Речевое развитие

Лопанская Екатерина Николаевна

Речевое развитие - сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека стихов для заучивания наизусть по лексическим темам

(для детей 4-5 лет)

Тема: «Мы пришли в детский сад»

Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад иду опять,
Ждут меня мои подружки
И любимые игрушки.

Вкусный завтрак и обед,
Жаль, что только нет конфет,
Пару часиков покой,
А потом опять домой!

Тема: «Ягоды»

По лесочку я хожу,
Я на ягодки гляжу:
На кусте малинка,
На дереве - рябинка,
В травке – земляничка,
Под горой – черничка,
Клюковка – на кочке…
- Пусто в кузовочке!     (О. Теплякова)

Тема: «Грибы»

Вырос гриб на толстой ножке.
Приготовь к обеду ложки!
Я несу его домой,
Все мы любим суп грибной.    (И. Дарнина)

Тема: «Осень»

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам. (И. Винокуров)

Тема: «Фрукты»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!!!
Разбегайтесь кто-куда!    (Л. Зубкова)

Тема: «Овощи»

Как у бабушки на грядке
Вырос овощ очень сладкий,
Проведем мы тренировку -
Кто быстрей сгрызет морковку. (Л. Громова)

Тема: «Домашние животные»

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Но лень ворочаться.

Вот лежит себе и ждет,

Может миска приползет?

Тема: «Дикие животные»

Уронила белка шишку.

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутек,

 Чуть не сбил медведя с ног.

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

Что-то зайцы осмелели…

Нападают на меня.    (В. Шульжик)

Тема: «Животные жарких стран»

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки

От копыт до головы.     (С. Маршак)

Тема: «Животные севера»

Не впадают в спячку
Белые медведи,
Не храпят всю зиму
В мягком, теплом пледе.
Потому что если
Круглый год метели,
То всю жизнь им что ли
Провести в постели?
Есть ведь и без лета
Плаванье, рыбалка…
И проспать все это
Очень-очень жалко!

Тема: «Зима»

На дворе стоит мороз.
Отморозить можно нос.
Я мороза не боюсь,

Я с ним просто подружусь.
Я оденусь, потеплей.
И пойду гулять скорей.

Тема: «Зимующие птицы»

Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки —
Синие ковбойки. (М. Пляцковский)

Тема: «Зимние развлечения»



Вот пришла зима опять,
Стало весело гулять.
Раз сугроб, два сугроб,
И снежок летит мне в лоб.

Снова зимние деньки,
Приготовили коньки.
Смазываем санки,
Лыжи и ледянки.     ( Е. Брюлина)

Тема: «Новый год у ворот»


Утром выпал первый снег

Белый и холодный

Значит скоро к нам придет

Праздник новогодний.

Огоньки на нашей елке

Засверкают ярко!

И веселый Дед Мороз

Принесет подарки.

Тема: «Одежда, обувь, головные уборы)

Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки.

Надеваем куртки,

Готовы для прогулки.

Ботинок шел и охал,

Ботинку было плохо.

Виновной оказалась

В квартире суматоха.

Из-за нее обулся

Не так трехлетний Сева.

Ботинок в паре правый

Теперь шагает слева.      (О. Ухалина)

Тема: «Мебель»

Раз, два, три, четыре

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом;

Чай с вареньем дружно пили…

Много мебели в квартире.       (Н. Нищева)

Тема: «Посуда»

Мы посуду перемыли:

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Тема: «Виды транспорта»

Я везу свою машину
На веревке очень длиной.
Я на красный свет стою,
На зеленый я иду.
И решил, что очень скоро
Стану дяденькой шофером,
Научусь водить машину
Без веревки очень длиной.     (Т. Казырина)

Тема: «Профессии»

Простудился мальчик Шура.
Поднялась температура.
У него неважный вид…
И на помощь врач спешит.
Чтобы снять температуру
Доктор выпишет микстуру.
Улыбнется: «Будь здоров!»
Нам никак без докторов!
Говорю серьезно вам:
— Честь и слава докторам!

Тема: «День защитника Отечества»

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах звонко,
И несется по земле
Белая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.     (С. Маршак)

Тема: «Наши мамы»

Я для бабушки и мамы
Нарисую солнца круг,
И зеленую поляну,
И подснежники вокруг.
В Женский день им подарю
И скажу, как их люблю!

Тема: «Весна»

Снег теперь уже не тот, —
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше .      (С. Маршак)

Тема: «Откуда появилась книга? Книжкины друзья»

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

Тема: «Животный мир морей и океанов 

Под водой 
В прозрачных блузах 
Важно плавают медузы. 
Не спеша, неторопливо, 
Чтобы выглядеть красиво. 
Вот какие модницы, 
Модницы-подводницы.  (И. Махонина)

Тема: «Перелетные птицы»

Мы построили скворечню 
Для веселого скворца, 
Мы повесили скворечник 
Возле самого крыльца. 
Все семейство вчетвером 
Проживает в доме том: 
Мать, отец и скворушки - 
Черненькие перышки. 

Тема: «Космос»

Гулять сегодня некогда,
Мы заняты другим:
Бумажные ракеты
Мы дружно мастерим.

Мы ярко их раскрасили,
Пускай теперь летят!
В отважных космонавтов
Играет детский сад.  (Я. Серпина)



Тема: «Насекомые»

Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!

Тема: «Цветы на лугу»

Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

Тема: «Праздник Победы»

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города,
Мир нужен на земле всегда!

Тема: «Я и моя семья»

У меня есть семья –
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живём,
Песни громко мы поём.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.

Тема: «Мой город»

Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нем наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей.
Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.   (Ю. Юдин)

Тема: «Здравствуй, лето!»


Мы на солнце полежали

И друг друга не узнали.

Кто же мы? Ребятки?

Или шоколадки?



Предварительный просмотр:

Комплексы гимнастики для пробуждения после дневного сна для детей 4-5 лет

"Мы проснулись"

1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)

2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)

3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)

4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

"Бабочка"

Спал цветок И.п.: сидя на корточках, вместе под щекой, глаза закрыты, голова наклонена. 
И вдруг проснулся И. п.: то же. Медленно открыть глаза, опустить руки через стороны, встать.
Больше спать не захотел И. п.: стоя. Повороты головы вправо-влево, показать пальчиком «не захотел».
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел
 Дети выполняют движения по тексту. (2-3 раза)

 «Пробуждение солнышка» первая часть.

1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)

2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)

6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Обычная ходьба босиком.

 «Пробуждение солнышка» вторая часть.

1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.

2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.

3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.

5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

6. «Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза)

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, серенький, повернись» И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же. Мягкая пружинка.
4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
5. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте.
6. «Пошел зайка по мосточку» Ходьба по ребристой доске.
7. «Да по кочкам, да по кочкам» Ходьба по резиновым коврикам. 3 притопа.

 «Ветерок»

1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.

4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.

5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.

 «Лесные приключения» часть первая.

1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

«Лесные приключения» часть вторая.

1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

3. «Волчок-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.

5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

 «Путешествие снежинки» часть первая.

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

 «Путешествие снежинки» часть вторая.

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

3. «Клубок снежинок» - и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

4. «Снежинки-самолетики» - и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

5. «Метель заметает снежинки» - и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

6. «Снегопад» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи

«Как помочь птицам зимой?»

Цель:

        

                Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

1.Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков.

2.Развитие долговременной памяти.

3.Развитие словесно-логического мышления и произвольного внимания, зрительной памяти.

4.Закрепление умения распространять предложения  с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно.

5.Закрепление умения составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии.

6.Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами).

7.Составление повествовательного рассказа с опорой на серию сюжетных картин и план, состоящий из пиктограмм (схематичного рисунка).

8.Стимулирование положительных эмоций.

9.Воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

Предварительная  работа:

  1. Подготовительные лексико-грамматические упражнения по серии сюжетных картин.
  2. Рассматривание серии сюжетных картин.

«Кормушка для птиц»

«Как помочь птицам зимой?»

  1. Наблюдения в природе за поведением птиц.
  2. Прогулка в лес (парк).
  3. Подкормка птиц.
  4. Составление описательных рассказов о птицах по предметным картинкам и на основе наблюдений.
  5. Изготовление птиц из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду.
  6. Рисование: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птиц
  7. Аппликация: «Снегири на ветках»
  8.  Дидактические игры коррекционного часа воспитателей:

«Четвёртый лишний»

«Узнай по описанию»

«Назови признаки»

«Назови действия»

  1. Чтение художественной литературы:  

В.Бианки «Синичкин календарь».

М.Пришвин «Птицы под снегом».

Г.Скребицкий «На лесной полянке».

Оборудование:

-Видеоролик «Поможем птицам дожить до весны»;

-Схематические изображения фрагментов скороговорки;

-Маленькие модели деревьев для каждого ребёнка и большая модель дерева для логопеда.

-Серия сюжетных картин;

-Пиктограммы у логопеда и маленькие пиктограммы в конвертах на каждого ребёнка;

-Простые карандаши;

-«Кубик Эмоций»

-Мяч.

I. Вводная часть.

 

Интеллектуальная  разминка.

1. Ребята, со мной и с воспитателями вы разучивали разные скороговорки.

- Что такое скороговорка?

(Ожидаемый ответ: скороговорка – это стихотворение, которое надо рассказывать в быстром темпе. В скороговорке одни и те же слова повторяются много раз. Много одинаковых звуков).

2. Посмотрите, на доске – картинки.

С их помощью я зашифровала скороговорку.

-Подумайте, про кого эта скороговорка?  Догадались?

-Про кого? (про воробья)

(Логопед вывешивает предметную картинку с изображением Воробья).

-Молодцы! Давайте с помощью этих картинок вспомним и произнесём всю скороговорку.  Готовы?

                       

                                         «Сидел воробей на сосне,

                                         Заснул и свалился во сне.

                                          Если бы он не свалился во сне,

                                          До сих пор бы сидел на сосне».

3.А кто такой наш Воробей? (это зимующая птица).

-А других зимующих птиц вы знаете?  Назовите их?

(Логопед выставляет на наборном полотне зимующих птиц)

-Почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

-Почему их называют «зимующими»?

(Ожидаемый ответ: Эти птицы не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Они достают спящих насекомых из трещин коры деревьев, из щелей домов и заборов, клюют плоды деревьев и кустарников).

II. Основная  часть.

1. Сообщение цели занятия.

        -Сегодня мы будем закреплять умение составлять правильный, красивый рассказ.

        История, про которую мы будем говорить, произошла с одной маленькой зимующей  птичкой.

А с какой - вы узнаете, отгадав загадку.  Выходите в круг!

2.                              «В серой шубке перовой,

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица».  (воробей)

-Как говорится про воробья в загадке?  

-Какой он?  (герой)

        -У каждой птицы, в том числе и у воробья, свой характер.

-Давайте поиграем в игру  «Скажи, какой я?»

-Воробей у нас спрашивает, какой он?

Проводится лексическая игра «Скажи, какой я?»  (с мячом)

(Мяч бросается произвольно. Ожидаемые ответы: шустрый, драчливый, боевой, суетливый, удалой, громкий, весёлый, игривый, взъерошенный.

        По желанию, дети могут объяснять значения слов.

Например: «суетливый» - хочет везде успеть.  И т.д.)

4.Физминутка.

(По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)

Птички прыгают, летают,        (Дети прыгают, «летают»)

Птички прыгают, поют.    

Птички крошки собирают,     («собирают с земли»)

Зёрнышки клюют, клюют.     («клюют с ладошки»)

Пёрышки почистили,             (Чистящие движения рук по телу)

Клювики почистили,              (Движения пальцев  по носикам)

Дальше полетели,

В парк прилетели.

(Дети садятся за столы.  На столах – макеты деревьев (небольшие веточки деревьев, прикреплённые к дощечкам) и птицы (снегири, воробьи, синички -  сделаны из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду).

        На столе логопеда – птица и макет большого дерева).

5. В какой удивительный «парк»  прилетели наши птицы!

-Чтобы не замёрзнуть зимой, птицам приходится много летать.

-Давайте поможем нашим птицам согреться!

Проводится  грамматическая  игра «Доскажи  словечко». 

(Объяснение правил игры: Я буду начинать предложение, а вы мне помогайте его закончить и одновременно выполняйте действия со своими птицами)

-Сидела птица на земле. И вдруг птица с земли – взлетела.

                                          К дереву – подлетела.

                                          Вокруг дерева – облетела.

                                          До дерева -  долетела

                                          На ветку дерева – села.

                                          С ветки на ветку – перелетела.

                                          Опять вокруг дерева – облетела.

                                          От дерева – отлетела.

                                          Что-то испугалась и – улетела.

- И все птицы слетелись на одно большое дерево.

(Дети прикрепляют с помощью скрепок своих птиц к веткам «дерева логопеда»)

6.    Собрались все птицы на одном дереве и галдят:

-«Чирик, чирик! А вы не слышали, какая история произошла с одним воробышком? Говорят, он замёрз в нашем парке и чуть не погиб! Но ему повезло – его нашли дети и спасли его.  – Нет, не слышали, не слышали!»

-Ребята, а вы знаете эту историю? (да)

-Конечно, мы с вами уже обсуждали историю, которая произошла зимой с воробьём.  И рассматривали картинки.  Вот  они!

(Проблемная ситуация: На доске – серия сюжетных картин. Но картины расположены в произвольном порядке.

        Дети должны сами заметить ошибку в последовательности расположения картин и обратить на это внимание логопеда.)

        

        Если дети сами не заметили ошибку, логопед говорит:

- Пока мы были в «парке», один шустрый воробышек  умудрился поиграть с картинками – он перепутал их порядок,  и получилась какая-то путаница.

        

        Проводится игра  «Путаница». (установление причинно-следственных связей)

        

-Давайте вспомним, что было в начале рассказа, что в середине, что в конце и расставим картинки по порядку.

-Какой эпизод рассказа художник нарисовал на 1й картинке?

-Что хотел сказать художник, рисуя первую картину?

(Таким образом, обговаривается содержание всех картинок и восстанавливается их последовательность).(дети дают полное описание сюжета каждой картины)

7.   -Все картинки встали на свои места по порядку.

- Но какой же рассказ может быть без названия?

-Какое название мы дали нашему рассказу? («Как помочь птицам зимой?»)

- А почему мы его так назвали? (Потому что рассказ нас учит помогать птицам зимовать, заботиться о них, подкармливать их).

- А теперь вспомним, как зовут детей? (Таня и Алёша).

8.   -Когда вы рассказывали по картинам – ваши предложения были такими длинными!

-А вот у меня так не получается. Может, поучите меня?  

-Тогда давайте поиграем в игру «Добавь слово». Выходите в круг.

Проводится игра на распространение предложений «Добавь  слово».(с мячом)

-Я начинаю, а вы друг за другом прибавляйте по одному подходящему слову,  чтобы получилось красивое, длинное предложение.

(Логопед предлагает детям запомнить предложение. Он передаёт мяч первому ребёнку и просит составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребёнок справился с заданием, он передаёт мяч следующему.

        При затруднениях логопед помогает наводящим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением).

(Ожидаемые примерные предложения:

-Дети гуляли... Дети гуляли в парке...Дети гуляли в парке зимой... Дети гуляли в парке морозной  зимой... Дети долго гуляли в парке  морозной  зимой... Таня и Алёша долго гуляли в парке  морозной  зимой...

-Воробышек лежал....

-Дети взяли........)

-Ну, спасибо! Научили меня составлять длинные предложения.

(Логопед предлагает детям присесть на корточки на ковре)

9. Работа над интонационной выразительностью.

-Когда мы говорим о радостных, весёлых событиях или о грустных, печальных – мы говорим одним и тем же голосом или меняем интонацию? (мы меняем голос)

-Вот послушайте:

«Дети увидели на снегу замёрзшего воробышка». (голос логопеда – радостный)

- Я правильно голосом показала состояние детей?

(Ожидаемый ответ: Ваш голос был весёлый, радостный, а об этом надо сказать с грустью, с печалью)

- А теперь?:

«Таня и Алёша испугались, что воробушек погибнет».(голос логопеда – злой)

(Ожидаемый ответ: Вы сказали злобно, сердито, а надо голосом показать переживание, испуг, потому что дети переживали за жизнь птицы)

10.  Физминутка.

(По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)

«Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставим,

Остывать оставим.

А остынут – поедим

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели,

Шу, улетели!»           (дети садятся за свои места)

11. -Ребята, а что нам, кроме картинок, помогает составлять рассказ? (План)

-Сейчас мы будем составлять   план   нашего будущего рассказа.

-Ну-ка, посмотрите, что в ваших конвертах лежит?  

- Что это? (схемы)

 (Проблемная ситуация: Дети должны заметить несоответствие количества карточек-схем с количеством картинок и обратить на это внимание логопеда).

        Проводится работа по подбору карточек-схем к картинкам и определение недостающей схемы:

        

        -Какая главная мысль отражена на первой картине?

(Дети нашли на снегу воробья)

-Вот и найдите среди схем ту, которая отображает это действие.

-Положите её первой.

(Одновременно логопед на доске выставляет 1ю карточку-схему)

        -Какая главная мысль отражена на второй картине?

(Дети с воробышком торопятся домой)

-Найдите ту схему, которая отображает это действие, и положите её.

(Одновременно логопед на доске выставляет 2ю карточку-схему)

        -Теперь поговорим о третьей  картинке.

-Какая главная мысль отражена на ней?

(Дети кормят воробышка).

-Посмотрите, у вас есть схема для этой картинки? Положите её.

        Таким образом, логопед подводит детей к тому, что не хватает карточки-схемы к 4й картинке.

        -Какая главная мысль отражена на четвёртой  картине?

(Дети вешают кормушку).

-Вот и подумайте, что должно быть нарисовано на 4й карточке-схеме?

(Дети, а от них стрелка к кормушке).

-Логопед раздаёт чистые карточки для схем и одновременно объясняет задание:

«Возьмите простые карандаши и нарисуйте 4ю карточку схему»

(Дети выполняют задание под тихую  аудиозапись голосов птиц.

Одновременно, логопед на доске выставляет 4ю карточку-схему).

12. Установка на самостоятельное составление повествовательного рассказа.

- Сегодня вы многое вспомнили, выполнили много разных упражнений, заданий.

- И теперь вы будете  сами «писателями»!

- Вспомните всё, о чём мы говорили на прошлых занятиях, сегодня, и расскажите свой, самый-самый  интересный рассказ.

-Вам помогут и картинки, и план рассказа.

А) Логопед опрашивает 2-3 детей (индивидуальные рассказы)

Б) Рассказывание детьми по цепочке

(Логопед даёт установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить).

                (На коррекционном часе воспитатель закрепляет навыки рассказывания в подгруппах и индивидуально)

III. Подведение  итогов  занятия.

1.Молодцы, ребята!  Я очень довольна вашими рассказами. Они были такими подробными, интересными!

2. -Да и нашим птичкам понравились ваши рассказы.

-Вы посмотрите, как они оживились!

(Детям предлагается просмотреть видеоролик с записью на тему «Птицы у кормушки».  

        Во время просмотра видеоролика логопед даёт пояснения:

-Птицы у кормушки оживились, они радостные, шустрые, громкие;

-Логопед обращает внимание детей на разные способы подкормки птиц: можно сделать кормушки, покормить с ладошки, насыпать корм на перила балконов, на дорожку;

-Логопед напоминает детям, что в начале и в середине зимы они уже вешали кормушки на участке детского сада. Недавно дети делали новые кормушки и сегодня на прогулке они их тоже повесят на участке;)

3. Наше занятие подошло к концу.

Список  используемой   литературы

1. Алябьева Е.А.  Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

2. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР.     М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

3. Ильякова. Н.Е. Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.    М.: Издательство «Гном и Д», 2007.

4.Лалаева Р.И.  Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – СПб.:СОЮЗ,1999.

5.Скоролупова О.А.   Занятия с детьми по теме «Зима».  М.: Издательство «Скрипторий», 2008.

6.Теремкова Н.Э.   Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.  Альбом 2.    М.: Издательство «Гном и Д», 2006.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Каталог дидактических игр по развитию речи в старшей группе

 №1 «Кто как разговаривает?»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова  мычит

Тигр  рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

№2 «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Кто живёт в дупле? -Белка.

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? -Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в  норе? -Лиса.

Кто живёт в логове? -Волк.

Кто живёт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2.

Где живёт медведь? -В берлоге.

Где живёт волк ?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

№3 «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

№4 «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: -Дети:

Собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

№5 «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

Хороший -плохой

Умный -глупый

Весёлый -грустный

Острый -тупой

Гладкий -шероховатый

№6 «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог :-Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

№7 «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети:

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

№8 «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

педагог: -Дети:

Рукавички из меха -меховые

Таз из меди -медный

Ваза из хрусталя -хрустальная

Рукавички из шерсти –шерстяные

№9 «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

Корова – телёнком                                            Велосипед – железом

Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

№10 «Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

№11 «Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

№12 «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой  -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

№13 «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

 №14 «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

№15 «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы             стул – стулья

Гора – горы               лист – листья

Дом – дома                носок – носки

Глаз – глаза              кусок – куски

День – дни                прыжок – прыжки

Сон – сны                  гусёнок – гусята

Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята

№16 «Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

№17 «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

№18 «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

педагог:-Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог  называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети:

Огурец, помидор-Овощи.

№19 «Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Педагог: Дождь.

Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Педагог:Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

№20 «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова  можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице.

№21 «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка –  пять гаек

Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят

Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев

Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок.

№22 «Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт  водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

 №23 «Закончи предложение»

(употребление сложноподчинённых предложений)

· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

· Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

 №24 «Режим дня»

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

№25 «Кому угощение?»

(употребление трудных форм существительных)

Учитель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

№26 «Назови три слова»

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

 №27 «Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

 №28 «Зоопарк»

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

№29 «Сравни предметы»

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий

деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Учитель сообщает, что в школу прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

Например: Учитель: "У меня нарядный фартук".

Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

Учитель: "Он белого цвета в красный горошек".

Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

Учитель: "Мой украшен кружевными оборками".

Ребёнок: "А мой - красной лентой".

Учитель: "У этого фартука по бокам два кармана".

Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".

Учитель: "На этих карманах - узор из цветов".

Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".

Учитель: "В этом фартуке накрывают на стол".

Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

№30 «Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

№31 «Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

№32 «Подбери рифму»

(развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

 №33  «Назови части предмета»

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

№34 «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1:

Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.

Ведущий: мебель.

Дети: кровать, диван, стул, стол и т.д.

Ведущий: рыба

Дети: карп, карась, ерш, горбуша и т.д.

(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т.д.)

Вариант 2:

Взрослый называет видовое понятие, а участники – обобщающее слово.

Ведущий: огурец, редис, картофель, репа.

Участники: овощи.

Кто ошибается, платит фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.

№35 «Наоборот»

Цель: обогащение словарного запаса ребенка антонимами.

Для игры необходимы фишки.

Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

1. Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.

Вперед – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево.

День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.

2. Скажу я слово «высоко»,

а ты ответишь…(низко).

Скажу я слово «далеко»,

а ты ответишь… (близко).

Скажу я слово «трус»,

а ты ответишь… (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай …(конец).

№36 «Какое время года»

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенном временем года, развиваем слуховое внимание, быстроту мышления.

Загадки о временах года читаются вперемешку. Кто правильно ответит на вопрос «Когда это бывает?» получает картинку с изображением этого времени года. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок и соберет карточекТает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (весна)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногам шелестят

И летят, летят, летят…(осень)

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки превращаю,

Белю поля дома,

Зовут меня …(зима)

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

(лето)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежными сады.

(мороз, зима)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …(весна)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я …(осень)

№37 «Расскажи словечко»

Цель: развиваем находчивость, быстроту реакции.

Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее. Кто ошибается, отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

Ворона каркает, а сорока?

Сорока…

Сова летит, а кролик?

Кролик…

Корова ест сено, а лиса?

Лиса…

Крот роет норки, а сорока?

Сорока…

Петух кукарекает, а лошадь?

Лошадь…

У коровы теленок, а у овцы?

У овцы…

У медвежонка мама медведица, а у белочки?

У белочки мама…

№38 Игра «Подберите нужное по смыслу слово»

Цель: развиваем находчивость, быстроту реакции.

Взрослый предлагает подобрать нужное по смыслу слово.

Завязать (что?)…

Застегнуть (что?)…

Забить (что?)…

Завить (что?)…

Застрелить (что?)…

Запереть (что?)… и т.д.

 

№39 Игра «Алфавит»

Цель: развить внимание, учить буквы алфавита.

Задание: каждому ребенку присвоить 2 буквы алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву, ребенок должен встать и сделать один хлопок.

С группой детей можно провести игру на выбывание.

№40 Игра «Исправь ошибки»

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.

Жучка будку недоела,

Неохота, надоело (булку).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Игра «Что мы слышим»

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: отгадать загадку. Назвать звук, который позволит найти отгадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Ответ: это жук. Повторяется звук [ж].

№41 Игра «Кто больше заметит небылиц»

Цель: развить внимание, умение замечать не логические ситуации.

Задание: отметить все небылицы.

Повар

Повар готовил обед.

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет.

О. Григорьев.

№ 42 «Неоконченный рассказ»

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения ребенка.

Ребенку дают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большим зонтом. Вдруг…»

Необходимо продолжить и закончить рассказ. Лучше, если в игре участвуют несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.