Консультации для родителей

Жиркова Надежда Викторовна

Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Речевая готовность ребёнка к школе.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Задача логопеда и воспитателей логопедических групп — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

 1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

 2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, воспитателей логопедической группы, педагога- психолога, учителя начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.





Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Здоровье детей в наших руках.

      Каждый родитель в любой стране заботится с самого рождения о здоровье своего ребенка. Но у каждого народа, у каждой семьи свои традиции здорового образа жизни, свои понятия о здоровье. Что же такое здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только  отсутствие болезней. Каждый человек хочет быть здоровым, хочет, чтобы были здоровыми его дети. Но как «измерить» здоровье? Как его сохранить? Из чего оно складывается? Эти глобальные вопросы должны решаться в каждой семье. Родители несут полную ответственность за здоровье, развитие, благополучие своих детей.

       Известно, что на состояние здоровья влияют следующие факторы:

20% - наследственность;

20% - экологическая обстановка;

10% - уровень развития здравоохранения;

50% - образ жизни человека, в данном случае ребенка, его семьи.

     Вряд ли можно как-то изменить  наследственность. Скорее всего, год от года процентный показатель этого фактора будет увеличиваться. От нас, так же, мало зависит развитие здравоохранения в стране.  Все это приходится принимать, как должное. Воздействовать как-то на экологическую сферу возможностей мало. Другое дело – воспитание экологической культуры у детей. С самого раннего детства надо формировать умение охранять природу. Дети должны знать, что охрана природы – это большой вклад в свое здоровье. Этим заняты мы, педагоги дошкольных учреждениях. Родителям тоже необходимо развивать свою экологическую культуру, чтобы воспитывать ее в своих детях. Наш д/с «Вишенка» находится в т, почти на берегу реки Ока. Но мы никак не можем похвастаться хорошей экологической обстановкой. Этому мешает близость различных предприятий, автомобильной трассы и т.д. Так что наше влияние на экологическую обстановку сводится к минимуму.

       А что же такое здоровый образ жизни семьи? Каким он должен быть, чтобы эти 50% стали положительным фактором для сохранения здоровья? На этот счет существует немало разных мнений, ведется много споров, существует много разногласий. Нам, педагогам дошкольных учреждений, важны следующие моменты здорового образа жизни:

  1. Укрепляющий здоровье режим дня;
  2. Сбалансированное в качественном и количественном отношении питание;
  3. Отказ от вредных привычек;
  4. Приобщение всех членов семьи к физической культуре и спорту.

     Остановимся а каждом компоненте.

  1. Укрепляющий здоровье режим дня. Каким он должен быть для ребенка – дошкольника? Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то домашний режим дня должен быть продолжением режима дня детского сада, особенно в выходные дни. Режим дисциплинирует детей, позволяет сформировать полезные привычки, способствует хорошему аппетиту. Важная составляющая  часть режима – сон. Важно, чтобы ребенок засыпал в одно и то же время и днем, и вечером. Запомните: дневной сон просто необходим в дошкольном возрасте. Это наиболее эффективный вид отдыха и хорошая профилактика переутомления.
  2. Сбалансированное в качественном и количественном отношении питание. Родители должны помнить о том, что только личным примером можно воспитать в ребенке те или иные приоритеты в еде. Правильно питаться должны все члены семьи. На столе должно быть всегда достаточно овощей и фруктов. Ведь это источник витаминов и других жизненно важных элементов. Ребенку необходим белок, т.е. мясо, рыба, необходимы молочные продукты и т.д. Хорошо, если в семье умеют готовить и существует традиция совместных завтраков, обедов и ужинов. Не покупать детям чипсы, газировку, много сладостей.  Страшно видеть молодых мам, которые жуют на ходу чипсы, идут с пивом в руках,и ведут за руку ребенка. Разве можно после этого внушить ребенку, как вредны чипсы, алкоголь. А еще хочется сказать о жевательной резинке. В этом продукте ( если его можно так назвать) нет абсолютно никакой пользы, особенно для ребенка, а вреда достаточно. Жевать резинку – это вредная привычка. Список вредных продуктов очень большой: лимонады, сладости, соленья и т.д. Надо с детства воспитывать стремление  к правильному питанию.
  3. Отказ от вредных привычек. В своем дошкольном учреждении мы большое внимание уделяем этой  теме. Мы проводили родительское собрание, где была показана презентация о вреде курения, готовились консультации для родителей о пагубном влиянии никотина и алкоголя на человека и его окружение. Еще важно то, что ребенок во всем копирует родителей. Никакие слова о вреде курения не остановят его, если это делает мама или папа. Переедание – тоже вредная привычка, с которой надо бороться.
  4. Приобщение всех членов семьи к физической культуре и спорту. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, физических упражнений, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. В последние годы  возникает угроза гиподинамии у детей. Они сидят часами возле планшетов, компьютеров, телевизоров.  Родителям удобно: не бегает, не хулиганит, получает какую – то информацию. А в результате: потерянное зрение, нарушение осанки, переутомление, неврозы и т.д. Вот здесь как раз важно приобщение к физической культуре и спорту. Родителям надо начинать с себя. Как можно больше внимания уделяйте ребенку, гуляйте с ним, играйте на свежем воздухе и дома, беседуйте. А если кто-то из членов семьи занимается каким-то видом спорта и привлекает к нему ребенка – это просто замечательно! Хорошо если дома есть место для спортивных атрибутов и с ними  можно поиграть. Физические упражнения и подвижные игры способствуют закаливанию детского организма. Какие еще методы закаливания можно применять дома: это и утренняя гимнастика, и контрастный душ,  и хождение босиком, и полоскание горла, и специальные гимнастики.

     Отдельно надо сказать о необходимости спокойного, доброжелательного климата в семье. Всякого рода ругань, угрозы, скандалы в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза, или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это снижает защитные свойства детского организма. Учитывая это, родители должны стараться всегда быть спокойными, в хорошем настроении.  Вспомните, стоит нам улыбнуться, сразу становится легче, стоит нахмуриться, сразу подкрадывается грусть. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение тоже воспитывается с детства. Давайте же больше улыбаться детям, дарить им радость, внимание, заботу: и тогда они будут здоровыми и счастливыми!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии речи детей»

     Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой  аппарат  достигнут определённого уровня развития.

     Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что  речь ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь, а родители правильно оценивали его речевое развитие.

     Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

     Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.  Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо .

     Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

     Речь взрослых - пример для детей. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова.

     В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

     Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира.  Чтобы ребенок смог получить больше и разнообразнее информации об окружающем, взрослые, должны помочь ему в этом. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речи.