Работа с одаренными детьми

материалы олимпиад,конкурсов,результаты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 2018-2019 уч.г.

5-6 классы

Виктор Голявкин

(1929–2001)

                                                                                               В ШКАФУ

            Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я. Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.

Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.

Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:

  • Э-э-э! Я в шкафу! Помогите! Прислушался — тишина кругом. Я опять:
  • О! Товарищи! Я в шкафу сижу! Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.
  • Кто здесь горланит?

Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу. Я обрадовался, кричу:

  • Тётя Нюша, я здесь!
  • Где ты, родименький?
  • В шкафу я! В шкафу!
  • Как же ты, милый, туда забрался?
  • Я в шкафу, бабуся!
  • Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?
  • Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!

Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.

Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч — наш завуч... Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.

  • Там нет никого, — сказал Пал Палыч.
  • Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша.
  • Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.

Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:

  • Я здесь!
  • Кто ты? — спросил Пал Палыч.2
  • Я... Цыпкин...
  • Зачем ты туда забрался, Цыпкин?
  • Меня заперли... Я не забрался...
  • Гм... Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе!

Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?

  • Слышу...
  • Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.
  • Не знаю...
  • Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.

Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

  • Ну! Вот до чего доводит шалость. Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?

Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут... Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое... как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?

Я молчал.

  • Ты живой там? — спросил Пал Палыч.
  • Живой...
  • Ну сиди, скоро откроют...
  • Я сижу...
  • Так... — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф? Я молчал.

Вдруг я услышал голос директора. Он шёл по коридору:

  • Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему? Мне опять захотелось исчезнуть.

Директор спросил:

  • Цыпкин, ты?

Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать. Тётя Нюша сказала:

  • Ключ унёс староста класса.
  • Взломайте дверь, — сказал директор.

Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.

  • Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит. Я не двинулся с места. Мне было страшно.
  • Почему он стоит? — спросил директор. Меня вытащили из шкафа.

Я всё время молчал.

Я не знал, что сказать.

  • Слышу...
  • Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.
  • Не знаю...
  • Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.

Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

  • Ну! Вот до чего доводит шалость. Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?

Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут... Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое... как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?

Я молчал.

  • Ты живой там? — спросил Пал Палыч.
  • Живой...
  • Ну сиди, скоро откроют...
  • Я сижу...
  • Так... — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф? Я молчал.

Вдруг я услышал голос директора. Он шёл по коридору:

  • Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему? Мне опять захотелось исчезнуть.

Директор спросил:

  • Цыпкин, ты?

Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать. Тётя Нюша сказала:

  • Ключ унёс староста класса.
  • Взломайте дверь, — сказал директор.

Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.

  • Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит. Я не двинулся с места. Мне было страшно.
  • Почему он стоит? — спросил директор. Меня вытащили из шкафа.

Я всё время молчал.

Я не знал, что сказать.

Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом...

Задание №1

Герой-рассказчик, мечтая исчезнуть из шкафа, думает: «Но ведь так только в сказках бывает!» А как могли бы развиваться события, если бы перед нами действительно была сказка? Объясните, что и почему нужно изменить в исходном тексте, чтобы получилась сказка.

Задание №2

Изложите историю, рассказанную героем В.Голявкина, с точки зрения одного из остальных персонажей: либо уборщицы, либо завуча, либо директора, либо мамы. Придумывать новые события не нужно – опирайтесь на те, что известны из приведённого текста. Объясните, какие события не войдут в историю нового рассказчика. Почему? Как изменится концовка?

Задание №3

Составьте подборку из нескольких произведений (достаточно 5 названий), которые можно было бы объединить в книгу «Веселые школьные истории» (не забудьте указать авторов произведений). Напишите короткую рекомендацию для одноклассников: почему эту книгу стоит прочитать?

Комментарии и критерии оценивания

Задание ориентировано как на проверку знаний участников олимпиады (представления о литературном жанре, об особенностях художественной условности), так и на выявление творческого потенциала (необходимо сочинить собственную историю на основе предложенного сюжета).

 Задание №1: Учащиеся должны указать жанровые признаки сказки: «чудеса», которых, по мнению завуча, не бывает, для сказки – норма; также для сказки характерны вымысел, фантастика, условность пространства и времени, счастливая развязка и т.п.

Рекомендуемое количество баллов – 8 (учитывается правильное определение жанра и убедительное обоснование жанровых черт)

 Задание №2: основная цель задания – проверить умение понимать причинно- следственные связи между событиями сюжета и соотносить их с точкой зрения повествователя. Очевидно, что у всех перечисленных в задании персонажей знание о событиях, происшедших с главным героем, ограничено: ни один из них не знает, почему герой забрался в шкаф, а количество эпизодов, доступных каждому следующему персонажу, уменьшается (если уборщица может рассказать, как услышала крики из щкафа, как позвала

завуча и т.д., то директору остается только рассказ про взлом шкафа и «извлечение» героя). Маме достанется «смешанная» версия событий – изложенная учителями и сыном (на чью сторону она встанет, должны предположить сами участники олимпиады).

Рекомендуемое количество баллов – 12 (учитывается точность построения событийного ряда, умение объяснить принцип отбора событий, соответствие стилевого оформления рассказа особенностям характера выбранного рассказчика).

 Задание №3:

Рекомендуемое количество баллов – 10 (по 1 баллу за каждое приведенное название произведения с автором (максимум – 5) и 5 баллов за рекомендацию сборника – в ней оценивается умение без раскрытия интриги финала рассказать о самом интересном в книге).

Рекомендуемое итоговое количество баллов за три задания – 30.

7-8 класс

Время выполнения – не более трёх астрономических часов.

Задание №1:

Прочитайте три басни Льва Толстого:

  1. Лев, медведь и лисица

Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала промеж них мясо, подхватила его и убежала.

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

  1. Мышь под амбаром

Жила одна мышь под амбаром. В полу амбара была дырочка, и хлеб сыпался в дырочку. Мыши житьё было хорошее, но она захотела похвастаться своим житьём. Прогрызла больше дыру и позвала других мышей к себе в гости.

«Идите, – говорит, – ко мне гулять. Я вас угощу. Корму на всех достанет». Когда она привела мышей, она увидала, что дыры совсем не было. Мужик приметил большую дыру в полу и заделал её.

Автор оставил басни без традиционной морали. Придумайте к каждой басне мораль (по 1-2 строчке).

Задание №2

Перед вами – список басенных персонажей И.А.Крылова. Разбейте его на пары персонажей, которые «заняты» в одном сюжете (один и тот же персонаж может быть включён в разные пары). Чем, на ваш взгляд, различаются басни И.А.Крылова и Л.Н.Толстого?

Ворона, Курица, Волк, Осёл, Лисица, Ягненок, Соловей, Лев.

Задание №3

Сочините собственную басню, соблюдая следующие условия: а) название басни – «Обезьяна и Мышь»;

б) моралью басни является реплика мыши;

в) предметный мир басни включает в себя мышеловку, ведро и верёвку.

Критерии оценки и комментарии

Задания требуют некоторых навыков аналитической работы с текстом и в то же время предполагают включение творческих умений – по созданию текста на основе заданных параметров.

Рекомендуемое количество баллов – 30.

При оценке задания №1 учитывается «точность попадания» в смысл басни, соответствие придуманной морали исходному сюжету. Рекомендуемая оценка – 6 баллов (по 2 балла за каждую формулировку).

 Задание №2 проверяет как знание литературного материала, так и стилевое чутьё, умение вычленить значимые закономерности поэтики разных авторов.

Басенные персонажи в произведениях Крылова представлены следующим образом (приведены названия басен):

«Волк и Ягненок»

«Лев и Волк»

«Лев и Лисица»

«Волк и Лисица»

«Ворона и Лисица»

«Ворона и Курица»

«Осёл и Соловей»

Рекомендуемая оценка – по 1 баллу за каждое название (максимальный балл – 7).

Сравнительная характеристика басен Крылова и Толстого (развернутый многоэпизодный сюжет у Крылова, более детальное изображение обстоятельств действия, введение подробностей поведения басенных героев, индивидуализация их «характеров» и т.п.): максимальный балл – 5.

Рекомендуемый суммарный балл – 12.

 Задание №3 носит творческий характер и оценивается с точки зрения соответствия жанровым законам басни и точности соблюдения всех предложенных условий. Рекомендуемая оценка – 12 баллов.

9-11 класс

 Аналитическое задание

В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического.

Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки. В определении методов и приёмов анализа, порядка изложения своих мыслей ученик может опираться на предложенные в задании вспомогательные вопросы (что не отменяет создания цельного, связного, объединённого общим замыслом аналитического текста). Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулёзное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико- метрической стороны до контекста и интертекста. Мы рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени работают на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально оговариваем также: анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; вопросы на опознание терминов в первом задании имеют целью привлечь внимание ученика к их художественному назначению в тексте, характеристике их функциональной нагрузки. Цель же анализа предложенного произведения состоит не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

                                                                     Задание  для 9 -11 кл.

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. 

Фёдор Сологуб (1863–1927)

Учитель и конторщик (из цикла «Превращения»)

Андрей Никитич Шагалов, учитель сельской школы, молодой человек, степенный и добродетельный, хотя и холостой, одевался всегда чистенько, прилично званию и положению. Держал себя с достоинством. Любил бывать у батюшки, законоучителя его школы, – и ни разу не ссорился с ним. Нередко заходил к местному земскому фельдшеру, уряднику, волостному писарю и старшине. Каждому оказывал должное почтение и на свою долю получал достаточно такового же. Не гнушался и простыми мужичками, но запанибрата с ними не держался.

В гостях Андрей Никитич вёл себя тонко, говорил о том, что могло занимать хозяина, иногда легонечко спорил, но всегда приятно и сдержанно, и никогда не доводил спора до резких пререканий. Если собеседник упрямо говорил что-нибудь такое, с чем никак нельзя было согласиться, Андрей Никитич умел шуточкой или иным ловким оборотом переменить предмет беседы.

Случалось Андрею Никитичу бывать и у местного помещика, отставного действительного статского советника Палицына. И там Андрей Никитич поддерживал себя на должной высоте, приходил в крахмалах, здоровался за руку, был умеренно почтителен и долго не засиживался.

  • Заходите, Андрей Никитич, – говорил ему, пожимая на прощанье руку, господин Палицын.

Андрей Никитич вежливо благодарил.

  • Покорно благодарю, Владимир Алексеевич, – говорил он, – сочту непременным долгом.

Приятно осклаблялся, уходил и по дороге домой весело помахивал тонкой тросточкой, как человек, довольный судьбой.

Кончались по весне занятия в школе. На лето помещик нанимал лишнего приказчика. Приглашали всегда Андрея Никитича. Уже он надевал не крахмалы, а чистую вышитую рубашку под пиджак, высокие сапоги и являлся в контору. Барину докладывали. Немного, – но и не мало, – погодя звали учителя в кабинет. Шагалов входил, кланялся низенько, останавливался у порога и легонечко покашливал в руку из скромности. И уже он не осклаблялся, как бывало зимой. Барин слегка кивал ему головой и не вставал с кресла у письменного стола.

  • Э... ну что ж, – говорил он с растяжкой, – нам, того... долго разговаривать нечего, – э... по-прошлогоднему?
  • Так точно, ваше превосходительство, – отвечал Шагалов, и звук его голоса, и вся его фигура олицетворяли почтительность.
  • Так уж ты, Андрей, старайся, – увереннее и быстрее говорил барин, – а ежели я... э... сгоряча скажу что-нибудь... э... лишнее, так уж ты, того, не взыщи.
  • Помилуйте, ваше превосходительство, уж это само собой, как же-с иначе, – почтительно говорил Шагалов.
  • Ну да, я знаю, ты это понимаешь, – продолжал барин, – со своим приказчиком я не могу нежности разговаривать. Э... там зимой, мы и на вы, и за руку, и всё такое, а теперь мне, э... приказчик нужен, дело делать, а не... э... миндальничать.
  • Уж я это понимаю, ваше превосходительство, – уверял Шагалов, – уж вы меня знаете, останетесь довольны, не извольте беспокоиться.

Так начиналась летняя служба учителя Шагалова. Барин говорил ему ты, называл Андреем, а иногда, под горячую руку, ругал скотиной и грозил заехать в морду.

Зато платил хорошо, – и не затягивал, – семьдесят пять рублей в лето – деньги!

Опорные вопросы:

  1. «Учитель и конторщик» входит в цикл рассказов «Превращения». Все заглавия в нём строятся на антитезе («С подчинённым и с начальником», «В сапогах и  босиком»). Какие черты «учителя» и «конторщика» противопоставляются в образе главного героя рассказа?
  2. Чем обусловлено превращение учителя в конторщика? Какие мотивы, с вашей точки зрения, побуждают Шагалова к этому ежегодному превращению?
  3. Какие детали и подробности выделяет повествователь, рассказывая о превращении Шагалова в конторщика? Почему отобраны и акцентированы именно они?
  4. Какие комические и трагические смысловые оттенки получает тема «превращений» в трактовке Ф.Сологуба?

Критерии оценивания аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

 Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале  из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию  он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

  1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

  1. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

  1. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

  1. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

  1. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок).

 Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих  от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

П.С. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.



Предварительный просмотр:

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна-

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Е.Смирнова

             Здравствуйте, дорогие жители Земли! Пишет вам письмо ученик 11 класса Абдуллин Алмаз. Проживаю я в маленьком, но очень красивом и дорогом моему сердцу  селе Урмиязы. А какая же красивая у нас природа. Ведь невозможно ею не наслаждаться. Чего только стоит пение птиц, красота полевых цветов, буйство красок. Эти вековые леса, могучие горы, хищные животные, даже небольшие жучки и те радуют нас своим жужжанием. А как же интересно наблюдать за порханием бабочек, за тем, как трудятся насекомые.  

         Человек  является неотъемлемой частью этой красоты. Мы любим наблюдать за первой капелью, предвещающей начало весны; за первым снегом, превращающим все вокруг в белую сказку, за осенним листопадом, устилающим землю золотым ковром. Нам кажется, что все это было, есть и будет всегда. Все чаще мы забываем, что вся эта красота зависит от нас, от того, как  к ней относимся. А отношение многих из нас оставляет желать лучшего.

          Да, природа дает нам все, что у нее есть. Вырубая леса, мы строим дома, производим бумагу; в прекрасные летние дни собираем грибы и ягоды в лесу; получаем мясо и меха. Всего не перечесть. Мы ведем  себя, как «цари природы», относясь к ней потребительски: построили заводы, которые загрязняют воздух, в погоне за деньгами и престижем  истребляем многочисленные виды животных и леса, выбрасываем мусор в реки и озера. Нередко случается, что места отдыха, куда традиционно мы выезжаем на природу отдохнуть,  превращаются в мусорные свалки ; мы рвем цветы, растущие в лесу, на полянах и вблизи водоемов. Но никто не задумался о том, что эти букеты вскоре завянут, и уже никогда не станут украшением для людей. Разбросанный мусор не только нанесет вред экологии, но и омрачит настроение других туристов. Сегодня мы оказались перед плачевными результатами своего воздействия на окружающую нас среду. Матушка-природа беззащитна. Она не может ответить на наши варварские деяния. А мы об этом никогда и не задумываемся.

          Люди, прошу Вас, остановитесь! Земля – это наш общий дом, и мы не должны его разрушать. Что же мы оставим нашим потомкам?.. Давайте задумаемся, ведь  будущее планеты Земля и будущее наших детей в наших же руках. Начинать беречь природу нужно здесь и сейчас. Это по силам каждому из нас.  

        Для того  чтобы защитить Землю, не нужно быть влиятельным или богатым, даже не нужно быть ученым. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Давайте же сделаем это вместе! Можно начать с малого. Мир станет прекраснее, если ты повесишь зимой кормушки для птиц, а ты посадишь дерево этой весной, а ты уберешь оставленный в лесу мусор…

           Любовь к природе начинается с детства. Нам дана возможность всё уберечь, главное - желание и труд. Вместе мы сможем сохранить нашу планету ради будущих поколений.

С верой и надеждой  на каждого из Вас Абдуллин Алмаз!

                                  01.010.2018

Районный конкурс сочинений «Пою мою Республику»,  посвященный Дню Республики и празднованию 100-летия образования Республики Башкортостан

 “Чтоб долог был природы век - ты будь разумен человек”

                                                                                 

Абдуллин Алмаз, ученик

11 класса Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения Средняя

 общеобразовательная школа с.Урмиязы

Нуртдинова Айсылу Рафаиловна ,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения Средняя

 общеобразовательная школа с.Урмиязы



Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 учебном году по русскому языку

Цели школьного этапа Олимпиады по русскому языку.

Целями школьного этапа Олимпиады по русскому языку являются:

- стимулирование интереса учащихся к русскому языку;

- выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;

- создание определённой интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;

- расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;

- активизация творческих способностей учащихся;

- выявление учащихся, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады;

- популяризация русского языка как науки и школьного предмета.

При проведении Олимпиады на школьном этапе целесообразно разбить учащихся на следующие возрастные группы:

1. 5-6 классы

2. 7-8 классы

3. 9 класс

4. 10-11 классы.

Подведение итогов школьного этапа олимпиады по русскому языку следует проводить в каждой параллели отдельно.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку. 2017-2018 учебный год.

  1. классы
  1. Расставьте ударение в словах.

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Подберите две группы слов с корнем  -толк-, но с разным значением.
  2. Назовите полные имена детей: Соня, Лера, Сева, Гриша, Дуня, Сима, Валя.
  3. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

        5. Определите род  имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

       6. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончании, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Сурепаярашказажугилаквинячийторщ.

7. «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк.«Три конца»)

Напишите, что означает глагол «ободняло». От какого слова он образован?

Ключик заданиям школьной олимпиады по русскому языку.

  1. классы.
  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.  (10 баллов)
  2. Толк, толковать, толкование, толковый, бестолковый и т.п.

Толкать, толкаться, толкнуть, затолкать, вытолкать и т.п. (5 баллов)

  1. София, Валерия, Всеволод, Григорий, Евдокия, Серафима, Валентина

 (Каждое правильное полное имя – 1 балл.Всего 7 баллов)

  1. А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

  1. баллов)
  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.),  красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.  (10 баллов: 5 баллов за верное определение рода имён существительных)

  1. Сурепая (прилаг.,определение), рашка (сущ.,подлежащее), зажугила (глагол, сказуемое), квинячий ( прилаг., определение), торщ ( сущ., дополнение). Учитываем объяснение.

 (5 баллов  за верное определение части речи, 5 баллов за определение синтаксической роли)

  1.  «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк.«Три конца»)

Глагол «ободнять» означает «рассвести» - 2б. Образован от слова «день» - 2б

Задание

1

2

3

4

5

6

7

Количество баллов

10

5

7

6

10

10

4

Всего 52 балла.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку. 2017-2018 учебный год.

7 класс

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая —

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

  1. Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог, В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6)гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 6 баллов

  1. К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.   10баллов

4. Мы говорим: Дом сгорел дотла. Что такое тло?5 баллов

5. Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

6. Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

По 0,5 балла  за правильный ответ, всего 5  баллов

7. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. ... то дурному утеха... Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

8. Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории…  нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

        Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество  гореч…  непомерных утрат   радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее   любовь к людям  веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…ватьпок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз...ника старшим – в…теранам  служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ключик заданиям школьной олимпиады по русскому языку. 7 класс

Задание 1

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая —

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

Ответ: ,эн,]: [д,] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н,] – 3 раза.

Задание 2

Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,

В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6)гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

Ответ:

А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;

Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;

В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;

Г: газопрвод

По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов

Задание 3

К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

10 баллов

Ответ

Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное;помеха – преграда, препятствие;лицемерный, неискренний – притворный;милый, обаятельный – прелестный;тень умершего – призрак, привидение;хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение;очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать;необычное, увлекательное путешествие – приключение.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Мы говорим: Дом сгорел дотла.

Что такое тло?

5 баллов

Ответ

Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.

Задание 5

Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

Ответ

А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.

Задание 6

Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

По 0,5 балла  за правильный ответ, всего 5  баллов

Ответ

Себе – возвратное

Какого-нибудь – неопределённое

Который – относительное

Несколько – неопределённое

Он – личное

Некоторые – неопределённое

Те – указательное

Иные – определительное

Сам – определительное

Эти – указательное

Задание 7

«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. ... то дурному утеха... Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Коня узнают по зубам, человека - по речам.

Конь играет удилами, болтун - языком.

Плохой человек славится озорством, хороший - умом.

Привычка - вторая натура.

Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.

Задание 8

Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории…  нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

        Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество  гореч…  непомерных утрат   радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее   любовь к людям  веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…ватьпок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз...ника старшим – в…теранам  служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ответ

Подарить радость

Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.

        Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку. 2017-2018 учебный год.

8 класс

  1. Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы:воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример?7 баллов

2. Расставьте ударения в следующих словах:балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти.

5 баллов

БалУясь, понЯвший, мЕльком,дОсуха, удОбнее

3. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

  1. птицы одинакового оперения держатся вместе –
  2. у него еще  за ушами не просохло –
  3. не стоит пороха и дроби –
  4. птичка в руке стоит двух в кустах –
  5. просто, как пирог –
  6. возить уголь в Ньюкасл –
  7. хранить в вате –
  8. не стоит и пуговицы –
  9. по самые локти –
  10. убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

  1. Объясните  происхождение наречия восвояси.

5 баллов

  1. Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет.

                                                                                 За каждый пример по 1 баллу

  1. Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих, праздно болтающих,

обагряющихруки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

3 балла

  1. Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал

Прокруст                узел

избиение                изобилие

Лукулл                конюшня

Елисейский        футляр

Тришкин                шпат

Авгий                ложе

лебедь                Пенелопа

имя                младенец

рог                пир

Гордий        поле

человек                кафтан

Исландия                натр

Работа                песня

едкий                число

7 + 3 =10 баллов

8. Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники  окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул  и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами  как ( будто) по нему плуг п…хал  и живые папо…ротники  такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу  и вокруг плотный к…вер  заяч…ей к…пусты - все  распол…жилось ( в) порядке  образующем к…ртину.

                                                                                   10баллов + сочинение

Ключи к заданиям школьной олимпиады по русскому языку. 8 класс

Задание 1

Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример?

7 баллов

Ответ. Воз – вёз, нос – нёс, пыл – пил, быт – бить, даль – дал, быль – бил, пример – примерь.По 1 баллу за правильный ответ, всего  7 баллов

Задание 2

Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти.

   По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Задание 3

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

  • птицы одинакового оперения держатся вместе –
  • у него еще  за ушами не просохло –
  • не стоит пороха и дроби –
  • птичка в руке стоит двух в кустах –
  • просто, как пирог –
  • возить уголь в Ньюкасл –
  • хранить в вате –
  • не стоит и пуговицы –
  • по самые локти –
  • убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Ответ

  • птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки
  • у него еще  за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло
  • не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит
  • птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе
  • просто, как пирог – как дважды два
  • возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром
  • хранить в вате – беречь как зеницу ока
  • не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит
  • по самые локти – сыт по самое горло
  • убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Объясните  происхождение наречия восвояси.5 баллов

Ответ. К себе домой (восвояси отправился, убраться восвояси). Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания «во своя вђси» - « в свои деревни, домой».

Задание 5

Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет.

За каждый пример по 1 баллу, но не больше 6 баллов

Ответ. Приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Задание 6

Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих, праздно болтающих,

обагряющихруки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

 3 балла

Ответ. Причастия ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих воспринимаются здесь как существительные.

Задание 7

Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал.

Прокруст                узел

избиение                изобилие

Лукулл                конюшня

Елисейский        футляр

Тришкин                шпат

Авгий                   ложе

лебедь                Пенелопа

имя                младенец

рог                пир

Гордий                   поле

человек                кафтан

Исландия                натр

Работа                  песня

едкий                число

  1. + 3 = 10 баллов
  2. Ответ

Гордиев узел
Рог изобилия
Авгиевы конюшни
Человек в футляре
Исландский шпат
Прокрустово ложе
Работа Пенелопы
Избиение младенцев
Лукуллов пир
Елисейские поля
Тришкин кафтан
Едкий натр
Лебединая песня
Именованное число

(Картина А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Задание 8.

Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники  окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул  и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами  как ( будто) по нему плуг п…хал  и живые папо…ротники  такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу  и вокруг плотный к…вер  заяч…ей к…пусты - все распол…жилось ( в) порядке  образующем к…ртину.

10баллов + сочинение

Ответ

Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты - все расположилось в порядке, образующем картину.

Качественными характеристиками созданного текста должны являться:

  1. убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения;
  2. логика в аргументации основного тезиса;
  3. умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста;
  4. грамотность (соблюдение норм русского литературного языка).

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку. 2017-2018 учебный год.

  1. классы.

1.Расставьте ударения в словах:

Каталог, сосредоточение, начался, кремень, ходатайство, бюрократия, жалюзи, договоры, средства, углубить, баловать, обеспечение, облегчить, премировать, квартал.

2.В русском языке есть слова, которые имеют латинские корни. Например патриот,патриотизм от patria (лат.) – «родина, отечество». Запишите русские слова, имеющие латинские корни:

terra(лат.) – «земля» -

gress (лат.) – «движение» -

memor (лат.) – «память» -

3. Подберите определения к существительным:

бандероль

мозоль

кольраби

авеню

тюль

рефери

 4.Дан ряд слов на - оопасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

5. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов. 2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл. 3. Опишите смысл всех других глаголов.

6. В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Исправьте предложения. 
Ленский был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги. 
Войска были вынуждены отступить назад. 
Открывая окно, в класс влетел воробей. 

7.Какой частью слова (окончанием или суффиксом) являются конечные буквыа в словах вода, двора, ела и молча? Какое значение они выражают? 

8.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Въниде (Ной) въковчегь… и плаваковчегъ 40 дьни.
  2. Яко же бо плаваеть птица сквозѣвздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
  3. Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгланадъ водами стояаше.

Ключи к заданиям. 10-11 классы.

1.КаталОг, сосредотОчение, началсЯ, кремЕнь, ходАтайство, бюрокрАтия, жалюзИ, договОры, срЕдства, углубИть, баловАть, обеспЕчение, облегчИть, премировАть, квартАл.

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 15 баллов.

2.За каждый пример — 1 балл  (0,5 балла снимается за слово, написанное с ошибкой). (Максимально — 12 баллов).

terra -территория, терраса, террариум.

gress — прогресс, регресс, конгресс, агрессия

memor- мемориал, мемориал, мемориальный, мемуары, мемуарист.

3. Правильными являются определения, согласующиеся с существительными в роде. За  правильный ответ - 1 балла (Всего 6 балла)

Бандероль- ж.р.

мозоль - ж.р.

кольраби- ж.р.

авеню - ж.р.

тюль-м.р.

рефери- м.р.

 4.Дан ряд слов на - оопасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

опасно

имя прилагательное: Его поведение опасно.

наречие: Самолёты опасно опасно сблизились.

категория состояния: Опасно ехать по плохой дороге.

властно

имя прилагательное: Время над подвигами не властно.

наречие: Он властно отдавал распоряжения.

видно

имя прилагательное: Из нашего окна видно большое озеро.

вводное слово: Он, видно, будет дома завтра.

категория состояния: Видно, как вдалеке садятся самолёты.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).Всего 16 баллов.

5.Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов. 2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл. 3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы 1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл). 2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл). 3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (2 балла). Всего 5 балла.

6. Ленский был вхож в дом Лариных как жених Ольги. 
Войска были вынуждены отступить. 
Когда открыли окно, в класс влетел воробей. 

7. В слове вода а – окончание, которое указывает на то, что это существительное женского рода, 1-го склонения, Им. падежа, ед. числа. 
В слове двора а – окончание, которое указывает на Род.падеж, ед. число 2 склонения мужского рода. 
В слове ела а – окончание глагола женского рода прош. времени, изъявительного наклонения.
В слове молча а – суффикс деепричастия несоверш. вида. 
Оценка: 1 баллов за каждое слово. 

8.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Въниде (Ной) въковчегь… и плаваковчегъ 40 дьни.
  2. Яко же бо плаваеть птица сквозѣвздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
  3. Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгланадъ водами стояаше.
  1. Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).
  2. Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).
  3. Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).

Всего 9 баллов.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Балл

15

12

6

16

5

3

4

9

Всего 70 баллов.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2017–2018 уч. г. (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) (9 класс)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

11

7

10

7

5

24

5

3

5

2

79

  1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Юлить, детский, гордыня, возиться, заявить, утомлён, ветошь, приют.

  1. Прочитайте два фрагмента из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

 Я ДУМАЛ: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

 Как я ошибся, как наказан!  

 И вновь задумчивый, унылый

Пред милой Ольгою своей,

Владимир не имеет силы

 Вчерашний день напомнить ей;

 Он МЫСЛИТ: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

 Огнём и вздохов и похвал

 Младое сердце искушал»…

 • Можно ли считать выделенные в текстах глаголы полными синонимами?

 • Можно ли вообще говорить в данном случае о синонимии? Дайте развёрнутый ответ, аргументируя свою точку зрения.

 3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: парусник (парусное судно), ценник, законник, вечерник, сонник. Первый учащийся выделил во всех этих словах суффикс -ник-, а второй выделил во всех этих словах суффикс -н- и суффикс -ик. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав. Во всех ли случаях мы можем получить однозначный ответ?

 4. Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением:

to live in clover («житьвклевере», англ.);

живетикаобубрег у лоjу («жить как почка в масле», сербскохорв.);

vivrecommeuncoqenpâte («жить как петух в мармеладе», франц.);

wiedieMadeimSpeckleben («жить как червяк в сале», нем.).

   1. Сформулируйте значение всех данных фразеологизмов.

    2. Укажите, какой из приведённых фразеологизмов отличается от других и в чём его отличие.

   3. Напишите русский фразеологизм с тем же значением и с похожим на приведённые фразеологизмы образом. Объясните, в чём отличие образа, положенного в основу русского фразеологизма, от внутренней формы приведённых выше примеров.

5. Раскройте скобки в приведённых ниже сочетаниях и напишите их без ошибок. Объясните в каждом случае выбор слитного или раздельного написания.

 абсолютно (не)переводимая игра слов

(не)переводимый ни на один язык

(не)заменимый в походе предмет

 (не)любимое с детства блюдо  

(не)любимая мачехой девочка  

 6. Дано предложение: Вчера было тепло, а сегодня одевайся тепло, потому что тепло ушло.

Сколько в этом предложении знаменательных слов? К каким частям речи они принадлежат? Ответ обоснуйте.

 7. Какую синтаксическую роль в предложении может играть инфинитив ЗНАТЬ? Составьте предложения с примерами употребления этого инфинитива (по одному предложению для демонстрации каждой синтаксической роли).

 8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.  Пример: Кекс Али (ответ: лексика). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Эфиоп Яро.

 9. Прочитайте фрагмент басни И.А. Крылова.

 В ВЕРШИНЕ дерева, за ветку уцепясь,

Червяк на ней качался. Над Червяком

Сокол, по воздуху носясь,

 Так с высоты шутил и издевался:  

«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!

  Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?

 Какая у тебя и воля и свобода?

 И с веткой гнёшься ты, куда велит погода».

 «Тебе шутить легко, – Червяк ответствует, – летая высоко,

 Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;

Но мне судьба дала достоинства не те:

 Я здесь на высоте Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»

 Соответствует ли выделенный в тексте фрагмент современной языковой норме? Прокомментируйте свой ответ.

 10. Догадайтесь о значении подчёркнутого слова по контексту.

Мьстислав же не повѣдаима зависти рад(д҇). бѣбокотора велика межюима. съразившимсѧполкомъ на мѣсто. Данилъ же выѣха на передъ. [Галицкая летопись

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2017–2018 уч. г. (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) (9 класс) Решения и система оценивания

  1. Ветошь (1 балл),

буква ь не обозначает звука (1 балл);

детский (2 балла), буквы тс обозначают один звук [ц] (1 балл);

 возиться (2 балла), буквы тьс обозначают один звук [ц] (1 балл).

Если сказано, что в словах детский и возиться взрывной звук [т] (во втором случае – [т’]) и щелевой звук [с] сливаются в смычно-щелевой (или аффрикату) [ц], – 3 балла.  Итого 11 баллов.

2.  

Ответ

Критерии

Нет, данные глаголы нельзя считать полными синонимами, поскольку эти слова различаются с точки зрения активности употребления, стилистики и семантики.

За само утверждение ставится 1 балл.

«Мыслить» – в данном значении устаревшее слово, относится к пласту пассивной лексики. «Думать» – активно употребляется в современном языке.

За рассуждение ставится 1 балл.

Стилистическая разница: «думать» в данном случае стилистически не маркировано, а «мыслить» имеет книжный характер.

За рассуждение ставится 1 балл.

Семантическая разница: «мыслить» в данном контексте означает в первую очередь «размышлять», а во вторую (возможно, но необязательно) – «иметь мнение», «предполагать».  «Думать» в данном контексте означает в первую очередь «предполагать, считать, иметь мнение».  

За рассуждение ставится 1 балл.

Вопрос о том, считать ли выделенные слова в данных контекстах синонимами, зависит от решения двух вопросов: 1) являются ли компоненты значения «размышлять» и «предполагать» аспектами единого ЛЗ (к этому склоняется МАС); 2) употребляется ли слово «мыслить» в предложенном контексте в значении «предполагать». Положительный ответ на любой из них позволяет рассмотреть выделенные слова как синонимы.  

За признание проблемного характера данного вопроса ставится 1 балл, независимо от характера дальнейших рассуждений.

 За упоминания двух проблемных вопросов

ставится 2 балла, одного проблемного вопроса – 1 балл.

Итого 7 баллов.

  1. И первый, и второй учащиеся правы лишь отчасти. Первый учащийся прав в отношении слов ценник, законник, сонник (3 балла). Ценник – это не что-либо ценное, а справочник цен или указатель цены, производящая основа – существительное цена (1 балл).

Законник – это не что-либо законное, а учёный, знающий законы и толкующий их, производящая основа – существительное закон (1 балл).

 Сонник – это не кто-либо сонный, а книга для толкования снов, производящая основа – существительное сон (1 балл).

 Второй учащийся прав в отношении слов парусник и вечерник (2 балла). Парусник – это парусное судно, производящая основа – прилагательное парусный (1 балл).

 Вечерник – это учащийся вечернего отделения, производящая основа – прилагательное вечерний (1 балл). Для слова парусник возможна и другая мотивация: судно под парусами или судно с парусами, так что здесь можно выделить и суффикс -ник-. Если учащийся обосновал своё решение – 1 балл. Итого 10 баллов.

4.  1. Значение всех фразеологизмов – «жить в полном изобилии, довольстве, роскоши, ни в чём не           нуждаться» (2 балла).

     2. От других фразеологизмов отличается английский toliveinclover (1 балл). В отличие от других фразеологизмов, он не построен на конструкции сравнения и полностью переосмыслен (2 балла).

     3. Кататься как сыр в масле; как сыр в масле кататься (1 балл). Образ основан не на состоянии жить, а на активном действии кататься, и поэтому он не тождествен, хотя и близок образам других выражений (1 балл).         Итого 7 баллов.

5.

Ответ

Критерии

непереводимый на русский язык не переводимый ни на один язык незаменимый в походе предмет нелюбимое с детства блюдо  не любимая мачехой девочка  

За каждый правильный ответ по 0,5 балла.

Объяснение выбора. Выбор написаний здесь в целом определяется морфологическим различием форм на -мый.  Различаются причастия на -мый и отглагольные прилагательные на -мый. Выбор написания происходит в соответствии с действующим орфографическим правилом (НЕ с причастиями или НЕ с прилагательными).  Абсолютно (не)переводимая игра слов – отглагольное прилагательное (обозначающее постоянный признак предмета). Не- пишется слитно, поскольку отсутствуют условия раздельного написания прилагательных. Не переводимый ни на один язык – отглагольное прилагательное (обозначающее постоянный признак предмета). Не- пишется раздельно в соответствии с орфографическим правилом (при прилагательном стоит слово с ни-). Незаменимый в походе предмет – отглагольное прилагательное (обозначающее постоянный признак предмета). Не- пишется слитно, поскольку отсутствуют условия раздельного написания прилагательных. Нелюбимое с детства блюдо – отглагольное прилагательное (обозначающее постоянный признак предмета). Не- пишется слитно, поскольку отсутствуют условия раздельного написания прилагательных. Не любимая мачехой девочка – страдательное причастие (глагольную семантику здесь активизирует существительное в творительном падеже, обозначающее субъект действия). Не- пишется раздельно по правилу причастий (при причастии стоит зависимое слово).

За каждое верное объяснение по 0,5 балла.

Итого 5 баллов.

6. В этом предложении восемь знаменательных слов (1 балл).

вчера, сегодня – наречия .

Отвечают на вопрос когда?, обозначают признак действия и состояния (1 балл). Это наречия времени, неизменяемые (1 балл).

В предложении являются обстоятельством времени (1 балл).

одевайся – это глагол

Отвечает на вопрос что делать?, обозначает действие (1 балл). Это глагол, н. ф. – одеваться, несов. в., 1 спр., неперех. (1 балл), стоит в повелит.накл. во 2-м л. ед. ч. (1 балл). В предложении является сказуемым (1 балл).

Было – глагол, ушло – глагол

Отвечают на вопрос что делать?, обозначают действие (1 балл).н.ф. – быть, несовершенного вида, особого спряжения (1 балл), непереходный (1 балл);

н.ф. – уйти, соверш. вида 1 спр. непереходный (1 балл); оба глагола стоят в форме прош. вр. ед.ч. ср.р. (1 балл). В предложении являются сказуемым/частью сказуемого (1 балл).

тепло1 – слово категории состояния

Обозначает состояние природы (1 балл). Может меняться только по степеням сравнения (1 балл). В предложении всегда (1 балл) является частью составного именного сказуемого (1 балл).

тепло2 – наречие  

Отвечает на вопрос как?, обозначает признак действия (1 балл). Это наречие образа действия, может меняться только по степеням сравнения (1 балл). В предложении является обстоятельством образа действия (1 балл).

тепло3 – существительное

Отвечает на вопрос что?, обозначает предмет (1 балл).. Это существительное, н. ф. – тепло, ср. рода 2 скл., стоит в ед. ч. им. пад. (1 балл). В предложении является подлежащим (1 балл).

Итого 24 балла.  

 7. Инфинитив ЗНАТЬ может выполнять следующие синтаксические функции: – подлежащего (Знать математику – значит уметь строить математические модели реальных процессов); – сказуемого или части составного именного сказуемого (Знать поверхностно – это не знать вовсе); – дополнения (Он требовал от учеников твёрдо знать все правила);

– определения (Стремление знать истину, обладать ей – величайший рычаг научного поиска); – вводного слова (Ах, Моська, знать, она сильна…) За каждый корректный пример по 1 баллу. Итого 5 баллов.

8. Орфоэпия. Итого 3 балла.

9.  

Ответ

Критерии

Вопрос о соответствии языковой норме здесь можно решать по-разному, в зависимости от истолкования смысла предложно-падежной формы «в вершине».  Если фрагмент «в вершине» обозначает местоположение субъекта ВНУТРИ объекта (червяк качался на ветке «внутри вершины дерева»), то языковая норма не нарушена.

 Если «в вершине» обозначает местоположение субъекта на верхней части объекта, то следует употреблять предлог «на», а предлог «в» здесь за рамками нормы.

Для того чтобы понять, в каком значении в тексте употреблено сочетание «в вершине», необходимо обратить внимание не только на ближайший контекст, но и на аллегорическую составляющую басни в целом. Речь в ней о тех, что не по достоинствам заняли место НА ВЕРШИНЕ социальной лестницы.

 Если истолковывать образ дерева в басне как аллегорию социальной лестницы, надо признать, что фрагмент «в вершине» находится за пределами языковой нормы (нужно «на вершине дерева»).

1 балл за указание на несколько возможных значений фрагмента «в вершине дерева» в тексте.  

Ещё 1 балл за указание на значение «в» как «внутри».

Ещё 1 балл за указание на значение «в» как «на».

Ещё 2 балла за указание на аллегорический контекст, которым поддержано одно из значений фрагмента «в вершине».

Итого 5 баллов.

 10. Котора – спор, ссора. За правильное указание одного из слов – 1 балл, обоих- 2 балла, Итого – 2 балла


Предварительный просмотр: