Инновационная деятельность на базе КФУ

Урок биологии в 8 лассе по теме " пищеварительная система. Пищеварение" с использованием структур Сингапурской системы обучения.

Урок биологии в 5 классе с использованием элементов ФГОС.

Разработка классного часа по ПДД с использованием структур Сингапурской системы обучения.

Урок биологии в 8 классе по теме " Организм-единое целое"с использованием структур Сингапурской системы обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  В 8 КЛАССЕ :ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ПИЩЕВАРЕНИЕ».

Автор: Сапова Любовь Александровна, учитель биологии МАОУ «СОШ№2» г.Нурлат РТ

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Пищеварительная система. Пищеварение».

Задачи урока:

  • Образовательные : 1.Закрепить знания учащихся о строении и функционировании органов пищеварения; скорректировать выявленные пробелы в знаниях.  2.Продолжить развитие умения использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. 3. Сформулировать правила гигиены питания.
  • Развивающие: 1.Формировать и развивать навыки работы с различны-ми типами заданий, стимулировать  развитие логического мышления при составлении схем на основе полученных знаний. 2. Продолжить развитие умения использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
  • Воспитательная:1.Создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в паре, группе. 2.Формировать уважение к мнению оппонента при обсуждении проблемных ситуаций. 3.Формировать понятие необходимости бережного отношения к собственному здоровью.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний .

Методы: частично-поисковый.

Методические приёмы: рассказ, беседа,  работа в команде и в парах.

                                                       Ход урока.

1.Организационный момент. Садимся на свои места в группе по 4 ученика.

 - положите, пожалуйста, МЭНЭДЖ МЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня.  

ОС: ПРИВЕТСТВИЕ. Ребята, поприветствуйте друг друга: сначала партнеры по плечу, затем –партнеры по лицу. Настройтесь на работу

2. Целеполагание :  Несколько уроков подряд мы рассматривали тему «Пищеварительная система. Пищеварение».  Что мы узнали? (ответы учащихся). Сегодня на уроке мы должны обобщить и систематизировать знания о строении  и   функциях органов пищеварения; сформулировать правила гигиены питания.

3. Актуализация знаний .

-  Вначале урока задается проблемный вопрос: Зачем мы едим?

 (Пища служит источником питательных веществ и энергии).

 - Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»?  Предлагаю выполнить  следующее задание: в 1-ый столбик поместите «пищевые продукты», во второй-«питательные вещества»?  

Молоко, крахмал, масло, белок, жир, яблоко, мясо, углевод.
хлеб, пшено, витамины, вода, минеральные соли, сметана, рыба

- Чем понятие «питание» отличается от понятия «пищеварения»?

-  Что такое пищеварение?

-  А сейчас давайте вспомним, какие органы включает система пищеварения?

Проверим ваши знания. Выберите правильные суждения:, отметив «верно» или «неверно», используя ОС: РЕЛЛИ КОУЧ.  Инструкция:

1.Ученик А решает утверждение и громко объясняет – ученик Б следит за решением и слушает.

2.Ученик А либо получает одобрение от ученика Б за правильное решение (молодец, все правильно!), либо ученик Б обучает (тренирует) ученика А правильному решению и объясняет.

3.Ученик А записывает ответ.

4.Ученики А и Б благодарят друг друга.

5.Ученик Б решает следующее утверждение. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, тренирует и при необходимости хвалит ученика Б.

6.Ученики повторяют по очереди, решая последующие задачи.

А

Б

1.Окончательное расщепление всех питательных веществ  идет в толстом кишечнике.

2.  Желудочный сок – это прозрачная жидкость с ферментами и раствором соляной кислоты.

3. Зубы измельчают пищу и принимают участие в формировании звуков речи.

4. Пепсин расщепляет белки на более простые молекулы.

1.Слюна содержит следующие пищеварительные ферменты, расщепляющие жиры.

2. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует многочисленные выросты, или ворсинки.

3. Сок поджелудочной железы не содержит ферментов.

4. Желчь содержит ферменты, которые расщепляют жиры.

    Данная ОС направлена на улучшение таких Межличностных функции, как социальные навыки, коммуникативные навыки,  навыки принятия решения принятие решения., а так же некоторых Академических функций -это обработка информации, отработка навыков размышления.

Предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте  выполним ОС: ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН –«встать-сесть».   Если я говорю правильно, вы встаете, если неправильно –  сидите.:

1.Начальная часть тонкой кишки называется двенадцатиперстная кишка.(да)
2. Самая большая железа – слюнная.(нет, печень)
3.Зубы необходимы для механического измельчения пищи.(да)

4.Отдел, следующий за желудком – кишечник.(да)
5.Слюнные железы вырабатывают фермент, переваривающий жиры.( нет, углеводы)

6.Пищевод проводит пищу в желудок.(да)
7.Максимальное количество зубов у человека – 33.(нет, 32)

Данная ОС направлена на улучшение таких Межличностных функции, как  принятие решения., а так же некоторых Академических функций -это обра-ботка информации, отработка навыков размышления.

ОС:ТИМ ЧИР: Отличная работа!

           Продолжаем наш урок. Мы повторили материал о строении пищева-рительной системы. А теперь давайте вспомним материал о функциях отде-лов системы пищеварения, используя ОС: «ФАЙНД САМУАН».  Инструкция:

1.Ученики получают карточки   от учителя, на которых распечатаны табли-цы, данные для заполнения.

2.Ученики встают, задвигают стульчики и расходятся по классу в поиске тех учеников, которые могут им помочь в   повторении пройденного материала.

3.Ученики расходятся, держа руку поднятой, в поиске партнера, который не является партнером по команде.

4.Образовав  пару и поприветствовав партнера, ученик А (тот, кто выше ростом) задает вопрос из таблицы – ученик Б отвечает на заданный вопрос. Ученик А записывает его/ ее ответ. При этом, если ответ заведомо непра-вильный, ученик А все равно его записывает, не озвучивая правильный ответ.

5.Ученик Б проверяет и утверждает ответ.

6. Ученик Б задает вопрос. Ученик А отвечает. Ученик Б записывает ответы в свою таблицу.

7.Ученик А проверяет и утверждает ответ.

8.Ученики благодарят друг друга( СПАСИБО, БЫЛ РАД УВИДЕТЬ ТЕБЯ!) и расхо-дятся, подняв руку, чтобы найти нового партнера.

9.Ученики повторяют все этапы до полного заполнения таблицы.

10.Ученики, заполнившие всю таблицу ранее других, могут сесть . Они становятся экспертами. К ним может обратиться ученик, испытывающий затруднения.

11.После полного заполнения таблиц ученики рассаживаются на свои места.

11.В команде ученики сравнивают ответы.

12Учитель   проводит  проверку  качественного заполнения таблицы путем устного опроса обучающихся в классе, называя №стола и № участника .

Найди того, кто знает….

имя

ответ

1. Самая большая железа .                   

2. Начало тонкого  кишечника.

3. Фермент,  расщепляющий белки .   

4. Отдел, следующий за ротовой полостью  .

5. Всасывание питательных веществ в кровь происходит в….

6. Защищает желудок от самопереваривания  .

Данная ОС используется для улучшения таких межличностных функций, как Классбилдинг, отработка социальных навыков и следующих Академических функций- отработка навыков размышления.

    А сейчас попробуем сформулировать основные  правила рационального питания.  Используя ОС: ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.   Инструкция:

1.Каждая команда зарисовывает табличку на большом листе бумаги, на котором отведено место для каждого участника и центральное командное пространство:

-Все участники под №1 возьмите лист бумаги, согните пополам и передайте участнику №2.

-Участник №2 сворачивает лист еще раз и передает участнику под№3.

-Участник под №3 сворачивает угол , разворачивает лист и передает участнику под№4.

- Участник под №4 зарисовывает табличку и нумерует поля.

2.Учитель дает задание: назовите несколько правил правильного питания.

3.Участники команды отвечают одновременно на своей части листочка, записывая как можно больше пунктов в отведенное время.

4.Первый участник называет один из пунктов, которые он записал.

5.Остальные члены команды комментируют идею.

6.Если ВСЕ участники команды соглашаются с важностью упомянутого пункта ( демонстрируя жест «ок»), первый участник записывает  идею в центре листка; если  идея принимается не всеми членами команды, она не записывается.  

7. Действия повторяются один или несколько кругов (РАУНД РОБИН), и участники по очереди предлагают идеи, и если они принимаются всеми членами команды , то записывают общий вариант.

8. Учитель предлагает всем участникам под №3 встать и озвучить по одной идее. ( идеи не повторять).

           Данная ОС направлена на улучшение таких Межличностных функции, как  коммуникативные навыки, принятие решения., а так же некоторых Академических функций -это обработка информации, отработка навыков размышления.

                                Итог: правила гигиены питания( выведены на слайд как эталон)

  1. Необходимо принимать пищу в одни и те же часы.
  2. Вредно съедать за один раз много пищи, особенно на ночь.
  3. Необходимо тщательно пережевывать пищу.
  4. Скоропортящиеся продукты нужно хранить в холодильнике.
  5. Следить за гигиеной ротовой полости: регулярно чистить зубы, лечить кариес.
  6. Мясо и рыбу подвергать тщательной термической обработке.
  7. Не курить и не употреблять спиртные напитки.
  8. Не заниматься самолечением.
  9. Вести активный образ жизни.

III. Закрепление.

         Мы с вами повторили строение и функции пищеварительной системы. Но организм человека – единое целое и рассматривать эту систему изолированно от других систем органов будет неправильно. Все системы органов в организме взаимосвязаны.  

         Продукты питания состоят из питательных веществ(белков, жиров, углеводов…).И наш организм построен из тех же веществ. Так зачем же эти вещества проходят сложный путь переваривания, расщепления? Почему пища,(например, молоко или куриный белок), введенная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе?

Пищевые белки, жиры, углеводы не могут всасываться в кровь и лимфу. Для всасывания они должны стать растворимыми простыми соединениями.

Белки пищи и белки нашего тела отличаются по строению.

Появление чужеродных белков и других сложных чужеродных соединений в крови вызвало бы иммунную реакцию и их уничтожение антителами или отравление организма.

Питательные вещества должны пройти обезвреживание печенью.

IV. Дом. задание: подготовиться к письменному опросу по теме.

Поблагодарить друг друга за работу:  ОС: ТИМ ЧИР-ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!


     

 

 



Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе с использованием элементов ФГОС.

Учитель: Сапова Л.А.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, рабочий лист ученика.

Тема  урока

 « Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений».

Цель  урока

Сформировать у учащихся  знания  об  основных  признаках  представителей  царства  растений, расширить  круг  знаний  о многообразии  растений.

Задачи  урока

Образовательные: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;

Развивающие: Развивать  умения   самостоятельно  формулировать  гипотезы,  устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию  и  представлять ее  графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к природе,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к растениям.

Планируемые  результаты  обучения

Предметные:  Учащиеся познакомятся  с общей характеристикой  царства растения, разнообразием растительного мира;  научатся выделять  существенные признаки   растений,  различать  растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют  умением объяснять роль  растений в природе, обосновывать  необходимость охраны   растительного мира.

Метапредметные: Учащиеся освоят  основы  исследовательской деятельности,  включая умения наблюдать  за  растениями, классифицировать их, определяя принадлежность  биологических объектов  к царству  растения;  научатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию о  растениях в  учебнике.

Личностные: Учащиеся продолжат развивать  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению  растений,   у них сформируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к  растительному миру, произойдет  осознание  необходимости бережного  отношения к  растениям  и их охраны,  продолжат развивать  умения  слушать и слышать других  

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания.

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль, коррекция,  оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия

Царство  растения, неограниченный рост,  ботаника,  фотосинтез.

Межпредмет-ные связи

 История (работы Пристли). Литература. Русский язык.

Ресурсы

В.В. Пасечник Биология. «Бактерии, грибы. Растения». Дрофа. Вертикаль.

Презентация учителя

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах,  индивидуально.

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый , словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный  момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть . Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно за один урок абсолютно все узнать невозможно, но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными.

2. Актуализация  (мобилизация)  знаний, УУД  в начале урока и в процессе его по мере необходимости

Несколько уроков мы с вами говорили о представителях разных царств организмов.

Предлагаю вам выполнить следующее задание:

ОС: Файнд Самуан. ( Грибы или бактерии).

Найди того, кто знает…

имя

Ответ

1. Организмы, состоящие из грибницы.

2.Только одноклеточные организмы.

3.В клетке имеют ядро.

4. Имеют споры размножения.

5. Растут в течение всей жизни.

6.В клетке не имеют ядра.

Какие Царства живой природы вы еще знаете?

Вспоминают, проговарива-ют характер-ные признаки, работая в парах.

О каких царствах говорилось?

Называют царства Бактерий, Грибов.  

Личностные УУД

Смыслообразо-вание

Познаватель-ные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

 

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

А теперь поработаем по карточкам. Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике.      ОС: Релли Тейбл

Группа живых объектов

«Чужак»

Царство «чужака»

Береза, рыба, клюква.

 

 

Ворона, подберезовик, ласточка

 

 

Груздь, опенок, бацилла.

 

 

Заяц, дуб, гусеница.

 

 

Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Дидактическая игра « Четыре подсказки».  Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше  подсказок. Ответ можно записать на черновике в любой момент.

Подсказки:

1.Среди этих организмов встречаются хищники.

2.Среди них есть гиганты и карлики.

3.Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)

4.Они все зеленые.

 Минута  удивления. Презентация «Какие удивительные   растения……»

Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?

 

Высказывают предположе-ния

Царство растений.

Построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познаватель-ные УДД

Использование знаково-символических средств

Подведение  под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, коор-динирование в сотрудничестве разных позиций

Эмоциональ-ный настрой на тему

3. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

 Продолжим  изучение  биологии  наукой, изучающей растения. Это Ботаника. Что означает это слово? (стр.91)  

Задание № 1  Работа  в рабочем листе.

Я знаю              Хочу узнать               Я узнал

 

«БОТАНЭ» переводится как зелень, трава

Заполняют графы:

 « Я знаю».

«Хочу узнать»

Делятся знаниями с классом.

Познаватель-ные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепен-ной инфор-мации

Коммуникативные УУД

Аргумента-ция своего мнения

Учет различных мнений,  

Личностные УДД

Осознание ответствен-ности  за общее дело

Распространение растений. Куда бы мы ни посмотрели, почти всюду мы видим растения или предметы, сделанные из них. Растения растут в безводных пустынях и топких болотах, в морях и океанах, высоко в горах. Огромное их разнообразие в лесах и степях, а летом их можно найти даже в ледяной пустыне.

  Как вы думаете,  почему так неравномерно   распределены растения на планете Земля?

(  климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям.) В каждой климатической зоне обитает своя группа растений, приспособленная к данным условиям

А на какие группы подразделяют растения? (Классификация растений.).

Задание в рабочем листе: Перечислены группы растений по отношению к факторам среды. Выберите из перечисленного:

Водные, теневыносливые, морозостойкие, тенелюбивые, засухоустойчивые, холодостойкие, теплолюбивые, жаростойкие, светолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, водные.

1в.- По отношению к теплу;

2в.- По отношению к свету;

3в.- По отношению к влаге.

Ученые разделили Царство  растений на два подцарства:   Низшие и Высшие.

 Работа в рабочем листе:   (заполните таблицу, используя текст учебн . стр.91):

Группа растений

Особенности строения

Представители

Низшие

не имеют корней, стеблей

водоросли

Высшие

имеют корни

деревья

Вопрос: Растения – это объекты живой или неживой природы?  

 - Что делают живые организмы?

-  Ребята, а ведь растения все время находятся на одном месте, не видно как они захватывают пищу, как вдыхают и выдыхают…

Проблема: Являются ли они живыми???

ФИЗМИНУТКА: Укрепление мышц и суставов кистей.

Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.

Учащиеся отвечают, что климатичес-кие условия на планете различные, значит в разных климатичес-ких зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к опреде-ленным условиям.

 

Работают с учебником, заполняют таблицу.

Живой.

Передвигаются, дышат, питаются, растут…

Высказывают свое мнение.

Познаватель-ные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуриро-вание знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

Познаватель-ные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуника-тивные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

4. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала

Задание.  Дышат ли растения?

Демонстрационный опыт. Ребятам предлагается подышать на стеклышко.   Так и растения дышат, и доказать это можно проделав домашний опыт: на лист или побег комнатного растения надеть полиэтиленовый пакет и через некоторое время наблюдать на его стенках капельки воды.

Задание:  Питаются ли растения?

Волчиха охотится, чтобы накормить своих детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени едят траву. Наверное, и растениям, чтобы расти, нужно кушать.

Но разве кто-нибудь из вас видел, как едят береза, яблоня или дуб?  Конечно, нет. Такого никогда не бывает. Растения никогда никого не едят. Может быть, они едят землю? Нет. В нашем классе растут растения, но земля из горшков никуда не девается.

Оказывается, растения - волшебники и умеют делать удивительное чудо- создавать себя из того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке и даже на весах взвесить трудно."Это явление фотосинтеза.

     И вот вам еще один опыт. Знаменитый опыт Джозефа Пристли (Слайд). Что мы видим?

C:\Users\Люба\Desktop\75340_image007Гельмгольд.jpg

  Два прозрачных колпака, под ними мышки, одна живая, другая - нет.

Учитель. Отчего могла погибнуть вторая мышка.

 -- Она перегрелась?

Учитель. Они обе на солнце.

---Задохнулась?

Учитель. Да. А почему?

---Под колпаком кончился кислород.

Учитель. А почему у второй не кончился?

--А там еще растение есть, под колпаком. Может, оно помогло?

Учитель: Да, вы правы. На свету растения выделяют кислород. Это фотосинтез.

 Дышат. Делают выводы. Оно станет влажным, помутнеет, так как при дыхании вместе с углекислым газом выделяются пары воды.

Высказывают предположения.

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

 Почему из космоса наша планета Земля видится в зелено-голубых тонах?

Наличие в клетках пигментов. Хлоропласты,  хромопласты, лейкопласты.

…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,...

Осень. А.С. Пушкин

Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.

Проблема: Что было бы, если бы на Земле не было растений?

ОС: ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН

ОС: КОНЕРС.

Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений.  

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок...
Р. Гамзатов.

В зеленых частях растений, особенно листьях, образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл (в переводе с греческого «хлорос» – зеленоватый, «филлон» – лист).

 Растут всю жизнь

(Неограниченный рост).

Думают и расходятся по углам:

Человек

Животное

Медицина

Промышленность.

Думают, записывают, обсуждают.

Познавательные УУД

Анализ, синтез,  аналогия

Использование знаково-символических средств

Подведение  под понятие

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль, коррекция оценка

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Обобщение  усвоенного и включение  его  в систему  ранее  усвоенных  ЗУНов  и УУД

Проверка усвоения  пройденного:

Задание   в рабочем листе:

1.Как называется зелёный пигмент растений?

А) хлорофилл

Б) эвкалипт

В) мицелий

Г) хитин

2. Какие из перечисленных ниже групп организмов НЕ относятся к царству Растения?

А) папоротники

Б) грибы

В) голосеменные

Г) водоросли

3. Растения растут:

А)  только на свету

Б) всю жизнь

В)  только весной

4. Органы и ткани есть у

А) Низших растений

Б) Высших растений

В) У всех растений

5. Главное значение растений

А) Являются пищей человеку

Б) Выделяют кислород

В) Являются сырьем

6.Выделение кислорода растением на свету называется:

А) дыхание

Б) питание

В) фотосинтез

Ученику  необходимо  выделить  Признаки царства    Растений.  

Проверяют по ключу. Оценивают работу друг друга.

1-А, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-Б, 6-В.

6-«5»

5-«4»

4-«3»

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез,  аналогия

Использование знаково-символических средств

Подведение  под понятие

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая  саморегуляция   в ситуации затруднения

9. Домашнее задание.

Домашнее задание  (комментирование  учителем)

1.Стр. учеб.88-92

2.Сообщения о растениях   «Самое-самое-самое»…

3.100 рублей САМОРИ: «Растение-это….»

4.Подумайте: «- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?

 Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Подведение итогов  совместной  и индивидуальной  деятельности  учеников.

Работа в рабочих листах.

  -Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что...

 Спасибо за внимание, урок окончен.

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку  личного вклада  в совместную  учебную деятельность,  достижение поставленной цели.

Определяют свое настроение в конце урока.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

 



Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия

Классный час по теме « Безопасность дорожного движения».

Автор: Сапова Любовь Александровна, учитель биологии МАОУ « СОШ№2» г. Нурлат РТ.

Участники:  5а класс, 26 участников.

         Цели и задачи мероприятия:

Образовательные:

- в занимательной форме обобщить имеющиеся у обучающихся знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, используя дополнительные электронные ресурсы;

 - предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.

Воспитательные:

-воспитывать внимание на дороге и культуру поведения, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к ПДД.

Развивающие:

- развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, отзывчивость;

-способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге;

-развивать воображение, воспитывать интерес к творчеству и мыслительной деятельности.

         Формируемые УУД:

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Личностные: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения, усвоение правил поведения на дорогах.

        Подготовительная работа: распределение ответственных,   подготовка и изготовление наглядного материала, реквизита, подбор текстов, просмотр мультфильма « Смешарики», составление сценария .

         Оборудование, инвентарь:  листы формата А3, цветные карандаши, фромастеры, маркеры, набор дорожных знаков, карточки с заданиями, видеофрагмент мульфильма « Смешарики» .

        План проведения мероприятия по этапам:  

  1. Организационный момент. Приветствие.               2-3 минуты.
  2. Основная часть.                                                         30-33 минуты
  3. Рефлексия.                                                                  3-4 минуты.
  4. Итог мероприятия.                                                     2-3 минуты.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Садитесь! На столе у вас смайлики. Поднимите тот, который наиболее соответствует вашему настрою на классный час.   А  давайте каждый из вас сейчас повернется друг к другу и улыбнется и пожелает удачи!
  2. Основная часть. Наш классный час  мы начинаем с просмотра видеофрагмента хорошо известного вам мультфильма « Смешарики».

Учитель: Ну что же, ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня ? ( ответы учеников).

- Правильно! А значит тема   нашего  занятия!? Верно: «Безопасность дорожного движения».

Учитель:А что такое безопасность?(Ответы детей). 

Учитель подводит итог: Безопасность – это защищенность человека, общества или любых других субъектов.

Учитель:А из каких правил состоит безопасность дорожного движения, мы сегодня вспомним, а может, и узнаем на уроке.

Учитель:

-Подумайте, запишите на листочках: чем регулируется движение на дорогах? 

- Обсудите в команде ваш выбор.

- А теперь заслушаем некоторых из вас. (Ответы детей). 

 Учитель подводит итог: Дорожные знаки, светофор, регулировщик.

Учитель:  - А знаете ли вы, что такое дорожные знаки? ( Ответы детей).

-  Дорожные знаки – это символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах для ориентации участников дорожного движения.

        В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили кому как  захочется. На дорогах творился беспорядок. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной; Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным. Пожарные – на пожар…

      И поэтому чтоб не было беспорядка, были составлены правила уличного движения, которые регулируют дорожные знаки. Они сделаны в виде простых рисунков, символов, чтобы их можно было различить издалека. Пешеходу также надо знать дорожные знаки, и тогда опасность ему будет не страшна.

Учитель: Давайте вспомним, какие дорожные знаки вы знаете? (Ответы детей).

      Дорожные знаки бывают различные:

  • предупреждающие;
  • приоритета;
  • запрещающие;
  • предписывающие;
  • информационно-указательные;
  • знаки сервиса;
  • дополнительной информации (таблицы).

Работа в группах. На столах у вас набор карточек с изображением дорожных знаков.

ЗАДАНИЕ: распределите их на группы и дайте названия группам. Заслушивание ответов.

      Сегодня более подробно рассмотрим только три группы знаков.

1. Предупреждающие, они имеют треугольную форму с красной каймой. Знаки этой группы предупреждают водителей и пешеходов о приближении к опасности. А какой знак отнести еще можно к этой группе?

2. Запрещающие, это знаки круглой формы, и они являются самыми  строгими знаками, как для водителей, так и для пешеходов. А какие здесь знаки вы могли бы еще назвать?

3. Знаки сервиса,  эти знаки информируют нас о расположении соответствующих объектов, таких как заправочная станция, пункт первой медицинской помощи, автомойка.

     Физминутка для глаз. Проведем игру «Светофор»: если показываю красную карточку -   стоите на месте, если желтую - хлопаете в ладоши, если зеленую - шагаете на месте.

Работа в группах..  Карточки « Дорожные ловушки».Каждая команда получает карточку. ЗАДАНИЕ: 1.Прочитайте карточку.

                     2.Обсудите прочитанное в группе.

                     3.Заполните таблицу:

Ловушка

Как избежать

1 группа:  «МАШИНА, СКРЫТАЯ ВСТРЕЧНОЙ».

В первые мгновения проехавший мимо вас автомобиль нередко закрывает собой встречный. В такой ситуации попадает под машину каждый шестнадцатый из детей, получающих травмы на дорогах.

( Подождите, пока автомобиль отъедет на такое расстояние, когда не будет мешать осмотреть дорогу. Только после этого можно начинать переход улицы).

2 группа: « ЗАКРЫТЫЙ ОБЗОР».

Из-за помехи обзору (дом, стоящий автомобиль, кусты, забор и т.д.) может неожиданно выехать машина.Так попадают под колеса почти две трети детей, получающих травмы на дорогах.

( Вы должны выбрать такое место для перехода дороги, где ничто не помешает вам ее осмотреть. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за помехи обзору, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу).

3 группа:   « СТОЯЩАЯ МАШИНА».

Главная опасность на улице - стоящая машина. Почему? Да потому, что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.

Так попадает под колеса каждый третий из детей, получающих травму на дорогах.

Никогда не выходите на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, вы должны осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться. Что опасности нет, и только тогда переходить улицу.

4 группа:      « ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ».

Когда дети стремятся к «цели» на другой стороне улицы, они часто не замечают опасность, потому что угол их бокового зрения сужается. Это нередко бывает, когда ребенок видит «свой» автобус на остановке, спешит к приятелям, родственникам, бежит за мячом, собакой.

По этой причине попадает под машину каждый пятый из детей, получающих травмы на дорогах.

В любом случае перед выходом на дорогу вы должны остановиться, прислушаться, осмотреться и только тогда, если нет опасности, переходить улицу.

5 группа:     «ПУСТЫННАЯ УЛИЦА».

На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль.В таких ситуациях попадает под машину каждый десятый из детей, получающих травмы на дорогах.

( Вырабатывайте привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, внимательно осмотреть ее справа и слева, прислушаться — и только тогда переходить улицу).

6 группа:      «ДЛИТЕЛЬНАЯ ОСТАНОВКА НА ОСЕВОЙ»

 Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за теми машинами, которые приближаются к ним справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись. Ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины, подъехавшей к нему слева.

(Если вам пришлось остановиться на середине улицы, будьте предельно собранными, не делайте ни одного движения, не осмотревшись, следите за автомобилями, приближающимися к вам справа или слева).

Заслушивание ответов.

 Работа в группе.  Составление памятки « Правила безопасного поведения».

- Возьмите лист А3. Разделите его как показано на доске.

- Каждый на своем поле листа запишите правила поведения на дорогах.

- Обсудите в команде и выберите 5 лучших правил.

- Запишите их в центре листа.

-  Заслушивание команд.

III. Рефлексия. Заканчивая наш классный час, я прошу вас выразить свое отношение к тому, что происходило на нашем занятии:

  1. Заинтересовала ли вас тема?
  2. Трудно ли было работать в группах.
  3. Полезна ли та информация, которую вы получили в ходе классного часа.
  4. Насколько актуальна рассмотренная сегодня тема.

IV.Итог мероприятия.  Наш классный час подошел к концу. Ваше настроение не испортилось? Поднимите смайлик. Я очень рада этому. Значит, поработали мы с вами плодотворно и с пользой. Я благодарю вас за хорошую работу. Большое спасибо!

 Использованная литература:

 1. А. Л. Рыбин, М. В. Маслов «Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей».  5-9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова. Москва, «Просвещение», 2008

2. М. Р. Максиняева «Занятия ОБЖ с младшими школьниками. Конкурсы, КВН, викторины, ребусы». Москва , «Творческий центр», 2004.

3. Ресурсы Интернета.

 



Предварительный просмотр:

8 класс.

Обобщающий урок по теме: «Организм человека -единое целое» . 

Эпиграф:«В организме все связано,  нельзя забывать об этом ,затягиваясь сигаретой или употребляя наркотики».

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Общий обзор организма человека», доказать, что организм человека -единое целое. Задачи:

  • Проверить уровень знаний учащихся по темам «Клетка», «Ткани и органы», «Системы органов и организм».
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, а также соблюдение личной гигиены.
  • Показать роль клеток, тканей, органов и систем органов как единую целую систему организм.  

 Тип урока: обобщающий урок с использованием интерактивных методов обучения.

Оборудование: Компьютер, экран, слайды, учебник Н.И Сонина 8 класс Биология «Человек». 

                                              Ход урока:

I.Организационный момент.   Садимся на свои места в группе по 4 ученика.

 - положите, пожалуйста, МЭНЭДЖ МЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня.  

ОС: ПРИВЕТСТВИЕ. Ребята, поприветствуйте друг друга: сначала партнеры по плечу, затем –партнеры по лицу: улыбнитесь друг другу и скажите « Я тебе рад!». Я тоже вам рада и надеюсь, что мы плодотворно поработаем.  

II.Актуализация знаний.     Проблемные вопросы:

- Является ли организм человека системой?

- Является ли организм человека открытой системой?

- Является ли организм человека саморегулирующей системой?

 ОС: ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН. Чем люди отличаются друг от друга? Чем похожи? ( заслушивание ответов).Внешне люди отличаются друг от друга. Большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие…Каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам.

 ОС: БЛАЙНД СИНКВЕНСИН. Ученикам предлагаются карточки с рисунками .

http://dxmbkxacdb7tv.cloudfront.net/fae072de-7ff6-4650-826a-7ea0d3ee9a6b/Cepochka%20organiv.jpg

1.Ученик №.. раздает карточки, не показывая содержимое.

2. Ученики карандашом записывают инициалы на обратной стороне карточки.( ученики видят только свою карточку).

3. Один из учеников описывает свою карточку остальным членам команды. Описание д.б. четким, чтобы члены команды могли легко расположить карточку в нужном порядке.

4. Карточки сложены лицевой стороной вниз.( карточка кладется на стол при условии, что все участники пришли к единому мнению.. Иначе, обладатель карточки должен еще раз дать ее описание).

5.Карточки переворачиваются. Проверяется их последовательность.( если она неверная, обсуждаю. Исправляют).

Сообщают о выполении задания, выполняя ЧИР: ФЕЙЕРВЕРК.

 Подведение итога: ЧТО получилось?.

      Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов и их систем. Какие системы органов мы изучили?( ученики называют).

ОС: КОНТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ «продолжительный раунд-тейбл» (обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга).  Установите соответствие.

 

Орган

Функция

1.      

Сердце

Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.

2.      

Почки

Благодаря этому органу  кровь движется по сосудам.  

3.      

Глаза

В этом органе начинается переваривание белков пищи.

4.      

Мочевой пузырь

С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.

5.      

Легкие

Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

6.      

Желудок

Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание

Проверка выполнения задания.

Прочитайте и вспомните значение систем органов человека.

В пищеварительной системе  пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.  

Кровеносная система   доставляет питательные вещества всем органам нашего тела и удаляет из них продукты обмена веществ.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.  

Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц, выполняют защитную функцию.

Мышечная система образована скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода.

Выделительная система выводит жидкие продукты жизнедеятельности из организма.

Эндокринный аппарат объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обменю

ОС:КОНЕРС. Сделайте выбор: Какая из систем органов , по-вашему, наиболее важна в работе организма?( Кровеносная, дыхательная, выделительная, пищеварительная).

ОС: ТАЙМ- ПЭА -ШЭА.( обсуждение в парах).

Проверка выполнения задания.

И все-таки , есть система органов, которая наиболее важна. Какая?

ОС: НАМБЭД ХЕДС ТУГЕЗЕ. ( каждый записывает ответ, затем встают в круг, обсуждают и выбирают один ответ. По вызову учителя ученики каждого стола называют ответ).

Чаще всего мы начинаем проявлять интерес к своему здоровью только тогда, когда у нас что-то болит. А ведь здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему. Вот уж поистине: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены. Вы скажете: «Это прописные истины, надоевшие всем наставления». Но давайте посмотрим на них несколько иным взглядом.

Итак, все в организме человека взаимосвязано. Значит, нарушение работы одного органа вызовет сбой в работе другого.  Давайте выработаем правила гигиены работы органов и их систем.

ОС: ПЛЕЙСМЕТ КОНСЕНСУС. (вырабатывают правила гигиены работы органов и их систем).

Проверка выполнения задания.

Вывешивание результатов на стену.

ОС: Ученики благодарят друг друга, выполняя ЧИР: ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!!,