Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию «Русские матрёшки» В смешанной группе «Морской конёк»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 г.Челябинска» (МАДОУ «ДС № 26 г.Челябинска») г. Челябинск 454030 ул. Александра Шмакова, 25 тел. 8 (351) 245-25-31, электронная почта:madou26@list.ru
Цель: приобщать детей к национально – культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке – символе русского народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей создания русской матрешки, обратить внимание на характерные особенности внешнего вида и декора семёновской и полхов – майдановской матрёшки.
Развивающие:
Формировать умение рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции, элементы оформления, развивать технику декоративного рисования. Развивать глазомер, чувство ритма, пропорции.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус, внимание, аккуратность
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о мастерах и народных промыслах России, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, фотографий по художественному творчеству. Лото «Мастера искусств», «Собери пазлы» (самодельные пазлы матрёшки).
Материалы и оборудование:
Семёновская и полхов – майданская матрёшки, таблица с элементами орнамента, презентация по изготовлению матрёшек, сундучок.
Раздаточный материал:
Бумажные трафареты матрёшек, гуашь, акварель, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия.
Восп.: Я на ярмарке была, сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой,
И товар в нём расписной,
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью – во второй найдёшь.
Их, друг за другом разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех малютка – крошка,
Всё вместе – сувенир … (матрёшка)
- Однажды из Японии один купец привез игрушку с сюрпризом – деревянного человечка с большой головой. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, только поменьше, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Мамотину. Выточили мастера фигурку из бруска, да и расписали её на новый лад. Расписали русские художники матрёшку на славу: щёчки, как румяные яблочки, губки бантиком, на голове платочек весёленький, из-под него коса толстая. И захотелось этой красавице русское имя дать. Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. А теперь матрёшки являются символами России.
- Ребята, а как вы думаете, из какого материала делают матрёшку? (ответы детей)
- Правильно, из дерева. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить заготовку, да что бы ни сучка, ни трещинки не было. Когда кукла готова, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. Потом сушат и полируют. Затем расписывают матрёшку. Мастера используют яркие, сочные цвета. Затем матрёшек покрывают лаком. ( Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов).
- А сейчас мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка «Нарядные матрёшки»
Хлопают в ладошки (хлопки в ладоши)
Дружные матрёшки.
На ногах сапожки, ( дети выставляют пятку, сначала
Топают матрёшки, левую, затем правую )
Влево, вправо наклонись, ( наклоны в стороны )
Всем знакомым поклонись. ( наклоны вперёд )
- Ребята, посмотрите, эта матрёшка из города Семёнов, а другая из Полхов – Майдана. Чем они отличаются? ( У полхов – майданской матрёшки не нарисованы руки, впереди овал, расписанный яркими цветами)
- А какие цвета используют мастера из Полхов - Майдана? ( жёлтый, алый, голубой, фиолетовый)
- Сколько лепестков на центральном цветке? (5)
- А семёновская матрёшка? (одета в сарафан, фартук, платок, по бокам нарисованы руки, фартук украшен ярким букетом).
- А вы бы хотели стать мастерами по росписи матрёшек? Тогда я приглашаю вас в мастерскую. Каждый из вас выберет - какую матрёшку будет рисовать. Семёновскую или полхов – майданскую. Мы с вами будем рисовать матрёшек с натуры, как это делают настоящие мастера. Постарайтесь передать узор, чтобы матрёшки на рисунках были похожи, как настоящие.
Мастера, скорей за дело,
Украшай матрёшек смело!
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Пальчиковая гимнастика.
Мы ребята – мастера (указать на себя)
Долотом тук – тук стучали, (постучать кулаком по ладони)
Все сучочки убирали, (указательным пальцем по ладони)
Получилось как-то криво (рукой показать кривую линию)
Отпилили мы красиво, (провести ребром по ладони)
Зачищали шкуркой долго, (потереть ладонь о ладонь)
Покрывали лаком стойким, (потереть пальцами о ладонь)
Всё узором украшали, (указательными пальцами обеих рук нарисовать узоры в воздухе)
Посмотреть гостей позвали! (руками поманить к себе)
Пока дети рисуют, звучит русская народная мелодия.
После завершения росписи воспитатель подводит итог.
- Какая красота! Какие молодцы! Вы очень талантливые мастера! Давайте мы с вами устроим выставку матрёшек.