школа для родителей

Могилевец Виктория

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о взаимосвязи речи  и мелкой моторики пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Играя с пальчиками, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_na_konchikah_paltsev_1.doc43 КБ
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_sluha.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчики помогут нам заговорить

(выступление в «Школе для родителей»)

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о взаимосвязи речи  и мелкой моторики пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Играя с пальчиками, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

 Широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей  ускоряет появление голосовой реакции, звукоподражания, слов и положительно сказывается на  качестве речи.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки и всего тела. Техника письма требует слаженной работы  мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Недостаточное развитие этих компонентов может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной моторики и умелости.

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь положительных результатов в короткие сроки и сделать занятия более занимательными и увлекательными, необходимо применять  современные методы такие как: биоэнергопластика, кинезиология, Су-Джок терапия.

Развитие мелкой моторики рук способствует:

1.Развивает речевые центры коры головного мозга.

2. Стимулирует развитие речи ребенка.

3. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

4. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

5. Развивает чувство ритма и координацию движений.

6. Подготавливает руку к письму.

Развивая мелкую моторику, необходимо помнить, что у ребенка две руки. Поэтому все упражнения необходимо  выполнять и правой, и левой руками поочередно. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Практическая часть (с демонстрацией пособий, упражнений).

В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям в развитии моторику у малыша (шнуровки, мозаики, пазлы и др.).

Кроме этого детям нравится работать с природным и «подручным» материалами, тех, которые нас окружают:  бельевые прищепки, ленты, тесемочки, бусины, пластилин, тесто, счетные палочки.

Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше):

  • пересыпать сыпучие материалы с помощью совочка, ложки (крупы, песок);
  • катать между ладошками и пальцами шарики разного размера и фактуры, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)
  • рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  • сортировать мелкие предметы по коробочкам, по определенному принципу (по размеру, цвету, форме);
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (шарики, пуговицы, перебирать  фасоль, горох и т.д.);
  • находить и доставать из емкостей  с крупами (горох, фасоль, каштаны)
  • мелкие игрушки;
  • открывать и закрывать коробки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки разного диаметра на бутылках, на банках;
  • опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, липучки, кнопки, молнии на одежде;
  • завязывать и развязывать шнурки, бантики;
  • раскладывать счетные палочки, строить домики из них.

Развивать мелкую моторику рук можно не только на специально организованных  на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.

Нравятся детям раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, наклейки, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет):

-«Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!

-«Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Моем, моем руки мы!

Будут чистыми они!

- «Котенок»: пальцы сжимаются в кулачок, а затем разжимаются

Ты котенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

-«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

-«Мы идем»: ладони лежат на поверхности стола, поочередно поднимаем  только кисти рук.

По песочку топ-топ,

По водичке шлеп-шлеп!

-«Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Выполнение фигурок из пальцев (с 3 лет).

-«Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

-«Домик». Прямые ладони соединены под углом, пальчики пальцев соприкасаются.

Это дом,

Есть окошко в доме том.

-«Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижимы друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

-«Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

  • «Шарик». Все пальцы собраны в щепоть и соприкасаются кончиками, разводим пальцы, не отрывая кончики пальцев, принимая форму шара

Надуваем быстро шарик,

Стал он круглым и большим.

С возрастом двигательный анализатор человека достигает высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп.

Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

Любите своих детей, развивайте их….

Самое главное – уделяйте им больше времени!!!

Желаю вам успехов в нелёгком деле воспитания детей!



Предварительный просмотр:

Формирование фонематического слуха у малышей

Слух -  одно из пяти чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения.

Слух ребёнка развивается в двух направлениях:

  • развитие физического слуха - восприятие неречевых звуков;
  • развитие речевого (фонематического) слуха – восприятие звуков речи человека.

Оба этих направления имеют важное значение в жизни людей.

Физический слух и восприятие неречевых звуков, помогают человеку ориентироваться в окружающем мире, воспринимаются им как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении предметов, живых существ.

Фонематический слух – это способность человека слышать и различать на слух звуки родного языка.

В отличие от музыкального слуха, который направлен на различение звуков разной высоты, фонематический слух направлен на различение фонем – частичек слов имеющих смысловое содержание, обладающих значением.

Умение сосредоточиться на звуках речи – важная способность человека. Без неё нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо для того, чтобы ребёнок научился правильно говорить: произносить все звуки, отчётливо произносить слова. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Фонематический слух формируется с младенчества.

Календарь развития фонематического слуха младенца

1 неделя – реагирует на звук испугом или переменой в поведении;

2 неделя – прислушивается к звучанию погремушки, следит за перемещением в каком-либо  направлении, если звуковой сигнал и игрушка возникает одновременно;

3 неделя – слуховое сосредоточение, затихает при резком звуке;

4 неделя - прислушивается к звуку колокольчика;

.1 н. -  прислушивается к звукам, голосу взрослого, реагирует на голос испугом или переменой поведения;

2 м. 1 н. – начинает прислушиваться ко все более тихому звука: достаточно негромко поговорить с малышом и он успокаивается; распознаёт звуки, ищет источник  звука взглядом, поворотом головы, кратко временным замиранием в ответ на звук колокольчика, погремушки, шуршанием бумаги.

2 м. 2 н. – живая реакция на громкие звуки;

2 м. 3 н. – довольно умеренно отыскивает источник звука, прислушивается с большим вниманием к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса, радуется им;

2 м. 4 н. – появляются ответные действия на звук,  сосредоточение внимание, улыбка, движение рук, ног, голосовые реакции, поворачивает голову и находит взглядом источник звука;

3 м. – слушает музыку (предпочитает классическую);

4 м. – начинает непроизвольно подражать услышанным звукам;

5 м. – поворачивает голову к говорящему;

6 м. – различает своё и чужое имя;

7 м. – оценка и понимание осмысленных звуков;

9 м. – нравиться слушать музыку, появляются любимые  и нелюбимые мелодии;

12 м. – понимание часто употребляемых слов.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению  речевых звуков. Это способность развивается в общении со взрослыми, с матерью на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно – в полутора годовалом возрасте.

Уже к 3-м годам дети имеют достаточно большой объём слуховых впечатлений, но они ещё не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки, не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха, её нужно целенаправленно развивать.

Развитый речевой слух позволяет:

  • правильно произносить звуки;
  • чётко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громко, тише, плавно, ритмично);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • успешно освоить письмо и чтение;

К трём годам ребёнок самостоятельно определяет неверно произнесённый звук в собственной речи.

К четырём годам фонематический слух совершенствуется, становиться более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит основой звукового анализа и синтеза.

К пяти годам формируется звуковой анализ -  умение определять последовательность и количество звуков в  слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Слух является непременным условием формирования речи.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи.

А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и без помощи специалиста – логопеда, таким детям не обойтись.

Упражнения для развития фонематического слуха.

1.Различение на слух неречевых звуков. Упражнение на различение неречевого слуха способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

 Упражнения на развитие неречевого слуха включают задания на распознавание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
  • звучащих предметов (крупа в коробках, банках, погремушки, шуршание бумаги);
  • действие предметов (шум воды, хлопанье, свист, звон ложек, посуды, сигнал автомобиля);

2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

  Игры  на развитие слухового восприятия:

  • «Кто позвал?» (узнавание голоса друга);
  • «Кто пришёл в гости?» (зайка – с погремушкой, мишка с – барабаном и т.д.);
  • «Кто кричит?» (узнавание крику животных);
  • «Угадай на чём играют?» (узнавание музыкальных инструментов);
  • «Громко – тихо». Говорим шёпотом, когда бабушка спит. Кричим громко «Ау!» в лесу, когда заблудились;

 Меняем высоту голоса. Сказка «Волк и семеро козлят». Волк говорит грубым голосом, а коза – тоненьким.

 «Три медведя». Произносим разными по высоте голосами слова Михайла Ивановича, Анастасии Петровны, Мишутки.

  1. Различение слов в стихах:

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

  1. Различение звуков.

Комарик поёт «З-З-з»,  ветер дует «ссс», жук жужжит  «жжжж», тигр рычит «ррр».

Взрослый произносит звуки, а ребёнок угадывает, кто его издаёт.

  1. Освоение навыков анализа и синтеза.
  • Назвать один, два,  три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
  • Назвать ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука
  • Назвать слово с пропущенным звуком, а ребёнок его должен отгадать. Например: из слова убежал звук «л» (..ампа, мы..о, кук…а).

Приложение

Игры на развитие фонематического слуха.

Игра «Кто больше»

Рассмотреть картинки, разложенные перед ребёнком. Найти среди них те, в названии которых есть звук «с» (или другой звук). За каждое правильно названное слово даётся фант, очко.

Игра «Придумай больше»

Водящий называет звук, просит  вспомнить 3 слова, в котором встречается этот звук. Кто правильно и быстро выполнит это задание - становится водящим.

Игра «Разноцветные кружки»

Раздать детям кружки (сигнальные карточки) двух цветов: зелёный и красный. Ведущий называет слова. Ребёнок должен внимательно вслушиваться и определить, есть ли в этом слове заданный звук. Если в слове заданный звук есть, то ребёнок поднимает зелёный кружок, если нет – красный. Побеждает тот, кто ни разу не ошибётся.

Игра «Кто внимательный»

Ведущий показывает картинку и называет предмет нарисованный на ней. Ребёнок должен внимательно вслушиваться и отгадать какой общий звук есть во всех словах. Например: роза, рыба, парад, забор. Общий звук «з».

Игра «Цепочка слов»

Взрослый называет слово, а ребёнок должен придумать слово на последний звук. Следующий игрок называет слово на последний звук предыдущего игрока. Образуется цепочка из нескольких слов.

Игра «Найди ошибку».

Удивился дед Тарас,

Бородой своей затряс:

Сорняки на гряде

А морковка в бороде (в борозде).

Я осла узнаю сам

По его большим усам (ушам).

Хвост с узорами

Сапоги со шторами (шпорами).

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том (дом).

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках  (почках) спят.

Игра «Договори словечко».

Целый день «уа-уа»

Вот и все её (слова).

Серый волк в густом лесу

Встретил хитрую (лису).

Красные щёчки,

пёстрые платочки,

Хлопают в ладошки

Весёлые … (матрёшки).

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошёл,

А он боится  (кошки).

Лежебока серый кот

Отлежал себе  (живот).

Лейся, дождь весёлый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по … (лужам).

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий… (чай).

Михаил играл в футбол

 И забил в ворота … (гол).

Динь-дон, динь –дон

В переулке ходит … (слон).

Лежит лентяй на раскладушке

Грызёт  похрустывая … (сушки).

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая … (лисица).

Вылезла из норки мышка,

На неё упала …. (шишка).

Подготовлен самолёт,

Он отправиться в … (полёт).

Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег лохматый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе …  (лопатой).

У меня пропал носок

Утащил его …. (щенок).

В реке большая драка

Поссорились два… (рака).

Мы щенка в воде и мыли

Два часа мочалкой… (мыли).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в … (речке).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из … (лейки).