Для воспитателя о нравственности

Бабич Татьяна Петровна

В помощь воспитателю о нравственном воспитании детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_nravstven.docx34.7 КБ
Файл horosho-ploho.docx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №4 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ: РЕБЁНОК С ОВЗ»

Автор: Бабич Т.П.,

воспитатель ОУ

для обучающихся с ОВЗ

                                                         Санкт-Петербург

  2021

    Нравственность является одним из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Несмотря на то, что нравственность – это свойство отдельной личности, именно оно играет огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя.

    Понятие «нравственность, нравственное воспитание» всеобъемлюще.

Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности каждого человека.

    Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными, всё зависит от воспитания. Семья – начальное звено в воспитании нравственного поведения. Процесс формирования нравственного поведения у детей длительный и сложный, он начинается с формирования первоначальных представлений о взаимоотношениях близких людей в семье, задолго до поступления ребенка в школу. Именно в семье ребенок получает первые практические навыки взаимоотношения с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, семейная атмосфера вырабатывает у детей привычки поведения, предоставляет критерии оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Именно семья является хранителем нравственности, физического и психического здоровья людей. Чем больше будет гармонии в отношениях супругов, родителей и детей, равенства ее членов, тем стабильнее будет общество в целом, и счастливее каждый человек в отдельности.

   Во-вторых, для освоения нравственного опыта дети нуждаются в постоянной помощи родителей, педагогов, которые владеют этим опытом. Личный опыт детей весьма узок и ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и преодоление отрицательных. Любые качества личности имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием.

      Нравственные навыки и привычки формируются в результате механических тренировок: сделай так, скажи, принеси, сложи, помоги. Позднее механические тренировки автоматизируются, становятся более осмысленными благодаря ежедневной продуманной педагогической работе, результатом которой становится не одно или несколько действий, а последовательная деятельность ребенка на протяжении всего дня, сопровождаемая взрослым. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятную психологическую обстановку и играют немаловажную роль в приобретении нравственного опыта.

    Формирование нравственного воспитания происходит ежедневно посредством доступных методов: рассказ, объяснение, разъяснение, личный пример. 

Метод личного примера является самым действенным, т.к. оказывает огромное влияние на сознание и поведение каждого ребёнка, на формирование его морального облика, а также самовоспитание и уважение к самому себе и другим.

   Организация деятельности и приобретение опыта нравственного поведения происходит в играх, упражнениях, поручениях, специально созданных воспитывающих ситуациях.

  Огромное влияние на поведение обучающихся оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность.

   К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство, приобщение к живописи, музыке, театру, а также к другим видам творческой деятельности. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт. Незаменима роль искусства и в накоплении опыта сопереживания.

   Для формирования нравственного опыта рекомендуем литературные произведения известных писателей: В. Сухомлинского, В. Осеевой, В. Голявкина, Е. Пермяка.   

В. Сухомлинский СКАЖИ ЧЕЛОВЕКУ «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.

С детства необходимо учить детей желать здоровья другим, даже незнакомым людям, это не только проявление вежливости и культуры поведения, но и обмен положительными эмоциями через слово «Здравствуйте». Издавна принято на Руси желать друг другу здоровья.

В. Сухомлинский ДЛЯ ЧЕГО ГОВОРЯТ «СПАСИБО»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

Благодарность – признак воспитанности. Приятно получать благодарность за добрые дела, но и искренне благодарить других за заботу и внимание тоже приятно. Не скупитесь на добрые слова, произносить их не сложно, а значимость благодарности велика. Вовремя сказанное слово творит чудеса.

Е. Пермяк КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.

Не слова, и не украшения делают маленьких большими, а добрые дела и помощь родителям.

Е. Пермяк ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так? — спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.

— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

— А как? — спрашивает Митя.

— А вот так, — сказал отец.  

Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.  

Личный пример родителей, в данном случае – пример отца, помогает мальчику научиться терпению, ведь в любом деле нужны знания и практика. А придуманная игровая ситуация помогла быстрее и качественнее освоить технику владения инструментом.

В. Осеева БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:

— Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

— Садись, бабушка! — сказала Таня. — Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

— Вот какие умницы вы у меня!

Каждый ребёнок охотно выполняет роль учителя, главное не забывать создавать такие ситуации, в которых он может проявить свои знания и умения в жизни и в игре.

В. Сухомлинский БАБУШКА ОТДЫХАЕТ  

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала: – Тихо, Галинка, бабушка отдыхает.

Целую ночь не спала, болело сердце. Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала: – Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала: – Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила: – Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Тактично и ненавязчиво собственным примером можно воспитать заботливое отношение к старшим, в данном случае, к бабушке.

В. Осеева ПРОСТО ТАК

Костя сделал скворечник и позвал Вову:

– Посмотри, какой птичий домик я сделал.
Вова присел на корточки.

– Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, – робко сказал он, – сделай и мне такой! А я тебе за это планер сделаю.

– Ладно, – согласился Костя. – Только давай не за то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.

Воспитание у детей желания бескорыстно помочь или подарить подарок, не требуя ничего взамен.

В. Голявкин НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА

У Андрюшки было много друзей во дворе. Некоторые даже ходили уже в школу, но такого маленького друга у него ещё никогда не было.

Этот новый друг Вадик знал несколько слов и большую часть времени спал в коляске. И тем не менее он был настоящий друг.

При виде Андрюши он ещё издали кричал:

— А-а-а!

Всё, что у него было в руках, он протягивал своему другу и говорил:

— На!

А однажды, когда на Андрюшу залаяла большая собака, Вадик так громко заплакал, что собака поджала хвост и замолчала.

Зато Андрюша, как друг, водил малыша за руку, и благодаря этому Вадик быстро научился самостоятельно ходить. Ведь Андрюша сам в своё время не сразу научился ходить самостоятельно и, наверное, помнил об этом.

А когда мама Вадика отлучалась, всегда следил, чтобы друг его не вывалился из коляски, и Вадик, хорошо понимая это, протягивал ему руки и говорил:

— Угу.

Андрюша часто дарил ему какую-нибудь свою игрушку, и Вадик радостно кричал:

— Ага!

Теперь Андрюша ходит уже в школу и, говорят, не очень-то смирно сидит за партой, а Вадик вовсю бегает и ни минуты не желает сидеть в коляске.

И они по-прежнему друзья.

Забота о младших, умение помогать делает детей добрее, ответственнее. Дети становятся взрослее в свих глазах и глазах окружающих, они начинают чувствовать свою значимость.

В. Сухомлинский КОМУ ЖЕ ИДТИ ЗА ДРОВАМИ?

На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.
Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:

– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?

Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.

– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.

– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.

– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.

– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.
Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:

– Мы тоже пойдём в лес, мама.

– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.

Без назиданий и принуждения разрешилась ситуация благодаря терпеливому и тонкому воспитанию детей: младший ребёнок проявил отзывчивость на просьбу мамы и пробудил ответственность у старших братьев. На много приятнее слёзы радости, чем слёзы огорчения.

 В. Сухомлинский КРАСИВЫЕ СЛОВА И КРАСИВЫЕ ДЕЛА

Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

 Не словами, а делами прекрасен человек.

В. Сухомлинский ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.

Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

– Трудно быть человеком… – подумал он.

Если в семье уделяется внимание нравственному воспитанию, со временем обязательными становятся слова благодарности для тех, кто получает помощь, а не для тех, кто её оказывает.

В. Сухомлинский КАПЛЯ ВОДЫ

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и дети подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

Порассуждайте с детьми: сколько времени понадобилось бы детям ждать, чтобы бабушка выпила стакан воды? А сколько времени ждала бабушка, пока все дети утолят жажду? У кого больше сил: у детей или у бабушки? Почему нужно уважать старших и заботиться о них?

В. Сухомлинский НЕСМЕЛЫЙ МАЛЬЧИК

В пятый класс среди года пришел новый ученик, Николай. В первый же день все убедились, что он несмелый, даже застенчивый, его хотели на первую парту посадить, но он отказался. Попросился на последнюю.
Учился Николай прилежно, старательно делал домашние задания. Ответы Николая были такими хорошими, что, когда его вызывали, в классе наступала тишина. Каждый хотел послушать хороший ответ. Учителя часто хвалили Николая: «Вот так нужно готовить задания и отвечать на вопросы».

От похвал мальчик краснел, было видно, что ему хотелось быстрее сесть за свою последнюю парту.
Одноклассники говорили: «Хороший ученик. И добрый товарищ.
Попросишь – всегда объяснит, расскажет, как решить задачу. Но очень несмелый…» Однажды пятиклассники возвращались из школы домой. Было это в мае, перед окончанием учебного года. Шли гурьбой, о чем-то спорили.
Когда проходили по мосту через речку, услышали крик. Кто-то кричал внизу, недалеко от моста. Речка была небольшая, но быстрая и полноводная. Неужели кто-то зовет на помощь?

Не успели ребята и подумать об этом, как увидели: Николай прыгнул в воду, туда, откуда доносился крик.
Потрясенные мальчики подбежали к перилам моста. Николай уже подплывал к маленькой девочке. Она не умела хорошо плавать и попала в водоворот. Еще немного – и девочка погибла бы.

– Держись за мою рубашку! – крикнул Николай.
Девочка схватилась за рубашку, и Николай быстро поплыл с ней к берегу.

Важно объяснить детям значение слов: несмелый, скромный, застенчивый. Мальчика, который в чрезвычайной ситуации не струсил, быстро принял решение и бросился спасать девочку, рискуя своей жизнью, называют смелым. Как бы ты назвал этот рассказ?

В. Сухомлинский ПОСМЕЯЛИСЬ НАД БАБУШКОЙ

Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.

Задайте детям вопросы: когда вы падаете, над вами смеются родители? Когда вы теряете свою любимую игрушку или нужный предмет, вы радуетесь или огорчаетесь? А почему дети смеялись, когда бабушке мячом выбили палочку из рук? Как вы думаете, для чего бабушке нужна палка? Как нужно было поступить в этой ситуации?

В. Осеева СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Почему старичок не понял, что два талантливых мальчика были сыновьями первых двух женщин? Как он догадался, что один из мальчиков сын третьей женщины? Помогают ли родителям их сыновья? Чем ты помогаешь своим родителям?

В. Осеева ПРОСТО СТАРУШКА

 По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко.

Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – отвечал мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет!

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

Знала ли девочка о том, что в трудной ситуации помогать нужно всем, кто в этом нуждается, независимо от родства или знакомства?

С. Лежнева КАК ВОВА ПРАЗДНОВАЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

У Вовки был день рождения. С самого утра ему надарили множество

подарков, и он ходил гордый и важный в новом костюмчике.

А потом в гости пришли друзья, и мама посадила всех за стол и дала каждому по куску очень красивого и вкусного пирога с вишнями.

– А мне нужно положить еще кусок пирога, – громко заявил Вовка и уверенно объяснил: – Потому что у меня день рождения, и я сегодня самый главный.

Мама улыбнулась и отрезала Вовке еще небольшой кусочек. Потом все вышли из-за стола и стали рассматривать подарки.

– Не трогайте руками, – суетился Вовка, – вы можете нечаянно сломать. Я тогда расстроюсь, а это неправильно – ведь у меня сегодня праздник.

И ребята потихоньку загрустили, ведь как можно играть в игрушки, если их не трогать руками.

Тогда Костик, лучший Вовкин друг, неожиданно сказал:

– Давайте пойдем во двор, там хоть побегать можно.

Вовка тут же надулся. Еще бы! Во дворе все равны, кто же там будет помнить про его день рождения.

Задайте вопрос ребёнку: почему дети убежали играть во двор? Ты хотел бы подружиться с Вовкой? Почему? Как должен вести себя именинник? Что бы ты посоветовал Вовке?

Е. Кес ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Однажды мама позвала меня к себе и сказала:

- Мой хороший, ты хочешь узнать, что такое чувства?

Я люблю, когда мама рассказывает мне что-нибудь интересное, поэтому я закивал головой, сел рядом и приготовился слушать.

- Чувства – это то, что мы ощущаем каждый день, как реагируем на события в нашей жизни, - начала объяснять мама. – Даже новорождённый малыш, который пока ещё не умеет ни ползать, ни разговаривать, уже может переживать разные эмоции.

- Как это? – удивился я.

- А вот так, - улыбнулась мама. – Глядя на малыша, мы всегда можем сказать: радуется он или расстроен.

- Но как? – воскликнул я. Он же не умеет говорить!

- Мы смотрим на его личико, видим, какое у него выражение, и понимаем, что он чувствует в этот момент, - пояснила мама.  А потом спросила: 

- Если ребёнок улыбается, то что он ощущает, как ты думаешь?

- Наверное, он радуется… - предположил я.

- Верно, - улыбнулась мама. – А если его личико сморщилось, и он горько заплакал, что он чувствует, по-твоему?

- Наверное, ему грустно, - догадался я.

Мама погладила меня по головке и продолжила:

- Мы можем понять, что чувствуют другие по выражению их лица и по голосу. Это может быть радость, грусть, злость, удивление, страх и многое другое.

- Мама, а бывают плохие чувства? – спросил я.

Мне не хотелось расстраивать маму плохими переживаниями.

- Нет, - успокоила меня мама. – Нет плохих и хороших чувств. Если ты понаблюдаешь за своими ощущениями, то поймёшь, что они даже могут быть полезны.

Я поцеловал маму и убежал играть с сестрёнкой.

Е. Кес ЧТО ТАКОЕ БЛАГОДАРНОСТЬ

Как-то раз в гости к нам приехала бабушка. Она испекла нам вкусный пирог, а потом мы целый день играли с ней в мои любимые игры. Когда наступил вечер, бабушка стала собираться домой. Я крепко обнял её.

- Я не хочу, чтобы ты уезжала…

- Мой дорогой, я скоро приеду к вас снова – пообещала бабушка.

- Спасибо тебе за пироги и за то, что ты провела со мной целый день! – поблагодарил я бабушку.

Когда она уехала, мама похвалила меня:

- Молодец, что сказал бабушке спасибо. Ей было очень приятно. Очень важно быть благодарным и говорить добрые слова тому, кто помогает и заботится о тебе. Задумывался ли ты когда-нибудь, - спросила меня мама, -  что слово «благодарю» состоит из двух слов: «благо» и «дарю»?

- А, - догадался я, - значит, когда я сказал «Спасибо» бабушке, я подарил ей благо?

- Всё верно, сынок, ты сделал бабушке очень приятно, - согласилась мама и продолжала:

- В нашем лесу как-то жила Ворона, которая никогда не замечала то хорошее, что делали для неё другие звери. – Она была неблагодарной? – спросил я.

- Да, - ответила мама, она никогда не говорила спасибо и не благодарила за помощь тех, кто старался ей помочь. И вскоре многие звери перестали ей помогать.

После разговора с мамой я понял, как важно говорить «спасибо» тому, кто делает для тебя добрые дела. Я умею быть благодарным.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ:

Н. Носов «Ступеньки» Издательство: Эксмодетство - 2021

В. Драгунский «Денискины рассказы» Издательство: Качели - 2021

В. Осеева «Волшебное слово» Издательство: Малыш - 2020

Е. Пермяк «Лучшие сказки и рассказы для детей» Издательство: Эксмодетство – 2021

Е. Кес «Азбука чувств и эмоций» Издательство «Феникс» - 2020

Л.Н. Толстой «Читаю сам по слогам» Издательство «Малыш» 2020

           

ПРИЛОЖЕНИЕ «ХОРОШО-ПЛОХО»

Подбор иллюстраций с изображением нравственных ситуаций для рассматривания и обсуждения вместе с детьми.


Предварительный просмотр: