Конспекты к классным часам

Абдулаева Аминат Гаджиевна

Предварительный просмотр:

                                 

                               

                               

                     

Цель: - воспитание чувства интернационализма;

            - воспитание толерантного отношения друг к другу

             и разным народам мира;

            - через культуру и искусство воспитывать

             чувство любви к родному краю, к Отечеству;

            - показать прогрессивную роль русской интеллигенции

             в развитии экономической, политической и культурной

              жизни Дагестана.

Оборудование:  выставка книг: «Русские в Дагестане», «Махачкала на рубеже        двух столетий», «Мемориальный комплекс представителям русского народа», «Махачкала: люди и судьбы в названиях улиц»;

                            компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация;         доклады и рефераты учащихся, полевой материал.

ПЛАН.

  1. Вступление.
  2. Памятник Петру Первому
  3. Мемориальный комплекс представителям русского народа.
  4. Диалог русской учительницы и учащихся.
  5. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Махачкале.
  6. Встреча с настоятелем Собора Николаем
  7.  О Русском Драматическом  театре
  8.  Отрывок из поэмы Расула Гамзатова «Горянка»
  9. Каспийское – Хвалынское (русское название Каспия) море
  10. Чтение учеником отрывка из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан»
  11.  Рубрика «Улицы рассказывают»

             - Айвазовский Иван Константинович

             - 26 Бакинских Комиссаров

             - Пушкин Александр Сергеевич

             - Орлов Андрей Борисович.

             - Подорожный Николай Алексеевич

      12. Исполнение учащимися песни «О мире»

      13. Беседа о толерантности. 

      14. Чтение исследовательских работ учащихся о русских учителях, обучавших их   родителей.

      15. Итог классного часа.

1.Вступление.

Учитель:

(стихотворение Р. Гамзатова «Мой Дагестан»)

 Когда я, объездивши множество стран,

Усталый с дороги домой возвратился,

Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

«Не край ли далекий тебе полюбился?»

На гору взошел я и с той высоты,

 Всей грудью вздохнув Дагестану ответил:

 «Немало краев повидал, но ты

 По- прежнему самый любимый на свете!»

   Славные наши предки оставили в наследство прекрасный край – Дагестан, где есть все, чтобы человек жил красиво. Дагестан – многонациональная страна, где дружной сплоченной семьей живут более 30 разных народностей. Каждый город начинает свою жизнь с первого домика, с первой улочки.  

 Росла, развивалась и столица Дагестана – Махачкала, ширилась, пополнялась новыми событиями и именами ее история. Сегодня  на классном часе мы проведем заочное путешествие по памятным местам и в диалоге встретимся с интересными людьми Дагестана, которые внесли огромный вклад в развитие и процветание Дагестана.

2.Памятник Петру I.

     Первый пункт нашего пребывания – памятник Петру I.

1 ученик:

6 марта 2006 года в Махачкале был открыт памятник Петру I. Воздавая должное историческим заслугам великого преобразования России в основании города Махачкалы и в целях дальнейшего сплочения народов нашей многонациональной страны, открыли в столице Дагестана памятник Петру I.

   2 ученик:

 Имя Петра Великого по праву возвращается в современную летопись города Махачкалы.

     Прошло почти 300 лет со дня Персидского похода Петра I и сегодня мы удивляемся прозорливости русского императора, который выбрал тихую гавань у подножья горы Тарки - Тау, чтобы высадиться для контактов с местными правителями. Этот памятник и проспект Петру Первому станет залогом и символом наших успехов на пути созидания и прогресса, служит укреплению единства народов Дагестана.

3. Мемориальный комплекс представителям русского народа.

Учитель: 

  Проезжая по проспекту Петра Первого с юго-восточной стороны озера Ак-Гель, в живописной местности можно увидеть мемориальный комплекс представителям русской интеллигенции. Это второй пункт нашего пребывания.

 

3 ученик:

      Идея развития познания  заложена в планировке комплекса, ориентированного по частям света, главной осью на север. В основу архитектурно- строительной композиции заложена стилизованная пирамида, высотой 15,5 метров. Она состоит из 4-х  треугольных вершин, выражающих образ Страны гор и стремление человека к вершинам познания мира. От пирамиды кольцами расходятся аллеи  и дорожки.

 4 ученик:

 В центре располагается скульптура русской учительницы высотой 3,8 метра, олицетворяющая собой образ педагога, посвятившего себя обучению и воспитанию подрастающего поколения. В основании пирамиды расположен музей города, от него исходит широкая платформа- эспланада с аллеями, бассейнами, фонтанами.        

 Этот комплекс был открыт в августе 2006 года.

5 ученик:

  Русские учителя, врачи, инженеры, учёные несли знания в самые отдаленные горные аулы, села и города республики. И этот памятник символизирует благодарность дагестанцев русским за их труд, подвиг, самопожертвование. Будущие поколения дагестанцев не забудут это никогда.

Учитель:

Учитель – человек, которому мы вечно благодарны.

Вместе с русским языком русские учителя приобщили дагестанцев к русской культуре. Сегодня у нас в гостях русская  учительница Магомедова Валентина Владимировна.

4. Диалог русской учительницы и учащихся.

  1. Расскажите, пожалуйста, как вы попали в Дагестан?
  2. В каких условиях приходилось жить и работать?
  3. Сколько лет вы проработали в этом селе?
  4. Как к Вам относились жители села?
  5. Валентина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о своей интернациональной семье.
  6. Поддерживаете ли Вы связь с мигрантами, которые живут в Дагестане?

6 ученик:

        Валентина Владимировна, спасибо Вам за эту встречу. Вы,русские в Дагестане, жили и живете дружной семьей в составе дагестанских народов. Дагестан стал для Вас второй родиной. 49 лет из своих 60 прожили здесь в любви, согласии и почитании. Здесь выросли и трудятся Ваши дети и внуки. Ваш скромный труд отмечен республикой. От детей Дагестана мы говорим Вам «Спасибо!».

Учитель:

   Примечательно, что открытие мемориального комплекса русской интеллигенции было приурочено к празднованию  

100- летия Успенского Собора в Махачкале. Он и будет нашим третьим пунктом пребывания

  5. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Махачкале. 

 7 ученик: 

  История церкви Успения Божьей матери восходит ещё XIX веку. Она была построена, предположительно, в 1890 году в поселке Железнодорожников Порт-Петровск Кавказский на территории нынешней Махачкалы-1. Первоначально она была деревянной, как и большинство христианских храмов того времени. Строительство каменного храма началось в 1905 году. Поскольку он возводился для рабочих- железнодорожников и казаков, проживающих в Порт-Петровске Кавказском, по 1000 рублей на его строительство выделил атаман Всероссийского казачьего войска, царь Николай II. Остальные средства пожертвовали сами жители поселка.

  8 ученик:

     В 1988 году здание церкви было взято под охрану государства, как «Памятник местного значения

    Сегодня Собор представляет действительно уникальное явление. Купол, барабан, стены покрыты росписями, изображающими Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, апостолов,  святых, первосвященников, сцены из Библии.

Росписью собора занимался заслуженный художник России, профессор живописи, заведующий кафедрой изобразительного искусства ДГПУ

 А.Б. Мусаев вместе со своими учениками. Это не единственный Собор в Дагестане. В Шамильском районе сохранен храм X-XI веков Датуна, церковь в Дербенте, Кизляре, Хасавюрте.

9 ученик:

    В конце XIX – начале XX столетия христианство имело в Дагестане значительное влияние на ход исторических событий. В своем труде «Закон и обычай на Кавказе» М. Ковалевский в конце XIX века отмечает факты существования христианства у горцев Дагестана. «Мне самому, - писал он, - пришлось во время моей поездки по Дагестану найти целый ряд фактов, доказывающих существование некогда в этой стране христианских храмов». В ауле Гидатль он приобрел церковный сосуд, в Гунибе ему показали церковный подсвечник, в Кази – Кумухе – епископский посох.

Несмотря на реакционные цели правительства, православная церковь способствовала распространению русской культуры в Дагестане. В настоящее время в республике мирно сосуществуют ислам, христианство и иудаизм. Функционируют более 1500 мечетей, синагог, церквей. Сотни молодых дагестанцев учатся в духовных вузах стран исламского мира.

   6. Встреча с настоятелем Собора Николаем

    Наша дружба и единство нас не только приведут к процветанию, но и к Великой многонациональной, многоконфессиональной России. И хочется сказать, что русская православная церковь была, есть и будет в дружбе с другими религиями, и мы бок о бок жили тысячелетиями вместе с исламом, потому что мы исповедуем единого Бога, потому что надо жить в мире и согласии.

Учитель:

       Конечно, сетования на порчу общественных нравов можно найти и в Библии, и в Коране, и у античных авторов, но там же, как и в других памятниках культуры всех народов, мы находим величественные гимны истинной дружбе. Дружба – вершина взаимопонимания между людьми и народами.

     А теперь мы прибыли на очередную станцию – Русский Драматический театр.

7. О Русском Драматическом  театре

   10 ученик:

Следующий пункт пребывания – Русский Драматический театр. Этот Русский театр является творением грузинских архитекторов на дагестанской земле. Архитектурный ансамбль  Русского театра напоминает зрителю о знаменитых древнеегипетских мастаба  и ступенчатых пирамидах храмовых комплексов  южноамериканских индейцев Майа.

11 ученик:

Это неожиданная конструкция  может сформировать в зрительском сознании весьма ясные коннотации с храмовой архитектурой  и искусством средневековья, так как театр, вернее его культурно – просветительская роль в современном обществе, в контексте современных светских и наиболее рафинированных философско – эстетических представлений весьма часто сопоставляется по аналогии с древними и средневековыми культурными  мистериями.

    Одни сравнивают его с гигантским кораблем, другие – с мавзолеем, а некоторые из наиболее резких критиков – с Бастилией. На сцене Русского театра ставятся спектакли по произведениям мировых, российских и дагестанских классиков.

8. Отрывок из поэмы Расула Гамзатова «Горянка»

               ( диалог учительницы Веры Васильевны и

Асият, которой после окончания школы не разрешают ехать в Махачкалу и поступать в институт, а насильно выдают замуж за Османа.)

 Автор:

Мерцали созвездья, украсив

Полночного неба скрижаль.

И Вере Васильевне Ася

Поведала эту печаль.

И, плача, чуть слышно сказала:

Асият:

Как будто у края небес

Я к черной реке с перевала

Спустилась, а мост вдруг исчез.

Нетрудно в беде отступиться,

И вот я на Ваш огонек

Пришла, чтоб своей ученице

Вы дали последний урок.

Вера Васильевна:

Грустны твои думы, как тучи.

Не плачь, Асият, ничего.

И как поступить тебе лучше,

У сердца спроси своего.

Ты думаешь, было когда-то

Легко в молодые года

Мне, тихой москвичке с Арбата,

Отважиться ехать сюда?

Мать плакала: «Доченька, право,

Не сможешь ты жить среди гор.

Там дикие, темные нравы

Бытуют еще до сих пор.

В могилы – о том я читала-

Ложится там больше людей,

Сраженных ударом кинжала,

Чем умерших смертью своей».

И маминым просьбам на милость

Сдалась бы я, может быть, но

В груди моей сердце забилось.

«Езжай!» - приказало оно.

Не платьями – книжками, Ася,

Набила я свой чемодан,

Простилась с Москвой в одночастье,

Уехала в твой Дагестан.

И вот в этом горном ауле,

Где небо пронзает скала,

Где чуть не погибла от пули.

Поверь мне, я счастье нашла.

Дала я уроков немало

За двадцать без малого лет.

Боролась, любила, страдала.

Был труден мой путь – не секрет.

Но знала и радостей много.

И жаль мне одну из подруг,

Что свой аттестат педагога,

Вздохнув, положила в сундук.

С Москвой не желая расстаться,

Пошла машинисткою в трест.

И нынче таких там, признаться,

Хватает столичных невест.

Они расписаться в мгновенье

Готовы хоть с чертом в Москве,

Лишь будь у него положенье

И минимум комнаты две.

Смотреть на таких даже тошно!

Не трусь, и душой не криви:

Война без вражды невозможна,

Позорна любовь без любви.

Тебя я учила напрасно ль.

Став многому наперекор,

Чтоб выросла ты полновластной,

Законной хозяйкою гор.

И если, как тыква с баштана,

Ты дашь себя спрятать в мешок

И станешь женою Османа,

Надвинув на очи платок,

Иль будешь избита постылым

Супругом ты, словно Айна,

За то, что лицо свое мылом

Осмелишься мыть, как она,

Тогда я скажу не без боли:

Скажу – не сочти за навет,-

Что зря обучалась ты в школе

Все десять положенных лет.

Скажу, Асият, что бесчестно

Ты время украла у нас,

Чужое присвоила место,

Являясь, как равная, в класс.

Автор:

Вдоль тесных, извилистых улиц,

Где пряжей повис полумрак,

Идет Асият, не сутулясь,

И легок уверенный шаг.

В глазах ни тоски, ни испуга.

Все это уже позади.

Коса, заплетенная туго,

Привычно лежит на груди.

Могу вам сказать по секрету,

Что страх не прочнее стекла.

И, как вдохновенье к поэту,

Решительность к Асе пришла.

 9. Каспийское – Хвалынское (русское название Каспия) море

12 ученик:

Три сокровища имеет Дагестан. Море – второе сокровище Дагестана. И  море наше стало свидетелем небывалого расцвета родного края. По ее волнам проложили многочисленные пути – дороги морские торговые караваны и корабли дружбы.  

13 ученик:

Каспийское море можно сравнить с рукой, которая объединила в одно целое пять пальцев – пять маленьких государств: Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан и Дагестан, который в составе России. Зона Прикаспия становится важнейшим нефтедобывающим регионом планеты на будущие десятилетия. Здесь сошлись многочисленные народы разнообразные в этническом, национально – государственном конфессиональном отношении  (все основные религии мира: христианство, ислам, буддизм и иудаизм.)

10.Чтение учеником отрывка из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан»

    Кто кого украшает: Каспийское море Дагестан или Дагестан  Каспийское море? Кто кем гордится: горцы морем или море горцами?

    Когда вижу море, вижу весь мир. Когда оно волнуется, кажется, и всюду в мире неспокойная, бурная жизнь. Когда оно молчит, кажется, и везде царит тишина.

     Про яркий свет говорим – как море. Про широкие поля ржи говорим – как море. Про глубину мудрости и души говорим – как море.

     Пусть море говорит, а ты молчи,

     Не изливай ни радости, ни горя.

     Великий Данте замолкал в ночи,

     Когда у ног его плескалось море.

     Людьми заполнен берег или пуст,

     Дай морю петь, волнам его не вторя,

     И Пушкин – величайший златоуст.

     Молчал всегда, покамест пело море.

   11. Рубрика «Улицы рассказывают»

Учитель:

Махачкала начала расти с берега моря – с причалов порта шла и шла все выше и выше к Тарки - Тау. В Махачкале каждая улица – это история.

     14 ученик:

    В названиях многочисленных улиц и проспектов увековечены имена многих замечательных людей – тех, кто в сложных перипетиях борьбы за Дагестан своей самоотдачей, умом, способностями делали Дагестан лучше.

    Названия улиц – это и есть сама замечательная, неповторимая история Дагестана.

Нашли отражение в названиях и давние нерушимые связи Дагестана с Россией, с её культурой, наукой,  героическим прошлым и настоящим. Вот некоторые из них.

Айвазовский Иван Константинович

    15 ученик:

Айвазовский Иван Константинович -  выдающийся живописец, маринист – романтик, мастер русского классического пейзажа. Родился в 1817 году в городе Фиодосии в семье разорившегося армянского торговца. Его картины хранятся в музее Изобразительных Искусств города Махачкалы.

26 Бакинских Комиссаров

    16 ученик:

    26 Бакинских Комиссаров - 26 революционных деятелей Закавказья были расстреляны 20 сентября 1918 году на 207–й версте Закаспийской железной дороги эсерами и английскими интервентами.

Пушкин Александр Сергеевич

    17 ученик:

    Великий русский писатель, основоположник русской литературы.

   В мае 1920 года его сослали на юг России под видом служебного перемещения. Южная ссылка стала в творчестве Пушкина периодом расцвета романтизма.

    «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и другие стихи и поэмы. Чтобы увековечить память поэта, на добровольно собранные деньги в 1900 году в Порт – Петровске,  (ныне Махачкала) открыли библиотеку имени Пушкина с бесплатной читальней. Эта библиотека и по сей день радует своих читателей.

Александр Сергеевич воспевал Кавказ, он писал о Кавказе. А память о нем увековечила даже сама природа. У города Избербаш находится гора Пушкин - Тау, которая изображает точный профиль Пушкина.

   

Орлов Андрей Борисович.

18 ученик:

   Родился в Махачкале в семье железнодорожников. В 1960-х годах семья Орловых приехала в Ростов-на-Дону,  служил в Северо-Кавказском округе внутренних войск.

    В 1999году Дагестан подвёргся нападению незаконных вооружений бандформирований. 11 августа он прилетел в Дагестан для выполнения ответственного задания. При заходе на посадку у села Ботлих с целью выгрузки пассажиров вертолёт был подвергнут нападению боевиков и сбит ракетой. Орлов, будучи контуженым, в горящей на нём форме, руководил эвакуацией людей из вертолёта. От полученных ран в ожоговском центре города Махачкалы через 4 дня Орлов Андрей скончался. Был похоронен в Ростове-на-Дону. Ему присвоено звание Героя России. Именем Андрея Орлова названа улица в Махачкале в поселке Ватан, школа в Ростов-на-Дону, в которой он учился, а в Нижнем Новгороде спущен на воду быстроходный патрульный боевой катер «Андрей Орлов»

Подорожный Николай Алексеевич

19 ученик:

Подорожный Николай Алексеевич родился в 1924году в Казахстане, с 6 лет проживал с семьёй в Махачкале. Окончил махачкалинскую школу №5. Ушел на фронт 1942 году. Воевал под Сталинградом, Орлом, Брянском, Коростенем, Сарной.

     За мужество и героизм при форсировании реки Одер Николаю Алексеевичу 15 мая 1946 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

     С 1972 по 1998 года  был командиром республиканского ТОКСа.

12. Исполнение учащимися песни «Вальс Дружбы»

1 куплет.

Как только на улицах вечер

Зажег золотые огни.

И в парках прибрежных, и в скверах при встречах

Для нас так сияют они.

Под старой ветвистой чинарой

Оркестр начинает греметь.

И в танце стремительном кружатся пары.

И каждому хочется петь.

Припев:

О том, что в предгорьях Кавказа

Счастливые люди живут.

В аулах и селах, в поселках веселых.

О дружбе и мире поют.

2 ученик.

Здесь радость бурлит неустанно.

Танцуют, смеются, поют.

Здесь русский парнишка и сын Дагестана.

Обнявшись, как братья идут.

Танцует аварец с даргинкой

И любо на них посмотреть

Выходит кумык с черноглазой лезгинкой

И как тут, друзья, не запеть.

13.Беседа о толерантности.

- Ребята, как вы думаете, хорошо ли быть всем одинаковыми?

- Нет, разные люди дополняют друг друга.

- Хотелось бы, чтобы в Дагестане жили люди одной нации?

- Нет! Мы познаем культуру и быт всех народностей.

- А что такое толерантность?

- Это путь к миру.

- Правильно, ребята. Это когда русский берет за руку чеченца, американца, иранца, и они ВМЕСТЕ идут строить МИР. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

14. Чтение исследовательских работ учащихся о русских учителях, обучавших их родителей

15.Итог классного часа.

Учитель:

Вот и завершилось наше небольшое путешествие. Не имея представления о Дагестане, Стране гор, русские девушки и юноши ехали работать на Кавказ, в Дагестан. Высокообразованная русская интеллигенция открыла двери в замечательный мир А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Блока, С. Есенина и многих других классиков Золотого и Серебряного веков поэзии и искусства. Русские люди стали для дагестанцев проводниками в богатый и красивый  мир искусства. Они  познакомили их с традициями и обычаями великого русского народа.  Народ Дагестана бесконечно благодарен русскому народу, который подарил дагестанцам знание и тепло своей души.  Они сыграли особую роль в исторических судьбах народов Дагестана.