Учебное пособие Ф.Ф.Биктимеровой "Посмотри.Запомни. Расскажи"

Фарида Фаритовна Биктимерова
                     
    Авторское учебное пособие  Ф.Ф.Биктимеровой
   "Посмотри.Запомни. Расскажи".    

   Описание предметов и явлений окружающего мира с помощью мнемотаблиц

        

                 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО) призван обеспечить возможность получения качественного образования.

На сегодняшний день одной из важных проблем в обучении и воспитании обучающихся с нарушением интеллекта остается  проблема формирования связной речи, как фактора, обеспечивающего межличностное общение, взаимопонимание и социальную адаптацию.

   Проблеме формирования связной речи  у детей с нарушением интеллекта посвящены работы  авторов: Р.И. Лалаевой, Р.М. Дульнева, М.Ф. Гнездилова, Л.В. Занкова, Л.С. Выготского, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичевой, В.П.Глухова, В.К. Воробьевa, В.П. Глyхова, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюкoва. Т.Б. Филичeвой, Л.Н. Анисимoвой, Е.В. Шмидт и других.

Анализ уровня развития связной речи данной категории детей указывает на следующие недостатки:

- фразовая речь в большинстве случаев, полностью отсутствует. При попытке рассказать о каком-либо событии, дети способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения. Нередко свои «высказывания» ученик подкрепляет мимикой и жестами.

- словарный запас крайне  ограничен,

- высказывания весьма короткие и состоят из фрагментов, часто даже логически не связанных между собой,

- неумение устанавливать  логическую последовательность событий,

- низкий уровень информативности,

- употребление в предложениях нелитературных слов и выражений,

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ,

- неспособность построить монолог: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,

- низкая работоспособность и заинтересованность,

- существенное различие между пассивным и активным словарем,

-малая распространенность предложений,

- пропуск слов и словосочетаний.

   А также: отсутствие  сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций (Л.С.Выготский Педагогическая психология /Под ред.В.В.Давыдова); недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватку речевых средств, трудности планирования (Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина).

   Эти все трудности сохраняются у школьников с умственной отсталостью до старших классов, что в свою очередь и рождает отрицательные эмоции.

Встал вопрос поиска метода,  которой бы пробудил интерес, увлек ребят, и превратил  непосильный труд в любимый и доступный вид деятельности.

Анализ всех методов и подходов, для развития связной монологической речи умственно отсталых младших школьников привел к идее о том, что «..для того, чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями..» (Сохин Ф.А., Тихеева Е.И., Гербова В.В., Соловьева О.И).

   Таким образом, выбор пал на наиболее действенный, по нашему мнению метод - использование схем, с заложенной определенной информацией. Речь идет о  мнемокартах, мнемодорожках и   мнемотаблицах.

    Если обратиться к истории, автором первой мнемотехнической системы был древнегреческий поэт Симонид (558 — 469 гг. до н. э.).  Согласно   легенде, как- то его пригласили на пир. В тот момент, когда он вышел,  обрушился потолок. Хозяин и все гости были убиты. Тела погибших невозможно было узнать. Симонид начал вспоминать, в каком порядке сидели пирующие за столом. Таким образом, по месту, ими занимаемому, он смог определить каждого погибшего. Это и дало ему ключ к открытию закона, согласно которому по месту расположения предметов можно восстановить их образы. После этого Симонид специально занялся искусством запоминания.  В какой- то период  мнемонаука была забыта. Но с ростом количества информации и необходимостью запоминать много интерес к этой области психологии возрос.  Сегодня существует  много методик рационального запоминания, но по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

Вспомним фразу,: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан" или  "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь", помогающий запомнить порядок цветов спектра. Где начальные буквы слов дают названия цветов. Такой  же принцип во  фразе "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...

   Данный метод имеет также прочную теоретическую основу. Например, согласно теории В.А. В.А.Козаренко   «О сложной и активной природе процессов запоминания». Именно этот способ при совместной работе всего аппарата мозговой коры, открывает немыслимые возможности для более эффективного заучивания

детьми текста. В том числе и  детям с проблемами в развитии. («Учебник  мнемотехники   Система  запоминания   «Джордано»). Наряду с развитием связной речи, эта техника  способствует развитию основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, внимания, образного мышления, воображение.

    Вопросам методов моделирования посвящены многие работы: Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьякова и др.

   Первые  мнемосхемы для работы с детьми  разработала  Ткаченко Т.А. в журнале «Дошкольное воспитание» №10 за 1990г. Чуть  позже вышли  пособия   В.К. Воробьевой, Шестернина Н.Л., Т.Б.Полянской и др. Замечательные пособия, которые наверняка с радостью используют как логопеды так  и  дефектологи. Но они адресованы  детям дошкольного возраста с сохранным интеллектом.  Так, возникла идея перенять метод мнемотехники, использовать в работе с детьми с системным недоразвитием речи (СНР), школьного возврата.

Мнемотехника - (синоним  мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания».») - система различных приёмов, облегчающих запоминание.

Работу по мнемотехнике следует начинать с   мнемоквадратов.

Мнемоквадрат - графическое изображение предмета, явления природы, и т. д.  обозначающее одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

 Далее переходим к использованию мнемодорожек.

 Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Завершающий этап – работа с мнемотаблицей.

Мнемотаблица – это схематическое изображение текста. В качестве схем заменителей используются:  силуэтные изображения, геометрические фигуры, буквы. Каждая ячейка может обозначать или одно слово или целую фразу.

Занятие по данной методике  состоит из этапов: 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: одежда —  , сад, огород-

3 этап. Пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В работе с мнемотаблицами я ввожу буквенные обозначения времен года: осень —буква «О»; зима —буква «3»; весна —буква «В».

При этом знакомлю детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: идет дождь —         , идет снег —          , солнце, жара .   Умение пересказывать у детей с нарушением интеллекта, в отличие от других детей,    требует значительных затрат времени и сил! Необходимым условием является: наличие  позитивного настроя, индивидуальный подход к каждому,

терпение и настойчивости. Инициатива должна исходить в первую очередь от самого ребенка, поскольку эффекта от урока, состоящего из одних уговоров  что- то пересказать – не будет.     Особенно это важно на начальных этапах.

   Учет специфики детей с нарушением интеллекта, что развитие связной речи будет идти параллельно с развитием основных психических  процессов:  анализа, синтеза, сравнения, обобщения, внимания, памяти, воображения и т.д.

   Специфика метода обучения детей с ОВЗ  заключается в их  коррекционной  направленности. Поэтому важно при работе с мнемотаблицами придерживаться следующих моментов.

  1. Обучение  осуществляется замедленное, систематично и с  частой повторяемостью.
  2. Подача учебного материала малыми порциями, поскольку от большого потока информации, дети с особенностями психического развития  быстро устают, поэтому не стоит перегружать большим объемом информации.  Практика показала, что достаточно использовать в день не больше двух мнемотаблиц. Это касается и количества квадратов в таблице. В моем пособии максимальное количество – 10. Сначала детей  знакомим с единичными изображениями. Постепенно добавляются  сложные.
  1. Облегченность подачи материала. Работа по обучению пересказу строится по принципу «от простого к сложному». Текст предлагаем грамматически простой. Это 2-3 словные предложения.
  2. Максимальная развернутость и расчлененность материала. Объёмный текст делим на смысловые отрезки. Работаем отдельно над пересказом данного отрезка.
  3. Обязательное наличие подготовительного периода в обучении.
  4. Работа будет более результативной, если осуществлять связь  теории с практикой. Так, во время прогулки обращаем внимание детей на ель, которая растет на территории школы: «у березы листья опали, а у ели хвоя такая же зеленая». Данную  информацию используем в таблице «Осень» ).
  5. Широкое использование ассоциаций, привязывание с их помощью незнакомого материала к знакомому. То есть связывание  образных параллелей с уже известной детям информацией. Так, говорим: «Ребята, скоро будем поздравлять наших мам с праздником 8 марта. Праздник мам бывает весной. МАМ – это первые буквы весенних месяцев (М- март, А- апрель, М- март)».

   Далее тщательный подход при подборе картинок. Если они предназначены для «особых» детей, то должны быть максимально реальными. Например, таблица  «Профессии». Ученик  видит перед собой всех действующих лиц. Это помогает ему все свое внимание концентрировать на правильном построении предложений.  Варианты мнемотаблиц (карт) можно менять, усложнять в зависимости от возраста и  от того, насколько ученик усваивает лексический материал. Так, если в  начальных классах (1-2 класс) используем красочные, цветные изображении, чтобы привлечь внимание и  помочь быстро запомнить  цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т. П, то  в более старших классах (с 3-4 класс) переходим на черно – белый вариант. Преимущество черно- белых мнемотаблиц в том, что их без труда можно  распечатать на любом черно – белом принтере и потом, по ходу изучения каждой лексической темы, приклеивать в «Индивидуальных логопедических» тетрадях. Но есть важный момент - мнемокарта усложняется не за счет изменения картинки в квадратике, а за счет  добавления какого- то элемента. Так, в  таблице  «Весна»  видим изображение скворца у скворечника ( «Весной прилетают птицы», «Весной из теплых стран возвращаются птицы»). Этот скворец остается на протяжении всего периода коррекционных занятий. С переходом в другой класс вариант усложняется тем, добавляем буквы – символы – подсказки. Меняется содержание, предложение усложняется:  «весной из теплых стран возвращаются перелетные птицы С-скворцы, «Л» - ласточки , «Ж »- журавли и т.д. Сначала таблицу раскладывает взрослый. Далее уже   в процесс включается сам ребенок.  После нескольких занятий, ребенок опираясь на эту «шпаргалку», самостоятельно сможет составить предложение или рассказ по предложенной лексической теме.

Нужно ли требовать заучивание? Желательно, конечно, минимализировать процесс механического заучивания.  Но с другой стороны, заучивание полезно для развития памяти,  также выученные наизусть некоторые небольшие лексические конструкции из текста  ученик сможет использовать в аналогичной ситуации. 

    В работе важно помнить, что обучение пересказу обучающихся  с нарушением интеллекта нужно проводить в комплексе, то есть лексическая тема изучается на логопедических занятиях. Далее закрепляется как на уроках гуманитарного, так и  естественнонаучного цикла.

    После того, как ребенок научится составлять рассказ по готовой мнемокарте (мнемодорожке), можно переходить к  выполнению этих схем самими детьми. И здесь также важно  придерживаться последовательности:

  •  обучить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
  •  научить самостоятельно заполнять  схемы-модели знаками-символами;
  • научить  использовать схему-модель как план пересказа;
  •  закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель;
  • на завершающем этапе научить детей составлять рассказ по собственным схемам-моделям и мнемотаблицам, с использованием уже известных символов.

   Для закрепления полученных знаний, нужно либо завести отдельный альбом по пройденной теме с рассказами и рисунками детей, либо использовать имеющуюся «Тетрадь для индивидуальных логопедических занятий».

    В заключении хочу добавить, что работая по  данной методике более 10 лет, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции.

    На мой взгляд, мнемотехника - это самое действенное, универсальное, вспомогательное средство, облегчающий и систематизирующий процесс усвоения детьми навыка составления рассказ

    Многолетняя практика  последних лет показала ощутимые результаты:

✓ у детей появилось желание пересказывать — как на занятии, так и в повседневной жизни;

✓ расширился круг знаний об окружающем мире;

✓ активизировался словарный запас;

✓ дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

 

 

.