Методические рекомендации для коллег

Братанова Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

https://funart.pro/uploads/posts/2020-04/thumbs/1586960595_38-p-foni-dlya-portfolio-75.jpg

               

                  «Мнемотехника как средство развития речи,

                памяти и мышления детей дошкольного возраста»

                          Методическая разработка по развитию речи

             детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

Выполнила:

воспитатель

Братанова А.С

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность применения мнемотехники.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей связной речи вполне обосновано использование творческих методик.

Мнемотехника – это система методов и приѐмов, которые позволяют представить информацию в картинках, условных знаках для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Мнемотехника обеспечивает эффективное  запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, а также облегчает заучивание стихов. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребѐнку систематизировать свой непосредственный опыт. Дети с опорой на образы памяти устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, развивая тем самым логическое мышление.

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, помогающая ускорить процесс запоминания, активизировать речевую деятельность, развить мышление, воображение, память. Расширяется кругозор. Формируется у детей желание пересказывать тексты, придумывать сказки, истории. Появляется интерес к заучиванию стихотворений. Увеличивается словарный запас. Дети преодолевают застенчивость, учатся

уверенно держаться перед аудиторией.

Общие принципы и содержание.

Содержание методической разработки ориентировано на то, чтобы упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, развить речь.

С младшего возраста используются простейшие варианты мнемотехники: мнемоквадраты и мнемодорожки. Работа с мнемотаблицами начинается со средней группы.

Мнемотехника является универсальным средством реализации задач образовательных областей определенных ФГОС:

«Социально – коммуникативное развитие». Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества и общения со сверстниками. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

«Познавательное развитие». Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

«Художественно – эстетическое развитие». Выразительное чтение стихов. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

«Физическое развитие». Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Овладение подвижными играми с правилами. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Этапы работы с мнемотаблицей:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. На занятиях дети рассматривали мнемотаблицы по знакомым сказкам и временам года.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Самостоятельное придумывание детьми авторских сказок на заданную тему, записывание их при помощи знаков-символов.

Основнавная форма работы – это игровые занятия по развитию речи, на которых дети через игровые методы и приёмы учатся пользоваться мнемотаблицами для составления описательных  рассказов.

Цели:

- формирование монологической речи;

-развитие связной речи, памяти и мышления;

- развитие зрительного восприятия.

- воспитание творческой активности и воображения.

Задачи:

1. Владение речью как средством общения.

2. Обогащение активного словаря.

3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Методы и приёмы работы:

- Игры с чудо-чемоданчиком (или с волшебным мешочком, коробочкой и т.д.).

- Театрализованные игры (настольный, пальчиковый, перчаточный и др. театры).

- Рассматривание  иллюстраций, сюжетных картин, открыток, фотографий.

- Рассматривание дорожек, таблиц, разбор изображенных на них символов.  

 - Преобразование символов в образы.

 - Пересказ при помощи символов.

 - Практические упражнения: создание мнемотаблиц.

Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Опорные схемы делают высказывания детей чѐткими, связными и последовательными, они выступают в роли подсказки. Они служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа;

- последовательность рассказа;

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа с использованием мнемотаблиц включает в себя такие виды деятельности:

1. Составление описательных рассказов по лексическим темам (игрушки, посуда, животные, растения и другие);

2. Рассказывание сказок, придумывание сказок, сочинение сказок «на новый лад»  (словотворчество);

3. Разучивание стихотворений.

Мнемотехника опирается на определенные принципы работы  (СтародубоваН.А., ФеличеваТ.Б., Федоренко Л.П. идр.), среди которых необходимо выделить принципы развивающего обучения; дифференцированности; научности и практической применяемости; предметности; наглядности

Этапы работы разучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы.

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу.

3. Обсуждение содержания стихотворения, с целью помочь детям уяснить основную мысль.

4. Выявление непонятных детям слов, объясние их значения.

5.Чтение отдельных частей стихотворения, соотнося со знаками на мнемотаблице.

6. Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Рассказывание по памяти (при необходимости используя мнемотаблицу).

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.


Предварительный просмотр: