Консультации

Путинцева Жанна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 "Польза настольных игр для развития детей"

Сегодня, когда в каждом доме есть компьютер, настольные игры отошли на задний план. Во многих семьях родители не понимают, зачем покупать разнообразные игры, если в сети интернет полно доступных развлекательных и развивающих игр? Кроме того, ритм современной жизни настолько быстрый, что, порой, у взрослых нет времени выделить хотя бы полчаса, чтобы поиграть с детьми. А, иногда, к сожалению, и желания... Давайте сегодня все-таки остановимся и вспомним, с каким нетерпением в свое время мы ждали папу с работы, чтобы поиграть в «Домино» или «Лото». А помните, с каким удовольствием мы кидали кости, путешествуя фишками по волшебной стране, и с каким ликованием выигрывали в «Поддавки»? Наши дети, хоть и живут в иных реалиях, также любят играть. Им также необходимо наше внимание и любовь. А любовь, кстати, не всегда проявляется покупкой шоколадки или сто двадцать пятой машинки...

Влияние настольных игр на развитие детей.

        Кроме того, что настольные игры помогают поддерживать общение с близкими людьми, учат лучше понимать друг друга, они оказывают благотворное влияние на умственное и психическое развитие детей. Учтите, что детки учатся, играя. Поэтому они с удовольствием выучат цифры или буквы (или даже научатся читать), если время от времени вы будете играть с ними в соответствующие настольные игры. Играя с ребёнком, можно выявить и вовремя можно не только закрепить определенные знания, но и устранить недостатки в произношении, развить его фантазию, сообразительность, логику, память, целостное и зрительно восприятие, наглядно-образное мышление, самостоятельность. С помощью настольных игр развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение. Например, ребёнок учится анализировать последовательность своих действий. Более того, настольные игры дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе. Играя, дети узнают о правилах, соблюдении очереди, честности, испытывают чувство победы и поражения.

На что обратить внимание, при выборе настольных игр?

        Перед тем, как купить ту или иную игру, ознакомьтесь с ее правилами и убедитесь, что она понравится вашему малышу. Настольная игра должна соответствовать не только интересам, но и возрасту ребенка. Только в таком случае можно рассчитывать на успех. Как правило, возрастной диапазон, на который рассчитана игра, отмечается на коробке.         Тем не менее, исходя из описания, вы должны решить, подойдет ли конкретный экземпляр именно вашему малышу. Ведь, к примеру, один малыш в трехлетнем возрасте свободно складывает «Пазлы», а для другого это непосильная задача. Кроме того, помните: если игра слишком легкая, ваш ребенок быстро потеряет интерес к ней, а если наоборот – слишком трудная – существует вероятность, что ребенок не поймет ее и, следовательно, не заинтересуется.  Удачным решением является покупка игры, которая имеет разные уровни. Это дает игре шансы подольше быть востребованной, увеличивая ее «срок годности». Таким образом, можно сэкономить деньги. Кстати, одним из преимуществ покупки настольных игр является их невысокая цена.  

Какие настольные игры покупать детям?

        Одни игры рассчитаны на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, другие – на обучение сравнению множеств, состоящих из однородных предметов. Есть игры, предназначенные для закрепления представлений о величине, форме, цвете предметов, есть категория, благодаря которой дети знакомятся с цифрами и математическими знаками. Естественно, что существует категория, расширяющая представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, а также обогащающая и активизирующая словарный запас ребенка, развивающая его связную речь. 

        Настольные игры для самых маленьких должны быть несложными и яркими. Это могут быть кубики, из которых нужно сложить картинку. Для первого раза вполне достаточно четырех кубиков. С возрастом можно купить 9 кубиков, которые вместе образуют ту или иную картинку. Можно купить разнообразные карточки. Например, на одних изображены животные, а на других – их детеныши. Взрослый показывает маму, например, корову, а ребенок должен найти ее малыша – теленка. Такие игры смогут осилить даже двухлетние детки.

                 Отдельно можно выделить разнообразные наборы для творчества, книжки раскраски, конструкторы, пластилин или цветную глину для лепки.  

Отличительная особенность и преимущество настольных игр заключается в том, что они не требуют много пространства, приносят пользу и скрашивают свободное время, например, когда за окошком надоедливый осенний дождик.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Наблюдения в природе»

«Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.

Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.»

М. М. Пришвин

Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься...

         Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Очень хорошо показывает свои наблюдения в природе М. М. Пришвин в своих произведениях. В природе — Пришвин это хорошо знает — как бы находится вечный. неприкосновенный запас для узнавания, открытия. Догадка, творческий домысел является поэтому одной из самых характерных черт всего творчества Пришвина. Ему особенно дорого то, что добыто, узнано, преодолено, что явилось результатом охоты, желания.

 Наблюдение- это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира .Это сложная познавательная деятельность.

  Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

 Наблюдения проводятся во время экскурсий, на прогулке. Однако необходимо использовать при организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Всему этому и учит М. Пришвин в своих произведениях. Стоит только прочитать такие произведения как: « Неодетая весна», « Календарь природы», «Лесная капель» можно уже многому научиться и проникнуть в чувства писателя. Как он описывает природу, у каждого зверя Пришвин находит свой характер, свой ход мыслей, свои повадки.

 В "Неодетой весне" Пришвин возмущается: "Так почему же нас с детства приучают к тому, что свойственно всем зайцам, а не тому, чтобы учиться понимать животных, как мы учимся понимать людей с первого момента нашего сознания. Нас приучают думать о животных, как мы думаем бесстрастно о людях на большой, переполненной улице…»

            Далеко ли можно уйти летом с ребенком? В 6 лет ребенок спокойно может проходить по прямой до 2,5 км. Это примерно. Многое зависит от физического состояния, от тренированности.

Июль – макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга…Многие дети боятся грома. Нужно доступно им объяснить это явление природы.

Во время прогулок все это дает большой простор для развития наблюдательности дошкольника. Во время грозы обратить  их внимание на яркие сполохи молнии, прислушайтесь вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратите внимание, как внезапно и очень быстро темнеет небо. Как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимаясь от земли.

Во время дождя замечаем, что птички не поют, спрятались от дождя; прислушаемся, как шумит дождь, стучат его капли по крыше домов, веранды.

В солнечный день покажите детям, как работают «цветочные часы»: в 6 утра просыпаются одуванчики, через час- полевой осот, в 8- вьюнок, в 9- полевая гвоздика. Осот «засыпает в 9 утра, гвоздика- в час дня. В час одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». В 2 дня закрываются маки, около 5 вечера- незабудки, в 6 часов опускаются под воду белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются.

Началом осени принято считать отлет ласточек и стрижей, то есть по природному календарю – первый заморозок на почве, а по астрологическому календарю – день осеннего равноденствия, когда день равен ночи и начинает увеличиваться темное время суток  В сентябре после первых заморозков наступает полоса теплых солнечных дней – бабье лето. В это время в сентябре бывает последняя гроза. Каждый осенний месяц имеет свою характерную особенность:

В сентябре лист на дереве не держится.

В октябре в одном часу и дождь и снег;

Ноябрь – ворота зимы.

 Зимой обратить внимание на то, что дни стали короче, похолодало, осыпалась листва с  деревьев, оголились леса, ударил мороз, выпал снег, улетели многие птицы. Регулярно проводить наблюдения за погодой, приучать детей замечать и называть явления: холодно, ветер, идет снег, светит солнышко…

Снег рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: похожи на крошечную звездочку, только лучей не пять, а шесть. Стоит дохнуть на нее, и, превратившись в капельку, она на морозе через 1-2 минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. На руке она превращается в капельку воды.

Объясните , почему это происходит. Снежинки падают редко, часто: мохнатые, иголочками, блестящие… В зависимости от погоды меняются свойства снега: липкий, рыхлый сыпучий, плотный…

         Ранней весной часты редкие перепады температуры. Из- за оттепелей на снегу появляется  ледяная корочка - наст. На крышах сосульки. В начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя- и на другой стороне тоже. Стаивание снега на крыше идет неравномерно: одни сосульки длиннее и толще, другие тоньше. Обратить внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. А вот проталинки- лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. У березы луночка едва наметилась. В чем дело? Под кленом теплее. Предметы нагреваются неодинаково. Темные сильнее, светлые меньше. Потому- то и белая кора березы холоднее темной коры клена.

Рассказать о весеннем солнышке. Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей. Солнце утром раскрашивает небо в красные, желтые, розовые цвета. Просыпаются птички, цветы, бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером оно садится за тучу, закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое засыпает.

Наблюдая за детьми, убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.

Всем своим Творчеством Пришвин доказал, что природа - не узкая, а неисчерпаемая и всеобъемлющая тема, которую каждый талант решает по-новому. Подлинным и достойным продолжением завещанного Пришвиным дела и будет каждый раз неизведанное постижение и воплощение жизни человека в природе.

Недаром Пришвин говорил: "Красотой природы насыщаешься, как пищей; тебе дано столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты сумеешь это выразить, то рано или поздно придет человек другой, и на твое прибавит свое, а после другого третий, дальше, дальше: человек в красоте ненасытим".