Мои уроки

Бусс Александр Юрьевич

На данной странице мы можете посмотреть презентации уроков и технологические карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Время

1

Организационный момент.

Знакомство с классом.

5 мин

2

Актуализация знаний.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

Ответы учащихся.

2 мин

3. Информация.

Учитель. Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

3 мин

4. Разминка.

Учитель. Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются вопросы из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

• Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО2.)

• Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

• В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

• Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Они равны.)

• Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

• Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

• Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

5 мин

5.

Игра “Угадайте вещество”.

Учитель. Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга? Давайте проверим…

На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами – в одном только бесцветные прозрачные жидкости, в другом только белые твердые вещества, а в третьем – разноцветные твердые вещества.

В е щ е с т в а

1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.

2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.

3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.

Учитель. Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.

5 мин.

6

Техника безопасности.

  1. Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя.
  2. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  3. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  4. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
  5. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
  6. Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
  7. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
  8. Не пробуйте вещества на вкус.
  9. При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
  10. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
  11. Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
  12. Опыты производите только над столом.
  13. В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
  14. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
  15. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

5 мин.

7

Давайте поиграем…

Игра “Что в черном ящике?”

Класс делится на команды по 4 человека.

Учитель. Задание командам: по описанию особенностей свойств, истории открытия, знакомых областей применения вам надо угадать, о каком веществе идет речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получаете 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д. Ответы даются в письменном виде, чтобы другие команды могли продолжить игру. Если команда дала неправильный ответ, она имеет право продолжить игру, но получает минус 1 балл.

По итогам двух-трех туров определяется команда-победитель, которая получает приз.

Ведущий дает правильный ответ в конце каждого тура. Учет баллов ведется на доске (можно выбрать помощника из ребят в классе).

П е р в о е  в е щ е с т в о

  1. Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. 

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е  в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.

(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ. Железо.)

5 мин

8

 “Знаете ли вы, что…”

Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересных открытиях в области химии и смежных наук.

Информация сопровождается компьютерной презентацией, слайды которой иллюстрированы фотографиями, видеофрагментами, флеш-анимациями и др.

• Нанотехнологии: сегодня и завтра. Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10–9 м. Нанотехнологии манипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий, предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев, электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов (http://www.aif.ru).

• Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почти в 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с 2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км3 льда. Уровень океана к 2100 г. может подняться на 4–6 м от современных отметок.

• Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду.

• В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.

5 мин.

9

10. Занимательные демонстрационные опыты.

Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-то необычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.

Учитель демонстрирует о п ы т ы.

“Дым без огня”.

Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.

“Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.

В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы соляной кислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбоната натрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в появляется осадок белого цвета (“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора в щелочном растворе (“малиновый сок”).

“Несгораемый платок”.

Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов его подносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остается целым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.

“Вулкан на столе”.

На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги. В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

каждый из трех стаканов. В первом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором –

5 мин.

 11. Подведение итогов урока.

5 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХИМИЯ

Слайд 2

Хми ( египетск .) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия. Кеме ( египетск .) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы). Что такое химия?

Слайд 3

Хюма ( древнегреч .) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”. Что такое химия? Ким ( древнекитайск .) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “ златоделие ”.

Слайд 4

Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций Что такое химия?

Слайд 5

Разминка

Слайд 6

Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками. Техника безопасности

Слайд 7

Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не пробуйте вещества на вкус. При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа. Техника безопасности

Слайд 8

Опыты производите только над столом. В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок. Техника безопасности

Слайд 9

Что в черном ящике?

Слайд 10

Нанотехнологии : сегодня и завтра. Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10 –9 м Знаете ли вы, что…

Слайд 11

Многие ученый считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. Знаете ли вы, что…

Слайд 12

Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду. Знаете ли вы, что…

Слайд 13

В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона . Знаете ли вы, что…

Слайд 14

Занимательные демонстрационные опыты.

Слайд 15

Что такое химия… Техника безопасности. Интересные факты. Лабораторный опыт. Что мы узнали?

Слайд 16

§1 Задание 2,3,5. Домашняя работа.



Предварительный просмотр:

 8 класс.

Урок 2  Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии.

Цели и задачи: Закрепить понятия о химических явлениях их отличие от физических. Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран.

Ход урока

Время

1.

Организационный момент.

Фронтальный опрос:.

  1. Что изучает химия?
  2. Что такое вещество?

5 мин.

2

Изучение нового материала.

  • Атом-….
  • Химический элемент-….
  • Формы существования химического элемента…
  • свободные атомы, простых и сложных веществ:
  • Химическая реакция-….

Признаки химической реакции-…..

Роль химии в жизни человека

Открыть учебник и провести беседу о роли химии по рисункам.

Вопрос. Если не было химии, то не было бы:

  • Современной металлургии
  • Синтетических волокон
  • Пластмасс, моющих средств, косметики
  • Минеральных удобрений
  • Лекарств
  • Ракеты не летали бы в космос (горючее для ракет, жаростойкие, прочные материалы)…ученики продолжают приводить примеры 

Химическая промышленность развивается быстрее, чем любая другая и определяет научно-технический прогресс.

  • Однако химия – это также загрязнение окружающей среды различными отходами.

Источники загрязнения:

  1. тепловые электростанции
  2. предприятия черной и цветной металлургии
  3. горнодобывающая промышленность
  4. химические заводы
  5. предприятия для сжигания мусора
  6. автомобильный транспорт…(ученики также активно участвуют в перечислении источников загрязнения)

Угроза экологии

Опасные вещества, которые выбрасываются  в:

  1. В атмосферу: СО, СО2, оксиды азота и серы, тяжелые металлы, соединения хлора и пыль.
  2. Шлаки металлургических производств и свалки занимают и загрязняют пахотную землю.
  3. Загрязнение воды бытовыми и сточными водами.
  • Таким образом: только грамотное применение достижений химии приносит человечеству пользу и этому необходимо учиться!

Периоды развития химии

Вспомним деление истории человечества на периоды:

Каменный век → медный век → бронзовый век → железный век.

Деление происходит по уровню развития технологий получения важных для человечества веществ - металлов.

3 -4 тыс. лет до н.э. умели выплавлять из руд металлы, производили керамику, краски, духи.

В III в. до н.э. был собран и описан значительный экспериментальный материал. В Александрийской библиотеке хранились описания таких процессов как:

  • Прокаливание
  • Возгонка
  • Перегонка
  • Фильтрование и др.

Греческий ученый Демокрит в V в. до н.э. высказал мысль, что все тела состоят из мельчайших невидимых, неделимых частиц – атомов.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

2. Объяснение нового материала.

Происхождение слова «химия» спорно.

  • На коптском языке хеми- означает черный, тайный, а также так назывался Египет. Получается – «наука черной земли». Арабы добавили свою приставку аль-, и получилось алхимия. (Цель алхимии поиск технологии превращения неблагородных металлов в благородные (золото, серебро) с помощью философского камня. Философский камень также способен исцелять болезни и дает бессмертие.)
  • Возможно происхождение слова химия также от греческого  хюма- т.е. «литье металлов»  (применялось в металлургии).

ПЕРИОДЫ

I – Наука древнего мира

II - Алхимия

III – Иатрохимия (или ятрохимия – с греческого иатрос- врач). Основатель Парацельс обозначил цель химии – не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств.

IV – Эпоха флогистона (носитель горючести тел) 17 в.- 18 в.
V - период научной химии (М.В.Ломоносов, А.Л.Лавуазье, Д.И.Менделеев).  
VI – Современный период.

Алхимия,  широкое распространение получила в средневековой Европе. На Руси по религиозным, мировоззренческим причинам, а также из-за туманности, сказочности целей не прижилась. Но различные химические технологии были очень востребованы. В Киевской Руси выплавляли металлы, производили стекло, выпаривали соль, краски, ткани.

Большой вклад в переход алхимии в науку химию внес Русский ученый М.В.Ломоносов, Проводя опыты с накаливанием металлов в запаянных сосудах он доказал, что в процессе химических реакций масса веществ никуда не исчезает и она равна массе веществ после окончания реакции.  В 1748 году он впервые сформулировал закон сохранения массы веществ в химических реакциях:

 

Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

Позже французский ученый А.Лавуазье на основании проведенных опытов независимо от М.В.Ломоносова также сформулировал «закона сохранения массы».

Слайд 8

3. Закрепление:

  1. Перечислите источники загрязнения окружающей среды.
  2. Чем загрязняется атмосфера, земля и вода
  3. На какие основные периоды делится развитие науки химии.
  4. Какие цели ставили пред собой алхимики.
  5. Сформулируйте закон Ломоносова-Лавуазье.

Слайд 9

4. Домашнее задание:

§2 (до конца), Упр.2, 3 §3 Упр.6. таблицу на стр. 31 наизусть до конца.

V5. Итоги урока. Оценки.

Список литературы.

1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2.  Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Слайд 2

I . Работа с химическими понятиями. Закончить предложения. 1. Химия – это наука о….. 2.Вещества- это то, из чего состоят….. 3. Техника безопасности….. Проверка домашней работы.

Слайд 3

Атом-…. Химический элемент-…. Формы существования химического элемента… свободные атомы, простых и сложных веществ: Химическая реакция- …. Признаки химической реакции-….. Новые понятия.

Слайд 4

Д.Д. Томсон Э. Резерфорд Теория строения атома.

Слайд 5

Атом – это мельчайшая частица химического элемента, состоящая из ядра и электронов. Атом.

Слайд 6

Хими́ческий элеме́нт — это совокупность атомов с одинаковым зарядом атомных ядер. Химический элемент

Слайд 7

Формы существования химического элемента Химический элемент Свободные атомы Простые вещества Сложные вещества

Слайд 9

Явления .

Слайд 10

Признаки химических явлений (реакций).

Слайд 12

Роль химии в жизни человека

Слайд 13

Роль химии в жизни человека

Слайд 14

Роль химии в жизни человека

Слайд 15

Роль химии в жизни человека

Слайд 16

Атом-…. Химический элемент-…. Формы существования химического элемента… свободные атомы, простых и сложных веществ: Химическая реакция-…. Признаки химической реакции- ….. Повторение.

Слайд 17

Повторение пройденного материала. Выучить понятия. Домашнее задание


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: