«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

"Самое дорогое у человека-жизнь,"- писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

    Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaniei_u_detey_doshkolnogo.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида№15 станицы  Новониколаевской

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Воспитатель МБДОУ д/с№15:

                                                                   Кисляк Елена Ивановна

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

"Самое дорогое у человека-жизнь,"- писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

    Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.

    При переходе на федеральный государственный образовательный  стандарт  современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать свое внимание на соблюдении детьми  Правил дорожного движения и культуру личной безопасности дошкольников.

     Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание я уделяю обучению детей правилам дорожного движения.

     В связи с близким расположением детского сада к проезжей части в МБДОУ-д/с №15 ст. Новониколаевской данная проблема стоит особенно  актуально.

Желание постоянно открывать что-то новое  часто ставит детей перед реальными опасностями, в частности на улицах.

 Цель нашей работы - сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.  Исходя из цели, были сформированы задачи, которые решаются через интеграцию образовательных областей: сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения. 

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

  • насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
  • трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;
  • полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.
  • вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
  • доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
    безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

  Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.
За основу используется следующая методическая литература: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста; Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. - Дошкольникам; о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада; Шорыгина Т.А. Осторожные сказки и др. Так же мной разработан перспективный план обучения детей ПДД.

   Обучение правилам дорожного движения, культуры поведения на улице проводились в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят

      Работу осуществляла поэтапно. 

 I этап  (подготовительный)
- Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций, консультаций по проблеме.
- Подбор демонстрационного и литературного материала по ПДД.
- Подбор физкультминуток.
 - Подборка дидактических игр по ПДД
- Подбор музыкального репертуара
- Подбор презентаций и видеороликов о безопасности на дороге.
- Подготовка оборудования.
- Проведение родительского собрания, с целью привлечения родителей в проектную деятельность.

-Работа с родителями - оформление родительского уголка по теме проекта;

-консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей по данной теме,

-Разработка  рекомендаций, консультаций, буклетов для родителей воспитанников по проблеме. 

 

Обучение детей навыкам безопасного поведения было выстроено с учетом их возрастных особенностей и проходило через разные виды детской деятельности, соблюдался принцип последовательности: формирование навыков поведения на дорогах состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте, обучение включается в контекст повседневной жизни.

Значительное место было отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям- целевым прогулкам, во время которых знакомила детей с перекрёстком, некоторыми дорожными знаками, где дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, наблюдали за движением транспорта и закрепили ранее полученные знания на тематических занятиях, таких как: «Улица города (села) и его транспорт», «Дорога - для машин, тротуар – для пешеходов», «Автомобили, история их возникновения», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине», «Правила безопасности дорожного движения», «Безопасный перекрёсток», «Путешествие по городу дорожных  знаков»и т. д. ;

В работе с детьми использовались беседы с решением проблемных ситуаций «Опасности подстерегают нас на улице», «Мы с дорогою на вы», «Правила поведения на проезжей части» и др.;

Воспитательный процесс осуществляю:

 через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

 в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

   В группе ежедневно провожу минутки безопасности, где вместе с детьми повторяем дорожную азбуку. Знания по правилам дорожного движения дети получали и при ознакомлении с познавательной и художественной литературой. Кроме чтения, я использую заучивание стихов, отгадывание загадок. Постоянное общение с книгой и систематическая работа развили знание основ дорожного движения и творческие способности и умения детей. Эти способности мы реализовывали в инсценировках, драматизациях, выразительном чтении стихов, в сочинении сказок, рассказов.            

     С целью уточнения и закрепления знаний о правилах поведения на улице использую такие игры, как: « Два светофора», « Как перейти улицу» «Подумай и скажи», «Назови вид транспорта», «Опиши транспорт», развивающие, настольные «Дорожные знаки», «Транспорт», сюжетно-ролевые:  «Шоферы», «АЗС», «Дорога», «Автобус», «ГАИ»; подвижные «Перебежки», «Горелки», «Стоп», моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожных знаков», эти игры активизировали мышление детей, ставили их перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

     Для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом использую  компьютерные презентации, мультимедийные презентации обеспечивая наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объём программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Например такие как: «Дорога и его главные части», «Причины дорожного- транспортных происшествий» .      

       Так как дети очень любят смотреть мультфильмы. На примере мульпликационных героев дети учатся находить дорожные ловушки.

В своей работе использую диски «Уроки осторожности», «Азбука безопасности на дороге», «Маленький автомобильчик ищет друзей» и т. д.

Вместе с героями мультфильмов дети учатся правильно переходить проезжую часть дороги, закрепляют основные дорожные знаки, вспоминают правила поведения в общественном транспорте ит. д. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определённых знаний.        

  Эффективной формой работы мы считаю экскурсии и целевые прогулки, на которых дети наблюдали , как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работает светофор, акцентируя  внимание воспитанников на таких важных моментах для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов.

    Особое место в образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма занимает совместная деятельность педагогов и родителей. Теоретические знания обязательно сочетаются с практическими. С детьми ходим на экскурсии, на перекрёсток, на остановку, наблюдаем за работой инспекторов ГИБДД. На территории детского сада есть площадка с разметками, дорожными знаками, макетами больших домов, магазинов и т. д. Всё это помогает закреплению практических навыков у детей.

      Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, мы уделяли внимание знакомству с трудом водителей и работников ГИБДД.  Объясняя, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения, дети с удовольствием закрепляли знания в  сюжетно- ролевых играх.

    За безопасность на дорогах отвечают и пешеход и водитель. После беседы с ребятами и проверки их знаний ПДД, мы закрепляли  их с помощью творчества:  дети изображают ситуации на проезжей части, которые происходят по дороге в детский сад, рисовали дорожные  знаки, с помощью пластилина  изображали знаки для пешеходов и водителей.

    Знания правил дорожного движения находили отражение и в художественном творчестве, как на занятиях, так и вне занятий, были организованы конкурсы и выставки рисунков: «Такие разные машины», «Дети и дорога» «Внимание, дорога!», «Наша улица», «В стране – грамотных пешеходов», «Внимание, дорога!» 

С целью определения наиболее активных методов подачи дорожной грамотности, выбора эффективных форм общения  провела  анкетирование родителей, совместный праздник « Безопасный город», семейные викторины. В помощь родителям приготовила памятки, консультации.  Провела родительское собрания с участием инспекторов ГИБДД, который проконсультировал родителей по интересующим их вопросам

        На заключительном этапе  провела организованную деятельность  «Изучай ПДД, не окажешься в беде», которая помогла закрепить и сформировать у детей представления о правилах безопасности дорожного движения, понять к чему может привести нарушение ПДД, закрепить знания о светофоре и значение световых сигналов светофора, о пешеходном переходе.

Родителям вручили памятки «Безопасность детей - забота родителей»

Результат проведенной работы:

Дети узнали, что участниками движения на дороге являются пешеходы и водители;

-пешеходы передвигаются по тротуару, а транспорт по проезжей части дороги;

-переходить дорогу можно только на пешеходном переходе;

- светофор нужен для регулирования движения на дороге и обозначает: красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди;

- дорогу переходить надо шагом, держа взрослых за руку;

- играть и баловаться на дороге нельзя;

Родители стали активными участниками в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улице.