Методическая копилка

Анна Александровна Казак

«Методическая копилка» - электронная библиотека инновационного   опыта учителя химии.

«Методическая копилка» создана для популяризации личного опыта инновационной деятельности и является одной из форм распространения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ в инклюзивном пространстве общеобразовательной школы.

Создание условий для получения образования по химии


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский


СЛАЙД

Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, самый лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш, когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую судьбу. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Категорий детей с ограниченными возможностями здоровья много. За все время работы на моих уроках получают знания по химии дети с задержкой психического развития.

Если нормативный ребенок приходит в школу, он подстраивается под образовательную программу, под систему. Когда приходит ребенок с ОВЗ, система должна подстраиваться под такого ребенка. Не стоит забывать, что сам он это сделать не сможет, необходимо ему помочь. Моя задача создать условия, организовать деятельность, сопровождение, чтобы образовательный процесс для него проходил с высокой эффективностью, знания, полученные в ходе урока, были закреплены и усвоены, чтобы он полноценно включился в образовательный процесс, просто было комфортно и спокойно среди своих сверстников в классе. Как результат, ребенок сможет свободно ориентироваться в социуме.

Химия - одна из интереснейших наук, изучающих все многообразие материального мира. Но насколько она интересна, настолько она трудна в обучении подростков. И уже через некоторое время после начала изучения материала активность, интерес обучающихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых обучающиеся не успевают разобраться.

СЛАЙД

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Выстраиваю систему коррекционно-развивающей работы поэтапно:

- знакомлюсь с детьми, диагнозом ПМПК и определяю направления работы;

- подбираю формы, техники, содержание заданий, виды заданий;

- провожу оценку планирования, мониторинг достигнутых результатов, обучающихся;

- корректирую предметное содержание на очередной период.

Все этапы отражены в индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) ученика. Кроме этого, в течение недели веду Дневник наблюдений. Каждый день фиксирую активность ребенка, самочувствие, участие в уроке, какие виды работ им выполнены, а быть может, к концу недели он вообще ничего не делал. Согласно наблюдению, можно выделить обучающемуся выходной, не спрашивать на уроке. Освободить на уроке от работы, предложив выполнить облегченное задание, или, наоборот, что-то доверить выполнить.

СЛАЙД

На уроках химии учу детей:
1. логически мыслить;
2. грамотно и четко излагать изученный материал;
3. правильно и быстро производить арифметические вычисления;
Для адаптации обучения
использую:

1) текст с иллюстрациями.
2) Перед чтением текста знакомлю ученика с последующим заданием, которое он будет выполнять.
3) Разделяю текст на небольшие смысловые части. В тексте должна быть зафиксирована только основная мысль.
4) Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
Предлагаю

1. Замену письменных заданий альтернативными, задания на выбор по содержанию, форме выполнения.

2. выполнение заданий учеником на компьютере.
3. Уменьшаю объем выполняемой учеником работы, работу в парах, в группах.

Оценка заключается в следующем:

1) Отмечаю хорошее поведение ребенка, а не плохое.
2) Не обращаю внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
3) Разрешаю ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу)

4) Благодарю за выполненную работу. .

Обязательно такие дети вовлекаются в групповую работу. В группе они получают посильное задание, с которым явно справятся. К доске такие ребята не любят выходить, но, если я сама чувствую, что ребенок обязательно справится с задачей, вызываю.
При изучении химии большое внимание уделяю проведению демонстрационного эксперимента, практических работ. При проведении лабораторной или практической работы продумываю задание посильного характера - ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. .
Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играют здоровье сберегающие технологии. Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто необходима, и это нельзя забывать. Вижу, что у ребенка пропал интерес к работе, стал отвлекаться: даю ему работу на другой вид деятельности – это карточки «сделай по образцу», прочитай часть параграфа и ответь на ряд вопросов, посмотри презентацию по изучаемой теме, проделай эксперимент и сделай выводы, поработай в паре над задачей.
СЛАЙД

Одним из важнейших моментов на своих уроках считаю создание ситуации успеха для детей с ОВЗ, т.е. возможность исправить свою ошибку. Например, раздаю индивидуальные карточки с заданиями, в которых нужно разгадать кроссворд по пройденной теме, и при его выполнении обучающийся может воспользоваться простым карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть неправильную надпись, причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих.
Также на уроках полезны задания, требующие выполнить схему, кластер, кроссенс, рисунок, разработать кроссворд на компьютере самостоятельно (
создание кроссвордов). Это облегчает работу обучающихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ. В практической деятельности учитываю, что для учащихся с ОВЗ важно постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами.
Опыт работы с данной категорией детей убедил меня, что необходимо использовать на уроках химии большое количество красочного дидактического материала (наглядных пособий, презентаций, натуральных объектов).
С целью эффективного усвоения учебного материала обучающимся необходимо многократное, поэтапное, частое обращение к «старым» знаниям. Задания на повторение применяю на каждом уроке.
Исходя из опыта и особенностей детей с ОВЗ, пришла к выводу, что на уроках и при выполнении домашнего задания необходимо использовать задания, направленные на развитие мелкой моторики обучающихся. Этому способствует работа с пластилиновыми моделями, составление моделей молекул, которые выполняют обучающиеся (печать на 3Д принтере). Такая работа помогает развивать восприятие, повышает интерес обучающихся к уроку химии.

Практика показала, если правильно спланировать работу и создавать ситуации успеха - обучающиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения (пример сТышер Кириллом)

Детям с ограниченными возможностями, безусловно, нужен персональный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Персональный — значит внимательный, заботливый, понимающий. Для этого не нужны большие бюджеты, дорогостоящие ремонты и высокотехнологичные классы ― достаточно увидеть в ученике человека и помочь ему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с ОВЗ в инклюзивном пространстве общеобразовательной школы. Создание условий для получения образования на уроках химии Учитель химии Казак А.А.

Слайд 2

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский Общие проблемы для детей с ОВЗ

Слайд 3

У чу Логически мыслить Грамотно и четко излагать изученный материал Быстро делать вычисления, запоминать символы, формулы