Самообразование 2025-2026
Предварительный просмотр:
Дошкольные группы муниципального
Бюджетного общеобразовательного учреждения
Средняя школа №13
п. Новый Тахтамукайского района
република Адыгея.
План работы по самообразованию
«Подвижная игра как способ развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Кулешова В.А
2025
Актуальность выбранной темы
Современное образование предъявляет высокие требования к развитию математических способностей у детей уже на этапе дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений — важная составляющая подготовки ребёнка к школе, так как именно в этот период закладываются основы логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, а также навыки количественного и пространственного восприятия.
В то же время, ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста остаётся игра, особенно подвижная. Она способствует не только физическому развитию, но и формированию познавательных процессов, развитию внимания, памяти, воображения. Подвижная игра позволяет ребёнку активно взаимодействовать с окружающим миром, осваивать новые понятия и закреплять полученные знания в практической деятельности.
Актуальность использования подвижных игр для развития математических представлений обусловлена несколькими причинами:
- Сочетание физической и умственной активности стимулирует работу мозга, улучшает концентрацию внимания и способствует более прочному усвоению знаний.
- В условиях игровой деятельности дети легче воспринимают и усваивают абстрактные математические понятия.
- Чередование интеллектуальных и двигательных нагрузок помогает предотвратить утомление, поддерживает высокий уровень мотивации и интереса к учебному процессу.
Таким образом, использование подвижных игр как способа развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является актуальным направлением педагогической практики. Оно позволяет не только формировать у детей прочные математические знания и умения, но и способствует их всестороннему развитию, подготовке к обучению в школе и успешной социализации. Интерес к данной теме нашел свое отражение в обширном модуле по самообразованию.
Цель: совершенствование профессиональных компетенций по использованию подвижных игр как эффективного средства формирования и развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить теоретические основы интеграции обучения с движением.
- Разработать и апробировать комплекс подвижных игр, направленных на формирование у детей представлений о числе, количестве, форме, размере, пространственных и временных отношениях.
- Оценить эффективность использования подвижных игр для развития у дошкольников математических умений.
- Обобщить и систематизировать опыт работы по теме, подготовить методические рекомендации для коллег и родителей.
- Способствовать формированию интереса и положительной мотивации у детей к математике через активные игровые формы.
- Содействовать просвещению родителей по вопросу обучения детей математике через подвижную игру.
- Транслировать опыт работы коллегам.
Предполагаемые результаты:
- Повышение личного уровня профессиональной компетентности.
- Формирование у детей устойчивого интереса к математическим играм и заданиям.
- Развитие элементарных математических представлений.
- Улучшение навыков счета и сравнения; формирование умений группировать и классифицировать.
- Развитие пространственных представлений.
- Повышение физической активности и координации движений.
- Формирование положительной мотивации к изучению математики.
Этапы работы:
Теоретический этап:
1. Изучение информационных ресурсов.
2. Определение цели и задач.
3. Участие в вебинарах.
4. Составление план работы на текущий период.
Практический этап:
1. Реализация плана. Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
2. Пополнение РППС оборудованием для организации подвижных игр.
Заключительный этап:
1. Подведение итогов.
2. Анализ работы.
3. Формирование отчета о результатах деятельности.
Планирование деятельности с участниками образовательного процесса
Примерное содержание работы с детьми | Примерное содержание работы с родителями | Примерное содержание работы с педагогами | Сроки выполнения |
«Цифропарк» «Восстанови цифровую дорожку» «Десяточка» | Оповещение родителей о планах работы в течение года. Анкетирование «Математика дома». | Опрос «Что вы знаете о математике в движении?». | сентябрь |
«Математическая разминка» «Живой знак» | Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Изучаем с ребенком математику: что следует учесть». | Анализ математических центров в группах коллег. | октябрь |
«Соколиная охота» «Десяточка» «Цифропарк» | Памятка «Математические игры с ребенком дома». | Организация математических игр с мячом на педчасе. | ноябрь |
«Птички на веточке» «Змейка» «Преодолей лабиринт» | Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Знакомим детей с математикой». | декабрь | |
«Веселые семейки» «Найди свое место» «Больше – меньше» | Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Математика и подвижные игры» | январь | |
«Счет с мячом» «Состав числа» «Змейка» | Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Обучение счету и основам математики». | Выступление на педчасе «Математика в движении». | февраль |
«Построй фигуру» «Больше – меньше» «Преодолей лабиринт» | Консультационный материал «Математика по дороге домой». «Математика для дошкольников». | Организация математических игр с обручем на педчасе. | март |
«Волшебные палочки» «Волшебный мешочек» «Далеко –близко» | Консультационный материал «Математика по дороге домой». | апрель | |
«Неделька, соберись» «Вчера, сегодня, завтра» «День –ночь» | Ознакомление с результатами работы. | Доступ к методическим материалам, накопленным в течение года. | май |
Список источников
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.
- Финогенова Н. В. Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Старшая группа / Н. В. Финогенова. – М.: Учитель, 2017.
