Открытый урок в 5 классе "Понятие обыкновенной дроби"

Понятие обыкновенной дроби

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Понятие обыкновенной дроби75.94 КБ
Файл тест55.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Понятие обыкновенной дроби"

Учитель математики МОУ «Ястребовская средняя общеобразовательная школа имени И.И.Золотухина»

Баркова Мария Ивановна

Предмет: Математика

Класс: 5

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобр. организаций / А.Г.Мерзляк , В.Б.Полонский, М.С.Якир; Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2018г.

Цель: ознакомить учащихся с понятиями « обыкновенные дроби, доли», научиться определять числитель и

знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби.

Задачи урока:

 Образовательные: формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.

Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной формах работы, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; начать формирование умения решать задачи, содержание дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, черта дроби (дробная черта)

Ресурсы: УМК: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобр. организаций / А.Г.Мерзляк , В.Б.Полонский, М.С.Якир; Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2018г.

2) Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: Наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Прозвенел звонок, ( Слайд 1)
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели,
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения

Актуализация знаний и умений, выявление места и причины затруднения

Актуализация опорных знаний и способов действий

Найдите числа, которых не хватает  в цепочке вычислений:

33 * 2=___+  6=____* 7 =____- 419 =___:  5 = ?

(Слайд 2)

Перед нами появилась проблема и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. (Слайд3)              

Какой ответ получится в результате  деления, как записать результат этого деления?

Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого – животные. (Просмотр ролика мультфильма «Апельсин»)

(Слайд 4)

-Какой фрукт делили звери?

-Из чего он состоит?

-А какие дольки в апельсине?

Значит, что такое доли?

На сколько частей разделили апельсин зверята?

Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит его разделили на 5 долей и каждый получил  «одну пятую долю апельсина» или, короче, «одну пятую апельсина»

Давайте попробуем ответить на первый вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на пять? Как это сделали?

Как правильно записать результат такого деления?

Можем мы ответить на этот вопрос? (Слайд 5)

Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус:  (Слайд 6)


Устно считают


Разные варианты ответов
 Просмотр ролика мультфильма «Апельсин»)

Апельсин
Из долек

Одинаковые

Доли – это равные части
На 5




1 разделили на  5 частей, долей



ДРОБИ

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Целеполагание и мотивация деятельности учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

-Давайте сформулируем тему нашего урока.                         «Понятие обыкновенной дроби.»  Открываем тетради и записываем число, классную работу и тему нашего урока.  (  Слайд 7)

Цель урока

Сегодня мы узнаем, что такое доля и что такое дробь, как записываются и читаются обыкновенные дроби, что такое числитель и знаменатель, как найти половину, треть, четверть.

Запись темы урока в тетрадь "Понятие обыкновенной дроби"

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Объяснение нового материала, открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы «Доли»

Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь. Для записи любой дроби используют горизонтальную черту. Ее называют дробной чертой. Дробная черта обозначает деление.  .  (Слайд 8)

Открываем учебник на стр. 171, 5  абзац сверху:  

Отвечаем на вопросы:  (Слайд 9)

Как называется число, записанное над чертой?

Как называется число, записанное под чертой?

Что показывает знаменатель дроби?

Что показывает числитель?

Вот такое стихотворение позволяет запомнить, как называются компоненты дроби:

Каждый может за версту, (Слайд 10)
Видеть дробную черту.
Над чертой –
числитель, знайте,
Под чертою –
знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать 
обыкновенной.

При чтении дробей надо помнить:

числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, три, четыре и т.д.),

а знаменатель – порядковое числительное (восьмая, сорок первая, двести пятая и т.д.).

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4fbf0968437/1362001_1.png   

А сейчас мы с вами отгадаем загадки  и поможем справиться с задачами.

ЗАГАДКА №1   (Слайд 11)

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные,

Яблонька, спаси меня.

Ты спаси меня и братца! О какой сказке идет речь?

ЗАДАЧА №1. На яблоньке осталось лишь одно яблоко. Как разделить между братом и сестрой яблоко? Какую долю получит каждый?

Долю  в математике принято еще называть половиной. Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите, пожалуйста, слова с приставкой «пол».

ЗАГАДКА №2.  (Слайд 12)

Возле леса на  опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула, три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки.

ЗАДАЧА №2. Маша пришла в гости к медведям. Она принесла им мед. На сколько частей  надо разделить мед, чтобы всем медведям досталось поровну? Какую долю получил каждый медведь?

Долю  в математике принято называть треть.

ЗАГАДКА №3. (Слайд 13)

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

Но на крышу он полез,

Задрожал зеленый лес.

Все пустились наутек,

Поломался ….

ЗАДАЧА №3. Решила лисичка угостить лягушку-квакушку, мышку-норушку, зайчика- попрыгайчика пирогом. На сколько равных частей нужно разрезать пирог? Какую долю получил каждый из них?

Долю  в математике принято называть четверть. Скажите, когда мы говорим «четверть»?

Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

Работа по  учебнику

Числитель Знаменатель  На сколько равных частей разделили целое.       Сколько таких частей взяли

Делают запись в тетрадях:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4fbf0968437/1362001_1.png

Гуси-лебеди

Полчаса, полкилометра

Три медведя

Теремок

Учебная четверть, четверть часа

Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении. Анализ речевых конструкций

Самоопределение

Формирование готовности к самообразованию

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Организация первичного закрепления

Установление правильности и осознанности изучения темы «Доли». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

1. Задание (устно) Прочитать дроби. Назвать числитель и знаменатель:  (Слайд 14)

;    ;     ;     ;     .

Отвечают на вопросы

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: Планирование, прогнозирование. Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, оценивать товарища.

Личностные: Самоопределение

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Немного истории. Как в древней Руси назывались дроби (Слайд 15)

В древней Руси дроби называли долями или ломаными числами

Личностные: Самоопределение

Формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Организация первичного закрепления



Установление правильности и осознанности изучения темы

  1. Стр. 173 в учебнике, №675 (у доски)

Задание №2.  Математический диктант (Слайд 16)

Запишите в виде обыкновенной дроби:

1.Две седьмых

2. Четыре девятых

3. Одна сотая

4. Шесть восьмых

5. Три двадцать пятых

6. Половина

Задание №2.(устно)            (Слайд 17)

Какая  часть каждого вагона у поезда закрашена, а какая не закрашена?

Работа в парах.  (практическая работа)

У вас на столе три квадрата.

Задание:

1.Поделить квадрат на четыре равные доли тремя способами.

2. Затем в парах обсудите полученный результат.

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;

б) Покажите  квадрата;

в) Покажите половину квадрата

Работают в тетрадях и у доски.

Отвечают на вопросы

Работают самостоятельно в парах.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: Планирование, прогнозирование. Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, оценивать товарища.

Личностные: Самоопределение

Физкультминутка

Организация физкультминутки

Дружно с вами мы считали и про дроби рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.

На счет три прижмем к плечам, на четыре - к небесам.

Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.

Про пятерку не забудем – добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Дроби, я и вы – друзья, вместе дружная семья.

Выполняют упражнения

Организация первичного закрепления

Установление правильности и осознанности изучения темы «Доли». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

Задание №3. ТЕСТ (2 варианта)https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4fbf0968437/1362001_3.jpeg

2. Какая часть фигуры закрашена?

3. Найди соответствие

(См. приложение)

Работают самостоятельно

Выполняют задание

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: Планирование, прогнозирование. Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, оценивать товарища.

Личностные: Самоопределение

Организация первичного закрепления



Установление правильности и осознанности изучения темы

Работа по взаимопроверке.

Стр. 174, №680. ЗАДАЧА.

Решение. Поскольку в саду росло 56 деревьев, то одна яблоня составляет   всех деревьев, а  23 яблони –  всех деревьев.

Ответ: .

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ задача. (карточки в группах)

В нашем классе 11 учащихся, из них 8 мальчиков. Какую часть всех учащихся составляют :

  1. Девочки?
  2.  Мальчики?
  3. Какую часть составляют девочки от мальчиков?

Решение. 1) 11-8 = 3 (д) – было в классе.

Поскольку в классе 11 учащихся, то 1 учащийся составляет всех учащихся, тогда  3 девочки составляют  всех учащихся, а 8 мальчиков составляют  всех учащихся. Девочки от мальчиков составляют .

Ответ: ;  ; .

Повторение. Стр.178, №716 (1). Решите уравнение:

9х – 4х + 39 = 94

5х = 94 – 39

5х = 55

 х = 55:5

х = 11

Ответ: 11.

Взаимопроверка правильности выполнения

Работа по учебнику,  (1 ученик у доски)

Работа в группах

Решают в тетрадях, 1 ученик у доски

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог, оценивать товарищей.

Регулятивные: Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

- Что изучали сегодня на уроке?(Слайд 18)

Итог урока.

Восстанови записи

1. Записи вида  называют обыкновенными дробями

2.Числитель дроби стоит над чертой.

3.Знаменатель дроби стоит под чертой.

4.Знаменатель показывает, на сколько равных частей делят.

5.Числитель означает, сколько равных частей взято.

Отвечают на вопросы

Познавательные:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов. Личностные: Жизненное самоопределение, ценносто - смысловая ориентация обучающихся.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности

  • Ребята, перед вами лежат сигнальные круги, подумайте и поднимите тот, который отражает ваше состояние в конце урока:
  • Зеленый – урок прошел полезно, плодотворно, я все понял;
  • Желтый – урок прошел довольно неплохо, но надо еще раз прочитать;
  • Красный – не совсем удовлетворен уроком, ничего не понял, нужна помощь
  •  (Слайд 20)

Заполняют таблицу рефлексии

Регулятивные: формирование позитивной самооценки

Личностные: оценивание собственной деятельности на уроке Смыслообразование

Самоопределение

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

П.25,№677, 681 (по новой теме), 716 (2) (повторение)

(Слайд19)

Вкусное задание:

1) Купи мандарин или апельсин. Раздели его на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе.

Записывают задание в дневник

Регулятивные:

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Личностные: самоопределение.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тест  к  уроку  «Понятие обыкновенной дроби»

Вариант 1.

1 Что показывает знаменатель дроби?

а) на сколько частей делили предмет

б) сколько равных частей предмета взято

в) на сколько равных частей делили предмет

2.   Дана дробь https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_1.png. Какое высказывание верно?

а) 3 – знаменатель дроби

б) 3 – числитель дроби

в) 5 – числитель дроби

3. Какой дроби соответствует закрашенная часть прямоугольника?

4 https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_2.png    Какая часть квадрата заштрихована?

       а) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_3.png б) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_4.png в) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_5.png г) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_6.png

5. Напишите числитель дроби ..

   Напишите знаменатель дроби  

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4fbf0968437/1362001_3.jpeg

Тест  к уроку  «Понятие обыкновенной дроби»

Вариант 2

1. Что показывает числитель дроби?

а) на сколько частей делили предмет

б) сколько равных частей предмета взято

в) на сколько равных частей делили предмет

 2. Дана дробь https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_1.png. Какое высказывание верно?

а) 5 – знаменатель дроби

 б) 3 – знаменатель дроби

 в) 5 – числитель дроби

3. Какой дроби соответствует закрашенная часть прямоугольника?

4   https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_2.png   Какая часть квадрата заштрихована?

а) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_3.png б) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_4.png в) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_5.png г) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59411992c7ee6/648010_6.png.

5 Напишите числитель дроби ..

Напишите знаменатель дроби  

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/21/s_5e4fbf0968437/1362001_3.jpeg