ОБЖ

Щавинская Светлана Николаевна

"РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 37 "МАЛЬВИНКА" ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развивающая среда в ДОУ17.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающая предметно-пространственная среда

МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка» по безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Задачи взрослых (педагогов и родителей) состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями.

  Именно поэтому в нашем  дошкольном учреждении ведется работа по программе  по обеспечению безопасных условий при организации образовательного процесса «Береги себя» (срок реализации 2018-2021) приказ № 366 от 30.08.2018 разработанная на основе разделов образовательной программы Н. Вераксы «От рождения до школы» и    программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»  Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина 

  Для повышения квалификации и самообразования педагогов  в методическом кабинете подобрана серия книг, посвященных разным видам безопасности. Эти книги помогут воспитателям более глубоко и системно изучить каждый вид безопасности: витальная (жизнь и здоровье ребенка), социальная (азбука безопасного общении и поведения), экологическая, пожарная, дорожная, информационная. Эта серия  также будет полезна для организации содержательного взаимодействия педагога с семьями воспитанников.

 Для более эффективного усвоения знаний по основам безопасности жизнедеятельности в каждой возрастной группе  создана предметно- развивающая среда ,которая выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она  работает на развитие самостоятельности ребенка.

  ФГОС ДО делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей.

Среда-это условия существования человека, его жизненное пространство.  Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности.

  Одним из важных этапов обучения детей является  создание  уголков  безопасности в детском саду. Оформление уголков не обязано следовать строгим правилам, но есть нюансы, которые стоит соблюдать.

 По возможности лучше разместить переносной стол, а также  стеллажи или контейнеры для размещения раздаточного материала и предметов для игр. На стене можно разместить  информационные плакаты и иллюстрации по теме.

Уголок безопасности может включать в себя  материал, посвященный различным сферам.(предупреждение травматизма на дорогах, пожарной безопасности, защите при угрозе проведения террористических актов и др) Информация в групповой уголок подбирается с учетом возрастных особенностей  детей.

 На данных слайдах вам представлены фрагменты уголков по ОБЖ в частности различные атрибуты, которые помогают детям закреплять правила безопасности жизнедеятельности (они находятся в свободном доступе, безопасны, мобильны)Дети могут их свободно использовать в различных игровых ситуациях.

 Оборудование для учебного перекрестка (напольные коврики, светофоры, напольные дорожные знаки и машины)

  К дошкольникам нужен особый подход. Им необходимо донести очень сложные вопросы, показать всю важность знаний правил по безопасности и способствовать их запоминанию. Основная деятельность детей – игровая. Информацию преподнесенную в игре,легче донести до ребенка, а также удобно наглядно показать и разыграть действия по предотвращению  не безопасных явлений в жизни. Целями игр будут расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях в социуме, привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия.

В  групповых уголках безопасности  созданы макеты которые используются для обучения детей игровому моделированию и формирования безопасного поведения в различных ситуациях. Они способствуют активизации детей на самостоятельную деятельность. Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики зрительного восприятия социально-бытовой ориентировки, ориентировки  в пространстве.

Одна из форм работы с макетом вам была представлена в рамках нашего дистанционного дня открытых дверей.

Макет перекрестка (элементы дороги: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, разметка: «зебра», стоп-линия, сплошная линия, прерывистые линии)

Дорожные знаки, светофоры, игрушки-пешеходы, игрушки транспорт для макета.

  Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.  Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

  В ДОУ проводится большая работа с родителями по пропаганде знаний по ОБЖ. В группах оформлены информационные стенды по теме, имеются наглядные  папки-передвижки,  плакаты, созданы уголки по безопасности, в которых размещён наглядный материал в виде  консультаций для родителей по дорожной и пожарной безопасности, подборки игр и игровых упражнений. Весь материал конкретен, доступен.

Крайне важно с малых лет информировать ребенка о том какие возможные ситуации, угрожающие жизни и здоровью, как действовать в условиях опасности, кому звонить. На практике все эти вопросы решаются с помощью установки стендов и размещение плакатов. Яркие картинки с изображением таких же ребят привлекают внимание  воспитанников. Взрослые постоянно должны обращать внимание детей к стенду, объяснять , что там нарисовано, отвечать на вопросы.