Методическая копилка

Яшина Надежда Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На странице размещены методические разработки для педагогов дополнительног образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Полевского городского округа «Центр развития творчества им. П.П.Бажова»

_______________________________________________________________________

Памятка для педагогов дополнительного образования по написанию разделов краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП) с использованием дистанционных технологий.

  1. Дифференциация содержания ДООП.

Краткострочные ДООП предполагают ознакомительный уровень освоения программы. Поэтому, при формулировании цели хорошо использовать  такие слова, как ознакомление и приобщение.

Содержание краткосрочной программы должно предусматривать формирование как отдельных знаний, умений и навыков (ЗУН), так и системы универсальных ЗУН.

Образовательным результом реализации краткосрочной программы будет: освоение обучающимися отдельных приемов, техник и знаний; введение обучающихся в систему определенной деятельности. Образовательный результат необходимо представить в разделе «Планируемые результаты» тремя группами: предметные, метапредметные и личностные.

Таблица 1. Классификация образовательных результатов.

Образовательный
результат

Характеристика

Предметные

результаты

Знания, умения, навыки; опыт решения проблем, творческой деятельности; система ценностей, усвоенных в рамках изучения программ определенной направленности

Метапредметные
результаты

Освоенные на базе одной или нескольких образовательных программ способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Личностные

результаты

Индивидуальные достижения в освоении программы определенной направленности, ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально
и личностно-значимых проблем

Таблица 2. Соотношение типов универсальных 
учебных действий с группами образовательных 
результатов и задачами учебного занятия.

Универсальные учебные
действия

Образовательные
результаты

Задачи учебного
занятия

Личностные

Личностные

Воспитательные

Регулятивные

Метапредметные

Развивающие

Познавательные

Коммуникативные

Предметные

Обучающие

  1. Особенности разработки структуры дистанционного урока.

Модель структуры дистанционного занятия включает в себя следующие элементы:

1. Мотивационный блок. Мотивация  необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед обучающимся.

2. Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации).

3. Информационный блок (система информационного наполнения).

4. Контрольный блок (система тестирования и контроля).

5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с преподавателем и между собой).

Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т. д.

При разработке дистанционного занятия следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит обучающимся задавать вопросы.

  1. Требования к дистанционному занятию.

Внешний порядок занятия. Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание занятия. Это требование к дистанционному занятию являться определяющим. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время занятия (техническое обеспечение, наличие необходимых материалов и др.).

Внутренний порядок занятия (его структура). К внутреннему порядку занятия относится целесообразное распределение занятия на этапы, т.е. занятие делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированное занятие содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую обучающихся, стимулирующую процесс обучения, пробуждающий мотивацию. Обучающиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо спланированное занятие учитывает уровень подготовленности обучающихся характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет последовательно продвигаться от одной частной цели занятия к другой. Целесообразно рассматривать изучение одной темы путем разделения на микротемы. И тогда, изучение темы с применением дистанционных технологий будет выглядеть так:

Введение.

Микротема 1.                Контроль.

Микротема 2.                Контроль.        Тема учебного занятия.

…..

Подведение итогов.

Важно понимать, что усвоение обучающимися темы занятия и отработка практических навыков самостоятельно в дистанционном режиме занимают в два, а то и в три раза больше времени, чем при обучении в сопровождении педагога. Имеенно это и должно стать основой разделения темы.

Алгоритм разработки дистанционного занятия:

1. Определение темы дистанционного занятия.

2. Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).

3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).

4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.

5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.

6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.

7. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет).

В ходе обучения, обучающимся нередко требуются индивидуальные консультации преподавателей по изготовлению действующего образца. В таких случаях эффективным является использование кейс-технологии. Необходимые консультации оформляются в письменной форме (с чертежами, схемами и пояснениями к ним), формируется кейс-заданий. По мере работы с кейсом для обучающихся предусматривается способ связи с педагогом (электронная почта, мессенджеры, индивидуальные сайты и др.).

8. Разработка контрольных  и оценочных материалов (тест, проектная работа, ведение рабочих тетрадей, практическое или творческое задание, коллаж, эссе, реферат и т.д.) для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников. После получения ответа от обучающегося, формируется оценка с рекомендательным характером (обязательно должна быть обратная связь педагога с ребенком и также с родителем (эффективно использовать различные мессенджеры).

Для объединений физкультурно-спортивной направленности в качестве контрольных материалов можно использовать ведение дневника тренировок.

Дневник самостоятельных тренировок

Часть занятия

Содержание занятия

Количество повторений и время

Методические

рекомендации

Результат

(наблюдения, самочувствие)

Подготовительная

Основная

Заключительная

9. Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:

1-х классов — 10 мин,

2-5-х классов — 15 мин,

6-7-х классов — 20 мин,

8-9-х классов — 25 мин,

10-11-х классов — 30 мин.

Распределение времени занятия (для он-лайн режима):

ознакомление с инструкцией от 2 до 5 минут;

работа педагога над темой, теоретическая часть до 20 минут;

выполнение индивидуальных заданий до 10 минут;

обсуждение результатов занятия до 10 минут.

Общая длительность дистанционного занятия 30 минут.

10. Подготовка технологической карты занятия, подробного сценария дистанционного занятия.

11. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности обучающегося подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.

12. Программирование учебных элементов занятия для представления в Интернете, в случае размещения занятия на веб-сайте.

13. Тестирование занятия, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.

14. Опытная эксплуатация занятия.

15. Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации.

16. Проведение занятия.

17. Анализ занятия. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников так и учителя.

Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.

Таблица 3.Основные дистанционные образовательные формы.

Тип дистанционного занятия

Форма дистанционного занятия

Примеры Интернет-сервисов и платформ

Объяснение новых знаний, изучение материалов и т.д.

Вебинар, видеоконференция, видео- или аудиолекция, видео- или аудиоурок, анонсирующий видеоролик, тематический обучающий видеоролик, презентация, мастер-класс, посещение электронных библиотек, изучение учебных материалов и др.

ZOOM, Skype, Microsoft Teams, Classroom.google.com, WatsApp, Viber, ВКонтакте, индивидуальный сайт педагога (nsportal.ru, maam.ru и др.).

http://vcht.center/center/news/02042020/ - реестр обучающих дистанционных курсов;

- http://dopedu.ru/ - информационный портал системы дополнительного образования;

 - http://pedsovet.org/m/ - материалы;

https://zeroplus.tv/ - онлайн-кинотеатр;

- https://www.emaze.com/ru/ -сервис для создания презентаций (и не только) с трехмерной анимацией;

- https://www.easel.ly/ -сервис для быстрого создания инфографики с помощью шаблонов – английский интерфейс и др.

Тренинг, отработка навыков, повторение

Задания для выполнения, упражнения, интерактивные игры, викторины, цифровые тренажеры, адресные дистанционные консультации и беседы

ZOOM, Skype, Microsoft Teams, Classroom.google.com, WatsApp, Viber, ВКонтакте, индивидуальный сайт педагога (nsportal.ru, maam.ru и др.).

https://learningapps.org/ - сервис для разработки интерактивных упражнений;

- http://fcior.edu.ru/ - раздел «Дополнительное образование;

https://onlinetestpad.com/ - контсруктор кроссвордов

и др.

Контроль, самоконтроль

Тест или цифровой тест, опрос, анкетирование, контрольные задания, аудио- и видеофайлы, фотографии, сканированные файлы

ZOOM, Skype, Microsoft Teams, Classroom.google.com, WatsApp, Viber, ВКонтакте, индивидуальный сайт педагога (nsportal.ru, maam.ru и др.).

https://gmail.com - работа с совместными документами;

https://onlinetestpad.com/ru - разработка и создание тестов и др.

Составитель: Н.В. Яшина, методист ЦРТ им.П.П.Бажова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: основные трудности при написании. Яшина Н.В., методист Август,2020 МАУДО ПГО ЦРТ им.П.П.Бажова

Слайд 2

Идея. Профессиональные качества и навыки педагога. Учебно-методические материалы, дидактические пособия, оборудование. С чего начинается написание ДООП?

Слайд 3

Комплекс основных характеристик ДООП. 1.1. Пояснительная записка. Введение Актуальность Новизна Педагогическая целесообразность Отличительные особенности Направленность Цель и задачи Адресат программы Уровень программы, сроки реализации и объем Формы и режим занятий Методы, приемы, технологии. 1.2. Содержание ДООП. Календарный учебный график Учебно-тематический план Содержание учебно-тематического плана 1.3. Планируемые результаты. Структура ДООП

Слайд 4

II . Комплекс организационно-педагогических и аттестационных условий. 2.1. Формы аттестации и оценочные материалы. 2.2. Условия реализации ДООП. Методическое обеспечение программы Материально-техническое обеспечение программы III . Литература. Приложение. Структура ДООП

Слайд 5

Связь структурных элементов ДООП

Слайд 6

Пояснительная записка. Введение. Помимо исторической справки и краткой характеристики предмета, необходимо описать педагогическое обоснование, т.е. ответить на вопрос: Какое влияние будет оказано на общее развитие адресата программы после освоения данной ДООП?

Слайд 7

Пояснительная записка. Актуальность. Зачем нужна данная ДООП конкретно этому адресату, конкретно в данных условиях

Слайд 8

Пояснительная записка. Новизна. Новые методики, технологии, формы занятий, формы диагностики и т.д. !!!Новизной может являться применение дистанционных технологий. Формулировка новизны может включать такие слова: «Впервые…» «Конкретизировано…» «Дополнено…» «Расширено…» «Углублено…»

Слайд 9

Пояснительная записка. Педагогическая целесообразность. Подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. Здесь можно указать: причины введения новизны; обоснование выбранных форм, средств или методов образовательного процесса. Педагогическая целесообразность отвечает на вопрос: Почему предлагаемые в программе средства, формы или методы наиболее действенны или какой смысл эта программа будет иметь в системе образования конкретной личности?

Слайд 10

Пояснительная записка. Отличительные особенности. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления. Чем отличается данная программа от уже существующих?

Слайд 11

Пояснительная записка. Направленность. Художественно-эстетическая; Техническая; Физкультурно-спортивная; Естественнонаучная; Социально-педагогическая; Туристско-краеведческая.

Слайд 12

Пояснительная записка. Цель и задачи. ВАЖНО!!! Формулируя цель, нужно четко понимать, что ее результат должен быть измерим. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей. Цель конкретизируется в задачах.

Слайд 13

Пояснительная записка. Цель и задачи. Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

Слайд 14

Пояснительная записка. Цель и задачи. Целям и задачам должны соответствовать содержание и планируемые результаты

Слайд 15

Пояснительная записка. Адресат.

Слайд 16

Пояснительная записка. Уровень освоения ДООП. от 16 часов до 3 мес. минимум 1 год минимум 2 года

Слайд 17

Пояснительная записка. Форма обучения и формы занятий. Формы обучения - очная, очно-заочная , очно-дистанционная , заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4). Лекция, мастер-класс, творческая мастерская, выставка, турнир, игра и т.д. Видеоурок , презентация, видеоконференция, обучающий видеоролик, цифровой тренажер и т.д.

Слайд 18

Содержание ДООП В календарном учебном графике, учебно-тематическом плане, в содержании УТП темы необходимо расписывать с учетом теоретических и практических часов. Форма контроля по каждой теме должна быть предусмотрена как для очного обучения , так и для дистанционного .

Слайд 19

Содержание ДООП Соответствие принципам – успех реализации ДООП!!!

Слайд 20

Планируемые результаты Образовательный результат Характеристика Предметные результаты Знания, умения, навыки; опыт решения проблем, творческой деятельности; система ценностей, усвоенных в рамках изучения программ определенной направленности Метапредметные результаты Освоенные на базе одной или нескольких образовательных программ способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты Индивидуальные достижения в освоении программы определенной направленности, ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально и личностно-значимых проблем

Слайд 21

Планируемые результаты Образовательные результаты Задачи ДООП Личностные Воспитательные Метапредметные Развивающие Предметные Обучающие Соотношение образовательных результатов с задачами ДООП

Слайд 22

Комплекс организационно-педагогических и аттестационных условий. Формы аттестации и оценочные материалы. Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся творческого объединения (по А.В. Хуторскому). I . Теоретическая подготовка воспитанника 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебного (тематического) плана Соответствия теоретических знаний ребёнка программным требованиям 1.2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии II . Практическая подготовка ребёнка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного (тематического плана) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям 2.2. Владением специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения 2.3. Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий III . Общие учебные умения и навыки 3.1. Учебно-интеллектуальные умения Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Слайд 23

Аттестация обучающихся Мониторинг воспитанности обучающихся в детском объединении I . Профессиональная воспитанность 1.1. Этика и эстетика выполнения работы и представления её результатов Завершение работы, использование необходимых дополнений 1.2. Культура организации своей деятельности Аккуратность в выполнении практической работы, терпение и работоспособность 1.3. Уважительное отношение к профессиональной деятельности других Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы 1.4. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и её результатов Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога II . Практическая подготовка ребёнка 2.1. Коллективная ответственность Аккуратность выполнения части коллективной работы 2.2. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность 2.3. Стремление к самореализации социально адекватными способами Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы 2.4. Соблюдение нравственно-этических норм Выполняет правила поведения на занятиях

Слайд 24

Материалы для дистанционного обучения Оформляются Приложением к программе.

Слайд 25

Материалы для дистанционного обучения ВАЖНО! Обучающиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить, как можно получить помощь педагога. Важно понимать, что усвоение обучающимися темы занятия и отработка практических навыков самостоятельно в дистанционном режиме занимают в два, а то и в три раза больше времени, чем при обучении в сопровождении педагога. Не допускается оформлять материалы для дистанционного обучения сплошным текстом!

Слайд 26

Условия реализации ДООП

Слайд 27

Оформление программы Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм - (для формата А4); левое - 15 мм, правое - 10 мм, верхнее - 10 мм, нижнее – 15 мм - (для формата А5). Производим сквозную нумерацию страниц. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например, 1., 1.1., 1.1.1. и т. д. Введение, главы основной части, заключение, список литературы, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, под главы, ...) должны быть однотипными… далее см. Методические рекомендации

Слайд 28

Оформление списка литературы Пример для интернет-ресурсов : Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL : http://base.garant.ru/70512244/ . Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ. Пример для книжного издания: Чалых, Д. А. Мотивация и деятельность [Текст] / Д. А. Чалых. – М.: Лаборатория Книги, 2012. – 149 с. Пример для статьи: Лепешева , Е. М. Мотивирование педагогов ОУ [Текст] / Е. М. Лепешева // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – №5. – С. 79-84.