План по самообразованию

Шаповалова Людмила Александровна
Арт-терапия как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов
Педагог - психолог Шаповалова Л.А.
Арт-терапия как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов
Тема самообразования педагога-психолога : «Арт-терапия как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса : детей, родителей и педагогов»
Задачи: 
1.Приобретение нового опыта и обучение новым методам арт-терапии в работе с детьми и взрослыми через получение знаний на курсах, тренингах, изучение литературы, интернет ресурсов, изучение передового опыта других педагогов и т.д.
2.Активное внедрение методов арт-терапии в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ с учетом ФГОС ДО.
3.Развитие эмоционально-волевой и социально-личностной сферы дошкольников через творчество, искусство.
4.Создание условий для самореализации и самовыражения детей дошкольного возраста, уделяя особое внимание детям группы риска.
5.Обобщение и распространение полученного опыта по теме самообразования через консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации в СМИ и т.д.
 
Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении арт-терапии в работе с детьми
изучение возможностей метода арт – терапии для работы с проблемами детей. 
Задачи самообразования по теме :
• разработать систему изучения новых форм и приемов в технологии арт-терапии;
• дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам при использовании всех форм арт - терапии;
• изучить методическую литературу;
• провести цикл мероприятий по заявленной тематике.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
• изучить методическую литературу;
• научиться применять методы арт – терапии в зависимости от проблемы;
• укрепление материально- технической базы;
• изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать сетевые ресурсы.
Дата начала работы над темой : сентябрь 2022 год
Дата окончания работы над темой : май 2024 год
Ожидаемые результаты:
У педагога-психолога :
• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение техниками  арт-терапии;
• применение полученных знаний и умений на практике, распространение полученного опыта в педагогическом сообществе;
У воспитанников развиваются умения:
• регулировать своё эмоционально-чувственное состояние.
Этапы реализации 
Подготовительный
 Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии (методические пособия, вебинары, курсы повышения квалификации)
Изучение психолого– педагогической, методической литературы по теме самообразования 2022-2024
Практический
 Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии
Использование арт-терапии в работе с педагогами ДГ СШ №13" п.Новый  2022-2024
Создание комплекса коррекционных занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов арттерапии 2023-2024
Разработка консультаций и тренингов для педагогов с использованием методов арт-терапии по профилактике и коррекции эмоционального выгорания 2023-2024
Аналитический
 Обобщение собственного опыта психологической деятельности 2022-2023
Анализ созданны хпсихолого -  педагогических условий для развития темы самообразования 2023 - 2024
Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога
2022– 2024 учебный год
Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии (вебинары, курсы повышения квалификации)
Вебинар «Арт-терапия как метод работы с эмоциональными проблемами у детей дошкольного возраста»
2022-2024
Изучение психолого– педагогической, методической литературы по теме самообразования 
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. "Психотерапия зависимостей : Метод арт-терапии" Киселева М. В. "Арт-терепия в работе с детьми" 
Изучение психолого– педагогической, методической литературы по теме самообразования
Пурнис Н. Е. "Арт-терапия в развитии персонала" Рыбакова С. Г. "Арт-терапия для детей с задержкой психического развития" 
Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии Использование в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми методов арт-терапии : - сказкотерапия в сочетании с изотерапией – в работе со страхами; - песочная терапия – в работе с нарушениями в коммуникативной и эмоциональной сферах; - музыкотерапия и кинезитерапия - в работе с детьми с СДВГ и при нарушении регуляторного компонента 
Использование арт-терапии в работе с родителями Использование изотерапии в детскородительском тренинге в рамках проекта «Я и мир вокруг»        -                        2022 -2024
Создание комплекса коррекционных занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов арт-терапии Создание комплекса коррекционных занятий с использованием методов арттерапии как отдельно, так и в сочетании друг с другом Внедрение и реализация комплекса коррекционных занятий с использованием методов арт-терапии в работе
Разработка консультаций и тренингов для педагогов с использованием методов арт-терапии по профилактике и коррекции эмоционального выгорания Консультация для педагогов «Прекрасное – рядом» об использовании методов арт-терапии для профилактики и коррекции эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов «Как сохранить в себе гармонию» с использованием изотерапии и сказкотерапии Использование методов арт-терапии в индивидуальных консультациях с педагогами
Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии Реализация комплекса коррекционных занятий с использованием методов арттерапии в работе
Обобщение собственного опыта психологической деятельности Разработка коррекционно развивающей программы по работе с детьми с комплексными проблемами эмоционального и познавательного характера посредством арт - терапевтических методов
Анализ созданных психолого - педагогических условий для развития темы самообразования
 Провести анализ осуществленной работы по теме самообразования за 2022-2024 годы
Литература:
1.«Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников» Колягина В. Г. «Прометей» М. -2016
2. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми» Хухлаев О. Е., Хухлаева О. В. «Форум» М. -2015
3. «Лекарство-кукольный театр» Шишова Т. Л., Медведева И. Я. «Никея» М. -2009
4. «Игра с песком» Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Речь» Спб. -2015
5. «Занятия психолога с детьми в психологической (Юнгианской) песочнице» Арцишевская И. Л., Центрополиграф,  М. -2017
6. «Игры на песке с семьей и детьми» Ратникова Е. В., Гаврик А. В. «Речь» Спб. -201
7.Александрова Н.Ф. Понять ребенка и помочь ему. Как? Чудодейственный рисунок для развития детей/ Наталья Александрова. – М.: Центрополиграф, 2009. – 160 с., ил. – (Ваш ребенок).
8.Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с. (Серия «Детская психология и психотерапия»).
9.Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112 с.
10.Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009. – 240 с., илл.
11.Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Зимина Н.В. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 192 с.: ил.
12.Программа психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью./Авторы: А.А. Попова, Павлова И.М. – Казань: ИПКРО РТ, 2000.
13.Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
14.Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2015