«Использование театральной – деятельности для развития культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста»

костяева ольга яковлевна

Театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта 25.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование театральной – деятельности для развития культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста»

        Я выбрала тему «Использование театральной – деятельности для развития культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста», в связи с тем, что, работая с детьми раннего возраста, я столкнулась с тем, что у детей, в силу их возраста недостаточно развиты, а у некоторых отсутствовали элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Не умели умывать лицо и руки, причесываться, одеваться, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, следить за своим внешним видом, не умели пользоваться горшком.

        А именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки, научится понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

        С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр – забав, хороводов, при прослушивании сказок и потешек.

        Таким образом,  театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств.

        Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры через театрально – игровую деятельность.

        Задачи: - формировать у детей интерес к здоровью и чистоте, быть положительным примером здорового образа жизни;

- побуждать детей к самостоятельности;

- доставлять детям удовольствие и радость от проделанной работы.

        Новизна:

        Создавая условия для формирования культурно - гигиенических навыков, в своей работе я применяю показ, пример, объяснение. Так же широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор. Для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно – гигиенических навыков в нашей группе стала кукла забава «Бабушка Забавушка».  С Бабушкой Забавушкой жизнь детей в группе стала еще увлекательней, ярче, занимательней. Дети с Бабушкой Забавушкой стали настоящими друзьями. Она участвует во всех видах деятельности.

        

Работу по данной теме я начала с детьми первой группы раннего возраста.

        Многие вновь поступившие         дети очень тяжело переживали, отрыв от семьи. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь приходит Бабушка Забавушка она помогала установить контакт с ребенком. С куклой дети быстрее идут на контакт, чем с взрослыми. Когда бабушка разговаривает с детьми, они быстрее затихают, слушают ее внимательно. Дети, которые избегают прикосновений скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой.

        С помощью потешек  и Бабушки Забавушки       дети быстрее успокаиваются.  Рассказывать потешки надо ласково, с улыбкой.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?,

Ванечка хороший,
Ванечка пригожий.

Еще Бабушку Забавушку использую в режимных моментах.

Например, обучая мыть руки Бабушка Забавушка показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания такими потешками как:

Водичка, водичка, Умой, мое личико...

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

При расчесывании ребенка:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры, веселую потешку и положительное отношение к формированию навыков гигиены.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. При помощи потешек и Бабушке Забавушке можно не только отвлечь малыша, но и накормить его кашей, которую он не очень любит. Бабушка рассказывает потешки, а между делом подносит ложку ко рту. Малыш хорошо будет кушать, и при этом будет развиваться его память.

Ложечку за папу, ложечку за маму,

Кушай, детка, кашу: будешь умной самой!

Ложечку за бабу, ложечку за деду,

Ложечку за юркую мышку – непоседу!

Ложечку за слоника, ложечку за мишку,

Ложечку за желтого цыпленка – шалунишку!

Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,

Ложечку за рыжую хитренькую лиску!

Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,

 Ложечку за маленького попрыгушку – зайчика!

Ложечку за зебру, ложечку за львенка,

Ложечку за самого умного ребенка!

Время гулять, но сначала надо одеться. Одевание - режимный процесс. Пора учиться это делать самостоятельно, а вот с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки,

Это - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Настенька маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Настя чернобровая.

В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Оценивая поступки детей, стараюсь давать положительные оценки их действиям; одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживаю в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше.

                Таким образом, в процессе работы были замечены небольшие изменения: дети стали самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, умеют замечать непорядок в одежде и устраняют его.

Литература

  1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с.
  2.  Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб.: Литера, 2007. - 30с.
  3. Неганова Н. «Русский фольклор в жизнь малышей». Дошкольное воспитание, 1995, №9.