мои методическая копилка

Семенова Галина Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по литературе в 9-10 классах МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Тема: «Поющий нерв эпохи» (Е. Евтушенко)

Форма проведения: литературная гостиная

Цель: формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о творчестве В. Высоцкого.

Задачи:

1.Предметные

1. развивать у учащихся способность к воображению на основе произведений В. Высоцкого;

2. развивать умение и навыки обобщения и выделения главного в материале урока посредством составления плана-конспекта;

3. ввести учащихся в ситуацию исторического действия посредством переживания ими сформированных на занятии художественных образов.

2. Метапредметные

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию на уроке;

2. Представлять информацию.

3. Выявлять сущность, особенности объектов;

4. На основе анализа объектов делать выводы;

5. Обобщать и классифицировать;

7. Находить ответы на вопросы в новой информации.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе знакомства с творчеством Высоцкого;

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Прогнозировать предстоящую работу;

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1Формировать умение совместной деятельности;

2.Учить представлять результат своей работы;

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.


3. Личностные результаты:

1.  осмысление нравственных понятий «честь», «долг»;

2. приобщение к общечеловеческим ценностям;

3. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

4. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Основная задача обучения литературе заключается в привлечении внимания учащихся к личности и творчеству писателей и поэтов; в обеспечении сознательного овладения знаний и умений по предмету, необходимых для продолжения образования, в воспитании у обучающихся патриотических чувств, в развитии культуры общения, в формировании национальной идентификации.

Оборудование: актовый зал, в стороне стол со свечой, портрет В. Высоцкого, на середине сцены - стул, рядом гитара; выставка сборников стихов В. Высоцкого и книг о нём.

  1. Звучит тихая музыка

 Аня Никонова:

Владимир Высоцкий: Это имя и при жизни было легендой. А после смерти этим именем называют театры, корабли. В 1965 году астрономы Крымской обсерватории назвали открытую ими планету именем Владимира Высоцкого. Она значится под номером 2374 в Международном каталоге планет. Жизнь его короткая, но стремительная, пересекла небосклон человеческих судеб сияющим метеоритом. Он много раз умирал, но вновь воскресал. Не умел жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ."Поющий нерв эпохи", - так называл Высоцкого поэт Е.Евтушенко.

  1. Звучит песня Высоцкого "Я не люблю".

Вадим Ананьев:

Я вырос в Ленинградскую блокаду,
Но я тогда не пил и не гулял,
Я видел, как горят огнём Бадаевские склады,
В очередях за хлебушком стоял.

Граждане смелые,
А что ж тогда вы делали,
Когда наш город счёт не вёл смертям?
Ели хлеб с икоркою?
А я считал махоркою
Окурок с-под платформы чёрт-те с чем напополам.

От стужи даже птицы не летали,
А вору было нечего украсть,
Родителей моих в ту зиму ангелы прибрали,
А я боялся — только б не упасть!

Вика Гонгорова:

Высоцкий жил, как и пел, с таким напором, с такой отдачей, и шел навстречу своей судьбе, что не надо гадать, какое у него было сердце. Он осуществлял мечту каждого человека - выразиться полностью, всем существом сразу.

Семенов Артем:

Я весь в свету, доступен всем глазам,-
Я приступил к привычной процедуре:
Я к микрофону встал как к образам...
Нет-нет, сегодня - точно к амбразуре.

И микрофону я не по нутру -
Да, голос мой любому опостылит,-
Уверен, если где-то я совру -
Он ложь мою безжалостно усилит.

Вадим А.:

При жизни Высоцкого было много слухов о нем, много лжи, выдумок. А каким же был Высоцкий?

Лубсан Дондоков: Владимир Высоцкий родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.

Аяна Г.: Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.

ИНТЕРВЬЮ (Аня Никонова и Вадим Ананьев)

Имя, отчество, фамилия:
Владимир Семенович Высоцкий.

Профессия:
Актер.

Самый любимый писатель:
Михаил Булгаков.

Самый любимый поэт:
Бэла Ахмадулина.

Самый любимый актер:
Михаил Яншин.

Самая любимая актриса:
3инаида Славина.

Любимый театр, спектакль:
Театр на Таганке, «Живой».

Любимый фильм, кинорежиссер:
«Огни большого города», Чаплин.

Любимый скульптор, скульптура:
Роден, «Мыслитель».

Любимый художник, картина:
Куинджи, «Лунный свет».

Любимый композитор, музыкальное произведение, песня:
Шопен, «12-й. этюд», песня «Вставай, страна огромная».

Страна, к которой относишься с симпатией:
Россия, Польша, Франция.

Идеал мужчины:
Марлон Брандо.

Идеал женщины:
Секрет все-таки.

Человек, которого ты ненавидишь:
Их мало, но список значительный.

Самый дорогой для тебя человек:
Сейчас — не знаю.

Самая замечательная историческая личность:
Ленин, Гарибальди.

Историческая личность, внушающая тебе отвращение:
Гитлер и иже с ним.

Самый выдающийся человек современности:
Не знаю таких.

Кто твой друг:
Валерий Золотухин.

За что ты его любишь?
Если знать, за что, то это уже не любовь, а хорошее отношение.

Что такое, по-твоему, дружба?

Когда можно сказать человеку все, даже самое отвратительное о себе.

Хочешь ли ты быть Черты, характерные для твоего друга:

Терпимость, мудрость, ненавязчивость.

Любимые черты в характере человека:

Одержимость, отдача (не только на добрые дела).

Отвратительные качества человека:

Глупость, серость, гнусь.

Твои отличительные черты:

Разберутся друзья.

Чего тебе недостает?

Времени.

Каким человеком считаешь себя?

Разным.

За что ты любишь жизнь?

Какую?

Любимый цвет, цветок, запах, звук:

Белый, гвоздика, запах выгоревших волос, звук колокола.

Чего хочешь добиться в жизни?

Чтобы помнили, чтобы везде пускали.

Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ?

Еще одну жизнь.

Какое событие стало бы для тебя самым радостным?

Премьера «Гамлета».

А какое трагедией?

Потеря голоса.

Чему последний раз радовался?

Хорошему настроению.

Что последний раз огорчило?

Всё.

Любимый афоризм, изречение:

«Разберемся». В. Высоцкий.

Что бы сделал в первую очередь, если бы стал обладателем миллиона рублей?

Устроил бы банкет.

Твое увлечение:

Стихи, зажигалки.

Твоя мечта:

О лучшей жизни.

Ты счастлив?

Иногда — да.

Почему?

Просто так.

Хотел бы стать великим и почему?

Хочу и буду. Почему? Но уж это, знаете!..

Сережа Рябоволов: Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.

Лена Б.: Песня о правде и лжи
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила,-
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась и осталась довольна вполне.

Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз,
Деньги взяла, и часы, и еще документы,
Сплюнула, грязно ругнулась и вон подалась.

Только к утру обнаружила Правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово,-
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так — ничего.

Полина Х.: Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
— Ложь это все, и на Лжи — одеянье мое!..
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.

Голая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за Правду воюет,-
Правда, в речах его — правды на ломаный грош:
-Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь.

Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть — это чистая правда, ребята!
Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь, на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь, а конем твоим правит коварная Ложь.

Дарья К.: Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась." Высоцкий жил с матерью в Москве, в Большом Каретном переулке. В 1955 году окончил 10 классов.

  1. Звучит песня Высоцкого "На Большом Каретном".

Саша Я.: С детства и до конца жизни у Высоцкого не было постоянного пристанища. Бездомность и неустроенность быта: Но всегда выручали многочисленные друзья. Дружба - это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли: Это просто желание узнавать друг о друге, что - то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что вот мой друг здоров, и пускай себе здравствует.

Доминика К.:

Песня о друге

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик, —
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони.
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл;
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной, —
Значит, как на себя самого,
Положись на него!

Кирилл Кузнецов:

Владимир Высоцкий на своих концертах часто любил повторять: я никогда не думал, что буду выступать перед такими большими аудиториями, писал для друзей, для небольшого дружеского круга (называл имена - Шукшин, Тарковский, Макаров, Качарян, Туманов)... Тем не менее, искусство владеть залом было присуще ему в полной мере, не только как профессиональному артисту, но и просто как личности, как человеку. Недаром он смело просил зажигать свет в любом зале, никогда не работал в полутьме, просил поменьше хлопать, смело заговаривал с теми, кто писал записки или что-то выкрикивал. Это была его стихия. Он в ней чувствовал себя как рыба в воде.

Артур Григорьев: Высоцкому было 7 лет, когда закончилась ВОВ, но военная тема звучит в его песнях с необыкновенной силой. песня "Он не вернулся из боя".

Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

Ваня Климов: То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое…
Для меня — будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалось — будто из плена весна, —
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих.
Всё теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.

Света Ш.:  Жена Марина Влади по этому поводу говорила: На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, ты в войне не участвовал, но "прожил" ее в своих песнях:

 Никита Колодин:  песня "Братские могилы".

На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!

Мария Горбачева: Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.

Алина Норбоева:

Песни Высоцкого...Чем объяснить их феноменальную, неслыханную славу? Их все слушали, их все пели для себя, но никто не мог исполнить. Это удивительно, но никто по - настоящему не пел и не споет его песни. Нужен его темперамент, нужен этот сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. И только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню.

  1. Танцевальный номер под песню Высоцкого «Утренняя гимнастика»

Аня Н :Песня о двух погибших лебедях

Трубят рога: скорей, скорей! -

И копошится свита.

Душа у ловчих без затей,

Из жил воловьих свита.

Ну и забава у людей -

Убить двух белых лебедей!

И стрелы ввысь помчались...

У лучников наметан глаз,

А эти лебеди как раз

Сегодня повстречались.

Она жила под солнцем - там,

Где синих звезд без счета,

Куда под силу лебедям

Высокого полета.

Воспари и два крыла раскинь

В густую трепетную синь.

Скользи по божьим склонам,

В такую высь, куда и впредь

Возможно будет долететь

Лишь ангелам и стонам.

Но он и там ее настиг

И счастлив миг единый, -

Да только, был тот яркий миг

Их песней лебединой...

Крылатым ангелам сродни,

К земле направились они -

Опасная повадка!

Из-за кустов, как из-за стен,

Следят охотники за тем,

Чтоб счастье было кратко.

Вот утирают пот со лба

Виновники падения:

Сбылась последняя мольба -

"Остановись, мгновенье!"

Так пелся этот вечный стих

В пик лебединой песни их -

Счастливцев одночасья:

Они упали вниз вдвоем,

Так и оставшись на седьмом,

На высшем небе счастья.

Кирилл Кочегаров:  стихотворение «Спасите наши души»

Уходим под воду
В нейтральной воде.
Мы можем по году
Плевать на погоду,
А если накроют —
Локаторы взвоют
О нашей беде. Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS всё глуше,
глуше.

Осокин Юра:
И ужас режет души
Напополам…И рвутся аорты,
Но наверх — не сметь!
Там слева по борту,
Там справа по борту,
Там прямо по ходу
Мешает проходу
Рогатая смерть! Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS всё глуше,
глуше.

Даша Кочелева:
И ужас режет души
Напополам…Вот вышли наверх мы…
Но выхода нет!
Вот — полный на верфи!
Натянуты нервы…
Конец всем печалям,
Концам и началам —
Мы рвёмся к причалам
За место торпед! Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS всё глуше,
глуше.
И ужас режет души
Напополам…Спасите наши души!

Дарья Проничева стихотворение Охота на волков:

Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
Но сегодня — опять как вчера:
Обложили меня, обложили —
Гонят весело на номера!

Из-за елей хлопочут двустволки —
Там охотники прячутся в тень, —
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.

Идёт охота на волков,
Идёт охота —
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука:
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций —
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!

И вот — охота на волков,
Идёт охота —
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры —
Почему же — вожак, дай ответ —
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?!

Волк не может, не должен иначе.
Вот кончается время моё:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружьё.

Идёт охота на волков,
Идёт охота —
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.

Я из повиновения вышел:
За флажки — жажда жизни сильней!
Только — сзади я радостно слышал
Удивлённые крики людей.

Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
Но сегодня — не так, как вчера:
Обложили меня, обложили —
Но остались ни с чем егеря!

Идёт охота на волков,
Идёт охота —
На серых хищников
Матёрых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.

Сосоров Матвей:

У тебя глаза как нож:
Если прямо ты взглянешь,
Я забываю, кто я есть и где мой дом.
А если косо ты взглянешь -
Как по сердцу полоснешь
Ты холодным острым серым тесаком.

Я здоров, к чему скрывать!
Я пятаки могу ломать,
Я недавно головой быка убил.
Но с тобой жизнь коротать -
Не подковы разгибать,
А прибить тебя морально - нету сил!

Я все ноги исходил,
Велосипед себе купил,
Чтоб в страданьях облегчения была.
Но налетел на самосвал,
К Склифосовскому попал,
Навестить меня ты даже не пришла.

Кирилл Головин

Удар, удар, ещё удар, опять удар и вот

Борис Будкеев, Краснодар, проводит апперкот.

Вот он прижал меня в углу, вот я едва ушёл,

Вот апперкот, я на полу и мне нехорошо.

И думал Будкеев, мне челюсть кроша,

И жить хорошо, и жизнь хороша.

При счёте семь я всё лежу, рыдают землячки,

Встаю, ныряю, ухожу и мне идут очки.

Неправда будто бы к концу я силы берегу,

Бить человека по лицу я с детства не могу.

Но думал Будкеев, мне ребра круша,

И жить хорошо, и жизнь хороша.

В трибунах свист, в трибунах вой, ату его, он трус,

Будкеев лезет а ближний бой, а я к канатам жмусь.

Но он пролез, он сибиряк, настырные они,

И я сказал ему - чудак, устал ведь, отдохни.

Но он не услышал, он думал, дыша,

Что жить хорошо, и жизнь хороша.

А он всё бьёт, здоровый чёрт, я вижу, быть беде,

Ведь бокс не драка, это спорт отважных и т.д.

Вот он ударил раз, два, три и сам лишился сил,

Мне руку поднял рефери, которой я не бил.

Лежал он и думал, что жизнь хороша,

Кому хороша, а кому ни шиша.

Семенова Г.В., учитель русского языка и литературы, читает «Балладу о любви» 
5) Танец «Баллада о любви» в исполнении Д. Гурцкой    (включить видеоролик)

Баир Цыренов: Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

Аня Н..:25 июля 1980 года поэта не стало. Поклониться Высоцкому пришли не только артисты, друзья и родственники. Незнакомые люди, которые любили его песни, стихи, пришли отдать дань памяти своему кумиру - тысячи людей, людское море, растянувшееся на километры. Внезапно над толпой поднялся голос Высоцкого - сотни людей взяли с собой магнитофоны с записями своих любимых песен.

Сегодняшний урок не совсем обычный. Мы успели мысленно побывать во времени и пространстве, в котором жил и творил великий бард и актёр Владимир Семёнович Высоцкий.

-Чему научил нас В. Высоцкий? (ответы ребят)

Д/З:

  1. Сочинение –рассуждение «В чем истинное предназначение поэта Владимира Высоцкого?
  2. Какой бы памятник я поставил В. Высоцкому? (иллюстрации, словесное рисование);
  3. Ответить на вопросы из Интервью с Высоцким.



Предварительный просмотр:

Проект «Эрдэни» по направлению «Гимнастика в классе»

для реализации в классном коллективе

разработан Семеновой Г.В., классным руководителем 7 В класса

МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Актуальность:

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

     в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

     в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

     в нравственном – честен, самокритичен, дружелюбен;

     в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Двигательная активность способствует не только возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Физические упражнения благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Проблема:

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы дети не уставали и могли работать на уроке в полную силу.

Цель проекта: разработать комплекс упражнений по гимнастике во время уроков, способствующих снятию утомления, активизирующих умственные способности и работоспособность детей.

Задачи проекта:

     создать проектную группу;

     разработать комплекс упражнений по гимнастике;

     проводить ежедневно на уроках гимнастику на уроках;

     провести мониторинг физического, эмоционального, умственного состояния школьников в конце каждой четверти и за год.

Реализация проекта:

Мероприятия

Сроки

Примечание

1

Создать проектную группу и несколько рабочих групп

12-13 декабря 2021 г.

 

2

Разработать комплекс упражнений по гимнастике во время уроков

13-14 декабря 2021 г.

 

3

Провести пробные пятиминутки во время уроков в 5-11 классах в течение недели

15-18 декабря 2021 г.

Фоторепортаж с уроков

4

Провести опрос среди учащихся об эффективности проведения гимнастики во время уроков

22 декабря 2021 г.

На основании материалов опроса внести коррективы в проект

5

Внести изменения в реализацию проекта, если это имеет место быть.

23-25 декабря 2021г.

 

6

Применять ежедневно на уроках комплексы упражнений по гимнастике, разработанные учащимися

В течение учебного года

 

 

Какие условия соблюдать при проведении гимнастики на уроках?

1.        Обучающиеся занимаются в школьной форме, поэтому надо предложить им расстегнуть ворот рубашки, ослабить пояс.

2.        Продолжительность гимнастики 2-3 минуты.

3.       Для повышения интереса школьников при внедрении физкультминуток можно использовать переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд. Обязателен положительный эмоциональный фон!

 

Мы предлагаем следующий комплекс упражнений:

Бодрость за одну минуту

В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня и в начале урока предлагается проведение следующих упражнений и тренингов.

1. Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).

2. Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).

3.  Уши. Потрите уши (5 сек).

4. Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).

5. Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).

6. Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).

7. Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).

8. Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).

Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.

I. упражнение для снятия утомления с плечевого пояса

1.       Исходное положение (и.п.) – стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

II. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища

1.       И.п. – стойка: ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 – то же в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз.

III. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

1.       И.п. – основная стойка. На счет «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова отведена назад. На счет «два» локти подаются вперед, голова наклонена вперед. На счет «три» руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» – принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4 – 6 раз.

IV. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. 

И.п. – стоя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

V.  Упражнения для мобилизации внимания. 

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7 – 8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – опустить правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 – средний; 1 – 2 – медленный.

VI. Упражнения для глаз

1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.

3. Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.

10.  Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

Ожидаемые результаты:

          Формирование интереса к учебе;

 

          Формирование культуры здорового образа жизни.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Семенова Галина Владимировна

Semenova Galina Vladimirovna

учитель русского языка и литературы

                                                                 Russian and literature teacher

 МАОУ «СОШ № 5 г. Закаменск»

MAEO “Secondary school № 5 Zakamensk”

 Республика Бурятия

Republic of  Buryatia

Аннотация

В статье поднимается проблема повышения читательской активности школьников. Учитель, обобщая свой опыт, описывает пути решения данной проблемы. Предлагает свои формы оценивания филологических знаний и оценивания результатов творческой деятельности на уроках литературы. Приоритетными в оценочной деятельности становятся продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником своего информационного продукта. Помимо привычных предметных контрольных работ учитель проводит метапредметные диагностические работы,  составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Описаны метапредметные формы деятельности на уроках литературы, внедряемые учителем: создание книги – манги на основе прочитанных произведений; рассказ от лица литературных героев; описание одного героя от лица другого; съёмка эпизодов из  произведений русской литературы; исполнение роли актера, режиссера, художника – декоратора, осветителя, художника по костюмам и т.п.; прием «Стоп-кадр».

Annotation

The problem of rise reading activity is risen in this article. Teacher, summarizing his many years  experience,  describes the ways of  solution present problem. Teacher offers his forms of assessment of  philological  knowledge and results of creative activity at the lessons of literature. Productive tasks in application of knowledge and skills, suggesting the creation of pupil his informational product, become priority   in   assessment activity. Besides usual control works, it is necessary to conduct interdisciplinary diagnostic works that are composed of competent tasks. These tasks require of pupils not only the cognitive activity but also regulatory, communicative activities. Such interdisciplinary forms include: creative books – manga on the basis of reading works, the story in the face of literary character, describing one character in the face another, filming the episodes from works of   the Russian Literature, the performance of the role of actor, director, costume designer, decorator, illuminator, freeze frame.

Ключевые слова: читательская компетентность, метапредметные формы деятельности, нетрадиционные формы оценивания.

        Keywords: reading competence, metasubiect forms of activity, non-traditional forms of assessment

Одна из главных задач любого учителя -  пробудить интерес обучающихся к своему предмету и желание прилежно изучать его. Нас, учителей словесности, всегда волнуют одни и те же вопросы: как сделать свои уроки интересными, высокоэффективными? Как превратить их в действенное средство нравственного воспитания, пробуждения в юных душах чувства доброты и милосердия? Б. Л. Пастернак говорил о чтении как «высочайшей деятельности человека». И в этом смысл уроков литературы заключается в том, чтобы воспитать в ученике особый талант – читательский . А для этого необходимо найти такие приемы в преподавании литературы, которые пробуждали бы интерес к чтению,  такие формы оценивания филологических знаний, которые способствовали формированию желания учиться и трудиться. Как же этого добиться?

Каждый из нас с нетерпением ждёт оценки результатов своей деятельности. Каждый из нас по-разному реагирует на неудовлетворительные результаты. Наши ученики точно так же, ожидая свою оценку за контрольную работу, очень переживают.

        К сожалению, психология ребёнка такова, что он ещё не в состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет стараться учиться в том случае, если он знает и на практике убедился, что за его работой следят, её направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестаёт стараться, регулярно готовить уроки. Поэтому наряду с традиционной формой оценивания становится ценной и нетрадиционная форма. В чём актуальность нетрадиционной формы оценивания?

  • система контроля и оценки является средством обратной связи, которое предоставляет информацию о состоянии и проблемах образования на конкретном этапе развития;
  • контроль знаний, умений, навыков даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели;
  • применение нетрадиционных форм контроля в организации обучения способствует совершенствованию учебного процесса.

Нестандартные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес. Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. Прежде всего, нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислим главные изменения:

     Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

         Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). К таким метапредметным формам деятельности на уроках литературы отношу:

  1. Создание книги – манги на основе прочитанных произведений;
  2. Рассказ от лица литературных героев;
  3. Описание одного героя от лица другого;
  4. Съёмка эпизодов из  произведений русской литературы;
  5.  исполнение роли актера, режиссера, художника – декоратора, осветителя, художника по костюмам и т.п.;
  6. «Стоп-кадр».

В проектной деятельности при создании Манги – книги с иллюстрациями открываются новые возможности творческого осмысления художественного произведения. Во время работы дети примеряют нас себя образы персонажей, раскрывают идеи, замысел автора, мотивы. В творческой работе принимает  участие весь класс, который делится на группы: литературную, съемочную, актерскую, техническую, художники (мангаки). Литературная группа обрабатывает художественный текст и создает свой оригинальный сценарий. Группа мангаков подбирает актерский состав из числа учащихся школы класса. Съемочная группа занимается раскадровкой и постановкой кадра, фотографирует собранный кадр. Из огромного количества фотокадров художники – мангаки выбирают наиболее удачные, затем техническая группа переводит на компьютере  фотокадр в приложении «Varnist» в черно-белую заготовку. Эта заготовка распечатывается на принтере и передается мангакам. Художники рисуют образы, характеры героев произведения, детализируя их в стиле манга.

 При оценке групповой проектной работы учитывается объём выполненной работы каждого проектанта, степень участия, творческий подход, умение презентовать проект. Ставится как общая оценка группе, так и индивидуальная.

        В пятом – шестом классах даю задания: писать рассказы от лица литературных героев, описывать одного героя от лица другого. Стоит детям мысленно перевоплотиться в одного из героев, как сразу находятся нужные слова и рождаются размышления. Так,  например, пишут пятиклассники после чтения и обсуждения баллады «Кубок» В. А. Жуковского:

               «Отец сегодня приказал достать из морской пучины брошенный им золотой кубок. Зачем он это делает? Хочет узнать, насколько храбры и преданны ему его рыцари? Или ради забавы готов людей отправить на верную смерть? Я впервые увидела отца таким жестоким, безжалостным. Отважный юноша исполнил желание моего отца – с божьей помощью и моими мольбами о его спасении он вынырнул из черной глубины. Но отцу этого мало!  Даже моя просьба о пощаде смелого пажа не тронула его сердце. Я плачу… «Юноши нет и не будет уж вечно».   (Анна Н. – в роли  царевны)

               «Когда я кинул кубок в море, я делал это для развлечения, ради забавы. Я – царь, властелин народов. Нет жалости в моем сердце.  Мою любимую дочь готов отдать, не спросив её согласия. О, боги!  Что со мной происходит? Почему я стал бездушным, жестоким тираном? Как сильно во мне желание подчинять людей, играть их жизнями!».  (Вадим А. – в роли царя)

          Критериями оценки содержания и композиционного оформления таких работ являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

        Оценивается степень самостоятельности на уроках литературы: без помощи учителя (3 балла);

незначительная помощь учителя (2 балла);

существенная помощь учителя (1 балл);

не справился (0 баллов).

Правильность выполнения: работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла), работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2

               Сейчас широко многие учителя литературы используют кинематограф. Съёмка эпизодов из  произведений русской литературы, исполнение роли актера, режиссера, художника – декоратора, осветителя, художника по костюмам и т.п. защищает не столько от чужого взгляда, сколько от самих себя, от свойственной возрасту самоиронии. Перевоплощение в другое лицо обостряет наблюдательность, помогает от внешней детали перейти к психологическому портрету.

      Так пишут дети в шестом классе после чтения и обсуждения повести «Дубровский» А.С. Пушкина:

               «Я – режиссер фильма «Дубровский». Для того, чтобы подобрать актера на роль Дубровского, нужно составить его портрет. Во-первых, он среднего роста, стройный, приятный молодой человек. Возраст неопределенный: то ему дает 35 лет, то 23 года. Во- вторых, характер спокойный, рассудительный, сдержанный. В первом маленьком бунте крестьян Дубровский сумел их успокоить ровным, тихим, уверенным голосом. А так могут себя держать только очень сильные духом люди. Он – человек чести, обладающий острым умом и тонкой душой». (Тимур С.  в роли режиссера)

       Как видим, составление таких монологов требует очень вдумчивого прочтения текста, заставляет повторить все изученное и выделить проблемные вопросы. Учитель же получает возможность проверить, насколько глубоко усвоен материал.      

      По этому отрывку из творческой ученической работы другие дети узнают поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:

               «Открывается панорамная картина на заднике сцены: горы в белоснежных папахах, склоны которых купаются в  буйной зелени кипарисов, могучих пихт. Между деревьями петляет серпантинная дорога, а где-то далеко-далеко четко вырисовывается силуэт монастыря. Он сделан из камня, грубого и необтесанного. Почему я вижу его таким? Характер горцев отражается в архитектуре строения: гордый, неприступный, твердый. Луч прожектора уводит зрителя от этой панорамы на холм, на вершине которого видна одинокая фигура юноши. Зритель видит крупным планом лицо: худое, бледное, но глаза горят черными угольками. Он пристально всматривается вдаль, за горизонт». (Катя Б. в роли художника – оформителя)   

      Отметим также, что перед итоговыми сочинениями требуется не только систематизация изученного материала, но и подготовка эмоционального отклика на произведение. Применяю в работе прием «стоп – кадра»: прошу учеников представить себе – увидеть, словно кадры фильма, те эпизоды, которые они считают самыми значимыми, символичными. После небольшой паузы семиклассники говорят один за другим, без учительских наводящих вопросов  и комментариев смотрят в воображаемую кинокамеру и описывают картинку из поэмы «Русские женщины» Н.А. Некрасова:

             «Ночь. Зима. Слышится завывание ветра, изредка вой волков. Ямщик гонит лошадей. В санях сидит княгиня Трубецкая».

             «Её лицо (крупным планом) ещё бледнее в свете луны. Ей снится сон: светлый, пышный зал, пары кружатся, музыка, наряды… Перед ней стоит красавец молодой, он что-то шепчет ей…»

             «Все обрывается, исчезает. Контраст: блеск роскошного зала сменяет суровая картина сибирской зимы».

       «Но она не боится трудностей! Любовь – это самопожертвование».  

    Такие варианты, звучащие один за другим, позволяют учащимся заново переживать прочитанное, сравнивать свои мысли и чувства с чужими. Это активизирует навык свободного говорения, снимает закомплексованность у тех, кто заранее уверен, что сочинение ему не по плечу. Находятся нужные слова и рождаются размышления, которые удивляют своей зрелостью. Учащиеся убеждаются, что их слова – их собственное мнение, не повторенное за учителем, не взятое из статьи учебника или из интернета, - интересно классу, потому что оригинально.      

       Учителю, как никому другому, нужно уметь легко перестраиваться, так как стремительно меняются наши дети.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Астафьева Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы. - [Электронный ресурс] // URL: http://strmggu.ru/doc/5.pdf


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок с видом на Байкал

Тип урока: систематизация и обобщение знаний о причастиях.

Цель урока: формирование читательской грамотности на основе базовых и предметных знаний о причастиях с использованием литературного материала о Байкале.

Задачи:

- сформировать умение различать части речи по морфологическим признакам и синтаксической роли, умение использовать причастия в речи;

-   развивать самостоятельную деятельность учащихся и творческие способности на уроке и в проектной деятельности; развивать словарный запас учащихся;

-воспитать бережное отношение к Байкалу и чувство гордости за свою Родину, которой принадлежат бесценные природные дары и достопримечательности.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

Коммуникативные УУД:

формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением партнера; умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

самоопределение (мотивация учения); понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии; оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения).

Межпредметные связи: русский язык, литература, музыка.

-учебник: «Русский язык.7 класс» авторы учебника: М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова;

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.

Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения, проектная деятельность.

1. Орг.момент (1-2 мин):

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок с видом на Байкал!

-Ребята, представьте себе, что мы уже на берегу величайшего  озера на планете Земля.

-Итак, в путь! (показ слайдов на экране об озере Байкал, аудиозапись «Шум байкальских волн»)

-Делимся на 3  команды!

2. Целеполагание. (2 мин)Тема нашего урока «Причастия». Сформулируйте цель нашего урока по опорным словам:

Мы должны:

1.Обобщить знания о причастии.

2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.

3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.

4.Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.

3. Актуализация.

         1) Буквенный диктант (5 мин). (умение различать части речи)

-Что мы знаем о Байкале? Как можно описать Байкал? Конечно, с помощью эпитетов. Приготовьте цифры до 10-ти. Я называю эпитеты, а вы пишете  Прил или разряд причастия и время (ДППВ, ДПНВ, СПНВ, СППВ)

1. величественный

2. сияющий

3. зеленый

4. вздыхавший

5.древний

6.  неукротимый

7.  ледяной

8.облитый

9. прозрачный

10. леденящий

-Ребята, значит, эпитеты могут выражаться с помощью каких частей речи? (прилагательных, причастий). Взаимопроверка. Команда получает балл по количеству «4» и «5».

         2) Работа с текстом первого письма (5 мин). (умение в тексте находить причастия и видеть их синтаксическую функцию)

А вот как описывает Байкал Чехов.

А.П. Чехов был проездом в 1890 году на Байкале. Исследователи творческого наследия писателя считают, что описание Байкала в письмах Чехова – одна вершин эпистолярного жанра. Первое байкальское письмо Антона Павловича датировано 13-ым июня 1890 г. и отправлено со станции Лиственничная матери Евгении Яковлевне, сестре Марии и брату Михаилу.

«Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, берущей начало из Байкала и впадающей в Енисей. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая;….Мне было так хорошо, что и описать нельзя.  Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, в Сибири называемый морем. Зеркало. Другого берега, конечно, не видно: девяносто верст. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые. Направо и налево видны мысы,  вдающиеся в море. Похоже на Крым. Станция Лиственничная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту…»

-Чем удивил Байкал в 1890 году писателя?

-К какому типу речи относится текст?

-найдите в тексте причастия, сколько причастий в тексте? (5) определите Разряд и время, какая команда быстрее? Чем являются в предложении.

4. Проверка ДЗ (10 мин):

- ребята тоже написали письма с Байкала. Послушаем ваши письма с берегов Байкала.

-Проверяем ДЗ! С каждой команды послушаем по одному человеку. Задание командам – кто больше назовет причастий в текстах писем своих одноклассников. (учитель сам оценивает содержание текстов).

Критерии оценивания:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли; 0-1-2
  • полнота раскрытия темы; 0-1-2
  • правильность фактического материала; 0-1-2
  • последовательность изложения. 0-1-2

ФИЗМИНУТКА.

Один из главных байкальских писателей, который не просто посвятил озеру много пронзительных слов, но и значительную часть своей жизни провел на его берегах – это Валентин Распутин. А вот описание озера из рассказа «Новая профессия», которое являет собой образец превосходной классической русской прозы.

-Ребята встаем, шагаем на месте, мы идем вдоль береговой линии Байкала, при чтении Причастия вы хлопаете в ладоши.

«О, дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится…А Байкал в остывающем, меркнущем свете все больше погружался не во мрак, а в сияние. Дети шли, и огромное водное полотно справа, стоящее от переполненности горкой, “перелистывало” цвета: только что было оранжевым и бликующим, играющим с зарей, затем фиолетовым, кладущим длинные мутные тени, затем изумрудным, с самоцветными вспышками, и становилось все глубже, все ярче…»

5. Работа с текстом. Второе письмо Чехова. (5 мин)

В тот же день Чехов отправил еще письмо. Своему другу писателю-юмористу И.А. Лейкину Антон Павлович писал:

 «Из Иркутска я послал Вам письмо. Получили ли? С того времени прошло больше недели, в продолжение которой я переплыл Байкал и проехал Забайкалье. Байкал удивителен. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух.  Цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Озеро защищено гористыми берегами покрытыми лесами и окружено дичью непроглядной беспросветной. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины. Прожил я на берегу Байкала двое суток. Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии».

-Чем еще поразил Байкал воображение писателя?В тексте письма найти предложение с ПО.  разбор предложения.

Пресс-конференция на берегу Байкала (5 мин)2 человека с каждой команды, остальные дети задают вопросы по теме «Причастие», о Байкале.

-Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

Во время пресс-конференции раздать карточки

Индивидуальная работа

Карточка №1

«УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»

1.        Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.

2.        Приставка – как у слова улетевший.

3.        Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.

4.        Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).

КАРТОЧКА № 2.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые:

1.Ещё (не)тронутые ув..данием георгины гордо высились

2. Подр..сток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.

3. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.

Подведение итогов работы по систематизации знаний. 
Ребята, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока?

Подведение итогов командной игры.

ДЗ:

  1. Выполнить проект «Причастность Байкала к причастиям» (найти фрагменты из художественных текстов о Байкале, где употребляются причастия)

Цель проекта: какова роль причастий в художественных текстах?

  1. Составить лингвистическую сказку «О причастии»

Карточка №1

«УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»

1.        Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.

2.        Приставка – как у слова улетевший.

3.        Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.

4.        Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода.

КАРТОЧКА № 2.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые:

1.Ещё (не)тронутые ув..данием георгины гордо высились.

2. Подр..сток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.

3. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.

Карточка №1

«УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»

1.        Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.

2.        Приставка – как у слова улетевший.

3.        Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.

4.        Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода.

КАРТОЧКА № 2.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые:

1.Ещё (не)тронутые ув..данием георгины гордо высились.

2. Подр..сток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.

3. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по функциональной грамотности

 на основе интеграции литературы и математики

при изучении повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Семенова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы,

Раднаева Гармасу Бадмаевна, учитель математики МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Тема урока: Говорят, что время лечит. Время вылечило?

Цели:

-Формирование читательской, математической грамотности и глобальных компетенций школьников на основе интеграции литературы и математики при изучении повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова;

-Анализ повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова как многофункционального универсального текста;

-Социально-философское обобщение изученного материала по повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение учащихся работать с художественными, научными, публицистическими текстами и повторить методы решения комбинаторных и текстовых задач в формате ОГЭ;
  2. Развивать устную речь и письменную речь учащихся, формировать у учащихся универсальные компетенции в сфере познавательной, творческой, бытовой и социальной видов деятельности, добиваться понимания практической значимости умения анализировать текст и умения решать задачи;
  3. Способствовать формированию у учащихся объективной оценки событий, поступков с точки зрения общечеловеческих нравственных принципов, самостоятельности в решении проблемных ситуаций.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формировать умения работы с художественным и математическим текстами, с таблицами, схемами;

-уметь находить актуальную информацию в тексте художественного произведения, в текстовых задачах и решать комбинаторные задачи с практическим содержанием.

Метапредметные:

-анализировать различные учебные тексты;

-обнаруживать эффективные приемы работы с учебным текстом (приемы работы с объяснительным текстом, приемы работы с текстом задачи);

-оценивать полноту извлеченной информации, точность воспроизведения информации.  

Личностные:

-накапливать опыт для последующего обобщения и формирования внутрипредметных и межпредметных связей;

-развивать индивидуальные приемы наблюдения, анализа, сравнения, обобщения;

-уметь работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Перечень оборудования кабинета: средства ИКТ (презентации, платформа Online Test Pad), индивидуальные карты (ИК), сборник задач по функциональной грамотности, составленные на основе текста «Собачье сердце», художественный текст повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова.

Структура урока:

  1. Мотивирование на учебную деятельность.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание, постановка проблемы.
  4. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.
  5. Систематизация знаний.
  6. Рефлексия учебной деятельности.
  7. Оценивание.
  8. Домашнее задание.

Содержание этапов урока:

  1. Мотивирование на учебную деятельность.1 мин

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы проводим эксперимент – соединяем две как будто, на первый взгляд, несовместимые науки: литературу и математику.

  1. Актуализация знаний.

-Начнем с проверки Д/З 15 мин:

- Первое задание было –выполнить тест по повести «Собачье сердце» на сайте «Тест онлайн Пад». (Учитель на сайте Online Test Pad открывает статистику в личном кабинете и говорит оценки учащихся, выполнивших тест. Эти оценки дети заносят в Индивидуальную карту (ИК).

-Второе домашнее задание было групповое (дети разделились по своим интересам на 5 групп: историки, социологи, филологи, врачи, математики).  

Групповую работу вы оцениваете по критериям, указанным в ИК.

  1. выступление группы историков с презентацией. Группа историков дает историческую справку: время написания повести, историческое время в повести, какие исторические лица упоминаются (Айседора Дункан), историческая Москва, реальные места действия (улицы, дом), почему эти места описаны?
  2. выступление социологов с презентацией. Группа дает социологическую справку: Калабуховский дом – символ социального неблагополучия, какие социальные классовые противоречия описаны, социальные проблемы –воровство, разруха, голод, революционные лозунги «Кто был ничем, тот станет всем!», разделение между пролетариями имущества буржуев и т.д.
  3. выступление филологов с презентацией. Группа дает филологическую справку: тропы, средства выразительности, фамилии, имена героев, раскрывают метафору «собачье сердце».
  4. выступление группы врачей с презентацией. Группа дает медицинскую справку: описание операции, кто донор, кто реципиент, какие органы пересадили Шарику; подобные операции в 21 веке. В чем уникальность операции Преображенского? Почему профессор недоволен результатами операции?

Наименование критерия

балл

1

Самостоятельность

2

1

0

2

использование дополнительного материала (из интернета, справочной литературы и др. источников)

1

0

3

Форма представления работы:

  1. Рассказ с опорой на презентацию;
  2. Чтение с листа;
  3. Не выступал-(а)

2

1

0

Итого баллов:

  1. выступление математиков с математической справкой: выписать из текста все числа, номер квартиры, сколько комнат, длительность операции, стоимость продуктов, одежды и т.д. Почему так детально, с математической точностью, подробно автор дает описание бытовых сцен?.

-Ребята, в ИК выставите баллы за групповую работу по критериям.

  1. Целеполагание, постановка проблемы. 2 мин.

Звучит аудиозапись песни В. Леонтьева «Доктор время». О чем песня?

-Булгаков – великий писатель и экспериментатор когда-то, сто лет назад, в повести «Собачье сердце» предостерег человечество от заражения такой болезнью как «Собачье сердце». Тогда в 1925 году он поставил диагноз человечеству «Собачье сердце».

-Но говорят же, что время лечит. Время вылечило людей от этой болезни? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить на этом уроке.  Слайд1 со словами: Время лечит. Время вылечило?

4. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. 10 мин.

 -Итак, продолжаем наш эксперимент!  Переходим к решению задач:

Поме

щения

кабинет профессора

кухня

смотро

вая

опера

ционная

ванная

цифры

Слайды 5-9: Задача №1 «Квартира». В тексте повести «Собачье сердце» найдите эпизод, в котором Филипп Филиппович описывает свою квартиру. Для помещений, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Найдите площадь кухни в квадратных метрах. На сколько процентов площадь ванной меньше площади кухни.

Слайд10-11: Задача №2 «Масса тела. Прогрессия». Вычислите изменения массы тела с 22 декабря 1924 года по 17 января 1925 года, используя записи из «Истории болезни лабораторного пса Шарика». Ответ округлите до десятых. (пуд равен 16 кг)

Задача №3 «Ритм сердца» (домашнее задание). Сердце – единственный мышечный орган, неподвластный управлению человеком. Оно работает само по себе и регулируется вегетативной нервной системой. Ритмичное сокращение и расслабление сердечной мышцы называют ритмом сердца. Норму ритма сердца можно рассчитать по формуле: 118,1-(0,75x возраст): «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз – условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия – игра на балалайке по трактирам». Задание 1): Рассчитайте норму ритма сердца для этого героя повести, ответ округлите до целого значения. Задание 2): Сердце собаки в среднем бьется в в ритме 120 уд/м. На сколько процентов ритм сердца Шарика больше ритма сердца Шарикова?

5. Систематизация знаний. Слайд 12. 6 мин.

-Работа в группах по заполнению «Медицинской карты пациента»:

Пациент: общество

Возраст: 100 лет

Диагноз: «Собачье сердце»

Рецепт:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

-Каков рецепт вы составили? (дети дали неоднозначные ответы: «Собачьим сердцем» страдают немногие люди сейчас в современном обществе. Их мало, но они встречаются… Лечить прежде всего инъекцией доброты, нельзя злом отвечать на зло. Быть всегда человеком!» «Только от жизни собачьей собака бывает кусачей. Также и в жизни людей: «собачьим» становится сердце у людей в дурном обществе, где не ценится человеческий труд», «Доживите до старости с чистыми руками», -сказал М.А. Булгаков, если будем следовать мудрым словам писателя, тогда мы не особачимся»)

-Вылечилось ли общество от этой болезни, установленной сто лет назад М. Булгаковым? Ребята, к какому ответу мы пришли? (дети дали положительный ответ: «Да, Общество в целом излечилось от этой болезни. Это уже не эпидемия, нет массового духовного обнищания. Но встречаются отдельные экземпляры морального уродства в силу природного вырождения»)  

6. Рефлексия. 3 мин. Чему научились? В чем новизна? Какие знания хотели бы углубить?

7. Оценивание. слайд 13. 2 мин. Ребята, считаете баллы и ставите себе оценку.

8. Домашнее задание (по выбору). Слайд 14.  1 мин.:

  1. Составить задачу по функциональной грамотности по повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова;
  2. Решить задачу №3 по функциональной грамотности в ИК.
  3. Написать эссе «Как я отношусь к клонированию».

Список информационных источников, использованных при подготовке к уроку:

  1. Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б., Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции - 2020 - С. 49-51;
  2. Булгаков М.А. Собачье сердце: Санкт-Петербург, Дрофа, 2006;
  1. Мягков Б.А. Булгаковская Москва - М., 1993;
  1. Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Книга для учителя - СПб., Глагол, 2000;
  2. Интернет-платформа «Тест онлайн-Пад».



Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочного мероприятия в 7 классе,

разработанный учителем русского языка и литературы высей категории

 Семеновой Г.В. в мае 2023 г.

Час Мужества

Звучит первый куплет и припев песни «День Победы»

Ученик1:

Все дальше в прошлое уходит День Победы 1945-го года. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое наших прадедов.

Ученик2: И неоценимую помощь в этом, наряду с документальными свидетельствами, нам оказывает именно художественная литература.  Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне.

Ученик3:

Поэты молчат, за них говорят строки,

Оборванные пулей…

За них стихи продолжают сегодня

Жить, любить и бороться.

Ученик4: сегодня у нас не простой урок литературы, а Час мужества, который называется «Строки, опаленные войной».

Эпиграфом к нашему уроку являются строки Юлии Друниной:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ученик5: Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война. Сущность человека с наибольшей убедительностью   раскрывается   в   произведениях   о   Великой Отечественной войне. В то время всё было общим – страдание и горе, надежды и радости, вера в победу. Большую роль тогда играла поэзия.

Ученик6: поэзия помогала людям выразить свои чувства и настроения, выделить некоторые важные для них моменты войны, сохранить их в своей памяти.

Каждый поэт – это особый мир, особый взгляд на жизнь, в том числе и на войну. Когда множество непохожих друг на друга поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объёмная картина военных событий.

Ученик7: Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни народа.

Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа - прямого свидетельства непосредственного участника событий.

 Ученик8: Первый поэт, на которого мы обратим внимание - Александр Трифонович Твардовский – создатель известной «Книги про бойца» «Василий Тёркин». Находясь в должности корреспондента военной газеты, участвовал в Великой Отечественной войне.

 Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, эта поэма дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.

Ученик9: В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. «Книга про бойца» - это произведение «без особого сюжета», «без начала, без конца», так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, «кто доскажет, кто дослышит - угадать вперед нельзя...»

 События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет «Теркина» дает ответ на всенародный вопрос: «Как победить, что для этого нужно?» Есть в поэме и героизм, и человечность, и  скрытая теплота патриотизма.

Ученик10

На войне, в быту суровом,

В трудной жизни боевой,

На снегу, под хвойным кровом,

На стоянке полевой, -

Лучше нет простой, здоровой,

Доброй пищи фронтовой.

Важно только, чтобы повар

Был бы повар - парень свой;

Чтобы числился недаром,

Чтоб подчас не спал ночей, -

Лишь была б она с наваром

Да была бы с пылу, с жару -

Подобрей, погорячей;

Чтоб идти в любую драку,

Силу чувствуя в плечах,

Бодрость чувствуя.

Однако

Дело тут не только в щах.

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки,

От бомбежки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой -

Ученик 11: Константин Михайлович Симонов

С началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов: «С тобой и без тебя», «Война».

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

Ученик 12:                              Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ученик 13: Мы заслушали с вами стихотворение Константина Михайловича Симонова, посвященное любимой женщине Валентине Серовой. Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. В стихотворении он просит любимую, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых. Поэтому оно звучит как заклинание, как молитва.

Ученик 14: Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Юлия Друнина, Вероника Тушнова… В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

Ученик 15: Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою  в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

В конце сентября, уже во время блокады, она вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года Ахматова прожила в Ташкенте, она не была участницей войны, но жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам.

Ученик 16: Одним из ярких стихотворений того времени является стихотворение «Мужество», написанное 23 февраля 1942 года в Ташкенте.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Ученик 17: 17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 году. И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. Этот жизненный опыт и сильные впечатления легли в основу ее творчества.

18: стихотворение «Зинка» Юлии Друниной.

Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы -

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

...Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

Ученик 19: Познакомимся с творчеством ещё одной, очень известной в годы войны, поэтессой Ольгой Берггольц. Несмотря на свою личную трагедию, Берггольц нашла в себе мужество стать радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. «Здесь оставлено сердце мое», – писала Берггольц о своем городе. Ее голос был голосом Ленинграда. Он дарил людям надежду, помогая им жить и бороться. Как и все в блокаде, жила лишь на одном хлебе – 200 граммов в день. 

Ученик 20:

Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество – друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.

Ученик 21: Бессмертные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто» были сказаны именно ей. отрывок стихотворения «Из блокнота сорок первого года».

В бомбоубежище, в подвале,

Нагие лампочки горят...

Быть может, нас сейчас завалит,

Кругом о бомбах говорят...

...Я никогда с такою силой,

Как в эту осень, не жила.

Я никогда такой красивой,

Такой влюбленной не была.

Звучит песня «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ученик 22:    Владимир Высоцкий

На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!

Ученик 23: Юрий Разумовский

Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой — к передовой.

Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О «безымянной высоте
У незнакомого поселка».
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право —
Я обращаюсь к молодым:
— Мальчишки, вам по двадцать лет
И вы — ровесники Победы,
Но смысл ее — не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
Петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть — на высоте,
Когда понадобится это…

Ученик 24: Евгений Евтушенко

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.

Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

V. Заключительное слово учителя

Неугасима память поколений,

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания (звучит метроном)

- Спасибо всем за сегодняшний урок.