Самообразование
Опубликовано 12.05.2020 - 11:30 - Лукашевич Анна Викторовна
Самообразование, мотивы, этапы, достижения
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
- Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
- Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как “несовременного человека”.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим учителем быть стыдно и обидно.
- Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
- Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- правовое;
- эстетическое (гуманитарное);
- историческое;
- иностранные языки;
- политическое;
- информационно-компьютерные технологии;
- охрана здоровья;
- интересы и хобби.
- посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
- периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; - систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
- повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
- систематический просмотр определенных телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
- изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
- общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
- ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
- Дифференцированное обучение русскому языку.
- Система блочного тестирования на уроках математики.
- Работа с одаренными детьми.
- Интегрированные уроки чтения.
- Нестандартные виды работ и демонстрационные опыты на уроках природоведения.
- Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по математике/русскому языку.
- Игровые моменты на уроках математики.
- Развитие культуры речи на уроках чтения.
- Интерактивные методики в начальной школе.
- Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков математики (русского языка, чтения, природоведения) по теме: “…..”.
- Задачи практического содержания на уроках математики.
- Опережающее обучение.
- название темы
- цели
- задачи
- предполагаемый результат
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
- программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
- Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации;
- Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях сети Интернет значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами;
- Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой;
- Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе;
- Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
- Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
- Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
- Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
- Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
- Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету).
- Создание электронного учебника.
- Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
- Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления).
- Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
- Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
- Пакет административной документации классного руководителя.
- Пакет административной документации методического предметного объединения.
- База данных методик обучения.
- Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
- Проект личной методической веб-страницы.
- Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
- Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
- Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.
Самообразование педагога - главная составляющая учебного процесса
Педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным — значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и школьников. И поэтому современный педагог — это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников. Самообразование во все времена было основным источником человеческого знания. Основной объем знаний и умений каждый добывает сам. «Кто дорожит жизнью мысли, — писал Д. И. Писарев, — тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».
Самообразование — это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [3].
Данное определение имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, хотя самообразование — процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т. д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков. Самообразование является видом непрерывного образования.
Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование. Самообразование педагогов осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и самостоятельное штудирование научно-популярной литературы, работа с периодической печатью, методическая работа, участие в научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах. Продуктивная форма работы, которая рассчитана на участие группы специалистов — это работа в методических объединениях, творческих группах, методсоветах, педсоветах, на которых проводятся различные тренинги, деловые или методические игры, во время которых учителя знакомятся с различным материалом из области дидактики и методики. На таких занятиях решаются три основные задачи: ·помочь учителям за короткий срок усвоить определенный теоретический материал (степень усвоения информации при этом возрастает, так как в игре учитель непосредственно включается в необходимую деятельность); · через предлагаемые формы и приемы обучения помочь педагогам овладеть ими и дать понять, что их можно наполнить различным содержанием, использовать и при обучении учащихся; ·способствовать формированию коммуникативной компетентности педагогов.
Активной формой развития профессиональных компетенций преподавателя, как показала практика, считается участие в проведении предметных декад. В рамках такой декады каждый преподаватель дает открытые уроки, мастер-классы. Учитель делится особенностями методики и формами организации познавательной деятельности, своими приемами и находками. После проведения занятия происходит его коллективное обсуждение с самоанализом преподавателя. Именно благодаря взаимопосещению занятий, их совместному обсуждению, преподаватели приобретают навыки самоанализа, постановки целей и задач урока. Такие недели являются школой мастерства и обмена опытом. Участие в неделях педагогического мастерства особо ценно для молодых-начинающих преподавателей.
Обучение новому нельзя считать полным, если педагог сам не умеет оценить результаты используемого новшества, проанализировать свою деятельность и выявить скрытые причины недостатков. Традиционное самообразование — это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии.
Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно —коммуникационных технологий. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности. Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами дают огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования [1].
Однако каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно: ·повышение качества преподавания предмета (следует указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); ·разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; ·разработка новых форм, методов и приемов обучения; ·доклады, выступления; ·разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; ·разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям ·создание комплектов педагогических разработок; ·проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился преподаватель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.
Тарасова О. Г. Самообразование педагога – главная составляющая учебного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 156–159.