Система оценивания образовательных достижений

Кабекова Анна Валерьевна

 Копилка диагностического инструментария для педагога.

Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить умения, интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также проанализировать способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми. 

Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения образовательной программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги могут изменять рабочие программы, планы, содержание и организацию образовательного процесса.

Принципы педагогической диагностики

ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть до поступления в школу. Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики.

Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических действий и образовательного процесса в целом. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников — одно из важнейших требований госстандарта. Как поэтапно развивать в детях понимание своих эмоций и переживаний. Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с учетом следующих принципов:

Принцип целенаправленности и адресности диагностики.

Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности ДОО.

Принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики.

Принцип системности и непрерывности. 

Как проводить педагогическую диагностику в ДОУ

Педагогическая диагностика рассматривается как исходный, стартовый момент в подходе к решению многих вопросов. ФОП ДО рекомендует использовать малоформализованные методы, такие как наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми и анализ специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может применять специальные методики диагностики коммуникативного, физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития.

Метод наблюдения

Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая естественное поведение детей и практически не используя дополнительных средств.Применяя этот метод, педагог:;

-изучает педагогические явления в динамике;

-непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и реальном времени;

-оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой;

-фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их движения, мимику, жесты.

В ходе диагностики педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях и разных деятельности.

Например, игровой, познавательно-исследовательской,

изобразительной, конструктивной, двигательной.

Наблюдать за детьми можно и в разных ситуациях. Например, в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и

самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение – гибкий метод диагностики. Оно позволяет:

  • изучать педагогические явления в динамике;
  • непосредственно воспринимать поведение детей в конкретных условиях и в реальном времени;
  • фиксировать факты, которые невозможно зарегистрировать никаким иным методом. Например, стиль поведения, жесты, мимику, движения, взаимодействие детей и целых групп;
  • оперативно получать информацию и непосредственную связь с ребенком или группой детей, за которой педагог наблюдает;
  • фиксировать факты сразу по нескольким параметрам: отдельного ребенка, группы детей, взаимодействия между детьми, детьми и взрослыми.

Наблюдение не зависит от желаний, умений и особенностей дошкольников. Наоборот, нежелание общаться или выполнять поручения педагога

можно зафиксировать, чтобы затем проанализировать и скорректировать работу.«Как проводить педагогическую диагностику по ФОП ДО». Н.Н. Менькова, Ю.С. Куцевол © Материал из Справочной системы «Методист детского сада».

Подробнее: https://1metodist.ru/#/document/16/140165/bssPhr59/?of=copy-d69cc53280

Для обогащения полученных данных наблюдение лучше использовать вместе с другими методами сбора информации: опросами, диагностическими ситуациями, беседой. 

Свободные беседы

Результаты наблюдения педагог может дополнить беседами с детьми в свободной форме. Это позволит выявить причины поступков детей,

наличие интереса к определенному виду деятельности.

А также педагог может уточнить знания о

предметах и явлениях окружающей действительностиВо время беседы педагог должен обратить внимание, что именно рассказывает ребенок при ответе на его вопросы.

Поэтому диагностическая беседа проводится с каждым ребенком индивидуально,

его ответы педагог фиксирует в любой удобной для себя форме. Вариант оформления формы смотрите ниже.

Вопросы беседы педагог готовит заранее, продумывая их количество, виды, формулировки. Также к беседе может понадобиться наглядный материал:

картины, картинки, игрушки. Какие вопросы

может задать педагог во время диагностической беседы,

смотрите в таблице.

«Как проводить педагогическую диагностику по ФОП ДО». Н.Н. Менькова, Ю.С. Куцевол © Материал из Справочной системы «Методист детского сада». 

Подробнее: https://1metodist.ru/#/document/16/140165/dfas8r3b08/?of=copy-e8928004bb

 

 


Книга Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО от автора Л. Н. Лаврова.

http://Скачать книгу | Читать онлайн можно тут» https://www.litres.ru/book/i-v-chebotareva/pedagogich..

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вопросы диагностической беседы

Виды вопросов

Пример

Прямые вопросы

  • «Где люди могут переходить проезжую часть?»;
  • «Что означают цвета светофора?»;
  • «Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?»;
  • «Какие предметы дома могут быть опасными, если с ними неправильно обращаться?»;
  • «Где дома можно упасть и получить травму?»

Проективные вопросы

  • «Представь, что ты пошел с мамой в магазин и потерялся. Что ты будешь делать?»;
  • «Представь, что ты остался дома один, в дверь позвонили незнакомые люди. Что ты будешь делать?»;
  • «Представь, что ты гуляешь на улице, к тебе подошел незнакомый человек, угостил конфетами и предложил посмотреть маленьких котят, которые родились у его кошки. Что ты будешь делать?»

Вопросы по картинкам или иллюстрациям

  • «Почему такое случилось с мальчиком или девочкой?»;
  • «Что дети делали неправильно?»;
  • «Как можно было поступить иначе?»;
  • «Как можно помочь детям?»;
  • «Что они могут сделать сами?»



Предварительный просмотр:

Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Социально-коммуникативное развитие»

При анализе показателей возрастного развития детей используйте универсальные маркеры:

  • 0 – показатель не сформирован;
  • 1 – показатель сформирован на низком уровне;
  • 2 – показатель сформирован на среднем уровне;
  • 3 – показатель сформирован на высоком уровне.

Показатели возрастного развития 

Фамилия и имя ребенка

____________

______________

_____________

_____

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

_____

1. Социальные отношения

1.1

У ребенка сформированы представления о себе, своих правах: осознанное отношение к своему будущему, изменение позиции человека с возрастом о взаимоотношениях в семье, традициях, досуге, истории семьи, родственных связях

1.2 

У ребенка сформированы представления о гендерных различиях в поведении, социальных ролях

1.3

У ребенка сформированы представления о правилах культуры общения и поведения во взаимодействии со сверстниками

1.4

У ребенка сформированы представления о правилах этикета, культуре общения, поведения в разных видах деятельности

1.5

Ребенок способен понимать и

находить причины и следствия возникновения эмоций, поступков, использовать приемлемые способы их проявления. Развитие саморегуляции поведения

1.6

У ребенка сформированы представления о правилах поведения в общественных местах, на улице

1.7

У ребенка сформированы представления об образовательной организации, школе и ее роли в жизни

2. Формирование основ гражданственности и патриотизма

2.1

Ребенок имеет представления о государственной символике, порядке ее использования, традициях и обычаях народов России; народных играх, игрушках, костюмах, творчестве известных людей в области науки, культуры, спорта, достопримечательностях родного края, волонтерской деятельности

3. Трудовое воспитание

3.1

Ребенок имеет представления о труде взрослых, современных профессиях

3.2

Ребенок владеет знаниями

о производстве некоторых товаров и их разумном потреблении, созданных людьми культурных и материальных ценностях

3.3

Ребенок владеет знаниями о назначении денег

4. Формирование основ безопасного поведения

4.1

Ребенок овладел элементарными представлениями о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях на улице, общественных местах, в природе, в транспорте, на дороге, знает элементарные правила дорожного движения

4.2

Ребенок овладел элементарными представлениями об элементарных правилах оказания первой медицинской помощи

4.3

Ребенок овладел элементарными представлениями о правилах поведения  при общении с людьми, в сети интернет, профессиях, связанных с безопасностью людей

Итого

Динамика

Уровневый показатель:

  • 42–31 балл –высокий уровень;
  • 30–15 баллов – средний уровень;
  • 14 и ниже баллов –низкий уровень.


Предварительный просмотр:

Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Речевое развитие»

При анализе показателей возрастного развития детей используйте универсальные маркеры:

  • 0 – показатель не сформирован;
  • 1 – показатель сформирован на низком уровне;
  • 2 – показатель сформирован на среднем уровне;
  • 3 – показатель сформирован на высоком уровне.

Показатели возрастного развития 

Фамилия  и имя ребенка 

______________

_____________

_____________

_____

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

_____

1. Формирование словаря 

1.1

Ребенок способен подобрать точные слова для выражения мысли

1.2

Ребенок использует в речи средства языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворение

2. Звуковая культура речи 

2.1

У ребенка продолжают развиваться интонационная культура речи, фонематический слух

2.2

Ребенок использует в речи средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения

2.3

Ребенок умеет правильно произносить сонорные звуки

2.4

Ребенок способен использовать средства интонационной выразительности

3. Грамматический строй речи

3.1

Ребенок способен правильно образовывать сложные слова посредством слияния основ

3.2

Ребенок использует разные типы предложений

3.3

Ребенок правильно использует согласование существительных с другими частями речи, их образование с суффиксами, глаголов с приставками, сравнительной и превосходной степени прилагательных

4. Связная речь

4.1

Ребенок способен составлять разные типы рассказов, пересказов

4.2

Ребенок способен вести диалог и использовать разные типы реплик, выбирать этикетные формы в зависимости от ситуации общения

4.3

Ребенок использует в речи средства языковой выразительности, объяснительной, доказательной речи, рассуждений

4.4

Ребенок умеет осуществлять речевое планирование

4.5

Ребенок способен замечать ошибки

5. Подготовка детей к обучению грамоте

5.1

Ребенок может осуществлять звуковой анализ слова, определить твердость, мягкость согласных

5.2

Ребенок способен объяснить термины: слово, звук, буква, предложение, гласный звук и согласный звук

5.3

Ребенок умеет интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность

5.4

Ребенок способен составлять предложения с заданным количеством слов 

5.5

Ребенок способен выделять ударение, определять количество и последовательность слов в предложении, чтение слогов

6. Интерес к художественной литературе

6.1

У ребенка формируется

отношение к книге как эстетическому объекту

6.2

У ребенка сформировано представление о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений

6.3

У ребенка сформированы навыки исполнительских умений, проявляется интерес в выборе произведений

Итого

Динамика

Уровневый показатель:

  • 66–49 баллов –высокий уровень;
  • 48–24 балла – средний уровень;
  • 23 и ниже баллов –низкий уровень.


Предварительный просмотр:

Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Познавательное развитие»

При анализе показателей возрастного развития детей используйте универсальные маркеры:

  • 0 – показатель не сформирован;
  • 1 – показатель сформирован на низком уровне;
  • 2 – показатель сформирован на среднем уровне;
  • 3 – показатель сформирован на высоком уровне.

Показатели возрастного развития 

Фамилия и имя ребенка

_____________

______________

____________

_____

н.г.

н.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

_____

1. Сенсорные эталоны и познавательные действия

1.1. Действия с предметами 

1.1.1

Ребенок владеет в совершенстве 

приемами сравнения по четырем–шести признакам

1.1.2

Ребенок владеет в совершенстве навыками упорядочения

1.1.3

Ребенок владеет в совершенстве

приемами классификации, группировки предметов

1.2. Исследовательская активность

1.2.1

Ребенок владеет обобщенными способами установления связи между познавательным вопросом и поисковой проблемой

1.2.2

Ребенок способен планировать свою деятельность, определять способы поиска информации, прогнозировать результаты деятельности, выделять проблему, стремиться к ее решению

1.2.3

Ребенок умеет задавать вопросы познавательного характера, проводить анализ, сопоставлять и обобщать информацию, присутствует логика в рассуждениях

1.3. Представление о цвете 

1.3.1

Ребенок овладел способностью различать все цвета спектра и их оттенки, тона, получать новые цвета

1.4. Представление о форме и величине

1.4.1

У ребенка развита способность различать и называть геометрические фигуры и их части, способность соотносить части и целое

1.5. Цифровые средства познания

1.5.1

Ребенок проявляет интерес к цифровым средствам познания как источнику для поиска информации

1.5.2

У ребенка сформировано представление об использовании человеком цифровых средств 

2. Математическое развитие

2.1. Количество и счет

2.1.1

Ребенок овладел счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10, 

понимает отношение между целым и частями в результате разрезания предметов на равные части

2.1.2

Ребенок овладел понятием

состава числа из двух меньших чисел в пределах первого десятка

2.1.3

Ребенок способен решать простые арифметические задачи, знает знаки «+», «–», «=»

2.2. Величина

2.2.1

Ребенок умеет измерять предметы, жидкие и сыпучие вещества с помощью условной меры

2.2.2

Ребенок умеет сравнивать предметы по величине опосредованно с помощью условной мерки, развивается глазомер

2.3. Геометрические фигуры

2.3.1

Ребенок имеет представление о плоских и объемных геометрических фигурах, многоугольных фигурах

2.3.2

Ребенок умеет классифицировать фигуры по внешним признакам, видоизменять геометрические фигуры, устанавливать взаимосвязи между ними

2.4. Ориентировка в пространстве

2.4.1

Ребенок может ориентироваться в двухмерном пространстве на странице в клетку, по схеме, плану местности

2.5. Ориентировка во времени

2.5.1

Ребенок имеет представление о календаре как системе измерения времени, о часах – приборе измерения времени

2.5.2

Ребенок умеет определять время с точностью до четверти часа; развивается чувство времени

3. Окружающий мир

3.1. Представление о себе, семье, людях

3.1.1

Ребенок имеет представление о способах общения с людьми: членами семьи, сверстниками, взрослыми

3.1.2

Ребенок использует разные способы коммуникации и взаимодействия с людьми, имеет представление о деятельности людей разных профессий

3.1.3

Ребенок имеет представление о деятельности людей разных профессий

3.2. Предметный мир

3.2.1

Ребенок имеет представление об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, предметах искусства

3.2.2

Ребенок имеет представление о 

технических и компьютерных средствах, их назначении и использовании человеком

3.3. Явления общественной жизни

3.3.1

Ребенок имеет представление об общественных праздниках, событиях в городе, стране

3.3.2

Ребенок имеет представление о трудовых действиях людей разных профессий

3.3.3

Ребенок имеет представление о назначении общественных учреждений 

3.4. Моя Родина

3.4.1

Ребенок имеет представление о месте проживания, особенностях, достопримечательностях, инфраструктуре родного города, села, названиях улиц, столице, крупных городах

3.4.2

Ребенок имеет представление о достижениях людей в области спорта, культуры, искусства, традициях народов нашей страны

4. Природа

4.1. Животные

4.1.1

Ребенок имеет представление о наиболее ярких представителях разных природных зон, особенностях их приспособления к среде обитания, роста и развития, заботы о потомстве

4.1.2

Ребенок имеет представление об особенностях внешнего вида и образа жизни домашних и декоративных животных, их потребностях 

4.1.3

Ребенок умеет сравнивать и группировать животных по различным признакам: дикие и домашние, рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые, земноводные, рептилии, перелетные и зимующие птицы

4.2. Растения и грибы

4.2.1

Ребенок имеет представление о деревьях, кустарниках, кустарничках, овощных, плодовых, злаковых, лекарственных, декоративных, цветковых растениях разных природных зон, комнатных растениях, различающихся по строению и уходу, их особенностях, росте и развитии

4.2.2

Ребенок имеет представление о съедобных и несъедобных грибах

4.3. Явления природы

4.3.1

Ребенок имеет представление о признаках смены времен года по месяцам: изменения температуры воздуха, продолжительности дня, почвенного покрова, осадков, состояния водоемов, жизни живых существ

4.3.2

Ребенок имеет представление о разнообразных атмосферных явлениях: радуга, гроза, закат, рассвет, туман, роса, разная сила ветра, виды облаков, полнолуние, кометы

4.4. Неживая природа

4.4.1

Ребенок имеет представление о неживой природе как среде обитания живых существ, свойствах песка, глины, воды, воздуха, камней, природных материалов, ископаемых

4.4.2

Ребенок имеет представление о водных ресурсах планеты

4.4.3

Ребенок имеет представление о небесных телах: Солнце, Луна, звезды

4.5. Человек и природа

4.5.1

Ребенок имеет представление об использовании человеком живой и неживой природы, природоохранной деятельности, профессиях, связанных с природой, ее изучением, охраной, выращиванием и разведением животных и растений

Итого

Динамика

Уровневый показатель:

  • 123–92 балла –высокий уровень;
  • 91–45 баллов – средний уровень;
  • 44 и ниже баллов –низкий уровень.


Предварительный просмотр:

Вопросы диагностической беседы

Виды вопросов

Пример

Прямые вопросы

  • «Где люди могут переходить проезжую часть?»;
  • «Что означают цвета светофора?»;
  • «Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?»;
  • «Какие предметы дома могут быть опасными, если с ними неправильно обращаться?»;
  • «Где дома можно упасть и получить травму?»

Проективные вопросы

  • «Представь, что ты пошел с мамой в магазин и потерялся. Что ты будешь делать?»;
  • «Представь, что ты остался дома один, в дверь позвонили незнакомые люди. Что ты будешь делать?»;
  • «Представь, что ты гуляешь на улице, к тебе подошел незнакомый человек, угостил конфетами и предложил посмотреть маленьких котят, которые родились у его кошки. Что ты будешь делать?»

Вопросы по картинкам или иллюстрациям

  • «Почему такое случилось с мальчиком или девочкой?»;
  • «Что дети делали неправильно?»;
  • «Как можно было поступить иначе?»;
  • «Как можно помочь детям?»;
  • «Что они могут сделать сами?»



Предварительный просмотр:

Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Физическое развитие»

При анализе показателей возрастного развития детей используйте универсальные маркеры:

  • 0 – показатель не сформирован;
  • 1 – показатель сформирован на низком уровне;
  • 2 – показатель сформирован на среднем уровне;
  • 3 – показатель сформирован на высоком уровне.

Показатели возрастного развития 

Фамилия и имя ребенка 

_____________

____________

_____________

_____

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

_____

1. Основная гимнастика

1.1

Ребенок владеет основными движениями: катание, бросание, ловля, метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки, прыжки со скакалкой

1.2

Ребенок способен выполнить упражнение на равновесие

1.3

Ребенок может выполнять общеразвивающие и строевые упражнения и ритмическую гимнастику

2. Подвижные игры

2.1

Ребенок проявляет интерес к подвижным играм и игровым упражнениям, к

сюжетным и бессюжетным играм, играм-эстафетам, играм с правилами и на проявление творчества, находчивости, целеустремленности

2.2

Ребенок обращает внимание на проявление нравственно-волевых качеств другими детьми, сплоченности коллектива 

3. Спортивные игры

3.1

Ребенок проявляет интерес к спортивным играм: элементы хоккея, тенниса, баскетбола, футбола

4. Спортивные упражнения

4.1

У ребенка развиты навыки катания на санках: игровые задания и соревнования в катании на санях на скорость

4.2

У ребенка развиты навыки катания на двухколесном велосипеде: по прямой, по кругу, с разворотом, с разной скоростью; с поворотами направо и налево, с соблюдением правил безопасного передвижения

4.3

У ребенка развиты навыки ходьбы на лыжах: скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину, 500–600 м в медленном темпе в зависимости от погодных условий; попеременным двухшажным ходом (с палками); повороты переступанием в движении; поднимание на горку «лесенкой», «елочкой»

4.4

У ребенка развиты основные навыки езды на двухколесном велосипеде и самокате: по прямой, по кругу, змейкой, объезжая препятствие, на скорость

4.5

У ребенка развиты основные навыки плавания: с движениями прямыми ногами вверх и вниз, сидя на бортике и лежа в воде, держась за опору; ходьба по дну вперед и назад, приседая, погружаясь в воду до подбородка, до глаз, опуская лицо в воду, приседание под водой, доставая предметы, идя за предметами по прямой в спокойном темпе и на скорость; скольжение на груди, плавание произвольным способом
 

4.6

У ребенка развиты основные навыки катания на коньках: 

удержание равновесия и принятие исходного положения на коньках (на снегу, на льду); приседания из исходного положения; скольжение на двух ногах с разбега; повороты направо и налево во время скольжения, торможения; скольжение на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь

5. Формирование основ ЗОЖ

5.1

Ребенок стремится самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за своими вещами и игрушками

5.2

Ребенок соблюдает соблюдает правила безопасности в двигательной деятельности, способы оказания элементарной первой помощи

5.3

Ребенок имеет представление о 

роли физкультуры и спорта

6. Активный отдых

6.1

Ребенок активно принимает участие в физкультурных досугах, праздниках, туристических прогулках и экскурсиях

Итого

Динамика

Уровневый показатель:

  • 48–36 баллов –высокий уровень;
  • 35–17 баллов– средний уровень;
  • 16 и ниже баллов –низкий уровень.