Мои публикации

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Эффективное взаимодействие взрослого с агрессивным ребенком»

Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 394 г. Челябинска»

 Афанасьева Наталья Михайловна

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных, стоящих перед взрослыми.

 У агрессивного ребенка дошкольного возраста есть личностные особенности:

- слабо развит контроль над своими эмоциями;

- слабое сознание своих чувств и чувств других людей;

- низкий уровень эмпатии;

- ситуацию общения они заранее воспринимают настороженно и несколько преувеличивают её опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

Но позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

  • Взрослый должен говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений» (Юлия Борисовна Гиппернейтер предложила технику «Я-сообщений». Она заключается в том, что лучше оценивать поступки ребенка, описывая свое состояние, а не его поведение. Вместо: «Ты поступил плохо» («Ты-сообщение») стоит сказать: «Я расстроен(а) твоим поведением» («Я-сообщение»). То есть говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу поведения ребенка, а не делать суждений о нем самом. Таким образом мы избавляемся от обвинительного тона, который вызывает у ребенка неприязнь или протест. Разговаривая о поведении ребенка с помощью «Я-сообщений», становится проще строить конструктивный диалог);
  • Взрослый не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка (Выражать недовольство можно и нужно, но не самим ребенком, а его действиями. «Я-сообщения» позволяют высказать собственные чувства вместо обвинений ребенка: «Я расстраиваюсь, когда ты говоришь плохие слова», а не «Ты говоришь плохие слова», и ни в коем случае не «Ты – плохой мальчик, раз говоришь плохие слова». Основной посыл, который от вас в данном случае получает ребенок, звучит так: «Ты мне дорог(а), я очень тебя люблю, но твой поступок меня огорчает»).
  •  «Активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств (Ребенок пока не умеет выражать свои чувства так, как это умеют взрослые. И не стоит от него этого ожидать. Для начала выслушайте все, что он вам рассказывает, задавая уточняющие вопросы.).

От взрослого необходимы терпение и систематическая, комплексная работа. 

Помимо навыков, есть методы и приемы, которые направлены на преодоление внешних признаков и трудностей ребенка. Этот вид работы вы вполне можете осуществлять, взаимодействуя с ребенком. В таком случае ваши усилия будут способствовать не только коррекции агрессивного поведения детей, но и его профилактике, формированию у детей доброжелательных отношений друг к другу.

Таким образом, можно выделить несколько направлений в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста, склонными к проявлениям агрессии:

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Это может быть словесное выражение своих чувств и мыслей, а также – выражение гнева в косвенной форме, с помощью игровых приемов
«Выбиваем пыль».

Цель: помочь снизить агрессивность ребенка.

Ход игры. Каждому участнику достается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».

«Ласковый мелок».

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.

Упражнение проводится в парах. Дети рисуют или пишут на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывают, что было изображено.

«Техника разрывания бумаги».

Цель: дать выход энергии и агрессивным импульсам.

Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, любую ненужную бумагу.

Детям объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятной энергии и чувств. Затем ведущий начинает разрывать бумагу, показывает детям, как это лучше сделать. Дети присоединяются к ведущему и все вместе бросают бумагу в центр группы. Когда куча становится большой, се вместе принимаются энергично подбрасывать бумагу в воздух. Можно обсыпать друг друга кусочками бумаги.

«Стаканчик (или мешочек) для крика»

Цель: дать выход энергии и агрессивным импульсам.

Приемлемые способы выхода агрессии - бить подушку или боксерскую грушу; топать ногами; написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; втирать пластилин в картонку или бумагу; посчитать до десяти; спортивные игры, бег; вода хорошо снимает агрессию; комкать и рвать бумагу.

  1. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.

Для этого можно использовать релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, этюды – перевоплощения. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Примером может служить упражнение «Апельсин» - Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) «Разожмите кулачек, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая …, мягкая.., отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой),

Этюд – «Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы., дыхательные упражнения - Шарик Цель: расслабление мышц живота. Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный! Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.

  1. Отработка навыков общения.

Задача взрослого – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (обсуждение, ролевая игра).

 - «Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова 6.В., Лютова Е.К., 1999) Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали".

- «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

- «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)». Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно).

ДЛЯ ЗАМЕТКИ ВОСПИТАТЕЛЯМ: О. В. Баженова «детская и подростковая релаксационная терапия», Лиза Робертс «Научите ребенка медитации»

Можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами, которые мы сегодня рассмотрели. С этой целью можно в группе обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события.

Одним из приемов может стать ролевая игра. Например, разыграть ситуации между двумя медвежатами; пригласить в гости известных детям литературных героев – необходимо создать ситуации конфликта, и каждый желающий ребенок предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрывается парами детей. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Иногда дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации. В этом случае взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме.