Экология

Тремасова Татьяна Константиновна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Это правда или нет?»

Работа с небылицами - это как игра в ошибки. Давайте дадим малышу возможность поправить взрослого, заметить ошибки, сказать правильно и все это в игровой форме. Что развивают небылицы? Прежде всего, ребенок из личного опыта устанавливает закономерности явлений природы, развивается мышление, умение сравнивать, сопоставлять, как это часто бывает; учат думать, рассуждать, т. е. стимулируют переход к логическому мышлению.

Развивается память, активизируется словарный запас, закрепляется представление и предметах и явлениях, качественных свойствах предметов и их предназначение, слуховое восприятие, эмоции – ребенок очень эмоционально реагирует на небылицы в картинках.

Восприятие путаниц на слух позволяет детям не только развивать внимание, но и воображение. Они представляют, что происходит, когда слова – предметы меняются местами.

С другом мы играли в чашки, пили чай из белой шашки.

Использовать, включать игру с небылицами, путаницами можно на занятиях, вне занятий, в индивидуальной работе или с группой детей, с опорой на картинки и без них.

Вылезла из норки шишка на нее упала мышка.

Необходимо предлагать в соответствии с возрастом и возможностями детей. Можно предложить для осмысления по одной две строчки из стихотворения, если оно длинное или сложное.

Предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений с небылицами или путаницами.

Игра «Это правда или нет? »

                    1. У кошки – щенок? У утки – цыпленок?

                    У лисы – медвежонок? У зайца – мышонок?

2. Бабочка плавает, а рыбка летает?

             Утка квакает, а лягушка крякает?

Лопата пилит, а пила копает?

            Огонь льет, а вода горит?

Врач учит, а учитель лечит?

           Ножик сладкий, а груша острая?

Шуба речная, а рыба меховая.

           Варенье мягкое, а кресло сладкое.

Арбуз деревянный, а стул спелый.

           Вода длинная, а дорога горячая.

Рука вареная, а картошка сильная.

           Стул вкусный, а сок железный.

Ребенок каменный, а пол маленький.

            Море стеклянное, а окно глубокое.

                           3. Журчат ручьи или грачи?

                          Тает снежинка или слезинка?

                          Летает птичка или лисичка?

                           Трещит лед или мед?

                           Варят суп или зуб?

                           Плавает уточка или удочка?

4. С другом мы играли в чашки, пили чай из белой шашки.

Мы с сестрой посуду шили,  и наряды куклам мыли.

Вылезла из норки шишка,  на нее упала мышка.

Над рекой летели птицы: голубь, щука и синица.

Накормили мы зверей: пса, кота и снегирей.

Мама овощи купила: помидоры, лук и мыло.

Небылицы.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона,

А на дереве ерши строят гнезда из лапши.

Сел баран на пароход и поехал в огород.

В огороде -то на грядке вырастают шоколадки.

Это правда или нет?

Теплая весна сейчас,  огурец созрел у нас.

Конь рогатый на лугу  летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среда ветвей «Га -га -га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ это правда или нет?

                                                                                         Чуковский К.

Перепутаница.

Лает кошка из лукошка,  на сосне растет картошка,

Море по небе летит, волки съели аппетит,

Звонко квакают утята, тонко крякают котята,

Проползла змеею луковица – получилась перепутаница.

                                                                                                 В. Бурыкина

Шутка.

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

                                                                      З. Александрова

Английские стишки

Я видел озеро в огне, собаку в брюках на коне,

На доме шляпу вместо крыши, котов, которых ловят мыши.

Даю вам честное слово: вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Овощи

Слушай сказку, не скучай да ошибки примечай.

Любит овощи внучок: грушу, яблоко, лучок,

И морковку, и лимон, с овощами дружит он.

Осень

Две подружки ходят в сад. Что-то делают не так:

Если дождик на дворе, зонтик прячут поскорей.

Хитро смотрит старый пёс. У него в глазах вопрос:

«Листья плавают по лужам. На дворе, наверно, стужа? »

Фрукты

Чтоб побольше было силы, Ира мёду попросила.

Угостила мама дочку ложкой кислого медочку.

Сладкого лимона сверху положила. Разве эта мама вас не уди пила?

Весна

Дети гуляли, стихи сочиняли:

«Листопад, листопад  хлопья снежные летят».

«Прилетели птицы с юга, значит, скоро будет вьюга»,

— Думал старый воробей. Ну а ты его умней?

Зима

Санки вытащила Света — На дворе, наверно, лето?

Или осень? Или снег? Поскорее дай ответ.

Мы у мамы шубы просим — Значит, к нам вернулась осень.

Будем в шубах мы гулять и грибочки собирать.

Весна

Дети гуляли, Стихи сочиняли: «Листопад, листопад

 — Хлопья снежные летят».

«Прилетели птицы с юга, Значит, скоро будет вьюга»,

— Думал старый воробей. Ну а ты его умней?

Я нарву букет ромашек и венок сплету сама.

Полюбуйся на ромашки, наша зимушка-зима.

Небылица.

Ехал кактус на коне, вел старушку на ремне.

А собачка в это время мыла Ваню на окне.

 

                                             



Предварительный просмотр:

Дидактические игры «Природа и человек. Наоборот. Назови растение с нужным звуком» в подготовительной группе. Подготовительная группа

К 1. «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры«Что сделано человеком – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос«Что создано природойИгра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

К 2. «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

К 3. «Назови растение с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А»«К»…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

К 4. «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает«Ромашка, роза, василек».

К 5. «Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

К 6. «Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

К 7. «Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.

Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

К 8. «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

К 9. «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение«Я надела теплую шубу, потому что…»«Дети надели панамы потому что…»«Идет сильный снег потому, что наступила…»

К 10. «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом«Завтракаем»«Умываемся», назвать, когда это бывает.

К 11. «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

К 12. «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

К 13. «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

К 14. «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

К 15. «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игрыНапример: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

К 16. «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

К 17. «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

К 18. «Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

К 19. «Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

К 20. «Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

К 21. «Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей, давайте наберем семян».

Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику»Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

К 22. с мячом «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом… (не бывает).

Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).

Капель летом… (не бывает).

К 23. «Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

К 24 «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

К 25 «Расскажи без слов».

Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

К 26 «Найдите, что опишу».

Цель: развивать умение искать растение по описанию.

Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

К 27 «Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

К 28 «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

К 29 «Что вокруг нас?».

Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад, две части (забор, кусты, цветы, песок, трава, три части (качели, веранда, береза, машина). За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.

К 30 «Скажи, что ты слышишь».

Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.

К 31 «Кто же я?».

Цель: указать названное растение.

Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает очко.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект экологической игры-путешествия «Мы идём в поход» для детей подготовительной группы

Елена Пинчук 
Конспект экологической игры-путешествия «Мы идём в поход» для детей подготовительной группы

План – конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы.

«Мы идём в поход»

Форма проведения: игра – путешествие.

Цели: формирование экологической культуры, развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

формирование опыта взаимодействия ребёнка с природой.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приёмы.

Практические: ритмические и танцевальные движения, передвижения согласно ООД, дидактические игры и упражнения.

Наглядные: рассматривание атрибутов, презентация.

Словесные: беседа, вопросы, рассказывание, чтение стихотворения.

Оборудование: предметы необходимые для похода, презентация, скамейка, массажный коврик; аудиозапись «звуки леса»«пение жаворонка».

Предварительная работа: беседы с детьми о животном и растительном мире, наблюдения за животным и растительным миром, ситуативные беседы «Поведение человека в природе», слушание музыкальных произведений, разучивание музыкальной игры «Танец на поляне»

Воспитатель:

Наступили тёплые дни и люди после холодной и хмурой зимы стараются как можно больше проводить время на природе. Многие отправляются в походы или просто на прогулку в лес или к реке. А вы знаете, что такое ПОХОД? (Поход-это массовая организованная прогулка с определённой целью. Туристический поход –это перемещение по определённому маршруту.)

В поход можно отправиться пешком, на велосипеде, на лошади или по реке на лодке.

А вы хотели бы отправиться в поход?

Предлагаю вам сегодня поиграть в поход. Но для начала давайте выясним, что необходимо взять с собой в поход.

«Нужные вещи в походе»

Кто из вас знает, что может пригодиться в походе?

Давайте подойдём к столу и выберем предметы, которые возьмём в поход. (Дети берут предмет и объясняют, как он может пригодиться в походе (котелок, ложка, лупа, компас, термос, плащ-дождевик, спички, телефон, аптечка)

В походе мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём.

Растения, животные, птицы, насекомые – это наша природа. Красота, которую она дарит - бесценна.

Если деньги накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Сегодня мы будем учиться быть туристами, которые не обидят природу и себя смогут защитить.

Вед. – Молодцы! Ну что же рюкзак собран, погода хорошая, отправляемся в поход. Строимся, не отстаём и будьте внимательны в пути.

Физминутка (дети выполняют действия в соответствии с текстом)

Мы сейчас пойдём направо.

Дружно!

А потом пойдём налево.

Дружно!

Мы тихонечко присядем.

Дружно!

И тихонечко привстанем.

Дружно!

Мы покружимся тихонько.

Дружно!

И попрыгаем легонько.

Дружно!

Пусть попляшут наши ноги.

Дружно!

И похлопают ладони.

Дружно!

Повернёмся мы направо (налево) что мы видим? (Поле)

1-ый слайд – ПОЛЕ

Смотрите, перед нами поле. Что на нём растёт? А за ним виднеется лес. По дороге идти далёко, а если пройти через поле, то сократим себе путь. Можно пройти по полю? (Ответы детей) Давайте вспомним пословицы о хлебе. (Дети проговаривают пословицы)

Предлагаю попросить ниву, чтобы подарила нам хороший урожай:

Нива золотистая,

Добрая медовая,

Принеси нам хлеба,

Колосок до неба,

Чтобы колос, как бревно,

А зерно, как ведро.

Вед. -Молодцы, не забыли о том, что чужой труд надо уважать.

Продолжаем свой поход.

(Выполняют действия в соответствии с текстом)

По ровненькой дорожке, (шагают высоко поднимая колени, по линии)

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки,

Раз- два, раз-два.

По кочкам, по кочкам, (прыгают с «кочки» на «кочку»)

По кочкам, по кочкам,

Раз- два, раз-два.

По ровненькой дорожке.

По ровненькой дорожке

Пришли мы на … лужок.

2-ой слайд – ЛУГ

Что, дети, перед нами? (Звучит фонограмма песни жаворонка). Чьё пение мы слышим?

Конечно же, это жаворонок. (На слайде - жаворонок)

Смотрите что это в траве?

(На слайде появляется гнездо)

А какие красивые цветы растут на лугу. Давайте рассмотрим их поближе.

(на слайде появляются цветы)

3-ий слайд–Вы знаете название этого цветка? (Ромашка, Лютик, Клевер, Колокольчик)

Сколько их много и какие красивые, может соберём букет? (Ответы детей)

Давайте все вместе прочтём стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты

Если мы сорвём цветы.

Т. Собакин

А есть ли ядовитые растения?

Хочу познакомить вас с очень опасными растениями, которые можно встретить на лугу или в лесу.

4-ий слайд - Это вороний глаз и белена. Запомните их.

5-ый слайд – А это Вех ядовитый, Болиголов и Борщевик. Не зря они так похожи. Если увидите растения похожие на них, лучше не трогайте их, чтобы не было беды.

А вы знаете растения, которые помогают лечить людей?

6-ой слайд

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно.

Как правильно их собирать, чтобы они не исчезли?

-не вырывайте растения с корнем,

-не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

А каких насекомых можно встретить на лугу? (Ответы детей)

7-ой слайд

Какие из насекомых опасны? Что делать, если вокруг тебя вьётся пчела? (Ответы детей)

8-ой слайд (пчела)

(Аудиозапись звука пчелы)

Гимнастика для глаз «Пчела»

Наблюдаем за полётом пчелы только глазами, не шевелимся, чтобы не разозлить её.

Пчела улетела, предлагаю поиграть в игру «Танец на полянке»

(Ж-л «Библиотека воспитателя» Познаём окружающий мир играя) (Дети надевают шапочки цветов и насекомых, во время аудиозаписи дети – «насекомые» летают вокруг «цветочков», сидящих на корточках, вы во время танцевальной музыки «насекомые» выбирают себе «цветок» и танцуют с ним. Затем, они меняются шапочками, и игра повторяется).

Отдохнули? Пора отправляться дальше в путь.

(выполняют действия в соответствии с текстом)

Мы сейчас пойдём направо.

Дружно!

А потом пойдём налево.

Дружно!

Мы тихонечко присядем.

Дружно!

И тихонечко привстанем.

Дружно!

Мы покружимся тихонько.

Дружно!

И попрыгаем легонько.

Дружно!

Пусть попляшут наши ноги.

Дружно!

И похлопают ладони.

Дружно!

Повернёмся мы направо (налево) что мы видим?

9-ый слайд –РЕКА

Что-то река как-то странно выглядит. Кому может помешать мусор? Что же делать? (Дети «очищают» водоём от мусора)

Посмотрите, какая красота! А какие красивые цветы на воде!

Как они называются? А их можно рвать? А что вы скажите папе или маме, если они захотят сорвать эти цветы?

Давайте посмотрим, кому ещё мы помогли.

10-ый слайд – ПРЕСНОВОДНЫЕ РЫБЫ

Каких рыб вы узнали? Где они располагаются? (ответы детей)

Думаю, что если бы они могли говорить, то сказали бы нам спасибо.

А нам пора идти дальше.

Ритмическая игра «Мы идём во лесок»

(Двигаются по направлению к экологической комнате.)

Мы идём во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба)

Впереди ручеёк,

Перейти – вот мосток. (Идут по скамейке)

Пробирайся осторожно –

Замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба)

Наконец-то мы пришли в лес.

Давайте присядем на бревно и послушаем, как звучит лес.

Аутотренинг

Закройте глаза и представьте себе то, что услышите.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

Ярче светит солнце,

Дует лёгкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы луга.

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я очень рад, что встретился

С этим удивительным миром.

Я хочу жить в мире с природой.

Посмотрите внимательно. По-моему здесь уже были туристы. (разброшен мусор из пластиковых бутылок и т. п.)

Что вы заметили? Правильно ли они поступили?

Чем это грозит для жителей леса?

• Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года,

консервная банка – не менее 70 лет.

• Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет

лежать несколько сотен лет.

• А осколки банки или бутылки способны причинить

вред даже через 2000 лет.

• А в солнечную погоду осколок стекла способен

сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Мы можем им как-то помочь? (Дети наводят порядок в «лесу»)

Смотрите, ёж. Какой хорошенький. Что ему делать одному в лесу, давайте возьмём его к себе в садик. Будем с ним играть, кормить его.

Знаете ли вы, как животные сами поддерживают чистоту в лесу?

Куда пропадают перья, шерсть?

(Шерсть и перья служат подстилкой в гнёздах, норах).

Куда исчезают опавшие с деревьев листья?

(Листья перегнивают и становятся удобрением)

А рога лося, он их сбрасывает в конце зимы-начале весны?

(а рога лосей любят грызть лесные мыши и белки)

Вед. – В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом!

Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.

Какие пословицы о лесе вы помните? (ответы детей)

(«Лес богатство и краса, береги свои леса»,

«Враг природы тот, кто леса не бережёт»,

«Много леса – не губи, мало леса-береги, нет леса-посади»)

Не забывайте, что в лесу мы только гости. Послушайте, как ведёт себя культурный гость в лесу.

«Гость в лесу» Н. Красильникова (Артём Кр.)

Я на кусте у родника

не тронул сети паука.

Я поглазел на муравьёв:

У них домище-

Будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не замутил…

В лесу я просто погостил!

А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте ещё раз проверим, в порядке ли мы оставляем лес.

Ритмическая игра:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом. (Ходьба)

Крылья пёстрые мелькают-

В поле бабочки летают. (Имитация взмаха крыльев)

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились. (Лёгкий бег с кружением)

В детсаду мы очутились.

Дети куда мы с вами ходили? (Ответы детей)

Какие правила поведения в лесу вы запомнили, проверим с помощью игры.

11-ый СЛАЙД

Игра «Да. Нет» (Бонд. С. 87-88)

1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. На лугу можно поиграть, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь – здесь много зелени, ещё вырастет!

3. В лесу можно покричать, пошуметь, поаукать, и главное – это никому не помешает!

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц и пауков можно прогнать, а лучше бы их вообще не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Я вижу, что вы ребята умные, добрые и знаете, как вести себя в лесу. Мне кажется, что все лесные жители будут рады видеть вас у себя в гостях.

И поэтому я вручаю вам диплом юного туриста.

Дети уходят под песню «У похода есть начало, а …»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Учимся наблюдать за природой»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на санках. Но всё же, постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идёте утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей :

За тем, как идёт снег, как кружатся снежинки, на их форму.

В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на цветы, звёздочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или тёмном рукаве пальто.


При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идёт «снежная крупа». При сильном ветре идёт сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок красивые лучи.
В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.
 
Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают всё вокруг

  • Обратите внимание детей на зимние деревья.

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто – то украсил их кружевом.
Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнение: «красиво, как в снежном царстве».

  • Зимой в особом нашем внимании нуждаются зимующие птицы.

Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.
К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнать воробья по коричневому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив пёрышки, нахохлившись – так они греются. Дети должны узнать снегирей по розовой грудке и серо – синему оперению.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

На этой наделе тема наших занятий – «Золотая осень». Мы с детьми беседовали об осенних изменениях в природе.
Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времён года, повторите названия времён года и их очерёдность.
Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью. 
«В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идёт дождь. В деревне убирают на хранение овощи. Птицы улетают в тёплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится жёлтой, красной, оранжевой и осыпается».
Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зелёные, а теперь стали жёлтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнётся листопад.
Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживёт, зазеленеет.
Меньше становиться насекомых – не слышно кузнечиков; не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.
Наблюдение за улетающими птицами. Они улетают в тёплые края, где даже в зимнее время тепло. Но весною птицы вернутся снова.
Прочтите ребёнку стихотворение и обсудите его:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между клёнами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца... М. Пришвин

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Мы продолжаем систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, о временах года. Тема нашей недели – «Ранняя весна».
Напоминаем, что знания детей базируются на их личном опыте. Поэтому рекомендуем вам во время прогулок с детьми обращать их внимание на изменения в природе. Понаблюдайте вместе с детьми за погодой.

Наблюдение за погодой.

  • Понаблюдайте с ребёнком , с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают.
  • Понаблюдайте за тем, насколько длиннее стал день.
  • Обратите внимание на связь между появлением большего количества солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, насекомых, птиц.
  • Детям очень нравятся народные приметы. Они любят наблюдать и проверять, действительно ли они исполняются.

Наблюдая за весенними изменениями в природе, обсудите с детьми значение народных пословиц и поговорок:

  • Зима снегом богата, а весна – водой.
  • Не пугай, зима,– весна придёт.
  • Осень прикажет, а весна придёт – своё скажет.
  • Весна и осень – на дню восемь погод.

Советуем вам разучить с ребёнком небольшое, но очень яркое и образное стихотворение Ирины Токмаковой о весне.

Весна
К нам весна шагает                                 Чёрные проталины
Быстрыми шагами,                                 На снегу видны.
И сугробы тают                                         Видно, очень тёплые
Под её ногами.                                         Ноги у Весны.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

На этой неделе мы с детьми говорили о насекомых.
Рекомендуем вам побеседовать с детьми на эту тему. В беседе вы можете сообщить ребёнку следующие интересные факты о насекомых:

  • Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, о которых зависит их окраска.
  • Бабочки питаются нектаром цветов.
  • Муравьи – самые известные насекомые. Они строят для себя огромные дома - «города» и живут большими семьями .
  • Пчёлы также живут большими семьями в улье. Они добывают мед, нектар из цветов.

Предложите ребёнку поиграть в игру «Узнай насекомое». Правила просты: Вы загадываете какое – то насекомое и при помощи подсказок помогаете ребёнку отгадать. Можно предложить поменяться : ребёнок загадывает – вы отгадываете.
Задавайте вопросы про насекомых:

  • Как он двигается: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает?
  • Какие оно издаёт звуки: жужжит, пищит, стрекочет, молчит?
  • Какой у него цвет: чёрное, зелёное, серое, в полоску?
  • Оно жалит, кусает, безобидное?
  • Оно живёт в большой семье или маленькой?

Загадки:
Что за домик, мне скажите?
В нём летает каждый житель.
Кто в том домике живёт,
Запасая сладкий мёд? (Пчёлы)

На цветке сидит цветок,
Пьёт цветочный сладкий сок. (Бабочка)

На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала                 
Беспокойная… (Пчела)

         Торопиться он не хочет,
                                        Листья ест, деревья точит,
                                         Слышен нам жужжащий звук - 
У воды она летает,               То летит обедать…. (Жук)
Насекомых ртом хватает,
Есть огромные глаза,
А зовётся….(Стрекоза)



Предварительный просмотр:

5590c1feb8747.jpg

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

«ЗНАТОКИ ТУРИЗМА»

737996942.jpg

 C:\Users\Admin\Desktop\737996942.jpg

737996942.jpg

«Путешествие»

 Цель: учить детей находить дорогу по ориентирам.

 Ход: воспитатель выбирает 1 -2 ведущих, которые по ориентирам (деревья, кустарники, и т. д.) определяют дорогу.

«Подумай и отгадай»

 Цель: учить детей различать туристическое снаряжение (аптечка, предметы туризма, походный инвентарь) .

 Ход: детям предлагают иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком, различными предметами туризма, туристического снаряжения, туристического инвентаря. Из этого многообразия выбрать те, которые могут пригодиться в походе. Выигрывает тот, кто безошибочно справляется с заданием.

 

C:\Users\Admin\Desktop\737996942.jpg

737996942.jpg

 «Лесник»

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников.

 Ход: выбирается лесник, а остальные дети его помощники. Они пришли помогать леснику, собирать семена для новых посадок. Лесник говорит: на моем участке растет много берез, тополей и кленов, давайте выберем семена. Лесник описывает дерево, не называя его, дети ищут семена и показывают леснику. Выигрывает тот, у кого больше семян и кто не ошибся в названиях семян (от какого они дерева).

«Что будет если… »

 Цель: учить замечать последствие своих действий по отношению к природе.

 Ход: воспитатель задает ситуацию, для обсуждения с детьми, в результате чего, дети приходят к выводу о бережном отношении к природе. Например, «Что будет, если сорвать все цветы? », «Что будет, если уничтожить всех бабочек? »

C:\Users\Admin\Desktop\737996942.jpg

«Что растет в лесу? »

 Цель: закреплять знания детей о растениях, произрастающих в лесу.

 Ход: воспитатель выбирает несколько детей и просит их назвать, что растет в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы» - дети по очереди называют виды грибов. «Деревья» - названия деревьев. Побеждает тот кто больше знает об этих растениях леса.

«Что из чего сделано («Чудесный мешочек») »

 Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

 Ход: дети на ощупь вынимают предмет и называют материал, из которого он изготовлен.

«Будь внимателен («Лото») »

 Цель: развивать у детей внимание и познавательный интерес.

 Ход: дети раздаются маленькие карточки, а у воспитателя карточки с крупным изображением. Например, «Весло – водный туризм», «Каска – горный туризм». «Велосипед – вело туризм».

737996942.jpg

 

Игра «Назови и расскажи»

Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.

Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.

Содержание игры: На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений или грибов. Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что изображено и рассказывают о растении: лекарственное, съедобное или ядовитое.

Игра «Виды туризма. «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.

Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.

Содержание: На столе разложены карточки с изображением разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет вид туризма и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.

C:\Users\Admin\Desktop\737996942.jpg

Игра: Игра - тренировка «Мы собираемся в поход».

Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.

Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т. д.

Содержание: Ребенок должен из предложенных ему вещей выбрать те, которые ему понадобятся в походе.

Игра: «Разложи костер»

Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.

Материал: бруски для выкладывания костра, карточки с видами костра.

Содержание: Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что в коробочке лежат карточки с разными видами костров и брусочки (полешки, для выкладывания костра). Дети должны назвать вид костра и разложить костер.

C:\Users\Admin\Desktop\737996942.jpg

Игра: «Зеленая аптека».

Цель: Закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Материал: Картинки с лекарственными растениями

Содержание: Дети делятся на 2 команды. У одной команды – иллюстрации с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т. д. У другой – картинки: порезанный палец, ребенок с перевязанным горлом, с градусником, салат из одуванчиков, щи из крапивы и т. д. По команде воспитателя дети из команд находят друг друга, становятся парами и объясняют свой выбор. Например: подорожник прикладывают к ране, из крапивы варят щи, и т. д.

C:\Users\Admin\Desktop\737996942.jpg

Игра «Что растёт в краю родном»        

Педагог называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности:

 Яблоня, груша, шиповник, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, сосна, апельсин, пихта, осина, кедр, мандарин,

Игра «Угадай дерево по листу»

Каждая команда получает засушенные листья различных деревьев. Назвать, к какому дереву принадлежит лист. В помощь детям даются загадки о деревьях.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры «Природа и человек. Наоборот. Назови растение с нужным звуком» в подготовительной группе

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

подготовительная группа

К 1. «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры«Что сделано человеком – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос«Что создано природойИгра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

К 2. «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

К 3. «Назови растение с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А»«К»…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

К 4. «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает«Ромашка, роза, василек».

К 5. «Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

К 6. «Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

К 7. «Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.

Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

К 8. «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

К 9. «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение«Я надела теплую шубу, потому что…»«Дети надели панамы потому что…»«Идет сильный снег потому, что наступила…»

К 10. «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом«Завтракаем»«Умываемся», назвать, когда это бывает.

К 11. «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

К 12. «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

К 13. «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

К 14. «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

К 15. «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игрыНапример: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

К 16. «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

К 17. «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

К 18. «Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

К 19. «Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

К 20. «Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

К 21. «Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей, давайте наберем семян».

Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику»Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

К 22. с мячом «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом… (не бывает).

Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).

Капель летом… (не бывает).

К 23. «Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

К 24 «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

К 25 «Расскажи без слов».

Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

К 26 «Найдите, что опишу».

Цель: развивать умение искать растение по описанию.

Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

К 27 «Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

К 28 «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

К 29 «Что вокруг нас?».

Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад, две части (забор, кусты, цветы, песок, трава, три части (качели, веранда, береза, машина). За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.

К 30 «Скажи, что ты слышишь».

Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.

К 31 «Кто же я?».

Цель: указать названное растение.

Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает очко.

кологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…»

Гузелия Ишбаева 
Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…»

«Что было быесли из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос«Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения рукамиесли овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек)весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?

«Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал«Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое,

Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т. д.

В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т. д.)

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит«Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например«зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т. д. Или«влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д.

«Две корзины»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

«Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Не причиняй вред природе»

                 

                                                    Подготовила:

                                                                                     воспитатель

                                                                                     Тремасова Т.К.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущих является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не  вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурной поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.

    Чувство природы является основой  экологического-и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Вот некоторые правила поведения в природе:

  • Лекарственные растения-это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
  • Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их-браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл наш луг-не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
  • Ягоды-источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям, они долго болеют и даже могут погибнут. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
  • Не разоряйте муравейники.
  • Не рви паутину, не уничтожай пауков, они полезны.
  • Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны.
  • Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
  • Старайся ходить по тропинкам тихо и осторожно.
  • Не оставляй после себя мусора.
  • Все отходы после отдыха нужно увозить с собой в город, особенно стеклянную посуду и упаковку из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разложили.
  • Бросать что-либо в водоём не допустимо, Пруд, реки, озёра-это место обитания многих животных и растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под водой нам не видно все это безобразие. Водоем-это жизненное пространство рыб, бесчисленного количества разных беспозвоночных и микроорганизмов, а также многих птиц и зверей. От чистоты водоёмов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла. Как часто по вине бестолковых людей другие вынуждены обращаться к врачу с ранами на ногах.

      Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком как таблица умножения.

     Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например: не потушённому костру, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставлять правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т.д. Особое внимание уделите искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например:

Дети нашли в лесу ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные; они живут своей жизнью.

   Можно использовать и словесные ситуации, которые необходимо обсуждать с детьми. Например: На ваших глазах ребёнок подбежал к стае голубей и разогнал их.

  • Дайте оценку этому поступку.
  • Как бы вы поступили?
  • Что надо делать, когда встречаете птицу?
  • Надо ли помогать птицам? Как?
  • Нужно ли срывать несъедобные ягоды рябины, калины без необходимости?

В заключении хочется сказать, что показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знание и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика ваша роль, родители. Своим отношением к природе, своим поведением Вы оказываете сильное воздействие на личность ребёнка.