

 

Социально-нравственное воспитание – это процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих её моральный облик.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Социально-нравственное воспитание дошкольников.

     Социально-нравственное воспитание – это процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих её моральный облик.

     Ребёнок с первых дней связан с окружающими его людьми. Самые важные учителя в нравственном воспитании для детей - родители.

     Родительский дом - это первая школа для ребёнка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Семья - это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро, писал В.А. Сухомлинский.

     Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств, как:

-уважение к старшим;

-дружеские отношения со сверстниками;

-умение соответственно отзываться на беду и радость других людей;

-проявление гуманных чувств;

-воспитание начал ответственности.

     Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные возможности различны, для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь к родному ребёнку, эмоционально-нравственная насыщенность отношений.

Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Консультация для родителей

«Нравственное воспитание дошкольника

в семье и детском саду»

     Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

     Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

     Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет  на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком,  не всегда  могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе.      необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других.  Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления.        

     Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку.    Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

     Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

     Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

     Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

     Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

  • установление единства в воспитании детей;
  • педагогическое просвещение родителей;
  •  изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
  •  ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

     Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

     Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

     В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

     Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы;
  • консультации:  «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;
  • совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки  из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья»,  «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.  Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
  • досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
  • поручения родителям;

     Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

     В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

     Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

    Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

     Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

     В группах оформлять "Уголки для родителей", помещать консультативные материалы.

«Алгоритм взаимодействия с семьей»

  1. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
  2. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
  3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
  4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы не помешали дальнейшему сотрудничеству.
  5. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на перевоспитание ребенка.
  6. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Консультация для родителей "Воспитание добротой"

     Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки

бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы

воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые

поступки. Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре И. С. Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

 Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности.

 В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.

 1. Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.

 2. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

 3. Отзывчивость – готовность помогать другим людям.

 4. Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.

 5. Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать

чужую боль.

 6. Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.

 7. Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень

положительного отношения.

      Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо

воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни.

     По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого

отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой

ценой. Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется « агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере

должны предопределяться ими. В противном же случае из человека

вырастает жестокосердный эгоист.

      Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не

с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И

самое главное – воспитать доброту можно только добром. Воспитание

ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и

чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как

можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал

ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.

       Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье

атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Родители –

первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных

требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно

родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители

главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание

строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от

того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет. В наши дни

произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится

слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама –

экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот

ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не

ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной

нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением

воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание (а не нравоучениями).

      Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с

поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме

свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. –

Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту

игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов

торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка,

говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

     Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша,

прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш

заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть,

она ему понравилась». Сущность доброты – способность сопереживать.

Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз

замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его,

полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но

уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет

повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны. Таких

уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано.

      Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже

сформировалось в характере или начинает складываться. Начинать

воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для

выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость,

нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х

лет мало что понимают и ничего не запоминают. Но в этот период все их

существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила.

Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на

подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить,

что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях

наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой

разумеющееся.

       Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение

сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе,

растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это

самый главный образец для подражания. Говорите о сложном, просто для

духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные

сказки со счастливым концом, в которых добро, всегда побеждает зло.

     Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по

которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что

происходит. Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые

поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои

учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.

 Как поощрять, или наказывать ребенка. Так же очень важно поощрять

ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела

всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в

беде. Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую

кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как

с взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы

видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину

(погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на

место). Наказывая, подумай!? Зачем?!

 Семь правил о наказании:

 1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни

психическому. Наказание должно быть полезным.

 2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.

 3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка

заслуженной похвалы или награды.

 4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим

 5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)

 6. Наказывайте, но не унижайте.

 7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему

его наказали. Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало,

отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш

малыш будет расти вслед за вами!

Памятка для родителей по духовно-нравственному воспитанию

 От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у

ребёнка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я - хороший». От

сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной

что - то не так», «я - плохой».

 Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Ещё ценность зависит

от того, что мы туда бросаем.

 Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены

любовью и надеждой.

 Научитесь слушать своего ребёнка и в радости и в горести.

 Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте

общения с ним.

 Станьте для своего ребёнка, примером для подражания в проявлении

положительных эмоций по отношению к членам семьи и другим людям.

 Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.

 Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным

лицом.

 Заведите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые

сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Список литературы:

 1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка

Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909

 2. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.

 3. Ожегов И. С. Словарь по этике. - М.: 1981.-128 с.