"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Бакирова Марина Викторовна

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.

Наше сложное время ученые называют переходным этапом к новому человеку и новому сознанию. Приходит новое поколение детей, и подход к ним нужен иной, новый.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения учащихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Известно, насколько сложна задача активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Нет более трудной и серьезной задачи, нежели вызвать интерес к нашему предмету, научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, научить их учиться, помочь накопить каждому школьнику критическую массу знаний и умений, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего самообразования.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, диалогического взаимодействия применяю активные и интерактивные методы, приемы мыслительной деятельности.

Для развития творческого мышления большое значение имеет создание в ходе работы над новым материалом проблемных ситуаций. Проблемными остаются такие задания, вопросы, задачи, решение которых ученику кажется возможным, посильным и которые в то же время не могут быть решены без каких-либо дополнительных сведений, еще неизвестных учащимся. Чтобы создаваемая учителем ситуация действительно оказалась проблемной, она должна мотивировать умственный поиск учащихся, заинтересовать их, заключать в себе стимул к поиску.

Ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  

«Подготовка одаренных учащихся к  предметным олимпиадам»

( В рамках республиканского конкурса

« Наш лучший учитель» )

                                                                     

                                                                         

                                                                    Разработчик :

                                   

                           

                                                                        Учитель русского языка

                                                                            и литературы

                                                                                   Бакирова М.В.      .

                                                                           

                             

г. Нурлат  2014-2015гг.

Краткая аннотация проекта

    Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений, выстраивание индивидуального образовательного маршрута.           

      Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу

 Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. 

Актуальность и перспективность проекта

Актуальность выбора темы обусловлена модернизацией образования, где одним из направлений является качество знаний, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам с учетом личностно ориентированного  подхода.

1.2 Проблема проекта

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной:

  • низкая мотивация учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
  • создание системы, развивающей творческую личность.

Образовательный стандарт ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Добиваюсь того, чтобы ребенок работал над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

1.3 Цель проекта

       -    создать модель работы с одаренными детьми, в условиях  современной школы  для подготовки их к успешному  выступлению на предметных олимпиадах

        -  подготовка учащихся к самостоятельной деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности

1.4 Задачи проекта:

   -   изучение теоретических и практических подходов к работе с одаренными детьми при подготовке их к предметным олимпиадам

     - разработка и апробация научно-методических материалов по формированию и развитию компетентностей учащихся:

  • логического мышления
  • интеллектуальных  и творческих способностей
  • привитие навыка самостоятельного поиска информации
  • развитие познавательной деятельности
  • выработка умений учащихся  к организации своего труда и отдыха
  • развитие коммуникативных навыков

      -  создание пространства для творческого самовыражения учащихся, характеризующегося комфортным психологическим климатом и положительной мотивацией

     -        формирование банка творческих продуктов

   

     2. Реализация проекта

       Основные заповеди:

·        человек, если он на своем месте, обязательно будет приносить пользу, так помогите ему найти его место;

·        успех – это совокупность вовремя исправленных мелочей;

·        силен не тот, кто никогда не падал, силен лишь тот, кто, падая, встает;

·        если дарование спит, то его надо будить;

·        не забывай использовать отныне ресурс «глобальной паутины».

           2.1.      Выявление одаренных детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

Три условных группы одарённости:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих  равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте

2.2 Модель работы с одаренными детьми

Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг,

хорошо наполненный.

М. Монтень

 

Основная цель при работе с   детьми – превратить задатки в способности. Добиться этого возможно только при наличии положительных эмоций обучающегося.

 (Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать).

                           

                              Модель работы с одаренным ребенком

Первоначально создается положительно заряженное ядро (ученики и учитель), которое вовлекается в познавательную деятельность. Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельностью, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. По орбитам познавательной деятельности вращаются планеты, составляющие школьную жизнь. Каждый год планеты переходят на новую, более качественную орбиту познавательной деятельности.

Начиная новый учебный год,  обдумываю предстоящую работу, задаю себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У меня есть своя методика, свои приемы.

2.3.Методы и средства обучения

базируются на основных положениях

 концепции развивающего обучения:

  • Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
  • На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
  • Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
  • Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.

Ведущие методы творческого характера:

 - проблемные;

 - поисковые;

 - эвристические;

 - исследовательские;

 - проектные

   в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.  

  Рекомендации учителям, работающим

с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

  • Учителю-предметнику в работе необходимо:
  • Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года
  • элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
  •  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения
  • использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)
  • уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
  •  использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через

  • наблюдения в ходе уроков;
  •  организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
  • Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)

3.Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
  • оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
  • предусмотреть возможность отдыха, релаксации
  • не превращать работу группы в пустое времяпровождение
  • наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
  • основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно
  • участвуем в интенсивных школах и т.д.

5. Решаем задачи.

  • нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию
  • создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)

6. Работаем руками.

Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.

7. И не останавливаемся.

2.4.Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
  • Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

 

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?

  • Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
  • Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
  • Умение координировать свои действия с действиями родителей.
  • Умение консультировать родителей и учащихся.
  • Профессиональная зрелость.
  • Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Способность к самоанализу.
  • Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
  • Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

 1.Творческие способности

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначных вещей.
  • Высокие эстетические ценности.

2. Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно- следственных связей.
  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Организация информации.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Соревновательность.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация

3. Этапы реализации проекта

        Организационный этап (2013 – 2014 гг.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей.

        Этап реализации(2014-2016 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и краевых олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая поддержка одаренных детей.

       Завершающий этап (2016-2019 гг.) – предполагает провести контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

           

                 4. Ожидаемые конечные результаты проекта:

  • совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; приобретение навыков саморазвития.

5. Теоретическая база  проекта

  1. Водолазька С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н/Д., 2007 г.
  2. Воробьева О.И., Головенкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы// РЯШ. – 1996. - №2. – С.46 – 48
  3. Вопросы и задания 4 Всероссийской олимпиады школьников по русскому //РЯШ. – 1999. - №4.- С. 46 -51; №5. – С. 46 – 48
  4. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии.- М., 1995
  5. Журинский А.Н. Слово, буква, число. Обсуждение самодостаточных лингвистических задач с разбором ста образцов жанра.-М., 1993
  6.  Задачи лингвистических олимпиад. 1965 – 1975. / Ред. – сост. В.И. Беликов и др. – М., 2006
  7. Казбек – Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. –М., 2006 г
  8. Казбек – Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – М., 2007 г
  9. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М., 2004
  10. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы/авт. – сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград, 2007
  11. Новые олимпиадные задания по русскому языку…..
  12. Токарева П.В. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2008 – 2009.- Омск-2009
  13. Интернет- источники

СЛОВАРИ, СПРАВОЧНЫЕ И НАУЧНО - ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1972

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. –М., 1999

3.Волина В.В. Этимологический словарь. СПб., 2000

4. Глинкина Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь – справочник. –М., 2007

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М., 1981

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.- любое издание.

7. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка.- м., 2005

8. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе: Предпрофильное обучение 9 класс: Методическое пособие для учителя. – М., 2005

9 Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 2005

10. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка: Учеб. Для студентов филол. Спец. Фак. Ун-тов и пед ин-тов. – М., 1983

11. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. – Л., 1990

12. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М., 1993

13. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. – Ростов н/Д, 2007

Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1984

14. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. – Новосибирск, 1992

15. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. – М., 2000

16.Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002

17. Интернет- источники

МАОУ «Нурлатская средняя   общеобразовательная школа» РТ

 

Программа элективного курса

 «Готовимся к  олимпиаде по русскому языку и литературе»  

       

Автор-составитель:

 учитель русского языка и литературы

                                                                         Бакирова Марина Викторовна

        

Г. Нурлат, 2015г.

Программа включает:

- пояснительную записку;

- содержание программы;

- технологию организации учебного процесса;

- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

- требования к результатам освоения элективного курса;

- список литературы;

- электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки творческих заданий,  методические разработки уроков)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

           Актуальность введения курса "Готовимся к олимпиаде  по русскому языку" по выбору определяется необходимостью решать проблемы успешной  подготовки  к  олимпиаде по данному предмету:

         во – первых , необходимостью углубленного изучения курса, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для лингвистического и речеведческого;  

      во – вторых, подготовка к олимпиаде имеет мало общего с подготовкой к выпускному или вступительному экзамену. «На олимпиаде нет  типовых, алгоритмизированных заданий, выполняя которые, школьник покажет опять же типовые знания, умения и навыки.

Задача олимпиады – выявить как раз нетипичных детей, умеющих мыслить неординарно, обладающих глубокой интуицией, языковым чутьем».

 В  различных методических пособиях  недостаточно сведений и приемов решения отдельных лингвистических задач для того, чтобы справиться с заданиями «олимпийского» уровня, высказываются «лишь самые общие соображения методического характера». По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и в то же время содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся. Критерием оценок ответов являются их правильность, полнота и оригинальность.

Эти причины и послужили поводом для составления данной программы, которая является актуальной. Нужна специальная подготовка к олимпиаде. Ведь победителей всероссийских олимпиад по профильным предметам многие вузы зачисляют без экзаменов, другие  проводят свои внутренние олимпиады, результаты которых засчитываются в качестве оценки на вступительных экзаменах. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления

           Место в образовательном процессе. Данный курс принадлежит согласно существующей типологии элективных курсов к группе предметно – ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной части «Русский язык») на профильном уровне

       Этот  курс  поможет учащимся повторить теоретические сведения по трудным разделам и темам языкознания, развить их практическое умение и навыки по выполнению тестовых заданий, олимпиад  по русскому языку. Данный курс будет способствовать расширению знаний и умений учащихся по вопросам, традиционно вызывающим затруднения.
     Выполняя предложенные задания  по русскому языку, ученики повысят свою грамотность, смогут создать высказывание на любую тему в устной и письменной форме, анализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи, знать происхождение отдельных слов и фразеологизмов их морфемный состав, произношение.  Вопросы культуры речи, нормативного произношения и ударения, практические задания и тесты помогут закрепить знания по культуре речи и успешно подготовиться  к олимпиаде по русскому языку.

       "Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства." Исходя из этого, назначение данного  курса состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и повысить интерес к художественной  литературе, научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.

           Данный курс состоит из  3 блоков, включающий в себя трудные случаи правописания, произношения, ударения из различных разделов  языкознания: лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания.

 Они составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания лингвистического образования):

1. Трудные случаи орфографии, лексики, пунктуации, орфоэпии, грамматики, морфемики, синтаксиса, морфологии, стилистики.

2. Культура речи  

3. История языка. Сравнительное русское языкознание. Этимология и фразеология.  Социолингвистика.

4. Трудные случаи словообразования,

5.  Изобразительно – выразительные средства

6. Анализ текста

7. Сочинение – рассуждение

    Адресат: учащиеся 5-9 классов общеобразовательных классов, желающие повысить грамотность в различных областях языкознания и подготовиться не только к ЕГЭ, но и к олимпиаде.

.     Данный курс  рассчитан на 34 часа. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю (с сентября по май).    Материалы курса могут  быть использованы на факультативных занятиях.

На основе теоретического обоснования материала будут проводиться практические занятия, выполняться тестовые задания. Рекомендуется зачетная тестовая работа.

Цели элективного курса:

- гуманитарное развитие учащихся;

- систематизировать речевые трудности, объяснить принципы их возникновения и помочь успешному общению в устной и письменной форме.

- соблюдать языковые нормы (орфографические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях.

- обогатить учащихся сведениями о правилах правописания орфограмм, совершенствование навыков написания трудных случаев, исключений из правил, отработка алгоритмов на тренировочных упражнениях (тестах).

- развитие творческих способностей личности;

- подготовка учащихся к сдаче экзаменов, к олимпиадам  по русскому языку

- воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, расширять кругозор учащихся, формировать навыки воспитанности, этические нормы поведения;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты ) с миром и с самим собой.

Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к  олимпиаде по русскому языку;

- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

- продолжить формирование навыка углубленной  орфографической грамотности;  

- совершенствовать и развивать умения  анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;

- способствовать овладению учащимися методикой и техникой лингвостилистического анализа текста;

- способствовать развитию языкового и стилистического чутья;

- расширять социокультурное пространство путем знакомства с текстами высокой художественной ценности;

- задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика четкими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные и учебные цели;

- способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование;

- способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения.

Основные направления курса:
1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, синонимических рядов, тематических групп и т.д. А также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, литературоведческого и словаря синонимов
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдения над синтаксическим строем простых и сложных предложений, грамматическим рядом разных частей речи;
3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений; написание сочинения – рассуждения.

                             СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел  1. Трудные случаи орфографии, лексики, пунктуации, орфоэпии, грамматики, морфемики, синтаксиса, морфологии, стилистики.

В модуле «Трудные случаи орфографии и пунктуации» представлены основные  принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала:

Трудные темы орфографии.

1. Историческое чередование  в корне
2.Правописание о, е после шипящих.
3.Правописание н/нн в разных частях речи.
4.Правописание частицы "не" со всеми частями речи.
5.Правописание сложных прилагательных.
6.Правописание наречий.
7.Слова-исключения.

8. Аукцион орфограмм.

 Трудные темы пунктуации.

1. Синтаксическая система русского языка.  Анализ синтаксических явлений повышенной сложности Обособление определений.
2.Обособление приложений.
3.Знаки препинания при сравнительных оборотах.
4.Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
5.Тире и двоеточие в простых и сложных предложениях.

6.Комплексное повторение орфографии и пунктуации.

7 Двоеточие и тире в простом и бессоюзном сложном предложении

8 Разбор заданий (синтаксис).

9. СПП

10. Безличные предложения. 

Трудные темы морфологии

1. Омонимия частей речи. Два типа совпадений: регулярные (наречия и краткие прилагательные и причастия, сравнительные степени наречий и прилагательных) и случайные совпадения слов разных частей речи.

2.Имя существительное. Одушевленность. Род (Существительные, не имеющие формы единственного числа, существительные общего рода, существительные на – ище, -ишко;  несклоняемые существительные; существительные, используемые в просторечии не в том роде, к которому они принадлежат в литературном языке). Число (существительные, не имеющие форму единственного числа.  Существительные, не имеющие форму множественного числа. Существительные, имеющие две разные формы множественного числа, или во множественном числе обозначают небольшое количество существительных единственного числа, а что-то другое).

3. Имя прилагательное. Качественные прилагательные, у которых невозможно образовать степень сравнения. Типичные ошибки при образовании форм степеней сравнения.

4. Глагол. Вид (глаголы, существующие только в одном каком – то виде и не имеют парного глагола противоположного). Наклонение (различие омонимичных форм разных наклонений).

Лицо (глаголы, не имеющие формы 1-го лица: убедить, победить, очутиться, чудить, дудеть, ощутить).

5. Имя числительное. Отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных – полтора, полтораста; два, оба, три, четыре;  составных количественных и порядковых числительных

Трудные темы морфемики

Определение слова по финальным буквам. Определение грамматической характеристике по несуществующему слову.

Трудные темы стилистики

Ошибки при употреблении паронимов. Плеоназм. Фамилии и географические названия в творительном падеже. Сочетания существительных с числительными: двое, трое, четверо. Предложно – падежные сочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки, по. Употребление деепричастного оборота. Порядок слов в предложении.

Трудные темы лексики

Устаревшая лексика, историзмы, архаизмы.

Трудные темы грамматики

Изменения грамматического строя языка. Орфографическая реформа 1917 – 1918 годов. Устаревшие грамматические формы и перевод

их на современный русский язык.

Раздел 2. Культура речи

Культура речи.

1.Нормативное произношение и ударение. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Различие  некоторых сочетаний звуков в современном нормативном , в естественном литературном и в разговорном  произношении. Обоснование современной орфографической нормы  с исторической точки зрения.  Различия в написании  слов, заимствованных из английского языка, где все они пишутся с двойными согласными типа: блогер (blogger), спамер (spammer), рэпер (rapper), триммер (trimmer), диггер (digger), стоппер (stopper – «опорный полузащитник», футб.), глиссер (glisser), пропеллер, бестселлер, сеттер. Семантическая (сема – научн. исконная идея) система современного русского литературного языка. История происхождения  слов. Морфологическая система русского языка. Морфологический анализ слов. Культура русской письменной речи.

 Виды ошибок и их описание и определение.


1.Трудности ударения.
2.Лексические нормы.
3.Морфологические нормы.
4.Синтаксические нормы

5.Формообразование слов.

6. Что такое интеллигентная речь?

 Раздел  3.

 3. История языка. Сравнительное русское языкознание. Этимология и фразеология.  Социолингвистика.

 Язык изменяется (задания, связанные с самыми заметными изменениями, постигшими русский язык на протяжении его истории). Алфавит (задания, связанные с нахождением отличий старой орфографии и новой). Полногласие и неполногласие. Происхождение и значение выражений. Замена букв цифрами, а цифр – буквами. Запись слов в старой орфографии. Полногласие и неполногласие типа порожний и праздник.

Из истории русского языкознания. Виды словарей их строение, назначение. Словарная статья. Из какого словаря взяты следующие ряды слов? Каковы принципы их выбора и расположения? Для чего предназначены такие словари?  Известны ли вам подобные словари?

Когда мы используем фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Исторические, литературные, иноязычные источники. Фольклорное происхождение. Профессиональная речь.

Сравнительное языкознание.

Сравнение языков. Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование ( Перевод русских выражений на язык других народов и наоборот).

Социолингвистика – наука о том, как язык живет в обществе.

Жаргон. Табу и эвфемизмы. Примеры табу и эвфемизмов в произведениях классической литературы. Двуязычие. Споры о языке.

Раздел  4. Словообразование

Способы образования слов. Формообразующие суффиксы. Нулевые суффиксы. Определение количества суффиксов в словах. Нулевые окончания. Омонимия приставок.

  Трудные случаи морфемного и словообразовательного анализа слова в школьном курсе русского языка. Словообразовательная цепочка. Синхронный и диахронический морфемный  и словообразовательный анализ слов.

Слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения типа:  молчать, примкнуть, намёк, помещик, мокрица.

Раздел  5. Изобразительно – выразительные средства речи: понятие, функция, система объектов.

1. Звукопись. Понятие о звукописи, ее виды, ассоциативная образность: аллитерация, ассонанс, звукоподражание: функционирование средства в художественном тексте.

2. Русская рифма. История становления: существующие разновидности: художественные возможности русской рифмы.

3. Ударение, ритм, интонация. Понятие о ритмико – интонационном рисунке речи: виды русского ударения, его вариативность: художественные возможности данных средств: парцелляция.

4. Графика, орфография, пунктуация как изобразительные средства русского стихосложения.

5. Лексические средства выразительности. Ключевые слова, лексические повторы, слова – символы, синонимы, антонимы.

6.Морфологические средства выразительности. Изобразительные возможности существительных, прилагательных, глаголов и их форм, местоимений и других частей речи.

7. Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.

8. Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли – и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.

Раздел 6. Анализ текста.

1. Текст и его построение. Анализ публицистического текста. От текста к авторскому замыслу.

 2. Тексты  разных видов переработки и анализа. Древнерусский текст, его перевод и анализ.

3.  Методы компрессионного сжатия текста.

4.  Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

5. Учимся писать проблему и  комментарий к проблеме текста.

   6. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного текста.     Повторение разделов «фонетика», « словообразование» и «морфемика».

 7. Анализ текста. Подготовка к сочинению – рассуждению.

8. Анализ текста  как подготовка рабочих материалов к сочинению

9. Лингвистический анализ художественного текста.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.


Словесное рисование. Письмо по памяти. Картина воображения Цветовая гамма. Особенности строения поэтического текста. Ритм, звучание, орнаментовка, настроение в лирически шедеврах А.Пушкина. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Особенности употребления в поэтике.
Что такое звуковой ряд ? (Размер, строфика, рифма, звукопись... на примере лирики М.Ю. Лермонтова). Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы). Лексический уровень (олицетворения, омонимы, "пустые слова"...). Лексический уровень (оксюмороны, сравнения, метафоры, эпитеты...). Грамматический ряд (части речи, грамматические формы - их значение и роль в анализе поэтического произведения). Синтаксический строй (структура предложений, их количество, степень распространенности, знаки препинания) . Зачем переводят стихи с одного языка на другой ? Перевод Брюсова, Анненского. Сопоставительный анализ. Практическое занятие. Анализ стихотворения.

Этапы лингвостилистического анализа художественного (поэтического)  текста.

1. Определение жанра художественного произведения.

2. Определение темы и ключевого словесного ряда, в котором она отражена наиболее ярко.

3. Определение идеи и ключевого словесного ряда, в котором она выражена наиболее отчетливо.

4. Определение основной эмоциональной тональности (настроения) и соответствующего ключевого словесного ряда.

5 Анализ средств художественной выразительности (фонетический уровень, морфемный и словообразовательный уровень, лексический и лексико – фразеологический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень, ритмико – метрический уровень, структурно – композиционный уровень, определение доминирующего уровня)

6. Основные выводы по анализу данного текста

.

  Раздел 7    Сочинение – рассуждение

           В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

 Теоретический аппарат модуля

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

  1. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
  2. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
  3. Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах.
  4. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
  5. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
  6. Заключительная часть сочинения.

 Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

4.  Сочинение-рассуждение в части С.

5.  «Назывные предложения. Систематизация и обобщение темы. Сочинение –описание по открыткам и рисункам»

5. Экспертная оценка  творческих работ.

Блоки,

включающие в себя трудные случаи правописания, произношения, ударения из различных разделов  языкознания: лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания.

                                             ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ  ТЕСТЫ

Тестовые задания, в которых необходимо выбрать один из вариантов ответа.

К ним относятся задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков  языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Лингвистические тесты включают: трудные случаи орфографии и пунктуации, орфоэпические и грамматические нормы, морфемный и синтаксический разбор, историю русской письменности и русского языкознания, историко – культурные сведения о языке, семантику русских слов и фразеологизмов, стилистику ресурсов языка, глагольные формы языка барбареньо чумаш.

                          ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Это вопросы требуют письменного ответа.

     Эти  задания эвристического характера, требующие а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

Лингвистические задачи включают следующие разделы:

        1. От текста к языку. Анализ текста.  Свойства языковых единиц как элементов языковой системы. Аналитическое чтение текста. Анализ языкового материала. Особенность употребления отдельных слов текста. Восстановление фразеологизмов в первоначальный вид. Появление фразеологизмов в русском языке. Употребление одного и того же слова в разных произведениях одного и того же автора. Комментирование, исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

        2. От языка к тексту – моделирование активной речевой деятельности, т.е. процесса письма с целью выражения и сообщения мысли.

 Исходным условием являются правила,  закономерности языка, свойства языковых единиц. Применение данных  сведений к анализу предложенных фактов речи.

Возможные группы заданий:

  1. От правил и структуры языка к конкретному факту.

Такой тип заданий соответствует процессу  говорения: в обычной речи подобным же образом факт языка преобразуется в факт речи.

Определение значения заимствованных слов, употребление их в составе предложений, которые бы раскрывали их значение. Составление предложений, в которых  словосочетания используются  для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения и других ИВС. Составление сложных предложений, в которых союзные слова присоединяют разные типы придаточных частей.

  1. От системы языка к тексту.

Данный тип заданий предполагает выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте. Задания «вставить вместо трех точек». Задания на определение синонимического ряда.

        3. От языковых фактов к системе языка.

В данном разделе могут быть представлены разнородные задания структурно – лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой – либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания данного типа объединены в две группы:

  1. Поиск закономерностей по данным примерам ( в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике.

(Указать основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами. Продолжите ряд слов. Объясните свое решение. Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в ряду).

Установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация, объединение слов в группы по особенностям их структуры; нахождение общего в значении заимствованных слов; определение грамматического своеобразия отдельных частей речи.

  1. Разбор трудных единиц и категорий языка.

Задания  по разделам: лексикология (терминология, фразеология), морфология, графика, орфография и др.) Аналогия слов,  предложений между неизвестным и неизвестным. Редкие случаи, известные слова, выражения, предложения в нестандартном,  новом видении. Задания, проверяющие системность знаний о языке (комплексные, т.е. предполагающие одновременное обращение к разным разделам лингвистики).

  1. От языка к науке о языке, описанию языка.

Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ требует научной эрудиции.  (В каких разделах школьного учебника русского языка может быть рассмотрено данное слово. Какие черты диалектного произношения называются данными терминами). Задачи «словарей трудностей языка». Словари.

ТВОРЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ

Данные задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов можно объединить в две группы:

  1. От модели текста к тексту.  

Построение связного тематически целостного и стилистически единого текста, выбор формы, соответствующей содержанию. Текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой строевых единиц текста); совокупность средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; жанрово – стилистическое воплощение текста, выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматика текста.

Написание текста заданного стиля или жанра ( художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т.д.)

  1. От текста к тексту.

Филологическая работа над текстом, его толкование и оформление.

Анализ текста и создание своего варианта текста. Комплексный анализ текста (тема, идея, проблема, стиль повествования, типы речи, языковые средства, помогающие автору в создании образа; орфографические, лексические, морфологические, стилистические, синтаксические возможности текста.

Оформление ответа в виде связного текста. Преобразование, творческая переработка текста. Перевод древнего текста. Создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица. Создание научного ( комплексный лингвистический анализ текста), публицистического (высказывание на какую – нибудь лингвистическую тему или художественного текста.

ТЕХНОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

        Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания олимпиад по русскому языку предыдущих лет.

        Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

        Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике,  уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний, сетевой проект, урок контроля (малая олимпиада, итоговая олимпиада).

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, выполнение лингвистических тестов, лингвистических задач, творческих заданий);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

 

                                                     МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Прогнозируемый  результат

Программа элективного курса предусматривает задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся должны уметь выполнять:

лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ЭЛЕКТИВНОГО УРСА  И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
  2. промежуточный (проводится в форме классных, школьных олимпиад)  
  3. итоговый (в конце курса) проводится районная олимпиада в соответствии с требованиями  олимпиадных заданий  и  критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате  изучения курса  максимальное количество баллов  -  50% выполненных заданий.  

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»).

                                                  6.Отчет

учителя русского языка и литературы МАОУ  «НСОШ№3» » о проделанной работе по реализации проекта  «Подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам в республиканском уровне» в рамках гранта «Наш лучший учитель»   в сентябре- апрель 2014-2015 г.

«Система подготовки работы учителя

при подготовке школьников к участию в  олимпиаде».

Наступление новой технологической эры и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, одним из которых является олимпиада.

На современном этапе в образовании все больше утверждается деятельностный  компетентностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.

Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность по предмету. С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать свои знания, сравнить свои успехи с успехами сверстников.

Я считаю, что хороших результатов в олимпиаде можно достичь, только при условии совместной работы учителя и ученика. Нельзя недооценивать ни того, ни другого. У школьника есть талант, а у учителя – множество способов и методов, как этот талант увидеть и развивать.

Для себя я выделила три основных этапа при подготовке школьников к участию в олимпиаде – начальный, теоретический и заключительный.

На начальном этапе я отбираю обучающихся к участию в олимпиаде. В основном это те ребята, которые проявляют интерес к предмету и желают участвовать в олимпиаде. Такой отбор я осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий. К участию в олимпиадах я привлекаю обучающихся с 5 класса.

Список учеников на 2013-2014 учебный год

Ф.И.О. ученика

Класс

Дата рождения

Год занесения в базу  данных

1

Нотфуллин Айрат

6

2002

2013

2

Андреев Федор

6

2001

2013

3

Махмутова Диляра

6

2001

2013

4

Лапина Полина

6

2001

2012

Список учеников на 2014-2015 учебный год

Ф.И.О. ученика

Класс

Дата рождения

Год занесения в базу  данных

1

Нотфуллин Айрат

7

2002

2013

2

Андреев Федор

7

2001

2013

3

Махмутова Диляра

7

2001

2013

4

Лапина Полина

7

2001

2012

5.

Романова Елена

6

2003

2014

6.

Закирова Алсу

6

2003

2014

7.

Куклова Виктория

6

2003

2014

8.

Тухватуллина Эльмира

7

2001

2014

Следующий этап подготовки к олимпиаде – теоретический. Используя на уроках индивидуальный подход, я стараюсь давать потенциальным олимпиадникам задания повышенной сложности, творческие задания, привлекаю к исследовательской деятельности, к реализации проектов. Большое значение при подготовке к олимпиаде отвожу индивидуальным занятиям и консультациям. Всё это способствует укреплению теоретических знаний и как следствие повышает вероятность успеха.

Мною создана система работы, которая включает в себя различные виды деятельности:

1) лекции по наиболее сложным теоретическим материалам;

2) работа с текстом;

3) решение лингвистических задач;

4) работа с тренажерами;

5) разработки индивидуального маршрута подготовки каждого из «олимпийцев».

Система предполагает и различные формы работы:  факультативные занятия в течение всего года, спецкурсы по конкретным проблемам и индивидуальные консультации с учащимися. За две недели до олимпиад происходит «погружение в предмет», который предполагает усиленное усвоение материала по предмету.

В течение последних трех лет мной разработана программа и проводятся факультативные занятия «Лексическая стилистика», спецкурс «Анализ поэтических и прозаических произведений», элективный курс «Основы деловой стилистики».  Данные курсы способствует развитию способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности, совершенствованию навыков самоорганизации и саморазвития, формированию, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.

Важным моментом при подготовке к олимпиаде считаю участие школьников в конкурсах, викторинах, дистанционных олимпиадах. Я подобрала дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины для школьников по русскому языку и литературе. В некоторых я уже участвовала со своими учениками, результаты оказались неплохими. Благодаря этому многие обучающиеся стали проявлять больший интерес к предмету, т.к. каждый имеет свой результат, который он сравнивает с результатами других, повышается и самооценка и стремление к лучшему, что побуждает самостоятельно добывать знания, узнавать больше нового.

Задачи  первого этапа проекта:

   -   изучение теоретических и практических подходов к работе с одаренными детьми при подготовке их к предметным олимпиадам.

Проделана следующая работа по проекту

     № пп

Наименование  выполненной работы

 Результат

1

Изучение нормативно-правовой  базы для подготовки и реализации проекта

2

Составление плана работы одаренными учениками

План

3

Подготовка материальной базы к активной работе с одаренными детьми

Уголок проектов

4

Подготовка и проведение школьного тура олимпиады по русскому языку и литературе

Тесты, головоломки, олимпиадные задания

5

Подготовка  и проведение муниципального туру олимпиады

Участие учеников

7 классов

6.

Подготовка и участие в НПК

Участие, дипломы и грамоты

7.

Подготовка  к интернет – олимпиадам , конкурсам и участие в них.

Участие, дипломы и грамоты

Результаты участия в олимпиадах и конкурса (2014-2015 уч. год)

Название конкурсного мероприятия

Год

Уровень

Место

Фамилия имя  отчество участника

Участие в олимпиаде по русскому языку

2014

школьный уровень

Победитель

Нотфуллин Айрат

7 класс

Участие в олимпиаде по литературе

2013

школьный уровень

Призёр

Андреев Федор

7 класс

Участие в олимпиаде по русскому языку

2014

школьный уровень

Призёр

Романова Елена

6 класс

Всероссийский конкурс – олимпиада «Молодежное Движение»

2014

всероссийский

1 место

победитель

Романова Елена Юрьевна

6 класс

Всероссийский конкурс – олимпиада «Молодежное Движение»

2014

всероссийский

1 место

победитель

Бакиров Адель Рамилевич

7 класс

Участие в интернет-олимпиаде

«Кириллица»

2015

международный

3 место

Тямаева Алина

6 класс

Участие в интернет-олимпиаде

«Кириллица»

2015

международный

3 место

Еремеев Дмитрий

6 класс

Школьная научно - практическая конференция

2015

школьный

1 место

Закирова Алсу Муслимовна

Сетевой проект «Шанс-2015»

2015

республиканский

участники

Еремеев Дмитрий, Лёвин Родион, Романова Елена.

Школьная научно - практическая конференция

2015

школьный

2 место

Бакиров Адель Рамилевич

Республиканская конференция учащихся 5-8 классов                       « Ломоносовские чтения»

2015

республиканский

участник

Закирова Алсу Муслимовна

Районная НПК

2015

районная

2 место

Закирова Алсу Муслимовна

Конкурс сочинений о профессиях «Билет в будущее»

2014

республиканский

3 место

Маслов Геннадий Александрович

Участник международного конкурса

 « Купель»

2014-2015 г

2015

международный

участник

Бакиров Адель Рамилевич

Участие в тестировании.

Мета ШКОЛА

2015

всероссийский

участник

Бакиров Адель Рамилевич

Конкурс юных сочинителей

2015

районный

3 место

Каюмова Регина

Юные таланты пера.

« Если бы я была президентом…»

2015

всероссийский

участник

Участник

Тямаева Алина

Юные таланты пера.

« Братья наши меньшие»

2015

всероссийский

участник

Участник

Закирова Алсу Муслимовна

« Живая классика»

2015

муниципальный

1 место

Махмутова Диляра

« Страна талантов»

2015

Романова Елена

« Страна талантов»

2015

Бакиров Адель

Заключительный этап – анализ результатов олимпиады. Ежегодно разбирая задания прошедших олимпиад, я обозначила для себя ряд пунктов, на которые необходимо обращать внимание при подготовке будущих олимпиадников:

- организовать для обучающихся практические занятия с целью углубления знаний.

- формировать умение школьников работать с различными источниками информации.

- тренировать школьников умению быстро ориентироваться в олимпиадных заданиях и с этой целью предлагать в рамках самостоятельных работ на уроках систему выбора заданий.

- обучать школьников грамотно распределять время при выполнении всего объема заданий.

-обратить внимание на культуру оформления работы

В заключении хочу поделиться своими принципами, которых я придерживаюсь при подготовке школьников к олимпиаде:

1. Максимальная самостоятельность. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий.

2.Принцип активности знаний - разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности - подготовка по заданиям высокого уровня сложности.

4. Индивидуальный подход.

5. Психологический принцип. Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозноси, стремления к победе.



Предварительный просмотр:

Тема: Количественные собирательные числительные.

Склонение и употребление  (с презентацией)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные: извлекать информацию из словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план,

таблицу, схему, ключевые слова).

Предметные:  анализировать и склонять собирательные числительные, в том числе оба, обе, избирательно сочетать их с именами

существительными, грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Запись числа.(двадцать пятое ноября)

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Словарно-орфографическая работа.

Учитель называет слова гастроном, эффект.

 Обратитесь к словарю, найдите правильное написание этих слов.

Ученики находят их в Школьном орфографическом словаре,

подчёркивают орфограммы. Слайд №2

Два ученика работают с толковым словарём, выясняют значение слов.

 Подберите однокоренные слова - прилагательные (гастрономический, эффектный).

Составьте предложение с ними. ( устно)

Синтаксический разбор.       Ребята зашли в эффектный отдел гастронома.

2. Актуализация знаний . 

Какую часть речи мы изучаем на последних уроках?

Найдите ошибки и запишите словосочетания в

исправленном виде.    Слайд №3

С полуторами тоннами груза, в сороках километрах, пятидесятью тремя килограммами, о девяносто трёх спортсменах, к трёхстам тридцати вагонам.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания слов.

Правильно

С полутора тоннами груза, в сорока километрах, пятьюдесятью тремя килограммами, о девяноста трёх спортсменах, к трёмстам тридцати вагонам.

Кто не допустил ни одно ошибки? Поднимите руку. Вы молодцы. Вы усвоили пройденные темы.

 Кто допустил ошибки, нужно вновь повторить изученные темы.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Уметь преобразовывать информацию, представлять модели объектов в знаково-символической форме).

Коммуникативные УУД

1. Соблюдение в практике речевого общения основных грамматических норм русского языка.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике.

III. Введение в тему урока с постановкой проблемы урока.

Определяем тему урока ( СЛАЙД 4)

1. – Закончите ряд:

сложные, составные, …    ( появляется первое слово-простые)

целые, дробные, …              (появляется второе слово-составные) Приведите примеры собирательных числительных.

– На основе этих ключевых слов назовите тему урока и задайте вопросы по теме. (Собирательные имена числительные: что собой представляют собирательные числительные? Как они изменяются и употребляются в речи?)

СЛАЙД №5. Открываем новые знания

 Проанализируйте примеры и определите способ образования собирательных числительных. 

два – двое           пять – пятеро

три – трое         шесть – шестеро

- Проверьте себя по правилу в учебнике стр.104

(упр. 226 и текст в рамке).

- Почему выделяется суффикс -о(й)?

Ответы на вопросы после текста в рамке.

2.  Слайд № 6 «Определяем проблему урока».

При составлении словосочетаний числительного с существительными учащиеся сталкиваются с трудностью: не со всеми существительными можно образовать словосочетания (нельзя сказать: двое облаков*, двое песен*).

Формулировка основного вопроса урока: с какими существительными не сочетаются собирательные числительные? Или: почему собирательные числительные сочетаются не со всеми именами существительными?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

Решаем проблему, открываем новые знания СЛАЙД №7

1. Упр. 227 – введение новой информации, необходимой для ответа

на поставленный проблемный вопрос.

Формулирование выводов учениками после чтения текста (в виде перечня групп существительных) о недопустимости сочетаний собирательных числительных с группами существительных, называющих:

Не сочетаются с собирательными числительными

а) животных; б) единичные предметы; в) лиц женского пола.

2.  Слайд №8 

Чтение текста в рамке.

– Что нового узнали из текста правила? (О существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные.)

– Представьте в виде таблицы информацию, которую вы получили,

открывая новые знания.

(на столе таблица, ее нужно заполнить)

    ПРОВЕРКА    СЛАЙД №9

– Заполните таблицу своими примерами.

Трое мужчин     Трое ножниц  Трое шлепок

3. Решаем проблему, открываем новые знания. СЛАЙД № 10

Наблюдение над различиями собирательных числительных оба, обе.

(упр.228)

а) Работа по вопросам и заданиям к упражнению.

б) Чтение текста в рамке после материала для наблюдений.

– С какими именами существительными сочетается числительное

оба, а с какими – обе?

– Отразите особенность склонения числительных оба, обе в виде схемы.

Карточки разбросаны, их нужно раставить

И.п.                     Косвенные

обА     →      обО… + сущ. м.р./ср.р.

обЕ     →      обЕ… + сущ. ж.р.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

Упр. 229 – сопоставление числительных два (две), двое и оба (обе), установление закономерности в возможности или невозможности синонимических замен (если существительное имеет только множественное число, замена невозможна). Развивается умение правильно употреблять собирательные числительные оба, обе в разных падежных формах.

Выполняется коллективно с комментированием.

Дополнительно.

Работа в парах.( карточки)

Выполняется в парах с последующей проверкой.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока.

Рефлексия.

– Найдите словосочетание с ошибкой. Объясните свой выбор. СЛАЙД №11

– Чему научились на уроке, какие умения развивали?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

Упр. Правила выучить, В1 упр.231

 В.2 задание в факультативе. В.3 упр.230