Готовимся к ЕГЭ вместе.

Фурсова Эльвира Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска

Слайд 2

Литература С.В. Драбкина , Д.И. Субботин Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации.- Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2019. -336с. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько . – Москва: Издательство «Национальное образование», 2020. – 368 с.- ( ЕГЭ. ФИПИ- школе).

Слайд 3

Задание 26 Средства художественной выразительности

Слайд 4

Восстановите пропущенные в тексте рецензии термины Лексические средства выразительности- тропы Эпитет Олицетворение Сравнение Метафора Метонимия Синекдоха Гипербола – Литота Ирония Перифраза Синтаксические средства выразительности – фигуры речи Антитеза Градация Парцелляция Анафора-Эпифора Синтаксический параллелизм Однородные члены предложения Риторический вопрос, обращение Лексический повтор Инверсия

Слайд 5

Что мы ищем? ТРОП, ПРИЁМ, СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство, ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство или ФОРМУ РЕЧИ?

Слайд 6

Эпитет « священный долг» « в самые горячие минуты боя» « выразительные, привлекательные физиономии» «з астенчивым счастьем» «ядовитое воспоминание» «вкусная строчка» Образное, эмоционально – оценочное определение Какой? Какая? Какие? Обычно выраженное именем прилагательным или причастием. Чтобы описать красоту окружающей природы, автор использует троп ______________ (голубоглазые незабудки, огненные цветы шиповника).

Слайд 7

Сравнение «Лёд ……словно тающий сахар», «словно омытое росой» …СЛОВНО звёзды, упавшие за ночь» Сопоставление в тексте двух предметов или явлений Как, точно, словно, будто, как будто

Слайд 8

Сравнения могут быть выражены и другими способами, например : тропинка извивалась ЗМЕЙКОЙ, пыль стоит СТОЛБОМ, "Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ" ( А.Ахматова ); заснеженные деревья ПОХОЖИ на цветущие вишни; глазки щенка ПОХОЖИ на чёрные блестящие бусинки с помощью творительного падежа существительного ; с помощью сравнительной степени прилагательного или наречия ; с помощью слов "подобный", "похожий"

Слайд 9

Метафора «Костёр рябины красной». «Южный порт был …дверью мира». «Пульс мира». Щенок смотрел на меня своими чёрными бусинками. «Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни».( А.Вознесенский ) Перенос свойств с одного предмета на другой на основе сходства Её называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО

Слайд 10

Олицетворение "Уж небо осенью дышало...", "горы разговаривают между собой", "лес уснул" и т.д Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям

Слайд 11

Метонимия Я прочитал всего Тургенева.( Имя автора заменяет название его произведения) Выпил всю бутылку.( название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде) Все флаги в гости будут к нам ( А.С.Пушкин ), то есть город-порт будет принимать корабли с флагами всех стран) Давай ещё по стаканчику. Замена одного понятия другим

Слайд 12

Синекдоха Пуще всего береги копейку. ( т.е. деньги) ( Н.В.Гоголь ) Мы все глядим в Наполеоны. ( А.С.Пушкин ) Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот

Слайд 13

Гипербола Глаза громадные, как прожекторы. ( В.В.Маяковский ) Сто лет тебя не видела. Литота Талии никак не толще бутылочной шейки. ( Н.В.Гоголь ) В больших рукавицах… а сам с ноготок! ( Н.А.Некрасов )

Слайд 14

Перифраза – замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков. Царь зверей. Братья наши меньшие. Люди в белых халатах. Город на Неве.

Слайд 15

Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Этот троп очень популярен, например, в баснях: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

Слайд 16

Что мы ищем? ТРОП, ПРИЁМ, СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство, ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство или ФОРМУ РЕЧИ?

Слайд 17

«Размышления автора текста В.А. Пьецуха о писателях и читателях подчинены строгой логике. Отследить её нам помогают синтаксическое средство – (А)_______ (в предложениях 3, 5) и приём – (Б)________ (в предложениях 15–17). Нередко автор прибегает к такому лексическому средству, как (В)________ («аж» в предложении 2, «дурацких» в предложении 3, «зряшное» в предложении 5, «писанину» в предложении 11). Ярче выразить свою мысль автору помогают тропы , среди которых (Г)_________ («мучились под пытками синтаксисом» в предложении 4)». Список терминов: 1) ирония 2) антонимы 3) цитирование 4) парцелляция 5) синонимы 6) вводные и вставные конструкции 7) эпитет 8) восклицательные предложения 9) разговорные и просторечные слова

Слайд 18

Успехов на экзамене!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска»

Слайд 2

Задание 26 Средства художественной выразительности

Слайд 3

«Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы : (А)_______ («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) и (Б)________ (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы : (В)________ («пулемёт запнулся» в предложении 40) и (Г)_________ («как дубину» в предложении 49)». Список терминов: 1) сравнение 2) противопоставление 3) анафора 4) парцелляция 5) ирония 6) вводные конструкции 7) литота 8) метафора 9) лексический повтор

Слайд 4

Обратите внимание на подсказки: создавая образы героев, автор использует ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство; чувства героя передаёт ТРОП ; раскрыть характеры героев автору помогают ПРИЁМЫ ; составить представление об образе жизни героя помогает СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство; на протяжении всего текста автор использует такую ФОРМУ РЕЧИ , как ...

Слайд 5

Формы речи монолог диалог

Слайд 6

Тропы - это средства выразительности, основанные на использовании переносного значения слова. эпитет сравнение метафора олицетворение гипербола литота ирония

Слайд 7

Лексические средства выразительности фразеологизмы синонимы (вариант - контекстные синонимы) антонимы (или контекстные антонимы) неологизмы (возможно, индивидуально-авторские неологизмы) архаизмы и историзмы диалектизмы профессионализмы заимствованные слова просторечная лексика эмоционально-оценочные слова

Слайд 8

Фразеологизмы Один на один. Ловлю тебя на слове. Стёр бы с лица земли. Душа не лежит. Собраться с духом. Выбросить из головы. Кусать локти. Устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле.

Слайд 9

Диалектизмы Рушник ( полотенце) Ушкан ( заяц) Бирюк ( волк) Бурак (свёкла) Мшара (болото) Музга (яма) Кочет (петух) Хата (дом) Слова, употребляемые только жителями той или иной местности

Слайд 10

Синтаксические средства выразительности вопросительные и восклицательные предложения риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение вводные слова ряды однородных членов сравнительный оборот

Слайд 11

ПРИЁМЫ противопоставление лексический повтор цитирование вопросно-ответная форма изложения парцелляция анафора и эпифора синтаксический параллелизм градация инверсия оксюморон

Слайд 12

Парцелляция (7)И тогда я не верил в мужские слезы, гордился собою, потому что ни одна слезинка не падала из моих возмужалых глаз. (8)Но что-то изменилось. (9) Потом. (10)На войне. (Из текста В.Дудинцева "Встреча с берёзой.«) (12)А через день, когда я расставался со своим другом ... - зажмурился тогда я, вздохнул и заплакал. (13)Не стесняясь. Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей – две и более.

Слайд 13

Анафора Эпифора Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди . Когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди , когда снега метут, Жди , когда жара. Жди , когда других не ждут, Позабыв вчера. ( К. Симонов) Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? ( Н.Гоголь )

Слайд 14

Синтаксический параллелизм Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. ( М.Ю. Лермонтов) В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут. ( А.С. Пушкин) Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слёзы лил, но ты не снизошла… ( А. Блок) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.

Слайд 15

Градация Большинство носило усики, усы и даже усищи . ( А. Куприн) Проходили дни, месяцы, годы, но всё оставалось по-прежнему. Мне говорили , меня убеждали , умоляли не звонить домой. « Не жалею, не зову, не плачу ». (С. Есенин) Ради ребёнка , ради семьи , ради народа , ради человечества – берегите мир. Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения.

Слайд 16

Инверсия Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А. С. Пушкин) И к мудрому старцу подъехал Олег . (А.С. Пушкин) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом . ( М.Ю.Лермонтов ) Закружилась листва золотая… ( С.Есенин ) Купил вчера книгу мой брат. Брат мой купил вчера книгу. Стилистический приём, при котором используется нестандартный порядок слов, придающий предложению красивое звучание и особый смысл. С его помощью писатель может сделать акцент на каком-либо действии или слове.

Слайд 17

Оксюморон «Мёртвые души», «Живой труп», «Горячий снег», грустная радость, сладкая горечь воспоминаний. Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.

Слайд 18

«Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы : (А)_______ («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) и (Б)________ (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы : (В)________ («пулемёт запнулся» в предложении 40) и (Г)_________ («как дубину» в предложении 49)». Список терминов: 1) сравнение 2) противопоставление 3) анафора 4) парцелляция 5) ирония 6) вводные конструкции 7) литота 8) метафора 9) лексический повтор

Слайд 19

«Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы : (А)_______ («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) (24)И я вдруг ощутил , что взгляды всех устремлены на меня, ощутил , что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат. (29)Командиру надобно знать , что в бою каждое его слово, движение, выражение лица улавливается всеми, действует на всех; надобно знать , что управление боем есть не только управление огнём или передвижениями солдат, но и управление психикой.

Слайд 20

(22) Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23) Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?

Слайд 21

Успехов на экзамене!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска»

Слайд 2

Задание 25 Средства связи предложений в тексте.

Слайд 3

I. Лексические средства связи Лексические повторы Синонимы Контекстные синонимы Описательные обороты Антонимы Однокоренные слова Формы одного и того же слова

Слайд 4

Лексический повтор Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. ( Д.С.Лихачёв )

Слайд 5

Однокоренные слова Зимний день короток. Неслучайно зимой многие люди так ждут солнечной погоды, чтобы хоть какое-то время порадоваться яркому свету.

Слайд 6

Формы одного и того же слова Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В. Астафьев)

Слайд 7

II. Морфологические средства связи Сочинительные союзы Подчинительные союзы Личные местоимения Притяжательные местоимения Указательные местоимения Наречия Имена прилагательные или наречия в форме сравнительной степени. Частицы

Слайд 8

Синонимы Антонимы В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

Слайд 9

Описательные обороты Над головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.

Слайд 10

Личные местоимения Он, она, оно, они и их падежные формы

Слайд 11

Указательные местоимения Этот, эта, это, эти; тот, та, то, те ; такой, такая, такое, такие.

Слайд 12

Притяжательные местоимения Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЕЙ,ЧЬЯ,ЧЬЁ,ЧЬИ? Запомните: ТОЛЬКО ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ЕГО,ЕЁ,ИХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Слайд 13

Наречия Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.

Слайд 14

Союзы Сочинительные союзы Соединительные: и, да(и), ни-ни, тоже, также Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то Противительные: а, но, да( но),однако, зато, же Подчинительные союзы Когда, пока; Если, коли, ежели, раз Ибо, так как, потому что, постольку; Хотя, несмотря на то что; Так что; Чтобы, дабы; Как, будто, как будто, словно, точно; Что, чтобы, как

Слайд 15

Частицы Разряды частиц по значению: 1) Указательные – вот, вон 2) Уточняющие – именно, как раз, точно, ровно 3)Выделительно-ограничительные – лишь, только, исключительно, почти 4)Усилительные – даже, же, ведь, всё-таки, ни, всё, всё же 5) Утвердительные – да, так, ага 6) Вопросительные –ли, разве, неужели, да, да ну 7)Отрицательные – не, нет, ни 8)Частицы, выражающие сомнения – вряд ли, едва ли 9)Восклицательные – что за, как 10)Формообразующие – пусть, давай, да, бы Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна

Слайд 16

III. Синтаксические средства связи предложений в тексте Синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений) Парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её ( после точки ) в виде самостоятельного неполного предложения) Неполные предложения Вводные слова

Слайд 17

Вводные слова Все билеты были раскуплены. Может быть , это и к лучшему.

Слайд 18

Среди предложений 15–21 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов . (18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность , точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца.

Слайд 19

Среди предложений 24–28 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения . Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(- ий ). (26)Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов: – Не дури, не смей, комбат! (27) Его приятно -грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

Слайд 20

Среди предложений 40-47 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и притяжательного местоимения . Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(- ий ). (40) Женя сидела бледная, с неподвижным, словно застывшим, лицом, а Савелий Петрович схватил портфель и стремительно вышел из кабинета.(41) Женя не успела шагнуть на крыльцо, как его машина фыркнула газом и рывком сорвалась с места.

Слайд 21

Среди предложений 20-25 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения . Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(- ий ). (20) Балашов уехал.(21)Настя ждала его .(22)Прошло светлое лето, прошла сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался. (23) Нетерпеливое радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом.(24) По деревне шептались, что жених её обманул.

Слайд 22

Среди предложений 4-10 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и форм слова . Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(- ий ). (5)Будь у меня крылья - я улетел бы с птицами, будь средства – поехал бы открывать тогда еще не открытые полюсы, будь специальные знания – примкнул бы к научной экспедиции. (6) Но не говорю уже о крыльях - не было у меня ни денег, ни полезной специальности.

Слайд 23

Среди предложений 7-13 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и однокоренных слов . Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(- ий ). (10) Кроме того, война преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием. (11) Но память человека ограничена в своих возможностях.

Слайд 24

Алгоритм выполнения: 1. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, - с тем, которое находится до этого предложения. 2.Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

Слайд 25

Успехов на экзаменах !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ « Школа № 26 города Благовещенска»

Слайд 2

Задание 20 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Слайд 3

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ) Дети возились рядом с ёлкой (1) и (2) когда они побежали в отцовский кабинет (3) и зажгли там свет (4) все взрослые собрались в комнате бабушки (5) чтобы о чём-то поговорить. Ответы : 1,2,4,5

Слайд 4

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ) На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями. Ответы: 1,4

Слайд 5

Типы сложных предложений Союзные Бессоюзные 1. ССП Не место красит человека, а человек место. 2.СПП Нет величия там , где нет простоты, доброты и правды. Не стыдно не знать-стыдно не учиться. Не плюй в колодец : пригодится воды напиться.

Слайд 6

1.Сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью Собирайте книги, и если от книг становится тесно и некуда поставить кровать, то лучше заменить кровать раскладушкой.

Слайд 7

2.Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью Замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов замечательных книг : они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени (Олеша).

Слайд 8

3.Сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать своё свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне : этого одного довольно на целую жизнь (Ф.М. Достоевский).

Слайд 9

4.Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью Книга- это могучее оружие, без неё я был бы немым или косноязычным; и я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю (Сухомлинский).

Слайд 10

Запятая в сложных предложениях не ставится: Трудно сказать почему . Если позвонят, узнай кто и зачем . Мы вошли в лес, и хотя нас одолевали комары , но мы быстро достигли цели. Он сказал, что если будет свободен вечером, то придёт ко мне. А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на долину.

Слайд 11

Как выполняем Волосы у девушки были словно золотые, и , когда она выходила из дома, всё вокруг озарялось солнечным светом. Нам было жаль расставаться с Байкалом, И КОГДА наступил день отъезда, ТО мы пришли попрощаться с озером. Включили радио, И, ХОТЯ музыка звучала довольно громко, я не смог разобрать слов. В зале было невыносимо шумно, ТАК ЧТО ЕСЛИ бы Иван не помнил текста, ТО он не понял бы ни слова из драмы.

Слайд 12

Люди не могут утешиться(1) когда их обманут враги (2) или изменят друзья (3) но (4) когда они обманывают сами себя(5) то они бывают порой довольны. Ответы : 1,3,5

Слайд 13

Однородное подчинение придаточных Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы. Ответ: 1,2,4

Слайд 14

Стык союзов и если …….,то В горах прошли дожди (1) и (2) если мост через реку сорван (3) то геологам придётся дожидаться полного спада воды (4) чтобы добраться до базы. Ответ: 1,3,4

Слайд 15

ТОНОТАК Это изображение , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA

Слайд 16

Успехов на экзаменах!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска»

Слайд 2

Задание 18. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями

Слайд 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую белую чайку. О ней я вспомнил, слушая Якова: он пел, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.

Слайд 4

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.

Слайд 5

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: Группы вводных слов по значению; слова, которые никогда не являются вводными; обращения и знаки препинания при них.

Слайд 6

Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции

Слайд 7

Значения вводных слов Уверенность Конечно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно, естественно, действительно, как правило, без сомнения Неуверенность Наверное, вероятно, кажется, очевидно, видимо, по – видимому, возможно, пожалуй, по всей вероятности, может быть, должно быть

Слайд 8

Значения вводных слов Чувства К счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, чего доброго, на беду, к нашему удовольствию, в самом деле Источник сообщения По-моему, по моему мнению, по-твоему, говорят, по сообщению кого- либо, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по слухам, помнится, дескать, мол, как известно, по выражению кого-либо, по сообщениям печати

Слайд 9

Значения вводных слов Порядок мыслей, их связь, итог Во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, так, итак, следовательно, таким образом, кстати, наоборот, в частности, напротив, например, к примеру, впрочем, стало быть, между прочим, подчёркиваю, повторяю, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того Способ оформления мыслей Иными словами, короче говоря, так сказать, словом, одним словом, по совести говоря, прямо скажем, иначе говоря, лучше сказать

Слайд 10

Значения вводных слов Привлечение внимания Пожалуйста, послушайте, будьте добры, поверьте, видите ли, знаете, понимаете , допустим, скажем Степень обычности Бывало, по обыкновению, как правило

Слайд 11

Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения Вводное слово Бабушка, казалось, дремала… Бабушка дремала. Бабушка, видимо, дремала. Сказуемое Мне всё это лишь казалось . Мне это всего лишь казалось .

Слайд 12

Однако Является вводным, если стоит в середине предложения. Он был, однако, угрюм и молчалив. Не является вводным, если стоит в начале или в середине предложения и его можно заменить союзом но. Однако ( = но) он ничего не знает. Ветер утих, однако (=но)шторм продолжался.

Слайд 13

Наконец Вводное слово Летом можно поехать на море или к друзьям и, наконец (= и ещё) ,можно отдохнуть на даче. Во-первых, ты опоздал, во-вторых, не принес работу и, наконец , пролил сок на рисунок. Не является вводным Измученные, грязные, мокрые, мы наконец (= после всего, в результате всего) достигли берега.

Слайд 14

Значит Вводное слово Если наступит весна, значит ( = следовательно) , будет тепло. Родятся люди, женятся, умирают; Значит(= следовательно), так нужно, значит (= стало быть), хорошо. Не является вводным Бороться – значит ( = означает) победить.

Слайд 15

Действительно Вводное слово Действительно ( = в самом деле), его работа интересна . Не является вводным словом Его работа действительно интересна.

Слайд 16

Слова, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми Конечно, во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, следовательно, несомненно, по-видимому, пожалуйста, дескать.

Слайд 17

Слова, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными (частицы и наречия, которые не выделяются на письме запятыми) Авось, большей частью, будто , буквально , вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно , иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка , на редкость, небось, непременно, определённо, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему , поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее , только, якобы .

Слайд 18

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 1. Вводное слов отделяется от предшествующего союза запятой, если это вводное слово можно выбросить из предложения или переставить в другое место без нарушения его структуры. Например: Мы должны продолжать путь без проводников, но, к великой нашей досаде , совсем потеряли дорогу.

Слайд 19

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 2.Вводное слово не отделяется от предшествующего союза запятой, если изъятие вводного слова из предложения или его перестановка невозможны . Например: Он вернется сегодня, а может быть завтра.

Слайд 20

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 3.Не отделяются запятой вводные слова от союзов, употреблённых в абсолютном начале предложения . Например: И действительно , всё у него получилось удивительно вовремя и складно.

Слайд 21

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 4.Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-нибудь одно слово, восстанавливаемое из контекста),то вместо одной запятой обычно ставится тире . Например: Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать лошадям отдохнуть, с другой – чтобы самому отдохнуть и подкрепиться.

Слайд 22

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах: 5.Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится тире (без запятой), а после него – запятая. Например: В воздухе, в сухой траве, среди птиц – словом, всюду чувствовалось приближения весны.

Слайд 23

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Третьяковская галерея(1) как известно(2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине(4) замечательному собранию картин.

Слайд 24

Успехов на экзамене !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска»

Слайд 2

Обращения и знаки препинания при них. Задание 18

Слайд 3

Обращение- это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет) Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии: Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А.С. Пушкин)

Слайд 4

Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых; географические наименования.

Слайд 5

Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного(прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? ( Н. Островский);Отпусти меня, родная, на простор широкий (Н.А. Некрасов).

Слайд 6

Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду ( И.А. Крылов).

Слайд 7

Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда! Ах , няня, няня , я тоскую (А. С. Пушкин)

Слайд 8

1) Бабушка говорит со мной шёпотом (М. Горький) – подлежащее. 2)Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) – обращение.

Слайд 9

Мой друг , отчизне посвятим души прекрасные порывы! Держи, товарищ , порох сухим. Как недогадлива ты, няня !

Слайд 10

Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?

Слайд 11

Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза; выделяется запятыми. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишется со строчной буквы: Старик! о прежнем позабудь… (М. Ю. Лермонтов)

Слайд 12

Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес ( А. П. Чехов). Отколе, умная , бредёшь ты , голова? ( И.А. Крылов).

Слайд 13

Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: Господи помилуй, Боже упаси, Господи прости, слава тебе Господи и т.д.

Слайд 14

Степанушка , родной, не выдай, милый! ( И.А. Крылов). Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! ( И.А.Крылов ). Подруга дней моих суровых,голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня (А. С. Пушкин)

Слайд 15

Спасибо , сторона родная, за твой врачующий простор! (Н. А. Некрасов) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А.С. Пушкин).

Слайд 16

Алгоритм выполнения задания 1) Убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называет того ,к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам. 2)Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного. 3)Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.

Слайд 17

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Милые берёзовые(1) чащи! Ты(2) земля! И вы(3) равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть своей тоски. (С.А. Есенин)

Слайд 18

Литература Драбкина С.В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: учебное пособие/ С.В. Драбкина , Д.И. Субботин.- Москва: Издательство «Интеллект-Центр». 2020. – 336 с.

Слайд 19

Успехов на экзаменах !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цитаты и их оформление на письме. Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска»

Слайд 2

Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль. Мишель де Монтень Это изображение , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-NC

Слайд 3

В каких случаях прибегают к цитированию? • для подтверждения своей собственной мысли; • для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-то авторитетным мнением; • для сохранения особенностей языка и колорита художественного произведения при его изложении.

Слайд 4

Цитата- дословная выдержка из какого-то либо текста. Цитата заключается в кавычки. Цитата может быть целым предложением или частью предложения. Если цитата представляет собой целое предложение, то она выделяется теми же знаками, что и прямая речь.

Слайд 5

1) Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска слов ( в начале цитаты, в середине, или в конце) ставится многоточие. А) А: « Ци …та». (точка ставится после кавычек) Куприн говорил: «Не в силе, не в ловкости… выражается индивидуальность, но в любви».

Слайд 6

Б) А: «Цитата … » В письме от 6 августа 1924 года Куприн жаловался Репину: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня…»

Слайд 7

В) цитата с пропуском слов в её начале пишется с прописной буквы, если стоит перед словами автора, и со строчной, если стоит после них: «… Ц итата»,- а. «…Отдалённость от родины приплюснула мой дух к земле»,- читаем мы чуть ниже. А: «… ц итата». Чуть ниже мы читаем: «…отдалённость от родины приплюснула мой дух к земле».

Слайд 8

2) Если цитата является частью простого или сложного предложения, она пишется со строчной буквы. В интервью 1913 года Куприн сказал, что « н ужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его».

Слайд 9

Если такая цитата заканчивается многоточием, то после закрывающихся кавычек ставится точка, относящаяся к предложению в целом. По мнению Куприна, человек, понявший красоту природы, будет « гораздо более достоин благородного бессмертия, чем все изобретатели машин…».

Слайд 10

3)При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф кавычки не ставятся: А. И. Куприн, когда создавал свои произведения, не раз мысленно обращался к стихотворению Г.Р. Державина: Река времен в своём стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей…

Слайд 11

4) Эпиграф обычно приводят без кавычек, а ссылку на источник дают без скобок. Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше высказать свою собственную мысль. Мишель де Монтень

Слайд 12

1.Кавычками выделяются чужие слова, непосредственно включённые в авторский текст: Это произошло весной 1901 года, который Блок назвал « исключительно важным » (Орлов).

Слайд 13

2 . Кавычками выделяются слова, употребляемые в необычном, условном, ироничном значении: Среди «вечных» тем искусства в творчестве Куприна первое место принадлежит теме любви (условное значение); Загадка этого щедрого подарка «за услуги» служит примером недвусмысленных толков ( М. Урнов) ( ироническое значение).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по подготовку к ЕГЭ по русскому языку Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска»

Слайд 2

Сочинение по прочитанному тексту Задание 27

Слайд 3

Формулируем проблему Это изображение , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA-NC

Слайд 4

Этапы работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 5

План написания экзаменационного сочинения Это изображение , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-NC-ND

Слайд 6

1) Напишите вступление ( 1-2 предложения) 2)Сформулируйте проблему. 3) Прокомментируйте проблему, напишите о том, как автор раскрывает эту проблему в тексте: А) приведите первый пример из прочитанного текста и поясните его; Б) приведите второй пример из прочитанного текста и поясните его; В) укажите смысловую связь между ними. 4) Определите позицию автора исходного текста по данной проблеме. 5) Заявите ваше согласие или несогласие с позицией автора. 6) Выскажите собственное мнение (тот ТЕЗИС, который вы должны обосновать). 7) Обоснуйте своё мнение, то есть приведите суждение ( аргумент), в доказательство справедливости собственного мнения. 8) Напишите заключение – краткий итоговый вывод.

Слайд 7

Примеры возможного начала сочинения: Это изображение , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA

Слайд 8

1) Прочитав текст NN , невольно задаёшься вопросом: «Что хотел сказать читателям автор? К какой проблеме он стремился привлечь наше внимание?» Ответы на эти вопросы я попытаюсь найти в своём сочинении. В предложенном для анализа тексте ставится проблема ... 2) Упоминание о войне никого не оставляет равнодушным. Страшные испытания, бедствия, гибель, ранения, страдания, разрушение - именно такие ассоциации вызывает это слово. О войне, о её разрушительных последствиях в судьбе человека говорится в приведённом отрывке из произведения замечательного русского писателя Леонида Андреева. В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему ….

Слайд 9

Формулируем проблему: Это изображение , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY

Слайд 10

Проблема – это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует его устранения.

Слайд 11

Сформулировать проблему можно двумя способами: В виде вопроса Как найти пути взаимоотношения между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно эту сложную проблему ставит в данном тексте NN. Проблема(чего?) В предложенном для анализа теста автор ставит проблему (чего?) отцов и детей. В тексте NN ставится проблема (чего?) одиночества.

Слайд 12

Избегаем ошибок при формулировании проблемы. 1) В статье NN ставится проблема роли книги в жизни человека. 2) « Проблема этого текста в том, что …». Это грубая речевая ошибка. 3) В тексте по С.Л.Львову поднимается проблема равнодушия. 4) В тексте В.Никляева затрагивается проблема (чего?) отсутствия (чего?)способности (чего?) радостного восприятия ( чего? ) окружающего мира». 5) « В тексте Львова Сергея Львовича поднимается проблема равнодушия». 6) «В тексте Львов поднимает проблему равнодушия». 7) «… Сергей Львович затрагивает проблему равнодушия».

Слайд 13

Фразы, которые можно использовать при формулировке проблемы: В предложенном для анализа тексте NN ставит проблему (чего?). В своём тексте NN выдвигается на всеобщее обсуждение проблему (чего?). В данном тексте NN ставит проблему (чего?). Как (зачем, почему, какую роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Этой сложной проблеме посвящен текст NN.

Слайд 14

Пример формулировки проблемы исходного текста. Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго мы храним память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Леонид Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.

Слайд 15

Пример формулировки проблемы исходного текста. Жадность. Как этот один из самых отвратительных нравственных пороков влияет на души людей? Именно такую проблему ставит Владимир Солоухин в предложенном для анализа тексте.

Слайд 16

Виды проблем: Нравственные; Философские; Социальные; Экологические; Научные. Это изображение , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-NC-ND

Слайд 17

Наиболее часто встречающиеся проблемы текстов сочинений ЕГЭ Это изображение , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-NC

Слайд 18

1.Взаимоотношения отцов и детей. 2.Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров. 3.Роль классической литературы в духовном развитии современного общества. 4.Сложность и противоречивость человеческих поступков. 5.Человеческое благородство и честь. 6.Отношение человека с другими людьми. 7.Восприятие человеком окружающего мира. 8.Одиночество человека.

Слайд 19

Наиболее часто встречающиеся проблемы текстов сочинений ЕГЭ 9. Человек и искусство. 10. Отношение человека к миру природы. 11.Бережное отношение человека к языку. 12.Сострадание окружающим. 13.Человек и война. 14.Смысл жизни. 15.Познание мира.

Слайд 20

Как оценивается формулировка учащимся одной из проблем исходного текста. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. – 1 балл Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. – 0 баллов. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно ( в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1– К4 оценивается 0 баллов

Слайд 21

Типичные ошибки 1) Термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Тема - это то, о чём пишет автор, что положено в основу описания, изображения, исследования, дискуссии. Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения и серьёзного решения. Это противоречие или конфликт, который нужно разрешить между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения. 2) Выявить только одну проблему и работать с ней.

Слайд 22

Литература: Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. Единый государственный экзамен. Учимся писать сочинение. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр, 2019. – 128 с.

Слайд 23

Успехов на экзамене! Это изображение , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA-NC


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска »

Слайд 2

Учимся писать комментарий Сочинение по прочитанному тексту Задание 27

Слайд 3

Комментируем проблему Комментарий – объяснение, разъяснение, пояснение, толкование текста. Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей и дать понять свою позицию по этому вопросу.

Слайд 4

Текстуальный комментарий – это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы Как автору удаётся привлечь внимание читателей к данной проблеме? На каком жизненном материале автор раскрывает проблему? Какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев?

Слайд 5

На каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему? Какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? Какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему?

Слайд 6

За правильно написанный комментарий вы получаете 5 баллов 1.Первый пример - иллюстрация + 2.Пояснение к нему; 3.Второй пример – иллюстрация + 4. Пояснение к нему; 5. Связь между примерами. Эти примеры могут быть введены в виде цитат или краткого пересказа, но обязательно должны сопровождаться действиями автора .

Слайд 7

«Дежурные» фразы: Размышляя над проблемой, автор вспоминает… ( знакомит нас с…, акцентирует внимание читателя на том, что…, ставит своего героя перед сложным выбором…) Размышляя над этими вопросами, автор подробно описывает … ( с горечью замечает, что…, утверждает, что…, заостряет внимание на том, что…) Пояснение к каждому примеру. Зачем писатель знакомит нас с героем? Зачем он подробно останавливается на его внешнем виде или самочувствии? Зачем на чём-то заостряет внимание?

Слайд 8

Связь между примерами - мне кажется особенно важной является мысль писателя о том, что……. - эти рассуждения приводят автора к выводу о том, что……. - что стало причиной этих событий? ( поступков героя)? Почему он так поступил? Об этом автор пишет далее….. - Углубляя свои размышления по данной проблеме, автор приводит еще один пример. Он рассказывает о том, что …….. Как начать пояснение к 2 иллюстрации? Иными словами поведение героя- рассказчика доказывает, что….; Этот эпизод помогает и герою-рассказчику , и читателю понять одну простую истину: ( собственный вывод по приведенному примеру- иллюстрации)

Слайд 9

Смысловая связь после примеров: - оба эти примера, дополняя друг друга (противопоставленных друг другу, углубляя друг друга) помогают понять, что …… - оба примера иллюстрируют одну мысль…. - сравнивая эти примеры, мы можем убедиться (увидеть)……..

Слайд 10

Шаблон написания комментария: Размышляя над этой проблемой, автор отмечает мысли рассказчика: «цитата». На этом примере мы видим, что …. Также автор, чтобы показать, как …, обращает внимание на …. NN пишет: «Цитата». Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что… .

Слайд 11

Типичные ошибки при написании комментария: 1) подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящее к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пересказом недопустима. 2) формулируется одна проблема, а комментируется другая. 3) ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, далёких от требований ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности, так как это задание уже давно вынесено в последнее задание тестовой части.

Слайд 12

https://www.youtube.com/feed/my_videos elvira-fursova@yandex.ru https://nsportal.ru/user/1253839


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Фурсова Эльвира Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска»

Слайд 2

Определяем позицию автора Сочинение по прочитанному тексту Задание 27

Слайд 3

Проблема автора- это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения. Запомните! Проблема и позиция автора тесно связаны. Проблема- некоторый вопрос, который вызывает размышления автора. Позиция автора – ответ на этот вопрос, поставленный в тексте: то, в чём автор видит решение проблемы; итог его размышлений .

Слайд 4

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы: 1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст? 2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев? Позиция автора - вывод, к которому приходит автор текста, размышляя над поставленной проблемой.

Слайд 5

На что следует обратить внимание, формулируя позиция автора 1.Формулировка позиции автора приводится в отдельном абзаце экзаменационного сочинения. 2.Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. 3.Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в родительном падеже, то имя существительное должно прозвучать при обозначении авторской позиции.

Слайд 6

На что следует обратить внимание, формулируя позиция автора 4. Если трудно сформулировать позицию автора самостоятельно , можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. 5.При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно ,если это возможно. Помните о том, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора. 6. Очень важно обозначить позицию автора именно по той проблеме, которую вы называете как основную ,чтобы избежать логических ошибок: к сожалению, в экзаменационных сочинениях часто бывает так, что проблема указана одна, а позиция автора определена по другой проблеме.

Слайд 7

Позиция автора может выражаться ПРЯМО ( в отдельных предложениях; в прямых авторских обращениях к читателю) или КОСВЕННО ( в поступках или мыслях героев; в отношении автора к изображаемым событиям; с помощью помощью различных художественных средств. Запомните! Как правило, позиция автора выражается ПРЯМО в публицистических текстах, а КОСВЕННО – в художественных .

Слайд 8

Для того чтобы понять позицию автора художественного текста, задайте себе ряд вопросов: - положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках речи, мыслях героя? - как относятся к герою другие персонажи? - какое влияние оказывают поступки героя на поведение, психологическое состояние, судьбу других персонажей? - автор осуждает или одобряет поведение героя? - в чём автор согласен со своим героем, а в чём нет? - что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Слайд 9

Авторская позиция выражена ПРЯМО Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «…». NN убеждён: … . Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)… . NN убеждён:… . Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. NN подводит читателя к выводу о том, что … .

Слайд 10

Авторская позиция выражена КОСВЕННО Автор текста не выражается прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что… . Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после внимательного прочтения текста. Автор убеждён: … . Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что NN… .

Слайд 11

Типичные ошибки, часто допускаемые при выявлении позиции автора 1) Отсутствует формулировка авторской позиции 2) Цитата, не имеющая отношения к авторской позиции 3) Формулируется позиция автора по другой проблеме 4) Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика

Слайд 12

Методические рекомендации Кратко, одной — двумя фразами Цитата из текста Нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем - рассказчиком

Слайд 13

Речевые клише 1. Рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов её решения. 2. Разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чём он говорит 3.Обращение к авторским аргументам, примерам, раскрывающим тезис 4.Обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи

Слайд 14

https://www.youtube.com/feed/my_videos elvira-fursova@yandex.ru https://nsportal.ru/user/1253839