Самообразование 2025-2026

Кулешова Вероника Абдуселимовна

Самообразование 2025-2026

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_2025-2026.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольные группы муниципального

Бюджетного общеобразовательного учреждения

Средняя школа №13

п. Новый Тахтамукайского района

република Адыгея.

План работы по самообразованию

«Подвижная игра как способ развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Кулешова В.А

2025

Актуальность выбранной темы

Современное образование предъявляет высокие требования к развитию математических способностей у детей уже на этапе дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений — важная составляющая подготовки ребёнка к школе, так как именно в этот период закладываются основы логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, а также навыки количественного и пространственного восприятия.

В то же время, ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста остаётся игра, особенно подвижная. Она способствует не только физическому развитию, но и формированию познавательных процессов, развитию внимания, памяти, воображения. Подвижная игра позволяет ребёнку активно взаимодействовать с окружающим миром, осваивать новые понятия и закреплять полученные знания в практической деятельности.

Актуальность использования подвижных игр для развития математических представлений обусловлена несколькими причинами:

  1. Сочетание физической и умственной активности стимулирует работу мозга, улучшает концентрацию внимания и способствует более прочному усвоению знаний.
  2. В условиях игровой деятельности дети легче воспринимают и усваивают абстрактные математические понятия.
  3. Чередование интеллектуальных и двигательных нагрузок помогает предотвратить утомление, поддерживает высокий уровень мотивации и интереса к учебному процессу.

Таким образом, использование подвижных игр как способа развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является актуальным направлением педагогической практики. Оно позволяет не только формировать у детей прочные математические знания и умения, но и способствует их всестороннему развитию, подготовке к обучению в школе и успешной социализации. Интерес к данной теме нашел свое отражение в обширном модуле по самообразованию.

Цель: совершенствование профессиональных компетенций по использованию подвижных игр как эффективного средства формирования и развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы интеграции обучения с движением.
  • Разработать и апробировать комплекс подвижных игр, направленных на формирование у детей представлений о числе, количестве, форме, размере, пространственных и временных отношениях.
  • Оценить эффективность использования подвижных игр для развития у дошкольников математических умений.
  • Обобщить и систематизировать опыт работы по теме, подготовить методические рекомендации для коллег и родителей.
  • Способствовать формированию интереса и положительной мотивации у детей к математике через активные игровые формы.
  • Содействовать просвещению родителей по вопросу обучения детей математике через подвижную игру.
  • Транслировать опыт работы коллегам.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение личного уровня профессиональной компетентности.
  • Формирование у детей устойчивого интереса к математическим играм и заданиям.
  • Развитие элементарных математических представлений.
  • Улучшение навыков счета и сравнения; формирование умений группировать и классифицировать.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Повышение физической активности и координации движений.
  • Формирование положительной мотивации к изучению математики.

Этапы работы:

Теоретический этап:

1. Изучение информационных ресурсов.

2. Определение цели и задач.

3. Участие в вебинарах.

4. Составление план работы на текущий период.

Практический этап:

1. Реализация плана. Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

2. Пополнение РППС оборудованием для организации подвижных игр.

Заключительный этап:

1. Подведение итогов.

2. Анализ работы.

3. Формирование отчета о результатах деятельности.

Планирование деятельности с участниками образовательного процесса

Примерное содержание работы с детьми

Примерное содержание работы с родителями

Примерное содержание работы с педагогами

Сроки выполнения

«Цифропарк»

«Восстанови цифровую дорожку»

«Десяточка»

Оповещение родителей о планах работы в течение года. Анкетирование «Математика дома».

Опрос «Что вы знаете о математике в движении?».

сентябрь

«Математическая разминка»

«Живой знак»

Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Изучаем с ребенком математику: что следует учесть».

Анализ математических центров в группах коллег.

октябрь

«Соколиная охота»

«Десяточка»

«Цифропарк»

Памятка «Математические игры с ребенком дома».

Организация математических игр с мячом на педчасе.

ноябрь

«Птички на веточке»

«Змейка»

«Преодолей лабиринт»

Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Знакомим детей с математикой».

декабрь

«Веселые семейки»

«Найди свое место»

«Больше – меньше»

Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Математика и подвижные игры»

январь

«Счет с мячом»

«Состав числа»

«Змейка»

Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Обучение счету и основам математики».

Выступление на педчасе «Математика в движении».

февраль

«Построй фигуру»

«Больше – меньше»

«Преодолей лабиринт»

Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Математика для дошкольников».

Организация математических игр с обручем на педчасе.

март

«Волшебные палочки»

«Волшебный мешочек»

«Далеко –близко»

Консультационный материал «Математика по дороге домой».

апрель

«Неделька, соберись»

«Вчера, сегодня, завтра»

«День –ночь»

Ознакомление с результатами работы.

Доступ к методическим материалам, накопленным в течение года.

май

Список источников

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.
  2. Финогенова Н. В. Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Старшая группа / Н. В. Финогенова. – М.: Учитель, 2017.