Выступление из опыта работы «Пути и средства формирования патриотизма у детей дошкольного возраста через народные мотивы»
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,
без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,
без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».
Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания
Эта тема стала самой актуальной в последние месяцы в связи с инициативами министра образования РФ С.С. Кравцова о патриотическом воспитании. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
Основные направления работы :
Создание условий. В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок : «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет».
Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре. Развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Приобщать детей к истокам народной культуры.
2. Расширять представления о народных и православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
3. Знакомить детей с русскими хороводами, плясками, обрядовыми песнями к народным праздникам.
4. Показ особенности народного костюма и традиционных русских блюд.
5. Показать значение родного языка, народных традиций в формировании основ нравственности. Формировать желание использовать в речи фольклор (пословицы, потешки, поговорки и т.д.).
6. Расширять интерес к участию детей в народных праздниках.
7. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен, попевок, частушек.
8. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки и т.д.
9. Воспитывать патриотов.
В нашей группе выделили место и оборудовали его в виде уголка «русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это должно было помочь детям понять, что они – часть великого русского народа.
Нашей задачей было не создание мини-музея, а возможность введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих веще в «музеи были помещены предметы, имитирующие реальные, например, печь.
Наши задачи – воспитателя – раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов.
Следующий этап - приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Мы рассказывали детям о хлебосольстве и гостеприимстве русского человека.
Раскрывая перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа, мы старались вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развивать любознательность, активность, самостоятельность. При этом каждый ребенок показывает свой творческий потенциал.
В следующем этап работы- известно, что ведущую роль в воспитании и обучении для дошкольников занимает игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.).
Следующий этап – участие детей в народных праздниках. Считаю что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия.
В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:
Рождество. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки.
Проводы зимы – Масленица с веселыми шутками, играми со скоморохами, с пением закличек, с угощением детей блинами и сжиганием чучела Масленицы.
Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием.
Праздник Пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц, и народными играми.
В Вербное воскресение ставим ветки вербы в вазу.
В работе с родителями я использую разные формы деятельности:
1. Систематическое проведение консультаций, индивидуальных бесед, совместных праздников, посиделок, выставок, конкурсов, экскурсий, викторин, консультаций - целью которых являются изучение данной проблемы и установление между воспитателем и родителями делового сотрудничества;
2. Использование наглядно – информационных форм работы.
3. Привлечение родителей к сбору предметов русского народного быта,для пополнения «Уголка ряженья» в группе, а в дальнейшем мини музея «Русский народный уголок».
4. Совместное создание народных костюмов.
Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.