Из опыта работы

Анализ работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.odt28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

          Я, Исаева Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 1954 года рождения, окончила в 1975 году Кокчетавский педагогический институт им. Ч.Валиханова. Мой педагогический стаж составляет 37 лет. В Глубоковской школе стаж работы 33 года.

         В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.

         Учитель получает в руки сильнейший инструмент воздействия на ум, душу, чувства ученика. В руках мастера инструмент может творить чудеса. Стать Мастером — это, наверное, желанная цель каждого учителя, профессионала.

         Мое педагогическое кредо очень точно выражено словами А.Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Поэтому моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с целями деятельности моей школы.

         В центре образовательного процесса стоит ученик. Но в современных условиях учитель перестает быть просто источником знаний для него, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

         Основная цель моей педагогической деятельности — воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; сформировать у ученика умение и желание совершенствования и самообразования, готовность к диалогу совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

          В своей деятельности я ставлю такие задачи:

  1. развивать и укреплять интерес к предмету;
  2. использовать новые педагогические технологии;
  3. дать учащимся качественное образование;
  4. раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
  5. подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы;
  6. совершенствовать формы организации учебной деятельности.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Покидая школу, выпускники  должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

            Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Каждый учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он отбирает то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

           Применяю современные педагогические технологии:

  1. Личностно-ориентированное развивающее обучение.
  2. Проблемное обучение.
  3. Лекционно-семинарская система обучения.
  4.  Информационно-коммуникационные технологии.
  5. Технология игровых методов.
  6. Технология ролевых и деловых игр.
  7. Интегрированные уроки обучения.
  8. Проектная технология.
  9. Здоровьесберегающие технологии.

В соответствии с данными технологиями реализую активные методы обучения. Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

           Владею мониторингом качества образования как по русскому языку, так и по литературе. Применяю на уроках разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: срез знаний, тестирование, самостоятельные и контрольные работы.

          Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких уроках создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся. В каждом классе с учащимися усиленно работаю над разнообразными видами разборов (фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический), так как глубоко убеждена в том, что ученик, умеющий делать разбор, знает русский язык.

           При подготовке и проведении уроков по литературе перед собой ставлю следующие задачи:

        - дать сведения по теории и истории литературы;

        - перенести учащихся в волнующий мир глубоких и смелых мыслей, благородных и сильных чувств, ярких красок и образов, рожденных поэтическим видением жизни художников слова;

       - воспитать гуманное отношение к людям, уважение к национальным особенностям, чувство единства человечества;

       - показать, что роднит современную литературу с прогрессивным наследием прошлого, что является развитием и продолжением лучших традиций, раскрыть многообразие, эстетическое богатство литературы нашего времени.

При изучении художественных произведений обязательным требованием является наличие текста. Чтобы заинтересовать учащихся на уроках литературы рассказываю им  о сложных и интересных писательских судьбах, нелегком труде. На уроках литературы делаем подробный анализ изучаемых произведений.

           В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Стараюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних — до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь.

           Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь ребят.

           Большое внимание уделяю здоровьсберегающим технологиям. Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Считаю, что здоровье подрастающего поколения — это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Основной формой организации учебной работы был и остается урок, на котором должно использоваться все умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый урок — это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

Структурными элементами  своих уроков ставлю следующие:

  1. приветствие;
  2. опрос самочувствия;
  3.  оздоровительные упражнения;
  4. физминутки;
  5. рефлексия;
  6. прощание.

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.

        На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

        При изучении имен числительных и наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных дает еще возможность использовать тексты, рассказывающие учащимся об истории Олимпийских игр, завоеванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

        Такая работа ведет к снижению заболеваемости школьников, улучшению психологического климата в коллективе. С применением этой технологии интереснее работать. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья детей.

       Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.

         На своих уроках стараюсь добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимают активное участие в олимпиадах, различных конкурсах, пишут стихи, повышают свой кругозор, пишут доклады, сообщения, сочинения на конкурсы. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности.

        В последнее время возрастает роль уроков информационно-коммуникативных технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (электронные тренажеры, Интернет и др.), в конце изучаемых разделов провожу тестовую проверку знаний учащихся. Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать любовь и интерес к родному языку и литературе. Стараюсь развивать самостоятельность суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. Выношу на обсуждение проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.

           Ежегодно показываю стабильные высокие результаты качества обученности детей. В период с 2007 по 2012 год  качественный показатель составляет по русскому языку 62- 63%, по литературе — 67-87%. Учащиеся показывают высокий уровень знаний на итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме и за курс средней (полной) школы в форме ЕГЭ. За последние пять лет получили : золотую медаль — 1 выпускник, серебряную медаль — 2 выпускника; получили аттестаты особого образца — 5 выпускников. Мои ученики систематически принимают участие в школьных, районных олимпиадах и занимают призовые места. Все выпускники (100%) поступают в ВУЗы  и успешно там обучаются, получают дипломы с отличием, работают педагогами в родной школе и школах области.

   Личные достижения:

      26.02.1977 — медаль «В память 850-летия Москвы»;

      28.02.2001 — нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской

                             Федерации»;

      23.09.2004 — почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»;

      2004 — медаль Московской областной думы.

      2010-2011 — почетные грамоты РУО, Администрации Серебряно-Прудского

                             муниципального района, Министерства МО.

         Всегда открыта для общения с коллегами. Со всеми сложились доверительные и уважительные взаимоотношения. Постоянно учусь у опытных учителей, посещаю их открытые уроки с целью получения новых знаний, а также приглашаю на свои, повышаю свое педагогическое мастерство и через курсы повышения квалификации.

        Проблемы, которые я вижу в своей работе:

  1. Работа над дальнейшим повышением качества знаний обучающихся.
  2. Поддержание познавательного интереса к предметам русского языка и литературы (взрослея, дети теряют интерес к таким предметам, как русский язык и литература; книгу им все чаще заменяет компьютер).
  3. Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и способными учащимися.
  4. Совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.

         Для себя я ставлю следующие цели дальнейшего профессионального развития:

           -  совершенствовать свое педагогическое мастерство через изучение опыта

               других учителей;

           -  приобретать новые знания через курсы повышения квалификации, взятые на

               изучение  новые темы самообразования;

           -  повышать качество знаний учащихся через их мотивацию учебной деятельности.