Яркий городец. Роспись шкатулочки

Татьяна Анатольевна Бойко

Знакомство с самой «сказочной» росписью – городецкой. Развитие интереса к народным промыслам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yarkiy_gorodets.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.

Яркий городец. Роспись шкатулочки.

Цель:

Познакомить с самой «сказочной» росписью – городецкой. Развить интерес к народным промыслам.

Задачи:

- научить отличать городецкую роспись от других промыслов;

- привить навыки росписи основных элементов городецкой росписи;

- сформировать способности видеть и передавать характерные черты данного вида росписи.

Оборудование

Для учащихся: краски гуашь, кисти, баночка с водой, карандаши, альбомы.

Для учителя: наглядное пособие по городецкой росписи, изделия городецких мастеров, деревянные шкатулочки для росписи, гуашевые краски, лист бумаги, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

План  урока

 1. Вводная беседа. 10-15 мин.

 2. Объяснение последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи по наглядному пособию (или процесс росписи показывает учитель). 5-7 мин.

 3. Самостоятельная работа. Роспись деревянной шкатулочки. 50-60 мин.

 4. Физкультминутка (игровая пауза). 10-15 мин.

 5. Подведение итогов. 10-15 мин.

Ход урока.

Зал оформлен с помощью ширм, украшенных панно с различными видами росписи.  В интерьер зала добавлены предметы старины. Звучит народная «сказочная» музыка. Выходит персонаж – Василиса.

Василиса: - Здравствуйте, гости мои дорогие,

                   Ребята веселые и удалые!

 Сегодня мы продолжаем знакомство с народными промыслами и  

 узнаем  сегодня о городецкой росписи.

Вдруг появляется Домовой.

Домовой: - Ой, беда, беда, огорчение! Что же теперь делать? (бегает по

                    комнате, схватившись руками за голову). Сундук со сказками

                    пропал, где теперь его искать?

Василиса: - В чем дело, Домовой? Ты к нам на праздник попал, и мы тебе с  

                    ребятами поможем в твоей беде, правда, ребята? (дети  

                    отвечают)

Домовой: - Сказок я-то еще насочиняю, а вот сундука такого расписного мне

                     уже не найти, а без него сказки не будут красивыми и

                     волшебными.

Василиса: - Не переживай, Домовой, посмотри на наше оформление.

                     Нравится? Это Городецкая роспись, сегодня мы с ребятами

                     будем расписывать шкатулочки, и ты к нам присоединяйся.

Домовой: -  Ой, замечательный узорчик, совсем как на моем сундучке.

Василиса: - Вот и замечательно. А пока ты можешь поиграть с ребятами,  

                     позагадывай им загадки.

Домовой: -  Как скажешь, Василисушка. Ну, так слушайте:

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет. (ухват)

Черный конь прыгнул в огонь. (кочерга)

Мать толста, дочь красна, сын храбр – под небеса ушел. (печь,   огонь, дым)

Василиса:  - Что-то ты все о печке загадки загадываешь, ты что, других не

                    знаешь?

Домовой:   - Конечно, знаю, но ведь печка это мой дом, и я так по нему

                    соскучился, да только не могу я вернуться, пока сундучок не

                     найду.

Василиса: - Ну, хорошо, давайте начнем изучать Городецкую роспись. Это  

                      традиционный художественный промысел, получивший          

                      развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в      

                      окрестностях  Городца Нижегородской области. Помимо

                  традиционных прялочных донец стали изготовлять и

                  расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель,

                  даже части дома — ставни, двери, ворота.

Постепенно выработались самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму – так называемую «теневку». Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно дополняют «украешками» (узорами по краю) заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов — розы-купавки, бутоны, травки.

Ребята, посмотрите на образцы. Это роза-купавка, главный цветок в городецкой росписи. Сейчас мы начнем его рисовать. Домовой, присаживайся и ты к ребятам. Возьмите альбомы и нарисуйте в нем кружок, можно с помощью циркуля. Закрашиваем его красной краской.

Ребята выполняют задание.

Василиса:  - Замечательно получилось. А теперь темной краской делаем

                       «теневку», т.е. рисуем лепестки как на образце. Выполняем центр цветка. Смотрите внимательней, у розы центр в середине цветка, а у купавки – смешен к краю. Теперь рисуем листочки. Их рисуют обычно группами по 3, 5 штук (центральный лист крупнее боковых). Если листочков всего два, их делают одинаковыми по размеру. Хорошо. Итак, у нас с вами получился замечательный цветок, теперь мы делаем «разживки» и наш цветок готов. Его  мы перенесем на наши шкатулки. Но сначала отдохнем.

Домовой:   - Василиса, а давай я с ребятами поиграю в игру «Сколько? Сколько? Сколько?»

 Василиса:  - Пожалуйста, Домовой, играй.

Домовой:   - Итак, я буду задавать вопросы, они будут касаться сказок как народных, так и заграничных, а вы будете мне отвечать. Кто больше всего даст правильных ответов – тот и победит.

  1. Сколько тюфяков лежало на горошине в сказке Г.Х.Андерсена? (20, «Принцесса на горошине»)
  2. Сколько разбойников противостояло Али-Бабе? (40, «Али-Баба и 40 разбойников»)
  3. Сколько богатырей не уберегло царевну в сказке А.С. Пушкина? (7, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
  4. Сколько было толстяков в сказочной повести Ю.Олеши? (3, «Три толстяка»)
  5. Сколько раз вызывал старик Золотую рыбку? (3 раза)
  6. Сколько зверей помещалось в резном домике? (5, «Теремок»)
  7. Сколько раз летал Гвидон к царю Салтану? (3)
  8. Сколько монет было у Буратино? (5)
  9. Сколько лет пробыл в кувшине старик Хотабыч? (3000 лет)

Молодцы, ребята, у нас определился победитель. Им стал (а)…..

А теперь еще несколько вопросов из игры «Дополни имя». Я начинаю  имя, а вы продолжаете. Начали:

Крошечка – Хаврошечка.

Кощей Бессмертный.

Братец Иванушка.

Василиса Прекрасная.

Мальчик с пальчик.

Добрыня Никитович.

Илья Муромец.

Алеша Попович.

Сестрица Аленушка.

Иван Царевич.

Финист Ясный сокол.

Змей Горыныч.

Домовой: - Просто замечательные детки, и все-то они знают, прямо  какие-то

                     вумники.

Василиса:  - Конечно, умные, они же в школе учатся, и различные науки познают, а у нас они обучаются народным ремеслам, которыми так славится наша Россия. Приступим к работе. Возьмем шкатулочки, вернее их крышечки и нарисуем такой же цветок как на альбомном листе.

Ребята выполняют задание.

Домовой тоже расписывает шкатулку.

Василиса:  - Отличная работа! У всех получились замечательные шкатулки в подарок нашим мамам. Но краше всех, конечно, у Домового. Теперь сказки у него будут волшебными.

Домовой: - Это точно, Василиса, теперь я могу вернуться на свою печку. Спасибо вам, ребята, за хорошее настроение и за ваше умение. Всего вам доброго.

Василиса:  - До свидания,  до новых встреч.