Конкурс "Воспитать человека"

Бондаренко Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания школьников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей.

Педагогический потенциал семьи  во многом зависит от  материальных условий, которые она может создать  для ее существования: жилье, питание, одежда, игрушки, досуг и т.д.  Важно  и то, как семья умеет распорядиться  теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем, хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет, заработанные всеми членами семьи деньги.

Убедительным показателем актуальности экономического воспитания  школьников является  привлечение родителями детей к домашней работе.

В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема  экономического воспитания ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу формирования начал экономической социализации ребенка, его адаптации к современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.

Молодым, а порой и опытным педагогам можно только поучиться у многих родителей секретам домашней экономики, которыми часто лучше владеют родители воспитанников, нежели воспитатели. Можно привести массу примеров того, когда усвоенные полезные навыки и привычки в семье проявляются в повседневной жизни ребенка  в детском саду. Такие дети выгодно отличаются  от своих сверстников по уровню и качеству практических умений, осознанности их выполнения, желанию помочь няне и воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда опираются  на таких детей в организации бытовой деятельности группы, привлекают их к выполнению трудовых поручений, обязанности дежурных, особенно когда отсутствует помощник воспитателя. Например, когда дежурные раздают материалы к занятию, большинство из них действует шаблонно: всем наливают краску одинаково, хотя  иногда за некоторыми столами  сидит по одному ребенку, ставят приборы отсутствующим детям. Однако некоторые  дежурные учитывают  это и предлагают ребенку сесть, с разрешения педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать  и розеток мыть); предлагают вынести обрезки цветной бумаги на участок и сортировать  их на улице, чтобы не сокращать время  прогулки. Многих детей отличает высокая культура еды, аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и особенно к книгам, материалам, которым они пользуются.

Именно в семье, благодаря  искусству   ведения домашнего хозяйства родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи), они уже получают первоначальное экономическое  образование  и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.

Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит  мимо внимания ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, и  видит их озабоченность по поводу  предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель происходящего.

Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир экономики понятные, очень важные для  социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.

Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети  должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики: профессия может иметь совсем другое название.

Старшим школьникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы. Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя  и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления  о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах  их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е. результаты работы и др.

Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает учитель, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»).              Дети рано начинают понимать, что причина посещения школы  - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними. Мы хотим подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать  детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи других и за свои собственные удачи.  Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет  должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Семилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве. Но родители как раз жалуются, что дети делают это с большим трудом. Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней генеральной уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка его требуют. В любом случае инициативу должны брать  на себя взрослые  и всякий раз мотивировать необходимость участия ребенка: «Давай посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо отремонтировать, а может приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и т.д. Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя  в игровом уголке или комнате. Но все-таки надо искать разнообразные способы  включения ребенка  в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок подключается к работе  или ребенок начинает, а взрослый подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться. Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.

Одним из этапов программы по экономическому воспитанию дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет  не столько о покупательной и накопительной способности  денег, сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса  к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.

Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных потребностей  является знакомство детей   с понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Дети легко усваивают материал, особенно когда подготовлены наглядные пособия. Можно подготовить карточки  с изображением разного вида расходов; можно нарисовать круг с секторами, в каждом из которых нарисован вид расхода, можно сделать аппликацию из цветной бумаги лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на которых нарисованы или написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без которых в ближайшее время можно обойтись.

Посещение магазинов  с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно  готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д. Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег  - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребенка  только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.

Очень важной, завершающей частью работы по экономическому воспитанию является  воспитание полезных  привычек, облегчающих жизнь человека. Идея данной части программы заключается  в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства,  теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия школы  и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.



Предварительный просмотр:

Комбинированная диагностическая работа для 2 класса по определению финансовой и математической грамотности (ФиМГ).

Вариант 1

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Работа состоит из четырёх заданий, каждое задание описывает одну ситуацию. В каждом задании два вопроса. Таким образом, всего в работе 8 вопросов, на которые вам необходимо будет дать ответ.

На выполнение работы отводится 40 минут.

В работе вам встретятся задания с разной формой ответа.

При ответе на вопрос с выбором ответа, нужно отметить ответ, который считаете верным, поставив знак «√».

При ответе на вопрос с кратким ответом, записывайте ответ в специально отведенном месте после слов «Ответ», «числовое выражение».  

В работе есть вопросы, к которым нужно не только дать ответ, но и записать решение или объяснение. В этих заданиях написано: «запишите решение», «докажите», «объясните».

Желаем успеха!

        

Задание 1.  Миша собирал машинку из конструктора, но её собрать не удалось, так как в коробке оказалось не 78 деталей, а 76. https://images.ru.prom.st/556200179_w640_h640_konstruktor-metallicheskij-traktor-katok.jpg

Вопрос 1/1. Сколько деталей не хватало в конструкторе?

Числовое выражение: __________________________________________

Вопрос 1/2. Докажите, что 22 детали будет достаточно, чтобы дополнить бракованную партию конструкторов, в которой 10 таких коробок.

Объясните свой ответ.

______________________________________________________________

Задание 2.   Света и Наташа делают красивые украшения и выставляют на продажу в Интернете. За неделю они продают 2 браслета по 30 руб. и одну брошь за 50 руб.

Вопрос 2/1. Сколько девочки зарабатывают денег за неделю?

https://handmadebase.com/wp-content/uploads/data/9c15360158a380fbcd30e6223b1ff9af.jpg       https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/38069/cb090f13-3e76-4216-a117-b488ade36dab/s1200?webp=false

                                    Браслет - 30 руб.                 Брошь -  50 руб.

Составь числовое выражение:___________________________________

Вопрос 2/2 На сколько больше смогут девочки заработать денег за месяц, если за неделю смогут выполнять комплект из двух брошей и двух браслетов? Запиши ответ в таблицу 1.

Таблица 1.

Цена одного изделия

Комплект 1

Комплект 2

Браслет

30 руб.

2 браслета

2 браслета

Брошь

50 руб.

1 брошь

2 броши

Стоимость комплекта

Сверхприбыль за месяц

Задание 3.   Ярик и Сава ездят на тренировки в спорткомплекс «Атлет» на             автобусе. Билет стоит 22 руб.  Рассмотри достоинства монет.

СаваC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 1.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 5.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 1.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 1.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 2.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 5.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 10.png

ЯрикC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 10.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 2.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 5.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 5.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 10.pngC:\Users\user\Desktop\МОНЕТЫ 10.png

Вопрос 3/1.  Какую сумму денег насчитал в своих карманах каждый из ребят?

Выбери правильный ответ.  

  1. 50 и 25
  2. 42 и 25
  3. 35 и 42
  4. 50 и 35

Вопрос 3/2.   Хватит ли обоим мальчикам денег на обратный проезд?

Объясни свой ответ.

______________________________________________________________

Задание 4. На графике показан доход семьи за один год по месяцам.

Вопрос 4/1. Рассмотри график и ответь на вопросы:

  1. В каких месяцах доход семьи можно считать стабильным?
  2. В каком месяце доход семьи был самым высоким? Самым низким?
  3. В каком месяце доход семьи был выше: в июле или в октябре?
  4. В каком месяце доход семьи был ниже: в апреле или в ноябре

  1. __________________________________________________________
  2. __________________________________________________________
  3. __________________________________________________________
  4. __________________________________________________________

Вопрос 4/2. На какие месяцы приходится постепенный рост дохода семьи?

Выбери правильный ответ.  

  1. С апреля по август
  2. С июля по декабрь
  3. С февраля по май
  4. С января по март

Комбинированная диагностическая работа для 2 класса по определению финансовой и математической грамотности (ФиМГ).

Вариант 2.

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Работа состоит из четырёх заданий, каждое задание описывает одну ситуацию. В каждом задании два вопроса. Таким образом, всего в работе 8 вопросов, на которые вам необходимо будет дать ответ.

На выполнение работы отводится 40 минут.

В работе вам встретятся задания с разной формой ответа. При ответе на вопрос с выбором ответа нужно отметить ответ, который считается верным, поставив знак «√».

При ответе на вопрос с кратким ответом записывайте ответ в специально отведённом месте после слов «Ответ», «числовое выражение».  

В работе есть вопросы, к которым нужно не только дать ответ, но и записать решение или объяснение. В этих заданиях написано: «запишите решение», «докажите», «объясните».

Желаем успеха!

Задание 1. Карандаш стоит 9 руб., а ластик 5 рублей. https://cdn.pixabay.com/photo/2017/10/12/10/21/pencil-2844148__480.png

                                            https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2011865/1665bda1-a452-4db3-bae5-f1d5c0e449a0/s1200

                                        9 руб.                         5 руб.

Вопрос 1/1.  Составьте числовое выражение, которое показывает, на сколько карандаш стоит дороже ластика?

Числовое выражение: _________________________________________

Вопрос 1/2.  Докажите, что за 70 руб. можно купить 5 ластиков и 5 карандашей.

Объясните свой ответ.

_____________________________________________________________

Задание 2.Крот попросил мышь выдать Дюймовочке зёрнышки. Дюймовочке мышь выдала 6 зёрнышек, а кроту сказала, что 9.

   https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1088712/ccedeb04-f465-4439-b87e-f7a7e562d239/s1200пшеница пшеницы пшеница пшеница сельскохозяйственной продукц

Вопрос 2/1.  Составьте числовое выражение, которое показывает, сколько зёрнышек мышь присвоила себе?

Числовое выражение: ________________________________________

Вопрос 2/2. Запишите в таблице 1, сколько зёрнышек сэкономит мышь   за неделю.

Таблица 1.

За 1 день

За неделю

Должна дать

9 зёрен

Дала по факту

6 зёрен

Сэкономила

Задание 3.   Ольга и Светлана пошли в кино. Билет стоит 150 рублей. Оля расплатилась двумя 100- рублёвыми банкнотами, Светлана – одной номиналом в 500 рублей.

 https://static.auction.ru/offer_images/cmn8/2019/07/16/09/big/A/aqKyolrxoeU/500_rublej_1997_g_bez_modifikacii_khoroshee_sostojanie_original_az_8830287.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1940639/1f748c61-0118-4e9a-b53d-677fceb97405/s1200

Вопрос 3/1. Какую сумму каждая из них получила на сдачу?

Выбери правильный ответ.  

  1. 50 и 250
  2. 100 и 250
  3. 50 и 100
  4. 50 и 350

Вопрос 3/2. Сколько билетов могут купить девочки для своих подруг на полученную сдачу?

Ответ: _______________________________________________________

Объяснение: __________________________________________________

Задание 4.В соответствии с правилами регистрации юридических лиц за год было закрыто 40 кафе в связи с неуплатой налогов.

Вопрос 4/1. Определите по графику, в каком месяц было закрыто больше всего кафе, а в какой- меньше всего?

  1. _________________________________________________________
  2. _________________________________________________________

Вопрос 4/2. В какой период уплата налогов была стабильной. Обведи правильный ответ.

1) в апреле и мае?

2) в феврале или в марте?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики и финансовой грамотности для 3 класса.

3 Класс

УМК: «Школа России»

Предмет: Математика

Тема: Решение задач разного типа

Тип урока: Урок систематизации знаний

Цель: Создать условия для развития умения анализировать и решать математические задачи финансового содержания.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научатся решать разные типы математических задач финансового содержания, в том числе те, данные которых представлены в виде таблицы; воспроизводить результаты устных вычислений в пределах тысячи;

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Принимать и сохранять учебную задачу.

Представлять информацию в виде таблицы.

Сравнивать и анализировать предлагаемый материал.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема,)

Работать в группе, распределять роли, договариваться друг с другом.

Осуществлять выбор доказательств для аргументации своей точки зрения.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека.

Понимать значение знаний для человека и принимать его; выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Ход урока

     **

Название  

       этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Повторение порядка действий в сложном выражении. Устные вычисления в пределах 1000

Групповая работа (устный счет)

Учитель делит класс на 5 групп (способом случайного выбора по цвету стикера)

Дает установку на предстоящую работу.

Класс делится на 5 групп. Для каждой групп даётся своё выражение. Задание: вычислить значение выражения; значение выражения будет означать номер группы согласно алфавитному порядку.

1 группа                        =   (ответ 5;  буква  Д)

2 группа                        (645-305): 10-18=    (ответ 16;  буква О)

3 группа                        900:3:100+13=        (ответ 16; буква О)

4 группа                       (100-90)8-33-30=    (ответ 17; буква П)

5 группа                        97+40:4-50=   (ответ 23; буква Х)

По одному представителю от групп озвучивают полученную букву. Из полученных букв класс составляет слово ПОХОД.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека.

Коммуникативные: работают в группе, распределяют роли, договариваться друг с другом.

Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Наблюдение

2

Формулирование темы урока, постановка цели

Фронтальная работа

-Для того чтобы добраться до поляны. Нам нужно решить много задач разного типа.

-Какая тема нашего урока?

-Решение задач разного типа.

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Наблюдение

3.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Составление плана работы на урок.

Фронтальная работа

- У нас есть карта (Приложение №1), с помощью нее мы сможем добраться до поляны.

-Давайте составим план работы.

Составляют план:

1.Купить продукты для похода.

2. Сделать привал

3. Добраться до поляны.

Регулятивные:

Планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций.

Извлекают информацию, представленную в форме схемы.

Наблюдение

4.

Реализация выбранного проекта.

Групповая работа

-Мы отправились в магазин. В группе вам необходимо посчитать, сколько денег потратят ребята, купив все необходимое (Приложение №2)

Анализ полученного результата.

- Во время похода ребята решили сделать привал, а заодно и купить воды. Они зашли в магазин к Фоме.  Ребятам нужно 15 литров воды, в магазине двухлитровая бутылка воды стоит 60 рублей, один литр стоит 33 рубля.

Бутылки, какого объема будет выгоднее купить?

В группе вычисляют результат.

Анализ полученного результата.

Обсуждение и решение задачи в группе.

Познавательные: Представляют информацию в виде таблицы.

Сравнивают и анализируют предлагаемый материал.

Извлекают информацию, представленную в форме таблицы.

Взаимопроверка

5.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Сравнение с эталоном.

Контроль деятельности.

Самостоятельная работа

-Вот мы и добрались до поляны, здесь нас ждут задачки.

- Вам необходимо решить их.

Первые 10 учеников, которые верно решили задачи, проверяют их у остальных ребят.

Решение задач.

Проверка задач.

Познавательные: сравнивают и анализируют предлагаемый материал.

Регулятивные: оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.

Самопроверка, сравнение с образцом

6.

Этап рефлексии деятельности.

Прием «пяти пальцев»: самое важное на уроке, тема и цель урока, самое интересное на уроке, трудности урока, новые «имена» на уроке.

Подведение итогов. Анализ деятельности.

Прием «пяти пальцев»: самое важное на уроке (большой палец), тема и цель урока (указательный палец), самое интересное на уроке (средний палец), трудности урока (безымянный палец), новые «имена» на уроке(мизинец).

Рефлексия с помощью приема «пяти пальцев».

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: проявляет активность в деятельности, оформляет мысли в устной форме.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Самоанализ

Приложение №1

Карта и карточки

Картинки по запросу "магазин продуктов картинки для детей""

Картинки по запросу "магазин продуктов картинки для детей""

Наименование

Цена

Количество

  1. Хлеб
  2. Колбаса
  3. Вода
  4. Соль
  5. Спички
  6. Тушенка
  7. Макароны
  8. Консервы
  9. Яблоки
  10.  Помидоры

20

200

30

15

5

50

35

40

50

40

3 булки

2 килограмма

15 бутылок (1литр)

1 пачка

2 пачки

5 банок

3 пачки

5 банок

3 килограмма

2 килограмма

Сумма:



Предварительный просмотр:

Викторина

«Знатоки финансовой грамотности» для учащихся 4 классов.

Задачи  мероприятия:

- уточнить представления учащихся о функции обмена денег;

- закрепить практическим путем операцию обмена товара на товар, обмена товара на деньги;

- уточнить название денежных единиц разных стран;

- в результате игровой деятельности формировать у учащихся положительное отношение к занятиям кружка «Афлатун», интереса к предмету;

- используя соревнования, привлечь к работе не только сильных, но и слабых учащихся, а значит повысить качество усвоения материала;

 - развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Подготовительная работа:

  1. Расставили столы для работы в командах.
  2. На уроке технологии изготовили свои собственные деньги – «ашки» достоинством в 1 рубль (жёлтый круг – 1 ашка) и 5 рублей (красный круг- 5 ашек).

Материалы:

  1. Кроссворды – 4 листа
  2. Скороговорки- 4 листа
  3. Мультфильм «Как старик корову продавал»
  4. Презентация к уроку.
  5. Карточки с рисунками парты, микстуры, сахара, муки, билета, бинокля, термометра, тетради.
  6. Таблички «театр», «аптека», «школа», «торт».
  7. Деньги, сделанные ребятами – ашки.

Ход занятия.

  1. Организационный  момент. 

Ребята самостоятельно выбирают записку с номером из моей жестяной коробочки (в классе 24 человека).  Тем самым, определился состав каждой команды. У нас получилось 4 команды по 6 человек.

Каждая команда должна в течение 5 минут придумать название, девиз и выбрать капитана.

1-я команда - Экономики.

2-я команда - Рублики.

3-я команда - Копейки.

4-я команда – Финансисты.

Кроме этого, необходимо договориться о нумерации игроков. Капитан команды играет под №1, остальные №2, №3 …,№6.

Учитель выдаёт каждой команде стартовый капитал – 10 ашек.

(5 жёлтых -по 1ашки, и 1 красную - 5 ашек)

  1. Актуализация знаний. Финансовая разминка.

а) Игра «Кто больше знает финансовых терминов?».

Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать безошибочно как можно больше терминов.

По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками. Чужая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом обязательно учитывается соответствие написанных слов с заданной тематикой и грамотностью.

1 правильное слово = 1 ашке.

Учитель проверяет правильность выполнения задания. Если проверяющая команда не ошиблась, она получает дополнительно 1 ашку.

б) Отгадай загадку.

Приглашаются игроки №2 от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 ашку.

1.        Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2.        Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

3.        Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4.        Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

Приглашаются игроки №3 от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 ашку.

5.        За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6.        В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7.        Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

8.        И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

в) Кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Символьное обозначение в англоязычных текстах: $. Буквенный код валюты: USD.

2.Обмен одного товара на другой.

3.    … стерлингов. Запишите пропущенное слово.

4. Современная денежная единица Китайской Народной Республики

5. Медная монета  сначала достоинством в две копейки, а позднее с 1838 г. в полкопейки.

6. Денежная единица Японии.

 Ответы: 1.Доллар

               2.Бартер

               3.Фунт

                4.Юань

                5.Грош

                6.Иена

Правильный ответ – 1 ашка.

- Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни?

"Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека..."      

Древнегреческий философ СОФОКЛ так говорил 2 тыс. лет назад о деньгах.

-А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех преступлениях, в которых их обвиняет Софокл?

Обсуждаем.

Вывод: В современном мире деньги могут способствовать добру, а могут помогать или даже совершать   зло. Все зависит от того, в чьих руках они находятся.

  1. Конкурс капитанов.

Кто быстрее и правильнее ее скажет, получает победные 5 ашек. остальные по 1 ашке. (У каждого капитана  карточка со скороговоркой).

Петр Петрович по имени Перепелович

Пошел погулять, поймал перепелку,

Пошел продавать. Понес по рынку, просил полтинку,

Подали пятак, он продал так!

Судьи в этом туре – члены чужой команды. Подводим итоги тура, объявляем  победителя.

  1. Конкурс «Мульти-пульти».

Приглашаются игроки №4 от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 ашку.

1.        Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)

2.        На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне?  (соль)

3.        Героине, какой  сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

4.        Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

Бонусный вопрос всем командам.

- Посмотрите  мультфильм по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»

5 ашек получает та команда, которая даст полный, подробный и аргументированный ответ. Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем. Если команда готова ответить, поднимите все вместе вверх руки.

  1. Конкурс  "Умей  договориться".

Решили два жуира меняться без рэкетира,

А что менять - не в этом суть

Хоть что-нибудь на что-нибудь:

Карамельку Чупа-Чупс

На орешки ММД-с.

Друзья не ищут выгод-

Им пошуметь, попрыгать,

А что менять - не в этом суть. Хоть что-нибудь на что-нибудь.

Так целый день менялись и при своем остались.

- Мы отправляемся на станции «Менялки» и «Покупалки». На этих станциях всё перепуталось. Все вещи, все продукты оказались не в том месте, где нужно.

Каждая команда получает карточки с рисунками и списком необходимых вещей.

1-я команда- «Экономики»  должны идти а театр

       2-я команда- «Рублики» должны идти в школу

       3-я команда- «Копейки»  должны приготовить торт, т.к. вечером все будут отмечать праздник.

4 –я команда  - «Финансисты» должны сходить в аптеку.

-Вам необходимо собрать все необходимые вещи для своего дела. Для этого нужно осуществлять обмен  одной вещи на другую.  Старайтесь договориться с соперниками. В крайнем случае, вы можете использовать наши  ашки.

- Тогда как будет называться эта операция?

Каждая команда имеет стартовый капитал -10 ашек + те ашки, которые заработали в каждом конкурсе.

Цена каждой вещи в этом туре - 5 ашек.

За победу (команда собрала все  необходимые предметы и имеет самую большую сумму ашек) в этом конкурсе команда получает - 10 ашек, а остальным по 1 ашке.

Капитан, победившей в этом конкурсе команды, должен поделиться опытом – как удалось сэкономить ашки и добыть все необходимые предметы?

  1. Конкурс «Памятка».

- Мы сейчас  послушали капитана  и членов команды «…», которые рассказали о том, как им удалось сэкономить.

А давайте попробуем составить  Памятку, которая поможет ребятам из других классов экономно расходовать карманные деньги.

Сначала вы работаете в командах – обсуждаете и формулируете. А затем составляем общую Памятку.

Памятка.

  1. Старайтесь тратить деньги с умом!  Родители зарабатывают деньги свои трудом.
  2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
  3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
  4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых  нуждаетесь. Если  выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
  5. Купите  игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
  6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

Блиц – опрос.

1.        Что делает с рублём копейка? ( бережёт).

2.        Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

3.        Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар).

4.        Месяц школьных базаров -  это … ( август).

5.        Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).

6.        Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).

7.        О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по  цене килограмма»? (чипсы).

8.        Главный рекламный агент болота – это …Кто? (лягушка).

9.        Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (Хохлома).

10.        «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Андерсен).

Правильный ответ – 1 ашка команде.

  1. Подведение итога викторины. Рефлексия.

- Во время нашей викторины мы повторили некоторые темы, связанные с финансовой грамотностью.

 - Что повторили?

- Какие термины вспомнили? (деньги обмен  экономия)

- Вот и подошла к концу наша викторина на лучшего знатока финансовой грамотности».  Победителем стала команда «…». Молодцы, ребята! Отличная командная игра!

Каждый выскажите свое мнение об игре, продолжив предложение.

          Я узнал …

    Мне было …

     Мне понравилось …

Мне не понравилось …


Предварительный просмотр: