Исследовательская работа обучающихся

Егорова Галина Михайловна

Здесь представлены первые попытки моих учеников в исследовательской деятельности. Эти работы дети представили на НПК. Я думаю, что первые шаги в науку в дальнейшем станут увереннее.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь волка в зоопарке и в естественной среде. Плюсы и минусы. Пушкарев Роман 3 «Д» класс Медведевская гимназия

Слайд 2

Меня интересует такой вопрос : Где лучше жить волку, в зоопарке или в естественной среде обитания?

Слайд 3

Цель Я определил цель своего исследования : собрать и обобщить информацию о том, где же комфортнее обитать волку.

Слайд 4

Задачи Узнать мнение окружающих меня людей Узнать условия проживания волка в зоопарке Узнать , как живет волк на воле Сравнить Сделать вывод

Слайд 5

План Провести опрос среди моих друзей и родных Посетить мини-зоопарк «Чудо остров». Побеседовать с работниками зоопарка и узнать условия проживания волка Найти информацию о том , как живет волк в естественной среде Обработать полученные данные и сравнить Сделать вывод

Слайд 6

Методы и средства Опрос Беседа Изучение и анализ литературы и интернет-источников Обработка полученных данных

Слайд 7

Гипотеза Я предполагаю , что волку лучше жить на воле

Слайд 9

Зоопарк «Чудо остров»

Слайд 10

Волк Вовчик

Слайд 11

Вольер

Слайд 12

Рацион питания Мясо-3 кг Рыба – 500 гр Яйцо – 1 шт Молоко, творог – 500 гр Масло растительно – 20 гр Крупа разная – 200 гр Морковь – 200 гр

Слайд 13

Жизнь волка в естественной среде обитания

Слайд 14

Волк-это такое животное , которое очень много пережило и перенесло. Несмотря на все сложности , они смогли выжить и сделали это по одной простой причине: ОНИ ЖИВУТ,КАК ОДИН СЛАЖЕННЫЙ МЕХАНИЗМ,В СВОЕЙ СТАЕ…

Слайд 15

Жизнь волка-это постоянное движение

Слайд 16

Плюсы и минусы проживания волка в зоопарке Плюсы Минусы Волку не нужно добывать пищу, он всегда сыт. Волк-хищник, и ему необходимо охотиться самому. Полноценный уход Ограниченное пространство. Продолжительность жизни возрастает Если выпустить волка, из зоопарка, в его среду обитания, то он уже не сможет выжить Многие волки получают стресс в замкнутом пространстве Волку нужна стая! Ему нужна семья!

Слайд 17

«Сколько волка не корми , а он все равно в лес смотрит»

Слайд 18

Вывод Минусов, проживания волка в зоопарке, оказалось больше. Моя гипотеза подтвердилась. Независимость и стая важнее тепла и уюта . Зверь должен быть свободным

Слайд 19

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маленький подводный мир Исследовательская работа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Медведевская гимназия» Выполнила: Захарова Арина у ченица 1 ж класса Йошкар-Ола 2020

Слайд 2

Мир спешит… Каждый день мимо нас проходят сотни людей. Необходимо выполнить много дел и задач. Порой человеку XXI века так необходим отдых. Один из способов отвлечься и отдохнуть после трудного рабочего или учебного дня – это устроиться поудобнее возле своего маленького подводного мира – аквариума – и на мгновение забыть обо всем… Этот способ будет актуальным во все времена. Актуальность:

Слайд 3

Цель: Изучение домашнего аквариума и его составляющих

Слайд 4

Задачи: Выяснить , что такое аквариум и из чего он состоит 2. Познакомиться поближе с его обитателями 3. Определить пользу домашнего аквариума

Слайд 5

Гипотеза исследования - аквариум находится в доме не только для красоты, но также имеет лечебно – расслабляющие свойства. Объект исследования – аквариум. Предмет исследования – полезные свойства, устройство и обитатели домашнего аквариума. Методы исследования – наблюдение, фотографирование, изучение литературы, анализ текста.

Слайд 6

Аквариум – это искусственный водоем или стеклянный ящик с водой для содержания рыб, водных животных и растений. Чаще всего под аквариумом понимается домашний (комнатный) аквариум для содержания аквариумных рыбок в домашних условиях. В аквариуме можно содержать практически любых живых существ, которые в природе обитают в воде: морских и пресноводных рыб, растения, ракообразных, моллюсков, земноводных рептилий и кораллы.

Слайд 7

Разнообразие обитателей домашнего аквариума может быть бесконечным. Существует большой выбор рыбок, украшений и растений. Также аквариум может быть тематическим. Моя мечта – собрать наполнение аквариума в стиле русалочки Ариэль. Я думаю, когда-нибудь мы с мамой это осуществим.

Слайд 8

Наш маленький подводный мир служит источником радости для всей семьи. Он с легкостью заменяет телевизор, ведь смотреть на бесшумное передвижение разноцветных рыбок можно бесконечно. К тому же это очень полезно. Созерцание аквариума успокаивает, расслабляет и настраивает на более спокойный и благожелательный лад.

Слайд 9

Изучено устройство аквариума Выяснено, какие существа обитают в нашем маленьком подводном мире Выявлены полезные свойства домашнего аквариума Выводы:

Слайд 10

Оказывается, не так- то просто содержать дома подводных обитателей. Чтобы им было хорошо и комфортно, необходимо создать ряд условий. В аквариуме не все рыбки могут уживаться друг с другом. Поэтому следующим этапом нашей работы будет изучение различных видов аквариумных рыб и выяснение, какие виды могут находиться рядом, а каких лучше вместе не селить. Домашний аквариум помимо декоративных функций имеет также и лечебно – расслабляющие свойства. Заключение:

Слайд 11

Итак, разумеется, содержание аквариума в доме несет в себе определенные трудности. Но насколько велика радость покупки и запуска новых рыбок и других подводных обитателей! Я могу посоветовать каждому ребенку воплотить свою мечту об аквариуме в жизнь. Взрослые люди часто покупают аквариум лишь с целью украсить свой интерьер и подбирают рыбок к цвету мебели, но мы, дети, понимаем самое главное. Подводные обитатели – это друзья, которые всегда окружают нас своей молчаливой поддержкой и участием. Необычайно интересно выбирать наполнение аквариума, ведь подводный мир – это целая сказочная страна.

Слайд 12

«10000 советов аквариумисту », Н.В. Белов «Аквариумные рыбки», Д. Миллс «Аквариумные рыбки. Полная энциклопедия», Ю.К. Школьник «Прикладная аквариумистика », А.Э. Мюллер «Аквариум», Н.В. Белов «Аквариум», Винсент Б. Харгривс «Все об аквариуме и рыбках», Д. Костин « Аквариумистика », Александр Гуржий «Ваш аквариум. Универсальный справочник. Более 250 видов рыб», Клаус Шефер «Энциклопедия. Аквариум. Рыбы, растения, оборудование», Е. Бухарина Список использованных источников:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Богатства , отданные людям» Подготовил: ученик 3 «д» класса Медведевской гимназии Красочка Илья

Слайд 2

Цель проекта: р ассказать о замечательных делах моего прадедушки на благо других людей.

Слайд 3

Этапы работы: ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА ПОДБОР НУЖНОГО МАТЕРИАЛА. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПРАДЕДА.

Слайд 4

План выступления: Факты о жизни Соколова Ивана Васильевича Рассказ о служении моего прадеда другим людям. Вывод.

Слайд 5

Факты о жизни Соколова Ивана Васильевича Соколов Иван Васильевич - отец моего дедушки , маминого папы Родился: 8 марта 1921 года в деревне Большая Шишовка , Санчурского района , Кировской области. участвовал в Великой Отечественной в ойне. Скончался :25 июля 1987 года

Слайд 6

Рассказ о служении моего прадеда другим людям в Красной Армии нёс строевую службу с первых дней Великой Отечественной войны; Пять раз был ранен в боях; Участвовал в прорыве блокады под городом Ленинградом;

Слайд 7

Наградной лист прадеда Ивана

Слайд 8

С 1944 года был мотористом авиационного полка и обслужил 120 боевых самолетов

Слайд 9

За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды

Слайд 10

После войны он всю оставшуюся жизнь работал в колхозе «Правда» - строил дома для колхозников , работал в поле и на сенокосе

Слайд 11

Всей своей жизнью, подвигом во время Великой Отечественной Войны, работой в колхозе мой прадед служил другим людям!

Слайд 12

Используемые материалы : Воспоминания моих деда Василия и мамы Ольги о моем прадедушке Иване Сайт podvignaroda.ru



Предварительный просмотр:

Проект «Богатства, отданные людям»

Окружающий мир   3 класс

https://sun9-60.userapi.com/c320422/v320422888/19cd/gKoS02ctY9A.jpg

               Подготовила ученица 3 «Д» класса

Медведевской гимназии  

Павлова Ангелина

2019 год

Цель проекта:

Узнать, кто придумал и организовал детский чудо-остров в пос. Медведево РМЭ.

Задачи проекта:

*Подготовить рассказ-презентацию

*Собрать информацию в виде фотографий

*Познакомить с проектом своих одноклассников

Основатель мини-зоопарка Медведевского районного центра культуры и досуга, дрессировщик, заслуженный артист Татарской АССР, народный артист Марийской АССР, лауреат Всесоюзного конкурса артистов цирка Габдулхак Габдуллович Гибадуллин родился 16 марта 1952 г. Выпускник Студии клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, акробат-клоун-дрессировщик много лет выступал в составе творческих групп компании «Росгосцирк», в середине 90-х годов был художественным руководителем Театра зверей в Йошкар-Оле. В 2000 году организовал и возглавил мини-зоопарк в поселке Медведево.

https://mymedvedevo.files.wordpress.com/2014/06/gabdulhak.jpg

Габдулхак Гибадуллин родом из деревни Тат-Китня Мари-Турекского района. С детских лет пришлось вместе с отцом пастушить. Мать ухаживала за лошадьми. Семья Гибадуллиных держала корову, кур, гусей, по двору бегала собака, на подоконнике мурлыкала кошка. Маленький Габдулхак не просто любил их, а старался понимать их язык. И с детских мечтал стать артистом. Но жизнь диктовала свои условия, и юноша выучился на шофёра. Но детская мечта его не оставляла. Чтобы осуществить её, Габдулхак Гибадуллин поступил на курсы хоровиков-баянистов при хоровом обществе в Йошкар-Оле. Закончив их, стал директором одного из Домов культуры в своём районе. Но спокойно работать на ниве культуры не давала мечта. В одном из номеров газеты «Комсомольская правда» он случайно наткнулся на статью, где приглашали талантливых людей. Отбросив все сомнения, в 1974 году поехал в Москву и поступил на студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре.

        https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRTXZox3NfChbzcFh5W3q96Ahttps://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRnHaPJWfAI_2AuKVCdkXa0A
Через три года детская мечта Гибадуллина сбылась, он стал артистом цирка, выступал в номере «Игра с животными» в качестве акробата, клоуна-дрессировщика. Работал вместе с Ю. Никулиным 25 лет, в составе объединения «Союзгосцирк», компании «Росгосцирк» объездил почти весь мир. Выступление Гибадуллина с удовольствием смотрели в ФРГ, Голландии, Бельгии, Австрии, Франции, на Кубе… В Голландии о нём даже фильм снимали. Так он кочевал по миру семь лет. Любовь к животным, целеустремленность в сочетании с природным юмором не давали останавливаться, и артист работал, не покладая рук.https://mymedvedevo.files.wordpress.com/2014/06/gibadullin.jpg

В каких только далёких, экзотических странах не побывал Гибадуллин, но всегда помнил о Родине, её народе, который не видит то, что смотрят народы других стран. У артиста зародилась идея открыть в республике мини-цирк. И с ней Габдулхак Гибадуллин ходил по разным инстанциям. Поддержал идею лишь глава администрации Медведевского района Д. Шагиахметов. Благодаря ему в 1999 году на Шошинском озере в райцентре Медведево начали строить мини-зоопарк. В строительстве помогали 52 организации и предприятия района. Так общими усилиями в июне 2000 года открыли мини-зоопарк.  Гибадуллин выступает со своими четвероногими артистами стал веселить народ. Приезжают сюда из Татарстана, Кировской области.

Для проживающих в мини-зоопарке зверей и птиц стараются создать надлежащие условия. Построили сенной сарай, манеж для выступлений, чтобы артисты были здоровыми, весёлыми, их надо соответственно и кормить. Посетившие мини-зоопарк наверняка заметили, что здесь всегда чистота, порядок.

https://mymedvedevo.files.wordpress.com/2014/06/gibadullin2.jpg

-Люди должны видеть только красоту,-говорит Г.Гибадуллин.

Не каждый способен быть артистом, тем более цирковым. А готовить дрессировщика еще сложнее. Любовь к животным, умение понимать их должно быть заложено природой. Научить животных танцевать, петь, считать мало одного терпения, нужны ещё мастерство, умение понимать их, чувствовать настроение. Всё это есть у Габдулхака Габдулловича, замечательного артиста и дрессировщика.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRn9KOlZTahLvRhvP2P-PoPAКартинки по запросу Марий Эл, мини зоопарк чудо остров

«Чудо-остров» в центре поселка Медведево — это прекрасное место, куда приходят отдохнуть, порадоваться душой и познакомиться с обитателями островка. Приезжают сюда из Йошкар-Олы, других районов республики, даже соседних регионов. Ведь такой живой уголок – единственный не только в Марий Эл, но и во всем Поволжье.

Габдулхак Гибадуллин, щедро наделенный богатым внутренним миром, щедро отдает это богатство людям. Он сделал замечательное дело на благо других людей.

.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR0Gq5eW5IlkPkZLpHdVcjqw



Предварительный просмотр:

Проект «Медведевское золото»

               Подготовила ученица 3 «Д» класса

Медведевской гимназии

Павлова Ангелина

2019 год

Сказ о становлении д. Сидорово в Медведевском районе.

Стали жить-поживать народ-мари на новом неизведанном месте,   выкорчевывать лес, выращивать ячменные поля. Рядом с их угодьями был дремучий лес, где жило много медведей. И называли они это место Медведевым. Со временем медведи расчуяли вкус спелого  ячменя и стали массово его поедать и вытаптывать. Времена были тяжелые и еды было мало, далеко в лес народ-мари боялись ходить из-за хищников. В их поселении жил умный мастер  на все руки, называли его Сидр, который умел изготавливать различные орудия труда и приспособления , которыми могли пользоваться при работе на полях и в лесах. Со временем он придумал и изготовил железные капканы, который установил вдоль опушки леса, чтобы отпугнуть медведей от ячменных полей. Когда  медведи попадали в капкан, они громко выли, тем самым предупреждая других медведей не ходить сюда. Медведи поняли, что там опасно и перестали выходить к людям. Так марийцы научились охотиться на дикого зверя. И научились защищать  свои места от незванных гостей. Благодаря изобретениям мастера у них стало много еды. Изделия такие как капкан, рыболовные крючки, топоры.  Народ-мари стали ходить в лес, добывать лыко, ягоды, грибы, пушнину, дикий мед. В прудах и озерах ловили рыбу. Своего мастера все  уважали и ценили, поэтому  назвали свое поселение в честь него - Сидорово.С тех пор и поныне это место называется деревня Сидорово, а леса, которые до сих пор остались вокруг деревни Сидорово, назвали Медведево.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа к XV районной научно-практической конференции «Природа, наука и человек» на тему : «История происхождения посёлка Медведево» Выполнил ученик 2ж класса Медведевской гимназии: Иванов Дмитрий Рустамович

Слайд 2

Цель: исследовать посёлок Медведево

Слайд 3

Задачи: Изучить материалы по истории посёлка; Научиться навыкам исследовательской деятельности

Слайд 4

Методы исследования: Экскурсия; Чтение литературы; Беседа; Опрос одноклассников; Изучение информации в интернете;

Слайд 5

Результаты опроса

Слайд 6

Почему так назвали наш поселок – «Медведево» ? Основателем селения был «выходец из деревни Березовская, крестьянин Гавриил Яковлев сын по прозвищу «Медведь»…

Слайд 7

История развития деревни Медведево с 1736 года по 1949 год в период с 1736 года в деревне Медведево развивалось ремесло; в 1884 году в деревне Медведево была открыта школа; в 1939 году в Медведевской неполной средней школе было 7 классов, обучался 381 ученик; в 1918 году в деревне был образован сельский совет; в 1931 году был организован колхоз имени Сталина; в 1941 из села были призваны и отправлены на фронт 85 человек; в 1943 году образован Медведевский район; в 1944 году в деревне находился фельдшерский пункт; в1949 году в Медведево был открыт детский сад на 40 мест

Слайд 8

Когда село Медведево стало посёлком? 2 апреля 1973 года село Медведево отнесено к категории рабочих посёлков.

Слайд 9

Рост населения с 1918 по 2021 год

Слайд 10

Образовательные учреждения п. Медведево на 2021 год Автодорожный техникум Общеобразовательная школа №2 Средняя школа №3 Медведевская гимназия Медведевская детская школа искусств имени К. Смирнова 7 дошкольных учреждений

Слайд 11

Учреждения дополнительного образования, культуры и досуга Медведневский районный ЦК и Д; Медведевский районный центр технического творчества учащихся; Историко-художественный музей; Центральная библиотека; ЦДО «Планета знаний»; Спорт –комплекс «Витязь»; Стадион «Олимп»; Зоопарк «Чудо - остров» и другие.

Слайд 12

Основные предприятия осуществляющие свою деятельность на территории посёлка Медведево ООО «Пивоваренная компания «Наше пиво» ОАО « Медведевский водоканал» ЗАО «ТПК Броксталь » ООО « Медведевский хлеб» ООО « Феррони » Медведевское райпо ПК « Медведевское ПМК » и другие

Слайд 13

Храм Державной иконы Божией Матери. Дата сооружения 1995 год.

Слайд 14

Зоопарк «Чудо-остров». Открытие зоопарка состоялась в июле 2000 года .

Слайд 15

Историко-художественный музей осуществляет свою деятельность с 1995 года

Слайд 16

Несколько строк из стихотворения Николая Михеева, посвященные Медведевскому райцентру Прекрасен ты зимой и летом, Сияешь тысячью огней. В асфальт и зелень ты одетый, Еще дороже стал родней. *** Чтоб любо было посмотреть, Перед гостями погордиться, Расти, цвети и здравствуй впредь, Моя районная столица.

Слайд 17

Список использованных источников З.Н. Одинцова. Рожденный в сорок третьем: К 55-летию Медведевского района Республики Марий Эл/ г. Йошкар-Ола 1998г. А.В. Двинянинов , Медведевский район ( сборник док. очерков ) /г. Йошкар – Ола 2003 г. Официальный сайт администрации Медведевского района: medvedevo 12. ru Официальный сайт центральной библиотеки п. Медведево: bibmedved . wordpress . com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАФНУТИЙ Исследовательская работа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Медведевская гимназия» Выполнила: Захарова Арина Ученица 2 ж класса Йошкар-Ола 2021

Слайд 2

Актуальность: Сейчас многие родители редко разрешают заводить домашних животных. Я хочу показать, как доказать родителям, что можно завести хомяка без труда, и он скоро станет любимчиком всей семьи. Результаты моей работы заинтересуют тех, кто любит животных, у кого есть домашние животные.

Слайд 3

Цель: Цель исследования: изучение жизнедеятельности домашнего питомца – хомяка.

Слайд 4

Задачи: Узнать для себя что-то новое о хомячках, об их повадках и особенностях жизнедеятельности. Доказать, что хомячки очень дружелюбны и не требуют сложного ухода за ними. Дать советы тем, кто хочет завести хомяка, но еще сомневается.

Слайд 5

Гипотеза исследования : Если создать хорошие условия для жизни хомяка, то он будет радовать хозяина своим присутствием, и не доставит хлопот. Объект исследования : хомяк. Предмет исследования : жизнедеятельность домашнего питомца. Методы исследования : наблюдение, изучение литературы, поиск информации в Интернете.

Слайд 6

Хомяки – это млекопитающие, грызуны, с большими резцами, которые постоянно растут, поэтому хомячку необходимо что- то грызть, чтобы стачивать себе зубы.

Слайд 7

Исследование №1 «Какие предпочтения в питании есть у хомяка?» М не интересно было понаблюдать, что больше всего любит есть мой хомяк, кроме корма, конечно. Вот, что выяснилось. Пафнутй ест от 3до 5 раз в день, активнее питается ближе к вечеру. Предпочитает яблоки и огурцы. Наряду с яблоками очень любит семечки. Однажды я предложила ему грушу, Пафнутию очень понравилось. Он утащил ее и спрятал в своем домике. Также любит банан. Пьет не так часто: 1-2 раза в день. Постоянно запасается кормом и прячет у себя в домике и в защечных мешочках. Итак, можно сделать вывод о том, что предпочтения в еде во многом схожи с дикими сородичами. Но, в целом, в домашних условиях неприхотлив в питании.

Слайд 8

Исследование №2 «Хомяк – ночное животное?» В дикой природе хомяка считают ночным животным. Наблюдая за Пафнутием , я заметила, что ближе к вечеру он просыпается и начинает активно прыгать, что-то грызть, падать, возиться в подстилке, наводить порядок в своем домике, греметь колесом, играть. Мои наблюдения длились 2 недели, и каждый день происходили одни и те же действия. Вечером и частично ночью хомяк вел себя активно, а уже рано утром засыпал в своем домике, откуда выходил только вечером. Часто прячется в домике и закупоривает выход бумагой, чтобы его не было видно и никто его не беспокоил. Таким образом, мои наблюдения подтверждают тот факт, что хомяк – ночное животное.

Слайд 9

Результаты исследования: 1. Подводя итоги, я могу сделать вывод, что я добилась поставленной цели: А) Узнала много нового и интересного о джунгарских хомяках. Б) Я подобрала и прочитала литературу , провела наблюдения и опыты, описала их результаты. 2. В процессе работы моя гипотеза подтвердилась. Теперь я знаю, как сделать так, чтобы хомячку у меня нравилось. Теперь я могу дать рекомендации тем, кто хочет завести хомячка.

Слайд 10

Выводы: Чтобы хомячки были здоровыми и активными, нужно правильно ухаживать за ними. Тем, кто хочет завести хомячка, я посоветую поддерживать клетку в чистоте, правильно кормить хомяка, не пугать, а самое главное любить своего питомца и заботиться о нем. Изучая хомячков, я научилась работать с информацией: как правильно искать необходимый материал в книгах, в Интернете, училась наблюдательности, терпению и внимательности.

Слайд 11

Советы, для тех, кто хочет приобрести хомячка Выбирайте молодого хомячка. Лучший возраст для приобретения животного – это 2-2,5 месяца. Хомяк должен быть здоров: с чистыми и ясными глазками, шерсть грызуна должна быть блестящей, без проплешин, не спутываться в комки, без загрязнений Клетку для хомяка лучше выбирать не слишком маленького размера, примерно в 40 см в длину и не менее 25 см в высоту. В первые дни после приобретения хомяка надо дать животному освоиться и привыкнуть к новому месту обитания. Оставьте на два-три дня питомца в покое. Затем постепенно берите хомяка в руки. Держать хомяка можно, взяв пальцами под передние лапки. У этих славных грызунов очень сильно развито обоняние и слух, поэтому в скором времени хомячок запомнит ваш запах.

Слайд 12

Список использованных источников: . Баксис Д., Самервиль Б. Дрессировка и воспитание хомячка. – М.: Аквариум, 2006 2. Груздев К.Н. Хомячки, морские свинки и их родственники / К.Н.Груздев , Л.К.Груздев . - М: Зоомаркет , 1997. 3. Котенкова Е. Жизнь хомячков / Е. Котенкова // Кот и Пес- 2001. - №10. 4. Рахманов А.И. Хомяки и морские свинки. - М.: Аквариум, 2003. 6. http://www.homhom.narod.ru/ 7. http://www.vladimirka.ru/ 8. http://www.ellvinglight.narod.ru/okras.htm 9. http://www.zoomagazinchik.ru 10. https://ru.wikipedia . 11. http://www.list7i.ru/?id=46&mod=boards Хомяки в домашних условиях 12. http://www.msvinka.ru/hom1.html История сирийского хомяка 13. http://uchidoma.ru/uxod-za-xomyakam/ Как правильно ухаживать за хомяками в домашних условиях. 14. http://onwomen.ru/uhod-za-homyakami.html Уход за хомяками в домашних условиях.