В помощь воспитателям


Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы.

 «Широкая масленица» (в музыкальном зале)

Цель: приобщать детей к народным традициям. 

Задачи: развивать ловкость, силу, быстроту. Доставлять детям радость от народных игр и песен. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям.

Оборудование: музыкальная запись песни: «Ой, блины, мои блины» (минус); масленичные частушки (минус); «Ах, вы сени, мои сени…» (минус); русский народный наигрыш; лошади на палке; тенисные ракетки, блины из картона;  снежки, ведра, обручи; канат.

Демонстрационный материал: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Широкая масленица»

Оформление: русские народные костюмы для детей и воспитателя, чучело Масленицы.

Ход мероприятия

Звучит веселая русская народная музыка, дети, одетые в русские народные костюмы, заходят в зал и садятся на места.

Слайд 1.

Музыка – 1 вход

Ребенок 1.  Настя

Собирайся народ!
В гости Масленица ждет.
Мы зовем к себе тех,
Кто любит веселье и смех.

Ребенок 2. София

Наша Масленица, ты широкая,

В детский сад к нам пришла

И веселье принесла!

Ребенок 3. Ярослав.

Ждут вас игры, забавы и шутки
Скучать не дадим ни минутки!
Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем!

Воспитатель: мы, сегодня с вами собрались на праздник Масленицы. 

Масленица - это время, когда зима встречается с весной. На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми, все это называлось народными гуляньями.  

Каждый день недели Масленицы имеет свое название.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. 

Слайд 2.

Настя - Понедельник – «Встреча» В этот день встречают Масленицу и с этого дня начинали печь блины, наряжали куклу-чучело, строили снежные горы.

 Слайд 3.

Ярослав - Ребята скатывались с гор на санках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"

София - Главное развлечение на Масленицу - катание. Кататься можно на чем угодно, катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на коньках. Вот и мы с вами теперь покатаемся на лошадках.
Музыка -2. Эстафета «Лошадки».

Слайд 4.

Настя - Вторник - "Заигрыш" В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. 

 Воспитатель: а сейчас, мои ребятки, загадаю вам загадки.

Загадки:

1. Из неё пекут ватрушки, и оладьи, и блины.

Если делаете тесто, положить её должны. (Мука)

 2. Из водицы белой всё, что хочешь делай:

Сметану, простоквашу, масло в кашу вашу.

Каждый день его ты пей. И для Кота не пожалей.

Что это? Загадку отгадать легко. Конечно это … (Молоко)

 3. Мы на хлеб его намажем и добавим к разным кашам.

    Сделано из молочка. Без него не спечь блинка. (Масло)

 4. Хоть кристаллик, но не лёд. Сладкий-сладкий, но не мёд.

Белый - белый, но не снег. Бывает крепким, как орех.

Если в рот к тебе попал, там растаял и пропал. (Сахар)

 5. Хоть на сахар и похожа, вряд ли много съесть ты сможешь.

Есть в слезах твоих она. На столе стоит всегда. (Соль)

 6. За скорлупой – белок, а за белком - желтка глазок. (Яйцо)

Ведущая:

Что же можно приготовить из этих продуктов? (Блины)

Воспитатель: давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

А из нашей из печи
Блины очень горячи!
Кто их быстро принесет,
Руки тот не обожжет!

Музыка -3. Игра «Блины».

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), «блины» (вырезанные из бумаги).

Воспитатель: ваша задача добежать до финиша со «сковородкой» и «блином» в руках так, чтобы «блин» не упал.  Там положить «блин» в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если «блин» упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь «испечет» все «блины» считается победительницей.

Слайд 5.

Настя - Тут среда подходит-«Лакомкой» зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи,

Кулебяки, сырники-всё им удаётся,

Пироги и блинчики-всё на стол мечи!

София – В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей.  На «Лакомку», готовили самые вкусные блины и угощали ими всех родных, друзей и знакомых и устраивали настоящий пир.

Ярослав - Ну честной народ, заводите хоровод!

Музыка – 4. Хоровод «Ой, блины, мои блины»

 Слайд 6.

Настя - А в ЧЕТВЕРГ - раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. Самый веселый день.

Ярослав - Возили чучело на санях, катались, песни пели.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Слайд 7.

 София - На Масленой неделе взрослые и дети не только дружно катались с горки на санях, салазках, а ещё начинали строительство снежных городков. Давайте поиграем.

Воспитатель:

Музыка – 5. Игра «Снежки»

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей.

Слайд 8.

 Настя - ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ». «Тещины вечерки» наступали в пятницу. Пятый день проводился в тесном семейном кругу с близкими людьми, пели, шутили и проводили веселые состязания.  

София - А не пора ли нам силой помериться? Какая же Масленица без перетягивания каната. Это, самая старинная забава.

Слайд 9.

Ребенок Ярослав.

Всех мальчишек и девчонок

Вызываю на канат,  

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

Воспитатель:

Музыка -6. Игра перетягивание каната.

Слайд 10.

Настя - Суббота – «Золовкины посиделки».

Масленичная суббота считалась женским днём. Все девушки в семье собирались вместе и праздновали Масленицу. Это могли быть не только сёстры, но и другие родственники или подруги.

Ярослав - А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях. А чтоб было веселее, устраивались веселые посиделки с песнями, плясками, хороводами и частушками.

Слайд 11.

София - Где частушка поётся, там весело живётся.

Запевай частушку шуточную, шуточную и прибауточную.

Музыка-7.  Дети поют «Масленичные частушки».

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём (Миша)

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!  (Настя, София)

 Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Все друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

 (Артем, Ярослав Л)

В нашей группе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые! (Гера, Федя)

25 блинов здоровых
Съел я за один присест.
И теперь на
 брюках новых
Не найдёте чистых мест. (Андрей Т)

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются. (Лада, София Г. Ксюша)

Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные. (Влад)

Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять. (Соня, Вера)

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души! (Вместе)

Слайд 12.

Настя - Завершало Масленицу воскресенье – «Прощеный день».  

Родственники и друзья просят прощения друг у друга за огорчения и обиды, обмениваясь подарками.

Ярослав - В этот день сжигали чучело Масленицы и сгорали все обиды.

София - Вспомните, ребята, если вы на кого-то обижаетесь — простите его, а если сами кого-то обидели — не забудьте попросить прощения.

Воспитатель: ребята, станьте парами и попросите друг у друга прощения.

Слайд 13.

Музыка -1.

Воспитатель: ребята, мы с вами весело провели время, повеселились, поиграли!

За улыбки и смех,
И за игры, и за пляски,
Благодарствуем мы всех!

Но, к большому сожаленью,
Наше кончилось веселье.

Говорим вам до свидания!

Наш праздник масленицы подошел к концу.



Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе

 «Красная книга Саратовской области»

Задачи:

Образовательные: 

- Формировать у детей убеждение о ценности природы леса и необходимости ее оберегать. Расширить и углубить знания о редких растениях и животных, встречающихся в нашей местности, внесенных в книгу Саратовского края.

Развивающие:

 - Развивать у детей понимание значения роли животных и растений в жизни человека. Развивать у детей мышление, речь, внимание, память.

Воспитательные: 

- Воспитывать экологическую культуру, учить правилам поведения в природе, чувство ответственности за свое поведение в мире природы, навыки бережного отношения к животным и растениям.

Оборудование:                                                                                                                        «Красная книга» Саратовской области животных и растений .                                         Экран, мультимедийный проектор.

                                                                 Ход занятия:

Дети сидят на ковре.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что в нашей Саратовской области живет и растет много разных животных и растений. Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие или исчезающие.

Такие животные и растения в нашей стране охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Люди бывают жесткими к природе: ломают деревья, просто так срывают цветы, охотятся на животных. Вот поэтому некоторых растений и животных становится все меньше и меньше.  И тогда задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

      И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? (Предположения детей). Красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Это призыв к немедленным действиям. Это SOS – спасите! Животных. Растения. Подумай о природе! Красная книга сама не охраняет, а только предупреждает, что животное или растение, чьё название вписано в Красную книгу, в скором времени может исчезнуть на Земле. 

      Вот так выглядит Красная книга Саратовской области. Это книга о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения. Она сообщает, какие виды животных и растений находятся в опасности.

     Давайте откроем ее и посмотрим, что же внутри. (рассматривание Красной книги). В Красной книге описаны растения, звери, рыбы, птицы и насекомые, нуждающиеся в защите, их осталось очень мало.

Подвижная игра «Летает, плавает, бегает»

Предлагаю вам поиграть в игру. Воспитатель называет детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, летает – дети поднимают руки вверх, если плавает – приседают, если бегают по земле – стоят смирно, на месте и так далее.

Воспитатель: после игры предлагает детям сесть на стулья.

Посмотрите на экран. Сейчас, мы познакомимся с некоторыми обитателями Красной книги Саратовской области.

Слайд 2. Шакал.

Слайд 3. Заяц Русак.

Слайд 4. Лиса Корсак.

Слайд 5. Ёж ушастый.

Слайд 6.  Косуля

Слайд 7. Белка.

Слайд 8. Кот степной.

Слайд 9.  Рысь обыкновенная.

Слайд 10. Сайгак. Косуля европейская.

Слайд 11. Тетерев. Журавль Красавка.

Слайд 12. Серая утка. Лебедь.

Слайд 13. Дрофа. Зеленый дятел.

Слайд 14. Русский осетр. Стерлядь.

Слайд 15. Жук – олень. Апполон.

Слайд 16. Водная лилия.  Одуванчик.

Слайд 17. Тюльпаны. Ромашка.

Слайд 18. Колокольчик. Цикорий.  

Воспитатель: в Красной книге Саратовской области перечислены все представители животного и растительного мира, нуждающиеся в охране. Мы посмотрели с вами только их маленькую часть.

Ребята, я предлагаю вам создать в группе свою Красную книгу, куда мы будем с вами заносить животных, с которыми будем знакомиться.




Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

 «Насекомые»

Задачи:

Образовательные: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых встречающихся в нашей местности.

Развивающие: развивать у детей понимание значения роли насекомых в жизни человека. Развивать у детей мышление, речь, внимание, память. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы.

Воспитательные:  воспитывать экологическую культуру, учить правилам поведения в природе, чувство ответственности за свое поведение в мире природы, навыки бережного отношения к насекомым.

Оборудование: коробка, иллюстрации насекомых, цветная бумага, ватман с нарисованными цветами.

                                                          Ход занятия.

Дети сидят на ковре.

Воспитатель: Давайте сегодня отправимся в путешествие на одну из полянок Хвалынского парка. Звери и птицы разбегутся и разлетятся при нашем появлении, ведь они очень осторожны и не доверяют человеку. Но есть такие обитатели на этой поляне, которые нас не испугаются. Их очень много, они повсюду: на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Ответы детей). Это насекомые.

- По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У них у всех 6 ног)

 Воспитатель: ребята, когда появляются насекомые? (ответы детей)

Воспитатель: почему именно весной? (ответы детей)

Воспитатель: вы правильно ответили. Весной солнце начинает греть, становится теплее, день становится длиннее, много света, появляются растения, и насекомые тоже выползают из своих укрытий.  

Воспитатель: ребята, я собрала в коробку некоторых насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые? Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.

Загадки.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называем её …(стрекоза)

Ребята, как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

Сок цветов душистый пьёт,

Дарит нам и воск и мед,

Людям всем она мила,

 А зовут её.. (пчела)

Как вы догадались, что это пчела?

Он работник настоящий,

Очень, очень, работящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (Муравей)

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(бабочка)

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки. (Божья коровка)

А в этой загадке, какие слова вам подсказали, что это божья коровка?

Тихо всё вокруг ни звука.
Вон летит спокойно муха.
Вдруг «ожил» листок травы,
Кто там спрятался, скажи? (Богомол)

Как вы догадались, что это богомол?

Воспитатель Какую пользу приносят насекомые? (ответы детей)

(Божья коровка, муравей, стрекоза, богомол: уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.

Ребята, что произойдет с лугом, лесом, с нашей планетой если исчезнут насекомые? (ответы детей)

Воспитатель: если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь.

Игра «Четвертый лишний»

Ребята, чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с животными и птицами, мы поиграем в игру «Четвертый лишний»

  1. Заяц, оса,  шмель, богомол.
  2. Корова, кузнечик, баран, свинья.
  3. Божья коровка, комар, муха, хомяк, пчела.
  4. Медведь, лиса, волк, шмель.
  5. Богомол, божья коровка, пчела, паук.
  6. Жираф, крокодил, богомол, зебра.

Подвижная игра «Насекомые»

Предлагаю вам поиграть в игру «Насекомые»

Мы на месте покружились, в божьих коровок превратились

Мы на месте покружились, в кузнечиков превратились.

Поднимайте плечики

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, стоп

Сели, травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгать на носках легко.

Мы на месте покружились, в бабочек превратились.

В поле бабочки летают

Полетели, покружились, на цветке остановились.

Воспитатель: после игры предлагает детям сесть на ковер.

Воспитатель: насекомые отличаются друг от друга по размеру, форме тела, по цвету. Подскажите мне, ребята, какие бывают бабочки? (ответы детей).

Воспитатель: А чем питается бабочка? (ответы детей) 

(Соком растений, нектаром)

А где живет пчела? (в ульях, дуплах деревьев)

Воспитатель: муравьи живут большими семьями.

- Как называется их дом?

- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. У них есть уборщики, добытчики, солдаты.

Воспитатель: ребята, а какое известное вам насекомое похоже на богомола? (Ответы детей) Какого он цвета? (Ответы детей).  Ребята, как вы думаете, богомол  большой или маленький? Почему вы так решили? (Ответы детей). Богомол крупное насекомое.

На затылке у него есть длинный отросток с маленьким «зеркальцем» на конце. Сам богомол среди зелени не заметен, а вот его «зеркальце» на солнце сверкает как капелька воды. При виде ее насекомые в надежде напиться бросаются к богомолу. А он тут же хватает. Богомолы живут среди зеленой растительности.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди насекомое»

 Воспитатель: ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.

Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

Когда приходите в лес, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью в лесу. Берегите природу, любите ее. Знайте, что

 лес- это дом птиц, животных, насекомых. А мы там гости.