Проектная деятельность на уроках истории

Хасанянова Наталья Ильверовна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_istorii_v_5_klasse_sdo.pptx79.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе как способ развития личностных и метапредметных УУД школьников через теорию и технологию «Способа диалектического обучения» Хасанянова Наталья Ильверовна , учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя школа №5» Нижневартовск, 2023 год

Слайд 2

Актуальность данной работы 1. Принято считать, что школа, с одной стороны, вооружает учащихся глубокими, всесторонними и прочными знаниями, которые отвечают современным достижениям науки и требованиям практики, а с другой, - должна дать учащимся навыки работы с этими знаниями. Однако практика показывает, что эти два параметра не являются равноправными, т.к. преподаватели стремятся, прежде всего, к тому, чтобы «дать» учащимся максимум знаний по преподаваемым дисциплинам, но, известно, что в наше время знания быстро устаревают, теряется их актуальность, а приобретенная неструктурированная информация ложится балластом на память обучаемых, а впоследствии вообще стирается из памяти. 2. Большое количество учебников разнопланового характера по истории, в которых отсутствует упорядоченная система и региональная специализация. 3. Отсутствие связей на уроках между изучаемыми событиями и реальностью. 4. Дефицит времени во время урока на проведение проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 3

Результаты входной проверочной работы в 5 пилотном классе по истории (2022/23 уч.г .) Осознанное чтение текста (ОУПУУД) Выделение в тексте существенной информации ОУПУУД Формулирование собственного мнения Ком.ЛогПУУД Установление причинно-следственных связей ПУУД Работа с информацией, представленной в разных форматах: ОУПУУД Осуществление анализа объекта с выделением существенных признаков ЛогПУУД Строить речевое высказывание в письменной форме ОУПУУД Сравнение объектов по заданным критериям ЛогПУУД Обобщение объектов на основе выделенной существенной связи ЛогПУУД Процент овладения ПУУД индивидуально учащимися 89,2% 75% 64,2% 67,8% 75% 46,4% 46,4% 67,8% 42,8% 64%

Слайд 4

Из опыта работы Тема урока: «Орудия труда человека в первобытную эпоху» Учащимися поставили перед собой вопрос: эффективны и актуальны ли орудия первобытной эпохи в наше время? Выдвинута рабочая гипотеза - Орудия первобытного человека по сравнению с современными орудиями малоэффективны и неактуальны. Для подтверждения гипотезы - решено провести в классе эксперимент в учебном исследовательском проекте .

Слайд 5

Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту Тема проекта: « Орудия труда человека в первобытную эпоху » Основополагающий вопрос: Каковы были орудия труда человека в первобытную эпоху? Вопрос учебной темы (проблемный): 1. Эффективны и актуальны ли орудия первобытной эпохи в наше время? Этапы работы и виды исследовательско-проектной деятельности учащихся: I . Исследовательский этап 1. Изучить понятие «каменный век» и виды каменного века 2. Объяснить смысл понятий «Эпоха», «Орудия» (используя разные источники), сравнить эти понятия. 3. Изучить виды орудий первобытного человека, изучить технику их изготовления II . Экспериментальный этап 4. Экспериментальная часть (работа в группах) (изготовление орудий труда, оружия первобытного человека, каждой группе свое орудие) 5. Презентация орудий труда. 6. Использование орудий, сделанных учащимися на школьном дворе III . Аналитический этап 7. Анализ проведенного эксперимента, ответ на проблемный вопрос в виде умозаключения. 8. Оформление анализа эксперимента в таблице.

Слайд 6

Первый этап В начале урока обучающиеся выделили и сформулировали для себя личностные, метапредметные и предметные цели в проведении данного проекта. учащиеся 5 класса изучили следующие понятия и их характеристики: *каменный век: палеолит, мезолит, неолит, энеолит; *виды орудий труда и оружия первобытного человека; *из чего и каким образом изготавливали орудия труда и оружие первобытные люди, использовав при этом дополнительную литературу (помимо учебника).

Слайд 7

Индивидуальная работа №1 1) Задать вопрос-понятие к теме: «Что понимается под понятиями: « орудия», «эпоха», указав ближайший родовой и видовые признаки. 2) После изучения определения данных понятий - определить, чем являются слова: скребок, рубило, каменный топор, отщеп , копье с каменным наконечником, каменный топор, лук и др. по отношению к понятию «орудие» (Эти слова – виды орудий первобытного человека). Аналогичная работа велась по понятиям «Эпоха», «Каменный век». 3) Используя дополнительные источники информации, сравните понятия «орудие» Эпоха – крупная единица исторического времени, выделяемая по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. (Первобытная эпоха, эпоха Возрождения, эпоха палеолита и др.) (Толковый словарь Ожегова) Орудие - техническое приспособление , при помощи которого производится хозяйственная работа или какое-нибудь действие . Орудие труда. ( Толковый словарь Ушакова, Ожегова) Орудие – оружие, при помощи которого производилась охота людей на диких животных в первобытную эпоху ( Википедия ) Найти основание деления понятия «Орудие » (по цели использования)

Слайд 8

Индивидуальная работа №1 На данном этапе учащиеся ставят перед собой конкретные достижимые цели и раскрывают содержание главных понятий темы; распознают орудия труда, оружие среди орудий первобытной эпохи - овладение учащимися такими логическими операциями : определение и деление понятий, позволяющих определить строение изучаемых понятий (отношение «целое-часть», «часть-целое»).

Слайд 9

Индивидуальное задание №2 Задание: Отразить с помощью логической схемы (в рабочей тетради) отношения между понятиями, пользуясь текстом параграфа учебника по теме: «Орудия труда в Первобытную эпоху» и дополнительной литературой. Ответ: Орудия первобытного человека ТРУДА ОРУЖИЕ Скребок, скребло, рубило, каменный топор, отщеп и др. Копье с каменным наконечником, каменный топор, лук и др.

Слайд 10

Индивидуальное задание №3 Пользуясь карточкой № 3 сравнить данные понятия, выявить общие и отличительные признаки, составить 2 суждения (Так же как у орудия труда, у оружия родовой признак – орудие; в отличие от орудий труда, которые необходимы для хозяйственной деятельности, оружие необходимо для охоты на диких животных и т.д.) При помощи данного дидактического инструментария технологии Способа диалектического обучения мы р азвиваем общеучебные действия учащихся - поиск и выделение необходимой информации; развиваем универсальные логические действия такие как: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий – что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта .

Слайд 11

Простая кооперация Объединиться в 3 группы по 4 человека, выполнить задания, используя карточки №2, 3 : 1 группа- Найти общие признаки понятия «орудие» 2 группа – найти отличительные признаки понятия «орудия» 3 группа – составить 2 вопроса суждения на понятие «орудие». Деятельность учащихся была построена в виде логических операций: определение, деление, обобщение, ограничение понятий и мною были использованы такие приемы: сравнение, анализ, при помощи которых развивались у школьников универсальные логические и познавательные действия. Работая в группах у обучающихся развиваются : Коммуникативные УУД - умение слушать, аргументировано высказывать свою точку зрения; Личностные УУД– уважительно относиться к каждому члену группы, оказание взаимопомощи

Слайд 12

Сложная кооперация Выступление от групп Данная деятельность направлена на развитие: Логических УУД – построение логической цепи рассуждений; Общеучебных УУД – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативных УУД – умение выступать публично, приводить аргументы; Личностные УУД – взаимовыручка, саморазвитие, уверенность, Регулятивные – самооценка, умение планировать выступление по определенному заданию на отведенное время.

Слайд 13

Домашнее задание (индивидуальный труд) Изготовить орудие первобытного человека (по выбору), используя параграф учебника и дополнительную информацию по технологии изготовления орудий. ПУУД – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, Личностные УУД - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе проектно-исследовательской деятельности; Рег.УУД - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Слайд 14

Экспериментальный этап проекта 1. Простая кооперация. Объединение учащихся в группы по видам орудий. Задание группам:. Найти ошибки в изготовлении орудий одноклассниками, аргументировано доказать свою точку зрения Личностные УУД - готовность и способность вести диалог с одноклассниками и достигать в нём взаимопонимания ; Коммуникативные УУД – умение аргументировано доказывать свою точку зрения; ПУУД – анализ объектов с целью выделения признаков, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Рег.УУД – умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки.

Слайд 15

Линия сравнения Каменные орудия труда Современные орудия труда Каменный топор Железный топор Материал Кремень, прикрепленный к древку сушенными сухожилиями животных. Быстро и легко ломается. Металлическое лезвие, жестко закрепленное на рукоятке, обычно деревянной. Острый и долговечный. Отщеп / нож Материал Осколок, отбитый от куска кремня рукой человека. Легко ломается. Металл с лезвием на одной, или нескольких сторонах. Острый, долговечный Каменное копье Железное копье Материал Камень и деревянная палка, к которой привязывался каменный наконечник копья. Не очень острый Железо. Более легче и острее.

Слайд 16

Умозаключение на последнем этапе проекта Поскольку в первобытную эпоху орудия изготавливались из кремня, а как известно кремень хрупкий камень, кремневые вкладыши из которых изготавливались орудия быстро ломались, крошились и падали и человек того времени был бессилен изменить внутренние свойства камня, сделать его менее хрупким, а современные орудия сделаны из прочного железа, которое значительно прочнее кремня, следовательно орудия в первобытную эпоху были менее эффективны, чем современные орудия. ПУУД – анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений.

Слайд 17

Систематическое применение на уроках теории и технологии Способа диалектического обучения позволяет выработать у учащихся привычку логически мыслить, дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения, что актуально в современных условиях жизни.