Программно-методический материал

Светлана Сандыковна Миронова

Программа "С чего начинается Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_21_-22.doc560 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

Районный Дом детского творчества

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Идеальская средняя общеобразовательная школа

Рекомендована                                                                

Экспертной комиссией  

МБОУ ДО РДДТ                                            

протокол №_______

«___» ______________ 2021 года

Утверждена

приказом по МБОУ ДО РДДТ

                                                                                         «____» __________ 2021 года

________________________

Директор МБОУ ДО РДДТ

 Мосоева М. Л.

Дополнительная  общеразвивающая программа по

краеведческой направленности

«С чего начинается Родина»

 

Уровень базовый

           

 Адресат программы: от 7-17 лет

Срок реализации: 1год

Педагог дополнительного образования

 Миронова Светлана Сандыковна

 МБОУ  Идеальская СОШ

  Идеал  - 2021 год

Содержание

Пояснительная записка        3

Учебно-тематический план по программе «С чего начинается Родина»        10

Календарно-учебный график        17

Содержание программы        31

Методическое обеспечение программы        37

Оценочные материалы        39

Список литературы для педагога        42

Пояснительная записка

Общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа по краеведению «С чего начинается Родин » разработана  на основании типовой программы и  в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования»

(Письмо Минобрнауки России № 26-02-484/16 от 18.06.2003 г.), методическим  пособием  «Программы в образовательном учреждении дополнительного образования детей: современные требования к содержанию и структуре» (Кафедры педтехнологий и управления инновационными процессами Министерства образования Иркутской области ОГАОУ ДПО Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2013 год).

Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.

Обоснование. Данная программа является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему у формирования гражданских понятий и навыков. Школьное краеведение является одним из важнейших средств, связывающим обучение и воспитание с жизнью. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной края – живая, деятельная частица мира, а не зная прошлого, невозможно строить будущее.

Актуальность. В настоящее время в России происходит глобальные положительные изменения в различных сферах и направлениях жизни общества и государства. Возрождается промышленный потенциал, экономика, культурная и духовная жизнь страны. Оживают и находят широкий отклик в народном сознании идеи патриотизма, гордости за свою страну, ее прошлое и настоящее. С другой стороны, в стране действуют силы, стремящиеся извратить и подменить идеи истинного патриотизма, расколоть общество на основе социальных, религиозных, этнокультурных признаков. В данных условиях, особенно остро встает вопрос об организации и систематической поддержке работы, направленной на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, на формирование у наших детей: а) бережного отношения к истории своей страны; б) стремления подражать старшему поколению в беззаветном служении своему Отечеству; в) чувства личной ответственности за судьбу своей страны. И начинать следует с воспитания интереса к истории своей малой Родине.

Данная программа может быть использована в других образовательных системах, на уроках истории, во внеурочной деятельности образовательных учреждений, в дополнительном образовании , в кружках по патриотическому воспитанию.

Новизна данной программы и ее отличительные особенности:

1) в тесной связи находится развитие практических навыков с познавательной и воспитательной деятельностью детей;

2) занятия с детьми строятся в соответствии с хронологией исторических событий происходивших на территории малой родины;

3) в программе много времени уделено практической исследовательской деятельности.

Цели программы: создание условий для развития интереса к изучению истории родного края, воспитание творческой личности

Образовательная:

  • Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;

Воспитательная:

  • Воспитание у детей патриотизма, нравственности, бережного отношения к историческому, природному и культурному наследию родного края;

Развивающая:

  • Развитие у учащихся интереса к краеведческой поисково-исследовательской деятельности;

Задачи программы:

  • изучение истории родного села, школы, района, области;
  • знакомство и изучение  истории своей семьи, рода;
  • сохранение исторической памяти, уважения к ней, к трудам и делам земляков
  • изучение культурного наследия родного народа, топонимика края
  • выявление «белых пятен» в истории села.

Основными идеями на которых базируется данная программа являются:

  • Общая культура личности, патриотизм и гражданственность;
  • Формирование национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодёжи;
  • Социокультурная идентификация;
  • Сохранение межпоколенной преемственности.

В основе приняты известные принципы педагогики сотрудничества:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений:
  • гуманно-личностный подход к обучающемуся;
  • единство воспитания и обучения;
  • сотрудничество и самостоятельность.

Данная программа  «С чего начинается Родина» изучает историю сел муниципального образования «Куйта»: Идеал, Аршан, Малолучинск, Заречное, Куйта, чем и обусловлен принцип отбора содержания программы. В программе много времени уделяется изучению истории рода, семьи, а также сбору материала о жизни  и деятельности выдающихся земляков. Собранный материал должен стать основой для выпуска сборника «Дорогие мои земляки». В этом своеобразие программы. Необходимо чтобы дети с раннего возраста интересовались своим родом, семьей, гордились своими знаменитыми и выдающимися родственниками и земляками. Интересуясь историей своего рода, семьи, дети будут узнавать историю своей малой родины, а в целом России.  В программе отведено место изучению истории забытых поселений, истории района, округа, области.  Данные темы предлагаются старшим школьникам.

Возраст учащихся 7-17 лет, количество 45 человек, что составляет три группы по 15 человек. Программа рассчитана на младший школьный возраст 7-10 лет, средний 11-13 и старший 14-17. Младшие школьники это возраст когда ребенок готов впитывать новое, когда в нем зарождается и развивается интерес к окружающему миру, когда он верит взрослым. Именно с этого возраста через историю семьи, рода, школы, села необходимо привить ему интерес к истории малой Родины, воспитывать любовь к ней, а отсюда любовь к большой Родине – России.

У подростков же значительно расширяются виды и формы изучения родного края. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно - образовательном труде, общественной, культурно- массовой работе, в физкультурно - спортивной деятельности, в организаторской, в хозяйственном труде школы, в творческом труде.

Но подростка привлекает уже не только сам процесс игры, борьба за первенство, а возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.

Сроки реализации – 1 год.

Количество часов для младшей группы 240 часов, по 6 часов в неделю.

Количество часов для средней группы 160 часов по 4 часа в неделю.

Количество часов для старшей группы 80 часов, по 2 часа в неделю.

Всего по программе 480 часов.

Условия реализации программы:

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий, компьютер.  

Возможно использование интернет - технологий и мультимедийного оборудования при проведения занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.  

Режим занятий по программе. 

Занятия проводятся 3 раза в неделю для младшей группы: 2+2 +2, для средней -2+2, для старшей группы: 2 часа,  во второй половине дня. Данный режим удобен т.к. дети заняты в ОУ с 1 смены.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностные результаты: умение работать в паре, группе, формирование уважительного отношения к чужому мнению, развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания. Соблюдение этики в общественных местах. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные УУД: формирование знаний по истории края, через знакомство с историей семьи, рода, школы, села, района.

Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, умение достойно представить свою работу, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и педагогом на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.

Метапредметные результаты: Метапредметные результаты программы «С чего начинается Родина» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

I уровень: знать символы своей страны, области, района; знать историю семьи, своих родственников; знать знаменитых и выдающихся людей села.

II уровень: уметь выполнять основные задания педагога; уметь подготовить и защитить свою работу (сообщение, реферат); уметь работать самостоятельно, в паре, в группе.

III уровень: уметь работать с различными видами источников; уметь вести беседу, диалог; уметь анализировать, объяснять, систематизировать.

Требования к уровню подготовки учащихся  направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;

овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает:

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;

- освоение знаний о музейной экспозиции, музейной работе, умение проводить экскурсии;

- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;

- развития гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование лично-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

- использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.

 К концу обучения учащиеся будут иметь следующие  знания, умения и навыки:

Старшая и средняя группы:

- самостоятельно мыслить и уметь отстаивать свое мнение;

- владеть культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;

- иметь потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;

Будут уметь:

- соотносить даты событий истории родного края с основными периодами отечественной истории;

- рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;

- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии края;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

младшая группа

- знать состав семьи, близких родственников, род занятий, уметь представить простейшие схемы родословных;

- знать знаменитых земляков, род их занятий, заслуги;

- иметь представление о культуре (русской, бурятской), народных традициях, костюме, кухне, праздниках;

- знать ветеранов войны, тыла, труда, иметь представление об их заслугах;

- знать первичные сведения о топонимике села, района;

- знать основные исторические даты из истории школы, села, района.

-уметь формулировать мысли, анализировать, выражать это в рефератах, сообщениях, докладах.

- уметь достойно представлять свою работу в аудитории.

Методы и формы работы с детьми:

В работе объединения используются различные формы и методы работы, в зависимости от возраста и интересов обучающихся: лекции, встречи, экскурсии очные и заочные, участие в конференциях, викторинах, олимпиадах разного уровня, групповые и индивидуальные занятия, игры, конкурсы рисунков, фотоконкурсы, конкурс знатоков, тематические учебные часы, исследовательские работы и их защита, работа с краеведческим материалом, подготовка сообщений рефератов, работа в библиотеке. Выбор форм определен с учетом возрастных особенностей обучающихся.

1. Для учащихся 5-6 классов – беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей;

2. Для учащихся 7-8 классов – беседы, тематические занятия, конкурсы, викторины, выставки, встречами с ветеранами ВОВ и труда, с интересными людьми, театрализованные обрядовые действа, походы по родному краю, участие в работе районных научных конференциий, организации экскурсий, защита творческих работ.

Учащиеся 9-10 классов по данной краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вчера, экскурсии с учащимися начальных классов

Формы диагностики и подведения итогов реализации программы

  1. Анкетирование - для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей деятельности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
  2. Наблюдение  в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
  3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе клуба, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).
  4. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.
  5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
  6. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
  7. Конкурсы, выставки, очные и заочные викторины.
  8. Организация и проведение экскурсий.

Способы проверки результативности программы. В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

  • входной – в начале обучения (анкетирование, беседа, тест)
  • текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы в баллах 2-5)
  • промежуточный – по изучению каждого раздела программы.
  • итоговый – в конце учебного года, определяет уровень усвоения программы, навыки полученные детьми (викторина, выставки, в баллах 2-5)

Основные формы подведения итогов:

  • Тестирование
  • Анкетирование
  • Выставки
  • Открытые занятия
  • Игры, конкурсы, викторины
  •  Участие в НПК, презентации. Промежуточный контроль оценивается в форме «зачтено», «не зачтено

Учебно-тематический план по программе «С чего начинается Родина»

1 год обучения

№ пп

Название темы

всего

лекц.

практика

Введение. 2 ч

1.

Азбука краеведения

2

2

-

Я горжусь своим родом.38 ч.

1.

Родословная как история своего рода. Как

сделать  чтобы родословная заговорила

2

        2

-

2.

Методика и формы поиска материалов по истории своего рода. Его систематизация и анализ

2

2

-

3.

Моя семья, мой род, родословная, история семьи

2

2-

-

4.

Биографии членов семьи

2

-

2

5.

Составление совместно с родителями родословных

2

-

2

6.

Основатели рода.  Проектная деятельность: начало составления сборника «Дорогие мои земляки».

8

-

8

7.

Памятные события в истории семьи. Составление рассказов

2

-

8.

«Мои родители»-сочинение.

2

-

2

9.

«Моя семья», «Мой дом», «Дела моей семьи» выставка рисунков

2

-

2

10.

Составление альбома «Моя родословная»

2

-

2

11.

Мой род гордится ….

Рассказ о знаменитом и выдающемся родственнике. Пополнение сборника.

2

-

2

12.

Мои родственники защитники Отечества .Проектная деятельность: пополнение сборника «Дорогие мои земляки».

10

-

10

 Герои прошлых лет. 10 ч.

1.

Кто проживает в нашем крае, селе. Древнейшее население края села.

2

2

-

2.

Народные традиции ,обычаи, обряды, игры, музыка, танцы, праздники нашего края.

4

4

-

3.

Легенды и сказания. Инсценирование легенд и сказаний.

4

-

   4

Они стояли у истоков. 10 ч.

1.

Вхождение края в состав Российского государства. Первые административные деятели .их биографии, деятельность, вклад в освоение и развитие края.

2

2

-

2.

История нашего села. Первые пионеры ,комсомольцы, коммунисты, первые коммуны, колхозы.

2

2

-

3.

Изучение литературы по теме, сбор и анализ собранного материала, оформление.Пополнение сборника «Дорогие мои земляки».

    6

-

6

Служба на благо Отечества. 10 ч.

1.

Представители государственной власти. Их  биографии, деятельность, вклад  в развитие края.

4

4

-

2.

Знаменитые и выдающиеся люди нашего села. Ими гордится село.

6

6

-

Родина мать умей за нее постоять. В тылу как в тылу. 60 ч.

1.

Участие земляков в защите Родины.

Участники ВОв и горячих точек

30

4

26

2.

Герои Советского Союза, округа. Полные кавалеры Орденов Славы.

2

2

-

3.

Полководцы Великой Отечественной войны

2

2

-

4.

Воины – женщины из нашего села.

2

2

-

5.

 Проектная деятельность: составление альбома «Дорогие мои земляки»

10

-

10

6.

Село в годы ВОв.

Условие труда и быта. Труженики тыла. Их судьбы

4

2

2

7.

«Бессмертный полк» нашего села.

      2

-

    2

8.

.Проект «Если бы мой прадед был  жив»

8

-

8

Это славное слово – труд. Люди искусства. 20 ч.

1.

История совхоза «Идеал».

2

2

    -

2.

Трудовые династии.

2

2

-

3.

Ветераны труда.

2

2

-

4.

Сбор материала о трудовых достижениях односельчан..

2

-

2

5.

Почетные жители села, района.

2

2

-

6.

А. В. Вампилов.Что мы о нем знаем?

2

2

-

7.

Наши земляки деятели науки и культуры.

2

2

-

8.

Сбор материала по теме ,оформление его.

6

-

6

Добрая профессия – учитель. 40 ч.

1.

История Куйтинской школы.

2

2

2.

Директора школы.

2

2

3.

Выпускники Куйтинской школы.

2

2

4.

Учителя-ветераны.

2

2

5.

Учительские династии.

2

2

6.

Сочинение «Мой первый учитель»

2

-

2

7.

Техперсонал школы в разные годы.

2

2

8.

Сочинение «Мой любимый учитель»2

2

-

2

9.

 Проектная деятельность: сбор материала по теме: «Ими гордится школа».

     10

-

10

10.

Проектная деятельность: сбор материала по теме «Ими гордится школа». Оформление собранного материала.

14

-

14

Люди в белых халатах. 10 ч.

1.

« О них помнят люди.». О медицинских работниках села,МО. Сбор материала,оформление,пополнение сборника «Дорогие мои земляки».

10

10

-

Природа моего края. 40 ч.

1.

Флора и фауна моего края.

18

4

14

2.

Человек и природа. Охрана природы. Как она осуществляется в нашем крае?

Проектная деятельность

22

6

16-

Всего

240

86

154

2 год обучения

№ пп

Название темы

всего

лекционные

практические

Введение. 2 ч.

1

Азбука краеведения

2

2

-

Раздел 1. Я горжусь своим родом. 28 ч.

1

Кто мы? Откуда мы? Моя родословная. История рода – сбор сведений.

    2

2

-

2

Что я знаю о своих предках – исследование.

2

-

2

3

Профессии моих родственников – сочинение

2

-

2

4

Семейная реликвия. Ее описание.

2

-

2

5

Хобби моих родителей – описание.

2

-

2

6

Старая фотография – история возникновения

2

-

2

7

Орден в моем доме (материнские награды)

2

-

2

8

Знаменитые родословные (сбор материала)

2

-

2

10

Запись рассказов бабушек и дедушек о своей жизни (годы репрессий) – к 30 октября – Дню памяти репрессированных.

2

-

2

.

-

-

11

Проектная деятельность: составление тематических планшетов, презентаций- «День матери», «День Отца», «Многодетная семья».

10

-

10

Раздел 2. Герои прошлых лет. 30 ч.

1

Чье имя носит школа? О М.П. Хабаеве

2

2

-

2

Выпускники нашей школы. Сбор материала в альбом.

2

-

2

3

Ими гордится село. Сбор материала о знаменитых и выдающихся земляках, выставка.

2

-

2

4

Трудовые достижения моих односельчан. Сбор материала, выставка

2

-

2

5

«Безмолвные свидетели дней минувших» история старых фотографий, выставка

2

2

-

6

Иркутские космонавты (исследовательские работы)

2

2

-

7

Улицы моего села, их жители. Сбор материала, оформление выставки.

2

-

2

8

Запись рассказов старожилов и сегодняшних жителей села об их жизни.

2

-

2

9

Переписка с земляками.

В течение года

10

Сотрудничество с газетой «Аларь» «Хочу рассказать..»

В течение года

11

«Спорт, спорт, спорт» спортивные достижения наших земляков (исследования)

4

-

4

12

Работа в музее школы. Составление альбомов, папок, планшетов, проектная деятельность.

10

2

8

Раздел 3.История поселений МО «Куйта» .60 ч.

1

Памятники и объекты природы нашей местности. Практическая деятельность по их сохранению. Исследовательские работы по теме «Редкие и исчезающие виды растений и животных нашей местности». Проектная деятельность.

6

2

4

2

Село в 1920-е годы: исследования, проектная деятельность.

8

2

6

3

Село в 1930-е годы – исследование

8

2

6

4

Участие в НПК разного уровня.

8

-

8

5

Село в годы Великой Отечественной войны и в годы восстановления народного хозяйства - исследование

8

-

8

6

Работа в школьном музее. Оформление собранного материала по истории села.

4

-

4

7

Село в годы Великой Отечественной войны и в годы восстановления народного хозяйства – исследование

8

-

8

8

Проектно-исследовательская деятельность.

10

2

8

Раздел 4. Культурное наследие. 40 ч.

1

Материальная и духовная культура бурят –  проектная деятельность, изучение. Выставки «Народный костюм», «Юрта».

4

4

-

2

Культура народов Сибири.  Выставки «Мудрое слово старины глубокой», «История народных праздников», проектная деятельность.

10

     -

10

3

Природоохранительные традиции бурят и русских – исследование.

2

2

-

4

Лесная тропинка (об экологической тропе Идеальской СОШ) – исследование.

2

2

-

5

«Этого могло не быть» - фотографии проблемного характера

2

-

2

6

«Лесное эхо» - акции, экологические праздники, викторины, изготовление скворечников

4

-

4

7

Бурятские и русские народные традиции, праздники, обычаи. Участие в праздниках «Русская березка», «Сур-Харбан» и другие. Описание, фотографирование.

6

6

8.

 Исследовательско-проектная деятельность.

10

2

8

Всего

160

32

128

3 год обучения

№ пп

Название темы

всего

лекционные

практические

Введение. 2 ч

1

Азбука краеведения

2

2

-

Раздел 1. Родословие.20 ч.

1

Моя родословная (изменения, дополнения)

2

-

2

2

Герб моего рода. Творческая работа.

2

-

2

3

«История моей семьи – страница в истории Отечества» - исследовательские работы.

2

-

2

4

«Имя и родословная» - о родословной Вампилова А.В. - беседа

5

Генеалогия для начинающих – беседа

2

2

-

6

Генеалогия. Руководство к действию.

-

7

 Участие в конкурсах «Моя родословная»

2

-

2

8

«Милая мама моя» - праздничная программа ко Дню Матери

2

-

2

9

Семейный архив – творческая работа

2

-

2

10

«Листая семейный альбом» - сочинения детей (ко Дню памяти жертв репрессий). Посещение памятника.

2

-

2

11

«Горжусь своей (им)…» творческие работы.

-

12

Выставка рисунков «Родительский дом-начало начал»

-

13

Фотовыставка «Надежный причал»

-

14

Проектная деятельность.

4

-

4

Раздел 2. Мои земляки. 20 ч.

1

Хозяйственный календарь аларских бурят. Сравнить с сегодняшним днем. Исследовательские работы.

2

2

-

2

Мои земляки (именитые люди села) – исследовательские работы.

  4

2

    2

3

Фотоконкурс «Школьные годы чудесные» по разделам «Портрет», «Жанровая фотография», «Натюрморт»

2

-

2

4

Сочинения: «Мой любимый учитель», «Учительница первая моя», «Мои односельчане», «Дети моего села»

-

5

Чем живешь мое село? «Не повторяется такое никогда» - фотовыставка.

2

-

2

6

«Спорт, спорт, спорт» - развитие спорта в районе, селе. Спортивные достижения земляков. Оформление фотовыставки.

2

2

-

7

«Хочу рассказать о …»интересные факты, люди. Сотрудничество с газетой «Аларь»

В теч.

года

8

Народные обычаи, обряды, традиции моих земляков – исследовательские работы.

2

2

-

9

Проектная деятельность.

6

-

6

Раздел 3.История села.30 ч.

1

Село в 1950-1980- е годы – исследование.

2

-

   2

2

Село в 1990-е годы – исследование

2

-

2

3

«Точка на карте – моя малая родина» – изучение карт района, округа, области. Составление плана своего села.

2

-

2

-

4

Природа моей малой родины. Лекарственные растения «Аптека с нашего двора».

4

2

     2

.

5

История детского сада – начало летописи.

2

-

2

6

Сбор исторических документов, фотографий, писем, почетных грамот-пополнение фонда  объединения «Память». Работа с фондом.

2

-

2

8

 Проектно-исследовательская деятельность по темам: «Вспоминая героическое прошлое», «Лицо войны», «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», «Загадки знакомых названий»

4

-

4

           Раздел 4. Культурное наследие  10 ч.

-

1

Хранители народной культуры в моем селе. Судьбы.

2

-

2

2

Народные умельцы.

2

2

-

-

3

«Сказки народов Сибири» - чтение, иллюстрирование, инсценирование

4

-

     4

4

Народный орнамент. О чем он рассказывает – рисование, выставка

2

-

2

5

 Проектно-исследовательская деятельность.

8

-

8

.

-

6

Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Поощрение лучших краеведов, планы на следующий год.

2

2

-

Всего

80

18

62

Календарно-учебный график

 на первый год обучения.

№ пп

Разделы и темы

Количество часов

Дата

Формы , методы

Оборудование и инструменты

Вид контроля

всего

теория

практика

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение. 2 ч.

Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа)

Словесный,  иллюстративный метод

1.1

Вводное занятие

2

2

-

сентябрь

Тетрадь ручка

Входной тест

2

Я горжусь своим родом. 38 ч.

2.1

Как сделать чтобы родословная заговорила. Родословная как история рода

2

2

-

Исследов. тетр.

выставка родословной

2.2

Методика и формы поиска материалов по истории своего рода. Его систематизация и анализ.

2

2

-

сентябрь

тетради

 

2.3

Моя семья, мой род, родословная, история семьи.

2

-

2

сентябрь

Исслед. тетр.

 

2.4

Биографии членов семьи

2

-

2

сентябрь

альбом

2.5

Составление родословных.

2

-

2

сентябрь

выставка

2.6

Основатели рода.

2

-

2

сентябрь

составление альбома

2.7

Памятные события в истории семьи.

2

-

2

сентябрь

.

Альбом

2.8

«Мои родители»-сочинение.

2

-

2

Сентябрь

альбом

 

2.9

Дополнение, написание родословных.

2

-

2

октябрь

 

2.10.

Проект» Мой род в истории России

10

-

10

октябрь

Начало составления энциклопедии «Дорогие мои земляки»

2.11

Мой род гордится

4

-

4

октябрь

альбом

3

Герои прошлых лет 10 ч.

исследование

групповой

Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод

 

2.1

Кто проживает в нашем крае, селе? Древнейшее население края, села.

2

2

-

октябрь

Исслед.тетрадь, ручка, флеш-карты, материалы ихз фонда кружка,книги.

2.2

Народные традиции, обычаи ,обряды, игры, музыка, танцы, праздники нашего края.

4

4

октябрь

Исследовательская работа.

2.3

Легенды и сказания. Инсценирование легенд и сказаний.

4

4

Октябрь-ноябрь

Выступление перед аудиторией.

4.

Они стояли у истоков.10 ч.

-

.

4.1

Вхождение края в состав Российского государства. Первые административные деятели;их биографии, деятельность, вклад в освоение края и развитие края.

2

2

-

Ноябрь

Книги по истории края

опрос

4.2

История твоего села. Первые пионеры, первые комсомольцы,  коммунисты, первые коммуны, колхозы.

6

6

-

Ноябрь

Материалы из фонда объединения

Исследовательская работа

4.3

 Работа над проектом  «История названия одной улицы»- к 100-летию коммуны «Идеал».

6

-

6

ноябрь

Бумага, компьютер

презентация

5

Служба на благо Отечества.10 10 ч.

4.1

Представители государственной власти.Их биографии, деятельность, вклад в развитие края.

4

4

-

Ноябрь-декабрь

Фотодокументы

опрос

4.2

Знаменитые и выдающиеся люди села .Проект «Ими гордится село».

6

-

6

декабрь

презентация

6.

Родина-мать, умей за нее постоять. В тылу как на фронте.60 ч.

-

 

5.1

Участие земляков в защите Родины . Участие земляков в «горячих» точках.

26

    4

22

декабрь

Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод

5.2

Герои Советского Союза из округа, района.Полные кавалеры Орденов Славы.

    2

   2

     -

январь

Карандаш, исслед.тетрадь, ручка

реферат

5.3

Полководцы Великой Отечественной войны.

2

2

-

январь

Книги, альбомы

сообщение

5.4

Воины-женщины из нашего села.

2

2

январь

Исслед.тетрадь, ручка, карандаш, флеш-карта, материалы фонда кружка,фотоаппарат.

сообщение

5.5

Работа над проектами. .

14

-

14

Январь-февраль

презентация

5.6

Село в годы войны. Условия труда и быта Труженики тыла, их судьбы.

4

  2

2

февраль

Исследовательская работа

5.7

Бессмертный полк нашего села.

2

-

2

февраль

Классный час

5.8

Участие в мероприятиях, посвященных 75- летию Победы.

8

-

8

Февраль-март

альбом

7.

Это славное слово-труд. Люди искусства и культуры.20 ч.

6.1

История совхоза «Идеал».

2

-2

-

март

реферат

6.2

Трудовые династии

2

2

-

Планшет

6.3

Ветераны труда

2

-2

-

Фонд кружка

планшет

6.4

Орден в доме

2

-

2

март

Полевой блокнот

 исследование

6.5

Почетные жители села, района.

2

2

-

март

планшет

6.6

А В. Вампилов.Что мы о нем знаем?

2

2

-

март

Исследов. тетрадь, ручка

викторина

6.7

Наши земляки деятели культуры и искусства.

4

4

-

апрель

Экскурсия в музей

6.8

Сбор материала по теме, оформление его.

4

-

4

апрель

фотовыставка

     8.

Добрая профессия – учитель. 40 ч.

-

7.1

История Идеальской  школы

2

2

-

апрель

Лекция

Опрос

7.2

Директора школы

2

2

апрель

лекция

опрос

7.3

Выпускники школы

2

2

-

апрель

лекция

7.4

Учителя - ветераны

2

2

-

май

Лекция

альбом

7.5

Учительские династии

2

2

-

май

Лекция

7.

Мой первый учитель

2

-

2

май

сочинение

7.7

Техперсонал школы в разные годы.

2

2

-

май

лекция

7.8

Сбор материала по теме, оформление его.

    12

   -

12

май

Планшет, выставка.

7.9

Проектная деятельность.

   14

   -

14

май

Лекция

фотовыставка

9.

Люди в белых халатах. О них помнят люди. 10  ч..

   

   

9.1

Медицинские работники села, МО. Их работа, судьбы.

   10

   10

-

май

Лекция

Фотоаппарат

составление планшета

10.

Природа моего края.40 ч.

   

   

10.1

Флора и фауна моего края

  10

   4

6

май

»

10.2.

Человек и природа. Охрана природы. Как она осуществляется в нашем крае?

  2

  2

-

июнь

Игра

Лекция

Бумага, кисти, краски

Выставка рисунков.

10.3

Работа над проектами на тему «Сохраним планету». Участие в природоохранных  акциях и мероприятиях

   10

   

10

май

Фотоаппарат, бумага,кисти, краски,

фотовыставка

10.4

Экскурсия в лес.

 4

   -

4

фотовыставка

Всего

 240

  80

160

Календарно-учебный график на второй год обучения.

№ пп

Разделы и темы

Количество часов

Дата

Формы , методы

Оборудование и инструменты

Вид контроля

всего

теория

практика

1

Введение. 2 ч.

Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа)

Словесный,  иллюстративный метод

1.1

Вводное занятие. Азбука краеведения.

2

2

-

сентябрь

Тетрадь ручка

анкета

2

Раздел 1. Я горжусь своим родом.  38 ч.

1.1

Кто мы? Откуда мы? Моя родословная. История рода -сбор сведений.

   2

    -

   2

сентябрь

Исследовательские тетради.

выставка родословной

1.2

Что я знаю о своих предках?

   2

     -

   2

сентябрь

тетради

 

1.3

Профессии моих родственников – сочинение.

  2

   -

   2

сентябрь

Исследовательские тетради

 

1.4

Описание семейных реликвий

  2

    -

   2

сентябрь

реферат

1.5

Хобби моих родственников.

  2

   -

   2

сентябрь

 Тетради, ручки

1.6

Старая фотография-история возникновения.

   2

    -

   2

сентябрь

Фотоаппарат

составление альбома

1.7

Орден в нашем доме (материнские награды).

2

-

2

сентябрь

Исследовательские. тетради.

составление альбома

1.8

Знаменитые родословные (сбор материала).

    2

   -

   2

октябрь

викторина

 

1.9

Традиции почитания старших и родителей.

   2

   2

   -

октябрь

Литература по теме

1.10

Традиции почитания предков.

2

2

-

1.11

Составление, дополнение1родословных

   2

     -

    2

октябрь

Бумага, ручка, краски

1.12

Запись расск1зов бабушек и дедушек о своей жизни.

   2

   -

2

октябрь

Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод

Фотоальбом, диски

Исследовательская работа  5-6 кл.

1.13

Выставки «Хобби моих родственников», «Профессии моих родителей».

2

-

2

Исследовательские тетради ручка, флеш-карты, материалы из фонда кружка, фотоаппарат диктофон.

1.14

Поисково-исследовательская деятельность. Составление тематических планшетов.

6

-

6

 Исследовательские работы  7-8 кл.

1.15

Проектно- исследовательская деятельность.

6

-

6

Презентации, доклады 9-11классы.

    3.

Раздел 2. Герои прошлых лет. 40 ч.

.

2.1

Они стояли у истоков. М.П. Хабаев.

2

2

-

2.2

Выпускники нашей школы. Сбор материала в альбом.

2

-

2

альбом

2.3

Ими гордится село. Сбор сведений о знаменитых и выдающихся  земляках.

2

-

2

Бумага, компьютер

Выставка.

2.4

Трудовые достижения земляков.

2

-

2

альбом

2.5

«Безмолвные свидетели минувших дней».

2

2

Фотодокумефотоаппаратты

 фотовыставка

2.6

Иркутские космонавты.

2

2

-

рефераты

2.7

«На улицах моего села» фотозарисовки.

2

-

2

выставка

2.8

Интервьюирование жителей.

2

-

2

практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод

2.9

Переписка с земляками, выехавшими за пределы малой родины.

в

теч.

года

Карандаш, исслед.тетрадь,  ручка

2.10

Сотрудничество с районной газетой «Аларь».

в

теч.

года

2.11

«Спорт, спорт, спорт» о спортивных достижениях земляков.

4

-

4

Исслед.тетрадь, ручка, карандаш, флеш-карта, материалы фонда кружка

исследования

2.12

Проектная деятельность.

10

2

8

Презентации, доклады

4.

Раздел 3. История поселений 60 ч.

3.1

Памятники и объекты природы нашей местности. Практическая деятельность по их сохранению.  Редкие и исчезающие виды растений и животных.

6

2

4

Сообщения по предложенной тематике,  исследовательские работы, рефераты        

3.2

Село Заречное в 20-ые, 30-ые (довоенные) годы.

8

2

6

Исследовательские работы.

3.3

Деревня Хигинск в довоенные годы.

8

-2

6

Исследовательские работы.

3.4

Участие в НПК, конкурсах.

8

-

8

3.5

Села МО «Куйта» в годы войны и в послевоенные годы.

8

-

8

Альбомы, презентации

3.6

Работа с фондом объединения «Память». Оформление собранного материала в планшеты, презентации.

4

-

4

Документы, материалы школьного музея

Презентации, сообщения.

3.7

Поселения МО «Куйта» в годы войны и в послевоенные годы.

8

-

8

 презентации, доклады

3.8

Проектно-исследовательская деятельность.

10

2

8

 презентации, доклады

5.

Раздел 4. Культурное наследие 20 ч.

Исследов. тетрадь, ручка ,фотоаппарат

викторина

4.1

Материальная и духовная культура бурят.

2

2

-

4.2

Культура народов Сибири.

2

-

2

фотовыставка

4.3

Природоохранительные традиции бурят и русских – исследование.

2

2

-

доклады, презентации

4.4

«Лесная тропинка меня привела»(об экологической тропе Идеальской СОШ)- исследование.

2

2

-

участие

4.5

«Этого не должно быть»-фотографии проблемного характера.

2

-

2

Практика

участие

4.6

« Лесное эхо»-экологические праздники, викторины, акции.

2

-

2

составление альбома

4.7

 Участие в народных праздниках. Описание, фотографирование.

2

-

2

Фотоаппаратблокнот, ручка

выставка

4.8

Исследовательско-проектная деятельность.

6

2

4

Доклады, презентации

Всего

160

30

130

Календарно-учебный график на третий год обучения

№ пп

Разделы и темы

Количество часов

Дата

Формы , методы

Оборудование и инструменты

Вид контроля

всего

теория

практика

1

Введение. 2 ч.

Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа)

Словесный,  иллюстративный метод

1.1

Вводное занятие

2

2

-

сентябрь

Тетрадь ручка

анкета

2

 Раздел 1. Родословие. 20 ч.

1.1

Моя родословная (изменения, дополнения).

2

-

2

сентябрь

Исследов. тетр.

выставка родословной

1.2

Герб моего рода.

2

-

2

сентябрь

тетради

 

1.3

«История моей семьи – страница в истории Отечества»

2

-

2

сентябрь

Исслед. тетр.

 Доклады, презентации

1.4

 «Имя и родословная» - о родословной Вампилова А.

2

2

-

сентябрь

реферат

1.5

Генеалогия для начинающих.

2

2

-

Сентябрь

Исследов. тетр.

1.6

Генеалогия. Руководство к действию.

2

2

-

сентябрь

1.7

Участие в конкурсах «Моя родословная»

2

-

2

Сентябрь-октябрь

Исследов. тетр.

Участие

1.8

«Милая мама моя»

2

-

-

2

участие

 

1.9

Семейный архив – творческая работа

2

2

 выставка

1.10

30 октября- День памяти жертв политических репрессий.

2

-

2

газета

презентации

Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод

Фотоальбом, диски

Фотоаппарат ручки, тетради материалы из фонда объединения компьютер

фотовыставка.

 проекты

2.

Раздел 2. Мои земляки 20 ч.

.

2.1

Хозяйственный календарь аларских бурят(в сравнении с сегодняшним днем).

2

2

-

Исследовательская работа  9-10 кл.

2.2

Мои земляки именитые люди села – исследовательские работы.

2

-

2

НПК участие

2.3

Фотоконкурс»Школьные годы чудесные» по разделам: «Портрет», «Жанровая фотография», «Натюрморт».

2

-

2

Выставка

2.4

Сочинения: «Мой любимый учитель», Учительница первая моя», «Мои односельчане», «Дети моего села».

2

-

2

Бумага, компьютер

2.5

Проектно- исследовательская деятельность.

6

-

6

фотовыставка

2.6

«Спорт, спорт, спорт» - развитие спорта на селе и в районе.

2

2

-

Фотоаппарат

Презентация ,доклад

2.7

«Хочу рассказать о ...» интересные факты, люди – сотрудничество с газетой «Аларь».

в

течение

всего периода

 

 В газету

2.8

Народные обычаи, обряды, традиции моих земляков – исследовательские работы.

2

-

2

Лекция, практика (индивидуальная, групповая, коллективная работа) иллюстративный метод

НПК разного уровня

По теме

проекты

3.

Раздел 3. История поселений МО «Куйта».  28 ч.

3.1

Мое село в 1950-1980 годы – исследование.

2

-

2

Исследовательская тетрадь, ручка, карандаш, флеш-карта, материалы фонда кружка

сбор материалов

3.2

Мое село в 1990-1920 годы – исследование.

2

-

2

Исследовательская работа

реферат

3.3

«Точка на карте – моя малая родина изучение карт района, округа, области. Составление плана своего села.

2

-

2

3.4

Клуб им. В. Моисеенко (история создания и современное состояние) – исследование.

2

-

2

Сообщение по предложенной тематике        

3.5

Природа моей малой родины. Лекарственные растения- «Аптека с нашего двора». Редкие и исчезающие виды животных. Красные книги округа и области.

2

-

2

НПК разного уровня, информация в СМИ, участие в конкурсах.

3.6

Работа с фондом объединения. Оформление собранного материала, классификация, анализ.

2

-

2

Альбомы, планшеты, сборники.

3.7

История детского сада – начало летописи.

2

-

2

реферат

3.8

Сбор исторических документов, фотографий, писем, почетных грамот, воспоминаний очевидцев и т. д. к  100- летнему юбилею района.

2

-

2

Альбомы, планшеты, стенгазеты, доклады презентации

3.9

Проектно-исследовательская деятельность по темам «Вспоминая героическое прошлое», « Лицо войны», «История моей семьи в истории района», «Загадки знакомых названий» к юбилею района.

4

-

4

Документы, материалы школьного музея

Викторины, тесты, доклады, презентации, информация в СМИ.

3.10

Участие в мероприятиях, посвященных юбилею района.

2

-

2

 Участие

3.11

Участие в акциях и других мероприятиях, посвященных Дню Победы и Дням красного календаря.

2

-

2

участие

4.

Раздел 4. Культурное наследие 10 ч.

4.1

Люди искусства. Писатели ,поэты, художники, композиторы родного края.

2

2

-

Литература по теме, материалы из фонда

Доклады, презентации

4.2

Сказки народов Сибири. Чтение, иллюстрирование, инсценирование.

 2

-

2

Практика

выступление

4.3

Участие в конкурсах рисования, поделок, в народных праздниках, описание их, фотографирование.

В теч. года

фотоотчеты

4.4

Проектно – исследовательская деятельность

4

-

4

проект

4.5

Итоговое занятие

2

2

-

Всего

80

22

58

Содержание программы

1 год обучения

Введение. «Азбука краеведения».

Краеведческие должности: юный историк-краевед, краевед-летописец, краевед-фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог и т.д. Введение дневника краеведческих наблюдений.

 Правила поведения и культуры общения в культурно-зрелищных и просветительных учреждениях. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать экспонаты.

 Правила общения  с ветеранами. Подготовка вопросов. Ведение беседы.

Правила поведения в природе и наблюдений во время экскурсии в лес или к реке. Дневник краеведческих наблюдений.

Практические занятия.

Ведение дневника наблюдений, впечатлений (совместно с педагогом или родителями). Экскурсия в краеведческий музей (школьный). Рассказ занимающихся о наиболее ярких впечатлениях от посещения музея, выставки. Охрана и оказание помощи животным и птицам (выявление и огораживание муравейников, вывешивание кормушек и пр.)

Раздел 1. Родословие.

Задачи:

  • Знакомство с понятиями «род», «родословная», «родословное древо», «генеалогия»;
  • Воспитание любви к своей семье, развитие интереса к истории семьи, рода.

Темы: Моя семья. Мой род. Родословная. Как составить родословную. Семейные праздники. Традиции моей семьи. Ближайшие родственники. География родни.

Практические занятия: Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя комната». Составление совместно с родителями своей родословной. Выставка «Семейный альбом».

Раздел 2. Земляки.

Задачи:

  • Знакомство с национальностями проживающими в крае;
  • Знакомство со знаменитыми и выдающимися земляками;
  • Воспитание гордости за малую родину;
  • Формирование интереса к людям, к окружающему миру.

Темы: Кто проживает в нашем крае? Народные обычаи, обряды, игры, музыка, танцы характерные для нашего края. Фольклор (русский и бурятский).

Практические занятия: Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, стихов и т.д. Встречи с известными и выдающимися земляками, с ветеранами войны, тыла, труда. Рисование на темы: «Мой земляк», экскурсии в музей.

Раздел 3. История села.

 Задачи:

  • Знакомство и изучение истории и природы родного края с древних времен до сегодняшнего дня;
  • Воспитание гордости за свою малую родину;
  • Развитие интереса к краеведению.

Темы: История села. История школы. Топонимика. Растения и животные нашей местности. Учителя и выпускники школы. Выдающиеся люди, ветераны войны, тыла, труда.

Практические занятия: Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах. Сбор материала по истории села. Оформление альбомов, планшетов и т.д. Экскурсии в музей школы, в лес. Сбор лекарственных растений. Участие в мероприятиях по тематике изучения истории села. Участие в конкурсах, викторинах по истории села. Изготовление кормушек.

Раздел 4. Культурное наследие.

Задачи:

  • Изучение культурного наследия своего народа;
  • Воспитание любви к родной культуре;
  • Привитие интереса к культурному достоянию края;
  • Развитие творческих навыков, вкуса, воображения.

Темы: Достопримечательности села, района. Земляки – деятели культуры и науки. Фольклор моего села. Хранители фольклора. Народные праздники бурят и русских. Костюм русский и бурятский. Кухня русская, бурятская. Музыка моего народа.

 Практические занятия: Чтение легенд, разучивание народных песен, стихов. Рисование на темы «Мой край», «Народный костюм», «Народный орнамент» и т.д. Участие в конкурсах рисунков, поделок. Участие в народных праздниках в селе, в районе. Экскурсии в краеведческий музей района.

2 год обучения

Введение. «Азбука краеведения».  

Раздел 1. Родословие.

Задачи:

  • Обучение умению составлять родословные, изучение родословных;
  • Воспитание любви к семье, уважения к своему роду, почитания старших;
  • Развитие интереса к генеалогии, к окружающему миру

Темы: Кто мы. Откуда мы. Моя родословная. Знаменитые родословные. Что я знаю о своих предках. Семейные реликвии. Старая фотография. Орден в моем доме (материнские награды). Профессии моих родителей. Хобби моих родных. Традиции почитания предков. Традиции почитания старших и родителей.

Практические занятия: Составление родословных совместно с родителями. Запись рассказов бабушек и дедушек о своей жизни (годы репрессий). Совместное фотографирование. Выставка «Профессии моих родителей», «Старая фотография» - к юбилею района.

Раздел 2. Земляки.

Задачи:

  • Изучение жизни и деятельности земляков, интересных людей, сохраняющих природу, памятники истории, культуры;
  • Формирование чувства сопричастности к жизни и делам земляков, неравнодушия;
  • Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Темы: Чье имя носит школа? О М.П. Хабаеве. Выпускники нашей школы. Ими гордится село. Трудовые достижения моих односельчан. Безмолвные свидетели дней минувших. Земляки-космонавты. Улицы моего села, их жители.

Практические занятия: Сбор материала об улицах села, их жителях (по домам). Фотографирование жителей, событий происходящих вокруг (дом, село, школа, район). Сотрудничество с газетой «Аларь». Запись рассказов старожилов и сегодняшних жителей села, об их жизни. Составление альбомов, папок, планшетов. Переписка с земляками.

Раздел 3. История села.

Задачи:

  • Изучение истории и природы родного края с древних времен до сегодняшних дней;
  • Воспитание любви к малой родине, к ее природе, нравственности и патриотизма;
  • Формирование экологической культуры;
  • Развитие познавательного интереса к окружающему миру, речи, мышления.

Темы: Памятники и объекты природы нашего края. Редкие  и исчезающие растения и животные родного края. «Островки памяти» - История исчезнувших населенных пунктов. Село в 1930- е годы. Село в годы ВОВ и в годы восстановления народного хозяйства.

Практические занятия: «Лесная тропинка», «Лесное эхо», «Этого могло не быть» - природоохранная деятельность школы, экскурсии в лес. Изготовление кормушек, скворечников. Сбор информации, материалов по истории села, оформление их в виде папок, альбомов, планшетов, экспозиций в музее школы. Участие в краеведческих конференциях в школе, районе. Встречи с ветеранами войны, тыла, труда. Участие в конкурсах, викторинах, праздниках по темам раздела.

Поиск:

Задачи: -  Установление  имен и судеб участников войны и погибших воинов-односельчан., связь с родственниками, исследовательская работа в архиве, помощь редколлегии Книги Памяти. Сбор материала о ветеранах войны и тыла, работа в школьном музее.

Раздел 4. Культурное наследие.

Задачи:

  • Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края;
  • Воспитание любви к родной культуре;
  • Формирование интереса к культуре других народов проживающих в родном крае;
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Темы: Материальная и духовная культура бурят. Природоохранительные традиции русских и бурят. Бурятские и русские народные традиции, обычаи, обряды, праздники.

Практические занятия: Сбор фольклора: Народные благопожелания, песни, легенды, мифы, предания, праздники. Участие в праздниках «Сагаалган», «Масленица» и т.д.. Встречи с носителями народной культуры. Оформление выставок «Народный костюм», «Мудрое слово старины глубокой», «История народных праздников», альбомов. Участие в конкурсах рисунков, поделок.

К концу 2 года обучения дети должны знать и уметь:

  • Знать и уметь представить свою семью, своих родственников, степень родства, их род занятий, заслуги;
  • Знать национальный состав своего края;
  • Знать знаменитых земляков, их заслуги;
  • Знать историю возникновения села, его топонимику, историю образования школы, учителей-ветеранов, их заслуги, выпускников – гордость школы;
  • Знать достопримечательности села, района, хранителей народной культуры, национальные праздники, их историю;
  • Уметь представить элемент народной культуры (русской, бурятской).

3 год обучения.

Введение. Азбука краеведения.

Раздел 1. Родословие.

Задачи:

  • Изучение родословных, семейных традиций и обрядов;
  • Закрепление умения составлять родословные таблицы;
  • Воспитание любви и уважение к своему роду, чувств достоинства;
  • Развитие интереса к генеалогии, к архивам семьи, к окружающему миру.

Темы: Моя родословная (изменения, дополнения), «История моей семьи – страница в истории Отечества», «генеалогия для начинающих», «Генеалогия. Руководство к действию», «Имя и родословная»  - о Вампилове А.В. Герб моего рода – творческая работа.

Практические занятия: Конкурсы «Моя родословная», «Семейный архив» - творческие работы, сочинения «Листая семейный альбом», «Горжусь своей (им)…». Выставка рисунков «Родительский дом – начало начал», фотовыставка «Надежный причал». Праздники ко Дню матери и Дню Семьи».

Раздел 2. Земляки.

Задачи:

  • Изучение жизни и деятельности земляков, расширение знаний о своем крае, о географии проживания земляков, о жизни в других краях;
  • Воспитание гражданской позиции, чувства сопричастности к делам земляков, ответственности;
  • Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Тема: Хозяйственный календарь аларских бурят. Народные традиции, обычаи, обряды земляков. Интересные и знаменитые люди – выходцы из Куйты, района. «Хочу рассказать о…» сотрудничество с газетой «Аларь». «Спорт, спорт, спорт» - развитие спорта в округе, районе, селе. Народные игры, спортивные достижения земляков.

Практические занятия: выставка рисунков «Школьные годы чудесные». Выставка сочинений «Учительница первая моя», «Мой любимый учитель», фотовыставки «Чем живешь мое село», «Мои односельчане», «Дети нашего села», «Не повторяется такое никогда». Исследовательские работы, участие в НПК, конкурсах, олимпиадах и т.д., фотографирование спортивных соревнований с участием земляков. Разучивание народных игр.

Раздел 3. История села.

Задачи:

  • Изучение истории села с древних времен до сегодняшних дней, составление летописи наших дней;
  • Воспитание любви, гордости за малую родину, чувства гражданине, патриотизма, нравственности;
  • Развитие познавательного, исследовательского интереса к окружающему миру, речи, мышления.

Темы: «Точка на карте – моя малая родина» (карты района, округа, области). Клуб им. В.Моисеенко (история и сегодняшние дни). Село в 1950-1980-е годы. Село в 1990- е годы. История и работа школьного музея. «Островки памяти» - История исчезнувших населенных пунктов.

Практические занятия: Фотокинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собрание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фонда школьного музея. Сбор исторических документов, фотографий, писем, почетных грамот. Исследовательские работы «Вспоминая героическое прошлое», «Лицо войны», «История моей семьи в истории ВОВ», «Загадки знакомых названий».

Поиск:

Задачи: Установление имен и судеб участники войны и погибших воинов-односельчан, связь с родственниками, исследовательская работа в архиве. Сбор материала о ветеранах войны, тыла, труда. Участие в краеведческих конференциях в школе, районе. Уроки мужества. Вахта памяти.

Раздел 4. Культурное наследие.

Задачи:

  • Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края;
  • Фиксация событий культурной жизни села, района;
  • Воспитание национального самосознания, достоинства, толерантности, интереса к культурному достоянию народов проживающих в родном крае;
  • Развитие творческих способностей, чувства прекрасного, желания самому сотворить красоту.

Тема: «Народный орнамент», Символ женщины – хозяйки мира в народном изобразительно-прикладном искусстве. «Сказки народов Сибири» - чтение, иллюстрирование, инсценирование. «Девять наук настоящего мужчины» - система воспитания мальчиков, «Семь талантов женщины» - система воспитания девочек. Традиция почитания родной земли. Традиции признания ценности человека, его жизни и здоровья.

Практические занятия: Выставки рисунков орнаментов. Инсценирование сказок. Участие в конкурсах рисунков, поделок на уровне школы, района и т.д. Фотографирование народных праздников. Встречи с артистами  ансамбля «Степные напевы» (если будут гастроли), экскурсия в музей.

К концу 3 года обучения дети должны знать и уметь:

  • Знать свою родословную, уметь представить ее знать знаменитых и выдающихся земляков, их вклад в науку, культуру, их место в истории села.
  • Знать культуру, традиции родного народа, уметь представить их, иметь представление о культуре и традициях других народов проживающих в регионе, уметь фиксировать события культуры;
  • Знать природу своего края, уметь представить ее, уметь рассказать о мерах по охране природы, знать людей, занимающихся природоохранной деятельностью;
  • Знать основные исторические даты из истории школы, села, района.
  • Знать об исследовательских методиках, уметь использовать их  в работе;
  • Уметь достойно представить и защитить свою исследовательскую или творческую работу.

Методическое обеспечение программы

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей, викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества, театрализованные обрядовые действия, туристические походы, работа с источниками интернет-сайтов, составление текстов экскурсий на основе научного краеведческого материала. В качестве дидактического материала используются:

  • раздаточный материал;
  • наглядные пособия;
  • краеведческая литература для чтения;
  • сведения из интернета
  • книги, брошюры, газетные материалы;
  • картографические пособия по родному краю;
  • фотографии;
  • видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках;
  • компьютерные презентации по темам;
  • аудиозаписи с народными и патриотическими песням

Материально-техническое обеспечение программы.

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование  мультимедийного оборудования при проведения занятий. Транспорт для экскурсий (автобус). Аудиотехника и телевизионное оборудование.  

Наглядный материал

  1. Видеокассеты, аудиокассеты, фотографии, рисунки.
  2. Издания по русской и бурятской кухне, костюму (открытки, книги, репродукции).
  3. Краеведческий материал их фонда школьного музея (папки, альбомы, стенды, предметы старины и т.д.)
  4. Репродукции бурятских и русских художников (подбирается в соответствии с темой занятия)

Оценочные материалы

Приложение 1

Анкета для индивидуального знакомства с учеником.

Цель: данный опросник предназначен для диагностирования и последующей работы с учащимися. Правдивые, искренние ответы воспитанников помогут  составить определенное представление о самосознании каждого, дать общую характеристику личности и частные оценки его структурам.

Ход проведения:

1. Учащимся предлагается заполнить анкету.

2. Индивидуальная работа учащихся по заполнению анкеты.

3. Подведение итогов.

Анкета

1. Ф.И.О.

2. Какие дополнительные занятия ты посещаешь (муз. школа, кружки, секции и т.п.)?

3. Твои увлечения в свободное время?

4. Какие книги любишь?

5. Какую книгу ты прочел последней?

6.Закончи предложения:

-  Школа для меня - это...

-  Класс, в котором я учусь, - это...

-  Учителя для меня - это люди, которые...

-  Мои одноклассники - это...

-  Уроки для меня - это...

-  Предметы, которые мне нравятся, это...

-  Предметы, которые мне не нравятся, это... 

-  Я радуюсь, когда...

-  Я огорчаюсь, когда...

-  Я плачу, когда...

-  Я злюсь, когда...

-  Мне нравится, когда...

-  Мне не нравится, когда...

-  Я верю, когда...

-  Если у меня хорошие новости, то я...

-  Если у меня, плохие новости, то я....

7. Чтобы бы ты хотел предложить для нашего кружка, какие дела и интересные мероприятия?

8. Чем ты можешь помочь для плодотворной работы нашего объединения?

9. Какую помощь ты можешь оказать преподавателю и классу?

  • Староста
  • Помощь в кабинете
  • Стать фоторепортером
  • Вести летопись различных дел объединения
  • Не рисовать на партах
  • Делать газету, различные проектные задания
  • Рисовать поздравления
  • Писать стихи
  • Готовить конкурсы и викторины
  • Другие предложения…
  1. Мои таланты: Я умею…

Приложение 2

Входной контроль

Цель: предоставленные вопросы по истории родного края помогут определить степень подготовленности учеников к освоению данной программы.

Ход проведения:

1. В ходе занятия учащимся предлагается заполнить анкету.

2. Индивидуальная работа учащихся по заполнению анкеты.

3. Подведение итогов.

ФИО_________________________________________________________ Класс _________________

Назовите  животных обитающих на территории Аларского района

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите  лекарственные растения Аларского района

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите, известных вам, выдающихся земляков Аларского района, села

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите, известных вам, людей занимающихся изучением Аларского района, села

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите, известные вам, (храмы, соборы, церкви)  Аларского района

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите, известные вам, музеи Аларского района

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите, известные, вам достопримечательности Иркутска и иркутской области

____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Промежуточный контроль

Примерные темы исследовательских работ рефератов и сообщений по итогам изучения разделов.

  1. История моей семьи (моя родословная).
  2. Семейные династии.
  3. История нашей школы.
  4. История моей улицы.
  5. Старинные обряды и праздники моего села.
  6. Репрессии 1937 года.
  7. Они служили в Чечне.
  8. Дети войны.
  9. Он защищал Сталинград.
  10. На Курской огненной дуге.
  11. Достижения молодых.
  12. Памятник воинам – односельчанам.
  13. Моя семья в Великой Отечественной войне.
  14. Профессии родителей.
  15. Водоемы и их роль в жизни села.
  16. Знаменитые люди села и их судьба
  17. Война глазами старшеклассников.
  18. Листая старые альбомы. (История одной фотографии)
  19. Выставка семейных реликвий.

Список литературы для педагога

  1. А.И. Персин. Лаборатория краеведа. Краеведческая работа в школьных музеях.
  2. Зимин Ж.А. Аларь: история и современность. КН.1. Аларь-родная колыбель.-Улан-Удэ: Издательско- полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004.-203 с.
  3. Зимин Ж.А. Аларь: история и современность. Кн. 2. Аларь-бурный 20-ый век. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004. – 187 с.
  4. Патриотическое воспитание. Материалы регионального конкурса программ и методических разработок по патриотическому воспитанию граждан (2015). – Иркутск, 2015. – 256с.
  5. Программа туристско-краеведческого движения «Отечество» - рекомендации ОЦДДО
  6. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Основная школа/ (С.В. Третьякова, А.В.Иванов, с.Н.Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова). – М.: Просвещение, 2013.- 96 с.
  7. Сборник методических материалов (программ) по патриотическому воспитанию лауреатов областного конкурса «России верные сыны». – выпуск II, Иркутск 2011.
  8. Теория и практика организации краеведческой работы в образовательных организациях Иркутской области: материалы региональной научно-методической конференции 6-7 февраля 2014г. – Иркутск, 2014. -115с.
  9. Теория и практика организации краеведческой работы в образовательных организациях Иркутской области: материалы региональной научно-методической конференции 12-14 февраля 2015г.- Иркутск, 2015 – 84 с.
  10. Умнова М.С. Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 4. Дополнительные образовательные программы для внеурочной деятельности. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2013. – 336 с.

Для детей

  1. Аларь: история и современность кН 1,2 – Улан-Удэ, ВСГАКИ, 2014г.
  2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят
  3. Буряты. – w.: Наука, 2004
  4. Ж.Зимин. Аларские хонгодоры. Иркутск, 1996г.
  5. Журнал «Сибирячок»
  6. История Иркутской области. Иркутск, 1983г.
  7. История Усть-Ордынского округа. Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2003г.
  8. Наумов И.В. История Сибири.- Иркутск, 2003.
  9. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся М., 2007.
  10. Тармаханова Е.Е., Дамешек Л.М., Т.Е. Санжиева.
  11. Чудеса света: полная энциклопедия / Н.Н. Петрова. – Москва: ЭКСМО         2013. – 256 с.

Для родителей.

  1. Брянский В.П. Здравствуй, Байкал! Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.- 288 с.
  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512 с.: ил.
  3. Галшиев. Эрдэни-Хайбзун. Бэлигэй толи = Зерцало мудрости / Эрдэни-Хайбзун Галшиев; (перевод на рус. Дугар-Нимаев Цэрэн-Анчик Нимаевич).- Улан-Удэ: Нова-Принт, 2012.- 228 с.:
  4. Гурулев С.А. Топонимика Усть-Ордынского округа. – Иркутск: Изд-во  Ииститута географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2011, 251с.
  5. История земли Иркутской, учебное пособие для старших классов. –Иркутск, 2002.
  6. История Усть-Ордынского  Бурятского  автономного округа.-М.: «Прогресс», 1995. – 544 с.
  7. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. – М.: 2007
  8. Чудеса России / авт-сост. В.Н.Сингаевский. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2009. – 223 с.
  9. Чудеса света: полная энциклопедия / Н.Н. Петрова. – Москва: ЭКСМО, 2013. – 256 с.
  10. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18 – 19 вв.-ОЛМА-ПРЕСС Образование, - 2003. – 736 с. ил.