Материалы конкурсных заданий на городской конкурс "Педагогический дебют 2021"

Смолко Вера Олеговна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №18»

(МБДОУ «Д/с №18»)

       Образовательный проект

по ознакомлению детей группы компенсирующей направленности 5-7 лет

с народной игрушкой Оренбургского края

«Свистулька»

https://skr.sh/i/161021/Yre6jo4d.jpg?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2016-10-2021%2017:18:37.jpg

Автор проекта: воспитатель группы                          

 компенсирующей направленности

Соболева В.О.

              Бугуруслан, 2021

Пояснительная записка

Направление образовательного проекта «Свистулька», обусловлено необходимостью решения проблемы патриотического воспитания дошкольников, приобщения к традициям и культуре Оренбуржья.

Проект реализуется с учетом  национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Оренбургской области.

Проект  «Свистулька», ориентирована на  детей  группы компенсирующей направленности от  5 до 7 лет.

Организация образовательной деятельности основана на знакомстве с культурой Оренбургской области (глиняной игрушкой из г.Акбулака Оренбургской области), что помогает ребенку в установлении позитивных отношений с миром людей, миром природы, определению собственного места в этом мире. У дошкольников формируются представления о культурно-историческом потенциале и специфические навыки художественно-творческой продуктивной деятельности (художественная роспись посуды и сувениров). Поднимая тему утраченного достояния Оренбургской области, мы способствуем формированию уважительного отношения к истории родного края, пробуждаем чувство признательности и любви родине.

Паспорт проекта

Тема проекта: «ознакомлению детей группы компенсирующей направленности 5-7 лет с народной игрушкой Оренбургского края «Свистулька»

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой с участием родителей воспитанников.

Срок реализации проекта: 

 Место события:  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования  «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18».

Участники проекта: дети 5-7 лет группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель проекта: приобщение дошкольников к изобразительному искусству на примере Акбулакской игрушки.

Задачи проекта:

  • Развивать:
  •  эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно- прикладного искусства;
  • творческие способности;
  • познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Формировать первичные представления о зарождающемся народном промысле Оренбуржья.
  • Поощрять желание экспериментировать с изобразительным материалом; поддерживать живой интерес к лепке.
  • Обеспечивать освоение приемов лепки Акбулакской глиняной игрушки в соответствии с выбранным национально-региональным компонентом.
  • Воспитывать гордость за свой народ, уважение к труду мастеров родного Оренбуржья.

Образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.

Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический, заключительный.

Этапы реализации проекта

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

  1. Подготовительный.

Цель: самосовершенствование по данной теме.

  • Составление плана по реализации проекта.
  •  Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей, музейной
  • педагогики.

  • Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.  

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении.

февраль 2021г.-

март

2021г.

  1. Основной.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

  • Разработка конспектов занятий, сценария праздников.  
  • Проведение совместных мероприятий с родителями Посещение детской библиотеки, музея.

Организация мини-музеев в группе  «Народная игрушка»,

 «Акбулакская игрушка».

Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.  

  • Диагностика детей.

Проявится устойчивый познавательный интерес к истории героического прошлого русского народа, сформируется гордость и уважение к старшему поколению. Сформируется представление о Великой Отечественной войне.

апрель 2021г.-

сентябрь

2021г.

  1. Итоговый.

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

  • Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.
  • Создание мини-музеев в группе «Моя родословная», «Народная игрушка».
  • Анкетирование и опрос детей и родителей.
  • Обобщение работы.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость.

октябрь 2021г.-

ноябрь 2021 г.

Риски

1.Низкий познавательный интерес.

2.Низкая информированность родителей, их пассивность.

Предупреждение рисков

Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по проекту «Создание мини-музея Акбулакской игрушки», привлечь родителей к активному участию в проекте со своими детьми».

Предполагаемые результаты для детей:

Дети проявляют:

- живой интерес к лепке;

-эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно- прикладного искусства;

- творческие способности;

- любознательность и познавательно- исследовательской деятельности;

- желание экспериментировать с изобразительным материалом;

- уважение к труду мастеров родного Оренбуржья.

Предполагаемые результаты для воспитателей:

Появится тесный контакт с родителями воспитанников;

Пополнится предметно - развивающая среда;

Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей:

родители станут активными помощниками в жизни группы;

отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

Обеспечение проекта

Материально - техническое:  Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Материалы для продуктивной деятельности.

Учебно-методическое:  

Детская художественная литература.

Методическая литература.

Дидактические игры.

Конспекты занятий и бесед о русских народных промыслах.

Мультимедийных презентации к занятиям и беседам о народных промыслах Оренбуржья.

Накопление предметов в музей: фотоматериалов, иллюстрированного материала, детских работ. 

В основу работы легли следующие принципы:

1.Интеграции (музей создается с учётом содержания образовательной программы детского сада, этот процесс предполагает тесное сотрудничество педагогов, детей и родителей);

2.Непрерывности (музей является частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной деятельностью детей, а деятельность ребёнка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.д.);

 3.Партнёрства (музей - это результат сотрудничества взрослых, детей и социума)  деятельности и интерактивности (дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в музее, проводить опыты);  научности (экспонаты достоверно отражают заявленную тему, объясняют различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне);  динамичности и вариативности (мини-музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию).

Перспективы дальнейшего использования

Проект можно реализовать воспитателями дошкольных образовательных организаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18» (МБДОУ «Д/с №18») Образовательный проект « Ознакомление детей группы компенсирующей направленности 5-7 лет с народной игрушкой Оренбургского края «Свистулька» Автор: воспитатель Соболева Вера Олеговна

Слайд 2

Паспорт проекта Участники проекта: Воспитатель группы: Соболева В.О Дети и родители группы. Типология проекта: творческий, интегрированный, коллективный, долгосрочный. Время проведения: сентябрь 2020г. – сентябрь 2021г.

Слайд 3

Актуальность проекта Направление образовательного проекта по ознакомлению детей группы компенсирующей направленности 5-7 лет с народной игрушкой Оренбургского края «Свистулька», обусловлено необходимостью решения проблемы патриотического воспитания дошкольников, приобщения к традициям и культуре Оренбуржья. Проект реализуется с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Оренбургской области. Проект по ознакомлению детей группы компенсирующей направленности 5-7 лет с народной игрушкой Оренбургского края «Свистулька». ориентирована на детей группы компенсирующей направленности от 5 до 7 лет. Организация образовательной деятельности основана на знакомстве с культурой Оренбургской области (глиняной игрушкой из г.Акбулака Оренбургской области), что помогает ребенку в установлении позитивных отношений с миром людей, миром природы, определению собственного места в этом мире. У дошкольников формируются представления о культурно-историческом потенциале и специфические навыки художественно-творческой продуктивной деятельности (художественная роспись посуды и сувениров). Поднимая тему утраченного достояния Оренбургской области, мы способствуем формированию уважительного отношения к истории родного края, пробуждаем чувство признательности и любви родине.

Слайд 4

Цель и задачи проекта Цель: Приобщение дошкольников к изобразительному искусству на примере акбулакской игрушки. Задачи: Развивать: эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно- прикладного искусства; творческие способности; познавательно-исследовательскую деятельность. Формировать первичные представления о зарождающемся народном промысле Оренбуржья. Поощрять желание экспериментировать с изобразительным материалом; поддерживать живой интерес к лепке. Обеспечивать освоение приемов лепки Акбулакской глиняной игрушки в соответствии с выбранным национально-региональным компонентом. Воспитывать гордость за свой народ, уважение к труду мастеров родного Оренбуржья.

Слайд 5

Этапы 1 этап подготовительный 1.Составление плана по реализации проекта. 2.Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей, музейной педагогики. 3.Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбор у наглядного материала и необходимой литературы.

Слайд 6

2 этап. Основной: Разработка конспектов занятий, сценария праздников. Проведение совместных мастер-классов с родителями, с педагогами. Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам. Диагностика детей.

Слайд 7

3 этап Итоговый Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Создание мини-музея в группе «Свистулька» Анкетирование и опрос детей и родителей. Обобщение работы.

Слайд 8

Предполагаемые результаты для детей: Обогатится представление детей о народном искусстве и художественных промыслах. Дети привлечены к созданию развивающей среды дошкольного учреждения. У детей сформированы первичные представления о зарождающемся народном промысле Оренбуржья. Детьми развита эмоциональная отзывчивость на произведения народного декоративно- прикладного искусства; Предполагаемые результаты для воспитателей: Появится тесный контакт с родителями воспитанников; Пополнится предметно - развивающая среда; Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье. Предполагаемые результаты для родителей: родители станут активными помощниками в жизни группы; отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

Слайд 9

Работа по ознакомлению детей группы компенсирующей направленности 5-7 лет с народной игрушкой Оренбургского края «Свистулька» «Беседа о народной игрушке России и Оренбургского края ( Акбулакская игрушка -свистулька)»

Слайд 10

Образовательная деятельность рисование: «Узор для акбулакской свистульки»

Слайд 11

Образовательная деятельность рисование: «Узор для акбулакской барыни»

Слайд 12

Организация мини-музея в группе «Народная игрушка»

Слайд 13

Мастер-класс от родителей детям «Лепим и раскрашиваем свистульку» « Ракрасим птичку»

Слайд 14

Мастер-класс от родителей детям «Научу лепить петушка» Чтение



Предварительный просмотр:

Приложение 1

План реализации проекта

«Мини-музей «Акбулакская игрушка»» (апрель 2021г.- сентябрь 2021г.)

Цель: Приобщение дошкольников к изобразительному искусству на примере акбулакской игрушки.

Задачи:

  • Развивать:
  •  эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно- прикладного искусства;
  • творческие способности;
  • познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Формировать первичные представления о зарождающемся народном промысле Оренбуржья.
  • Поощрять желание экспериментировать с изобразительным материалом; поддерживать живой интерес к лепке.
  • Обеспечивать освоение приемов лепки Акбулакской глиняной игрушки в соответствии с выбранным национально-региональным компонентом.
  • Воспитывать гордость за свой народ, уважение к труду мастеров родного Оренбуржья.

Образовательное направление

Виды деятельности

Задачи

Познавательное развитие

Беседа о народной игрушке России и Оренбургского края (Акбулакская игрушка-свистулька)

 Закрепить знания о характерных особенностях данных промыслов: почему так называются, для чего сделаны (для забавы, для игр, чтобы радовали глаз, для продажи на ярмарке под названием «Свистунья). Познакомить с Акбулакскими глиняными игрушками – свистульками, ее особенностями изготовления, свойствами глины (розовая, с кусочками кварца, мастерами Акбулака.

Занятия – эксперименты

Повторная  подготовка соленого теста к работе: замешивание на воде, отстаивание, наблюдение за тем, как оно начинает, затвердевает. Беседа о способах работы с соленым тестом.

Закрепить знания о свойствах соленого теста.

Дидактические игры

Д\и «Какой игрушки не стало?»

Развивать интерес к народным промыслам через игру по карточкам: на карточках изображены игрушки разных промыслов (дымковская, филимоновская, семеновская матрешка, акбулакская свистулька).

Д \и «Покажи и расскажи».

Развивать умение  подбирать соответствующую игрушку и рассказать о ней.

Д\и «Птичий двор».

Умение собирать из частей целую картинку, развивать умение рассказать по картинке

Д\и «Собери картинку».

Умение собирать из частей целую картинку.

Подвижная игра

П/и «Гуси-гуси».

Развивать двигательную активность детей.

Художественно-эстетическое развитие 

Рисование «Узор для акбулакской птички»

 Закреплять элементы акбулакской росписи в речи (назвать уже  знакомые) и повторять их на готовом образце (на контуре вырезанной игрушки), использовать в работе кистевую роспись.

Речевое развитие

акбулакская барыня в гостях у ребят

Закрепить умение составлять рассказ по иллюстрации.

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Сказочное тесто»

Ознакомление родителей с одним из видов народно-прикладного искусства с тестопластикой.

Художественно-эстетическое развитие

Узор для платья акбулакской барыни

(рисование)

Закреплять элементы акбулакской росписи в речи (назвать уже  знакомые) и повторять их на готовом образце (на контуре вырезанной игрушки), использовать в работе кистевую роспись.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка « Птички»

Учиться лепить, из соленого теста птичку

Художественно-эстетическое развитие 

Рисование «Узор для акбулакского козлика»

Повторять акбулакские узоры на готовом образце (на контуре вырезанной игрушки), использовать в работе кистевую роспись.

Речевое развитие

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про свистульки.

Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи.

Чтение

Сказка Н.Беляковой «Свистулька», Сказка «Чудо-свистулька»»

Воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. 



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Беседа с детьми старшей подгруппы группы компенсирующей направленности на тему: «История возникновения акбулакской игрушки»

Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.

Цель: познакомить детей акбулакской глиняной игрушкой. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа, стремление сохранять и обогащать свое наследие.

Оборудование: глиняные акбулакские игрушки.

Ход беседы

 Воспитатель: По воспоминаниям мастерицы П. И. Благовестновой, все началось с того, что до Великой Отечественной войны в Акбулаке трудилась семья мастеров, изготовлявших посуду. Посуду продавали на ярмарке, а для привлечения внимания покупателей использовали ту же свистульку – яркую, забавную, звонкую, которую они делали для своих и соседских детишек, и которую наверняка наделяли магической силой: верили, что свист отгоняет злых духов, а добрых, наоборот – привлекает. Глиняные свистульки использовали в свадебных обрядах (перед свадьбой молодые люди делали вместе свистульку и необожженную бросали в воду), в других праздниках, например, весну на Масленницу. Глиняная игрушка — один из выдающихся художественных промыслов в Акбулаке, а сами глиняные игрушки являются визитной карточкой всего Акбулакского района.

Акбулакская глина желтого цвета, очень пластичная, имеет вкрапления слюды, делающей ее эффектной. Отличает Акбулакскую глиняную игрушку от других глиняных игрушек особое изящество, тонкость рисунка. Но кроме внешних отличий, в Акбулакской игрушке есть еще и «голос». И этот «голос», пожалуй, позвончее будет, чем у дымковской и филимоновской игрушки. Его ни с каким другим не спутаешь, поэтому и пользуется Акбулакская игрушка повышенным спросом как сувенирная продукция.

Особенностью творчества акбулакских мастеров является то, что игрушки разных мастеров очень не схожи между собой, каждая из известных мастериц пользуется своими приемами лепки и декора. Акбулакская игрушка – человеческие фигурки («барышни», «казаки»), фигурки животных (козы, собачки, птички и другие). Как правило игрушки «озвучиваются» – имеют свистульку. Декорирование: роспись, тонирование – разнообразны, каждый мастер использует собственные приемы и материалы, в основном акварель, гуашь, иногда лак.

Глиняная игрушка как сувенирная продукция была представлена на Всероссийском детском фестивале — конкурсе народных промыслов и ремесел «Данилушка» в городе Екатеринбурге, фестивале-презентации туристических ресурсов Приволжского федерального округа «Открой Приволжье», Всероссийском конкурсе мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» в городе Чебоксары.

Акбулакская глиняная игрушка занесена в федеральный реестр материально-культурного наследия.

Акбулакские мастерицы сегодня придерживаются традиционной техники, мотивов, но каждая привносит в ремесло нечто свое, индивидуальное, одной только ей свойственное, и это обогащает в целом народный промысел.

В 2017 году в поселке Акбулак открыт Дом ремесел. Открытие Дома ремесел — это старт для изготовления в больших количествах известной акбулакской глиняной игрушки и сувенирной продукции.

В настоящее время ведется работа по регистрации и лицензированию глиняной игрушки как сувенирной продукции.

И вот моя история подошла к концу.

- Ребята, так какая же история появления акбулакской игрушки?

-Вам было очень интересно послушать мою историю? Что вы расскажите дома своим родителям.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Образовательный маршрут

«Путешествие по промыслам родного края»

Цель: формировать патриотические чувства и обогащать знания у детей старшего дошкольного возраста о раздолье и природном богатстве Оренбургского края посредством совместной деятельности с родителями в сети Интернет.

Уважаемые родители! Этот образовательный маршрут посвящен изучению промыслов родного края Оренбуржья.

Этот образовательный маршрут посвящен удивительному раздолью и широте Оренбургского края, его славной истории. Вы имеете возможность прикоснуться вместе с детьми к промыслам родного края.

Предлагаем Вам вместе с ребенком на некоторое время превратиться в исследователей и найти ответы на интересующие вопросы о территории родного края, его значении как крупнейшего торгового центра, а также об уникальных природных богатствах.

Наш образовательный маршрут состоит из нескольких шагов (этапов). Вы можете следовать по данному образовательному маршруту, проводя дома вместе вечера и выходные дни, а можете построить свой новый маршрут, особенно если на каком – то этапе маршрута детей что-то очень

заинтересовало и они хотят провести исследование с помощью своего видения и воображения. После получения каждой новой информации беседуйте с детьми. Если детям трудно отвечать на вопросы, анализировать полученные знания, начните рассуждать вслух сами. Обратите внимание ребенка на новые слова и их значение и определение.

Надеемся, что представленный Вашему вниманию образовательный маршрут, окажется не только познавательным, увлекательным и интересным, но и принесет Вам качественные плоды совместной деятельности с детьми в сети Интернет.

Шаг1. Первые поселения и современные города Оренбургского края.

Эту информацию Вы можете точно прочитать сами и рассказать детям по ссылке https://smotrim.ru/video/106347

Видеоэкскурсия к памятникам основателей Оренбургского края

https://www.youtube.com/watch?v=jnwkvAG-UrE&list=PLSec0l_dzYF8vgM-HqrhZzxah2nzJxdx&index=1

Шаг 2. Символика и народные промыслы Оренбургского края.

Очень красочные картинки с символикой всех городов Оренбургского края Вы найдете, пройдя по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=itVdRdKJHBA

Увлекательная фотогалерея познакомит Вас с промыслами и великолепными предметами мастерства наших ремесленников.

https://kultura.orb.ru/video/view?id=38

https://www.culture.ru/institutes/22360/galereya-orenburgskii-pukhovyi-platok

Дети познакомятся с домом ремесел поселка Акбулак.

https://youtu.be/AY7Hdc0JqPA

Шаг 3. «Создаем свою глиняную игрушку»

Попробуйте создать совместно с ребенком свою собственную глиняную игрушку.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Акбулакская глиняная игрушка»

https://www.youtube.com/watch?v=gOHhVHqz7TU

Обратная связь

C:\Users\Елена\Desktop\F8ucbp1ItWs.jpg C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\detsad-187310-1459355121.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Консультация для родителей

«Сказочное тесто»

Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования. И вот наступает такой момент в развитии детей, когда им уже необходимо получить определенные знания, навыки и приемы лепки и рисования. На этом этапе, взрослому, который будет рядом, многое нужно уметь объяснить детям, помочь правильно воспринять, то, что они видят перед собой. Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью. 
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми. 
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

Консультация для родителей

«Волшебный пластилин»

Общеизвестно, что занятия лепкой развивают мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию. Вот только не все дети любят и умеют лепить. Если ваш ребёнок оказался равнодушен к пластилину, не огорчайтесь. Кроме лепки грибов и катания колбасок, найдётся немало других способов применения этому замечательному материалу. Предложите ребёнку то, от чего он наверняка не откажется – просто поиграть.

Знакомство ребёнка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после двух лет. Но, в любом случае, начнётся оно, скорее всего, не с самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Ребёнок будет заказывать изготовление всё новых и новых фигурок, с удовольствием сминать ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина или закинуть его подальше. А лепить придётся родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом, радостью и удивлением извлекать из брусочка – домика котёнка или мышку ( или змею, если лепка – не ваш конёк). К счастью для многих родителей особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по силам и ребёнку. А вот актёрские навыки придётся развивать. Хорошо если вылепленная зверушка расскажет о своей жизни или сама будет задавать вопросы, споёт ему песенку.

Когда ребёнок освоится с такой необычной игрушкой, можно разыграть сюжет известной сказки, вылепив всех её персонажей. Причём лепить лучше по ходу сказки. Например, вместе с ребёнком зовёте: «Кошка! Иди тянуть репку!» - и одновременно вылепливаете фигурку кошки.

Со временем ребёнок может стать полноправным актёром в вашем театре и, возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол.

Если ваш ребёнок – поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объёмные пластилиновые пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно – печатных игр.

Соберите за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм. Несколько таких игр, и ребёнок без труда запомнит, что овечка любит траву, петушок – зёрнышки, а кошка – рыбу.

Другое занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище – колбаску, прикрепите к нему шарик – головку и остановитесь. Пусть ребёнок посоветует, что ещё вылепить, хватит ли одной руки, куда прикрепить ногу. Если ребёнок не может подсказать, взрослый должен сам проговорить, что он делает, зачем. Изучая строение тела, не забудьте и частях лица. Вылепите глаза, нос, рот, уши.

Слепите плоские и объёмные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей шар становится яблоком, а несколько треугольников – лепестками цветка. Ребёнок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки.

Ещё одна волшебная игра – лепить не просто статичные фигурки, а их превращения. Чтобы вовлечь ребёнка в игровой процесс, попросите его «нарвать листиков», отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную вами гусеницу. Каждый протянутый ребёнком листик гусеница «съедает», становясь длиннее и толще. А потом продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее завораживающими будут и превращения растущего из зёрнышка цветка или метаморфозы лягушки.

Если ваши занятия длятся достаточно долго и ребёнок не стремится разрушать все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по категориям – транспорт, еда, животные. Если ребёнку понравится, в следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от диких.

Ребёнку, долгое время наблюдавшему за лепкой, по силам поиграть в загадки. Сообщите ребёнку, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок), и пусть он догадается, кого именно вы создаёте прежде, чем фигурка будет закончена.

Результатом первых попыток ребёнка что – то слепить, скорее всего, окажется нечто «непонятное – чудное». И не беда. Придумайте название этому существу. Слепите ему игрушки, еду, а потом и друзей. Такие игры хоть и не учат лепить, зато развивают фантазию, свободу творчества.

Ребёнку, начинающему искать своё место среди людей, будут полезны социальные игры. Лепите целые семьи зверей, человечков или фантастических существ. Разыгрывайте с ними разные ситуации. Такие игры помогут не навязчиво продемонстрировать ребёнку недавний конфликт, отрепетировать предстоящий поход в гости, научить знакомиться и общаться с детьми. Управлять всеми героями может взрослый, но лучше , если ребёнок возьмёт на себя какую – то роль.

Прежде чем лепить что – то самому, ребёнку необходимо научиться изготавливать колбаски и шарики, разрезать их ножом (стекой), превращать шарики в лепёшки. Просто так это делать неинтересно. А вот приготовление вместе с мамой различных блюд – увлекательное занятие.

Ребёнок может нарезать бутерброды из слепленных взрослым хлеба и сыра. Или расплющивать комочки – заготовки, чтобы получились коржи для торта. Поручите ребёнку катать маленькие шарики конфет или ягод, колбаски сосисок. Наверняка ребёнок захочет участвовать и в украшении блюд. Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин, кафе. Или станет угощеньем, пришедшим в гости куклам и зверям. Такой пластилиновый обед – хороший повод дать ребёнку первое представление о делении (пирога или торта), научить сравнивать (количество гостей и количество бутербродов), попрактиковаться в сложении и вычитании.

Возможно, увлёкшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, а вскоре сам уже будет создавать машины, зверей, людей.

Глоссарий.

Акбулак - город в Оренбургской области, где проживают мастера глиняной игрушки.

Дошкольное образовательное учреждение- тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу.

Образовательная среда- совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Образовательная область - структурная единица содержания образования, представляющая определённое направление развития и образования детей.

Образовательный проект - направлен на развитие детей дошкольного возраста, в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда- часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охрана и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекция недостатков их развития.

 



Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/i/7YexQXqLbqwdyA  - детско-родительский проект по изготовлению народной акбулакской игрушки (Приложение 4)



Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»

«Дети - радость государства,

Настоящее богатство!

Их воспитывать должны,

Как надежду для страны…»

Работая воспитателем в детском саду хочется, поделиться своим опытом.  

Начну с самого главного и, наверное, актуального вопроса: «Что же такое ранний возраст?».

Итак, ранний возраст         - это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов. Это возраст активного познания, как окружающей действительности, так и самого себя. Это возраст активного накопления словарного запаса. Это кризис 3-х лет «Я сам», проявляющийся в упрямстве, упорстве выполнить самостоятельно то или иное действие для получения своего личного результата.

Хочется отметить, что работа с детьми этого возраста очень интересна, но вместе с тем очень трудна. На воспитателей ложится огромная ответственность за детей, особенно за таких малышей, которые впервые познают окружающий мир во всех своих проявлениях, за их безопасность пребывания в дошкольном образовательном учреждении, ведь именно в этом возрасте закладываются все азы для полноценного и всестороннего развития детей в дальнейшем.

Ранний возраст – это период адаптации малышей к детскому саду. Дети такого возраста очень неустойчивы эмоционально и привязаны к своим мамам. В любом случае для малыша – это большой стресс, отрыв от мамы, появление незнакомой тети и разных по темпераменту детей в группе. Для успешной адаптации детей мною используются разные методы: это, в первую очередь, эмоциональная включенность в контакт с ребенком, применяя фантазию, моменты «сюрприза», игры с дидактическим, строительным материалом («Зашей одеяло», «Подбери ключик», «Веселый гном», «Занимательная коробочка», «Грибочки в лесу» и другие), потешки, индивидуальный подход к ребенку. Самое главное, на мой взгляд, вызвать у малыша доверие к себе, чтобы он ощутил себя в полной безопасности в новой для него обстановке. Когда контакт с ребенком установлен, в период адаптации необходимо проявлять терпение, выдержку, иметь гибкость характера, подкреплять свои слова действиями, использовать моменты театрализации: разнообразные виды театров, музыкальные игрушки, костюмы, маски. Также необходимо не забывать, что очень важно сотрудничество с мамой. От самих родителей и сотрудничества с ними зависит адаптация ребенка. С этой целью провожу для родителей консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, семинары, мастер-классы в формате ZOOM, применяю папки-передвижки.

Работу по формированию у детей элементарных навыков самообслуживания организую, используя потешки, игровые моменты, персонажи произведений, алгоритмы умывания, одевания, поведения за столом.

Дети в таком возрасте не умеют слушать, но зато умеют подражать взрослым. Они не ощущают потребность в общении друг с другом, но у них есть потребность в исследовательской деятельности. Ведущая деятельность ребят такого возраста - игровая. Поэтому для сплочения детского коллектива, использую различные подвижные игры с предметами, игры малой подвижности, проводя игры - занятия включаю продуктивную деятельность: лепка, рисование, конструирование; игры-занятия музыкальной деятельности, развития движений, и, конечно же, идет развитие речи и ознакомление с окружающим миром, где проводятся элементы экспериментирования. Все игры-занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, с учетом их интересов, в соответствии с ФГОС ДО, образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с №18».

Хочу отметить, что самая главная задача, которая стоит перед нами – это создание условий для полноценного проживания раннего детства, что предусматривает и разностороннее развитие ребенка, и эмоциональное благополучие в дошкольном образовательном учреждении.

Помимо главной задачи, мы преследуем решение следующих задач:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

5. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

6. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

7. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

В заключение хочу сказать, что я очень люблю свою работу, что несмотря на все трудности и на мой маленький опыт работы, работа с детьми раннего возраста очень интересна, плодотворна, актуальна. А самое главное, что работать воспитателем нужно только тому, кто любит детей, кто хочет отдать им свою частичку души, вложить в их развитие весь свой творческий потенциал, кто любит творить, радовать и радоваться, кто готов нести ответственность за здоровье и безопасность детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №18»

(МБДОУ «Д/с №18»)

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Свистулька»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: старшая подгруппа группы компенсирующей направленности (5-7 лет)

 

                                                                                                                                           Подготовила:

                    воспитатель:

                       Соболева В.О.              

Бугуруслан, 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Конспект образовательной деятельности

3

II.

Список литературы

7

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Соболева Вера Олеговна

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Игровая

Познавательная

Продуктивная

4.

Форма организации

тематическое занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

«Свистулька»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

1.Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей:

-принять участие в выставке Акбулакских свистулек.

2.Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД:

-решение познавательной ситуации.

3.Приёмы организации практической деятельности детей:

- выполнение из соленого теста птички-свистульки.

4.Приёмы поддержания интереса у детей:

-чередование видов деятельности;

5.Приёмы оценки и самооценки:

-словесное поощрение в ходе ОД.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное: видео «История Акбулакской свистульки», показ схемы лепки «Свистульки».  

Речевое: беседа, рассказ, слушание.

Художественно-эстетическое:  оформление выставки работ «Свистулька».

Физическое: подвижная игра «Жмурки со свистулькой».

4.

Возрастная группа:

Старшая  (5-6лет)

5.

Цель:

Приобщение дошкольников к народным промыслам на примере игрушки родного края – Акбулакской свистульки

6.

Задачи:

  • Развивать:
  •  эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно- прикладного искусства;
  • творческие способности;
  • познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Формировать первичные представления о зарождающемся народном промысле Оренбуржья.
  • Поощрять желание экспериментировать с изобразительным материалом; поддерживать живой интерес к лепке.
  • Обеспечивать освоение приемов лепки Акбулакской игрушки в соответствии с выбранным национально-региональным компонентом.
  • Воспитывать гордость за свой народ, уважение к труду мастеров родного Оренбуржья.

7.

Планируемые результаты:

- Закрепление способов лепки: раскатывание, сплющивание, оттягивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание.

- Расширение представлений дошкольников об Акбулакской свистульке.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Ноутбук, проектор, экран, флэшкарта, колонки; видеосообщение, презентация «Акбулакская свистулька», мольберт, свистулька, стеки, соленое тесто, салфетки, клеенки для творчества.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных  моментах

 - рассматривание иллюстраций о народных игрушках;

- выполнение лепки птички.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

25 мин.

I.

Вводная часть

Вводная беседа.

Определение цели

Создание мотива для деятельности детей

Сюрпризный момент

10 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети рассматривают выставку народных игрушек – свистулек. Ребенок берет игрушку-свистульку и свистит.

Реплики детей:

- А мне мама говорит, что свистеть в помещении нельзя, денег не будет.

- Вера Олеговна, скажите, а почему так говорят.

В: Ребята, действительно, в далекие времена наши прадедушки и прабабушки использовали в своей речи такую поговорку, потому что люди верили, что  «насвистанный» ветер налетит и выметет все нажитое в доме добро, в том числе и деньги. Но, ребята, в игрушку-свистульку свистеть можно, это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру, в него свистят как дети, так и взрослые. Ребята, обратите внимание, а игрушки-свистульки все одинаковые?  

Предполагаемые ответы: нет, они разные, по цвету, по росписи, по размеру.

Раздается звук электронного письма.

В: Ребята, к нам пришло видеосообщение, давайте его посмотрим.

Просмотр видеосообщения.

В конце видео появляется приглашение.

В: Ребята, а тут еще с видеосообщением письмо прилагается.

Алиса, прочитай нам, пожалуйста.

Алиса: В нашем доме ремесел открывается выставка Акбулакских свистулек, и мы вас приглашаем принять в ней участие.

В: Ребята, а хотели бы Вы побывать в роли мастеров по изготовлению игрушек-свистулек.

Предполагаемые ответы: да

1.2

Мотивация деятельности детей

В: Вы хотите поучаствовать в выставке?

Д.: Да

В.: А из чего можно сделать такие свистульки?

Д.: Из глины, пластилина.  

В.: Предлагаю Вам сегодня слепить игрушку – свистульку из необычного материала – соленого теста.

Но перед тем как начать лепить, хотели бы вы совершить путешествие в дом ремесел поселка Акбулак и посмотреть, что, же это за знаменитые игрушки, чем они отличаются от других.

Д.: Да

Просмотр видео об Акбулакской народной игрушке.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В.: Что же Вы узнали нового об этой игрушке-свистульке из поселка Акбулак?

Д: Свистульками зазывали людей на ярмарке.

Свистульки лепят не только взрослые, но и дети.

Мастерицы лепили фигурки коз, курочек.

В.: Ребята, а нашей выставке тоже есть Акбулакская игрушка, посмотрите на неё:

- Из каких частей она состоит.

Д.: Голова в форме круга, туловище в форме овала, хвост, крылья, клюв.

В.: Посмотрите, я уже слепила из соленого теста вот такую птичку-свистульку. А сейчас по схеме проговорим этапы лепки.

Дети по очереди проговаривают все этапы лепки игрушки-свистульки.

В: Сейчас мы вылепим игрушки-свистульки заготовки, а как только они высохнут, раскрасим.

II.

Основная часть:

12 мин.

2.2

Совместная и самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В.: Прежде, чем приступить к лепке, нам нужно надеть фартуки, и запомнить правила работы с солёным тестом.

Дети проговаривают правила безопасности при работе с солёным тестом. Проверяем готовность рабочего места.

  1.       1.   Работу выполнять за столом.
  2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно  расположить необходимые материалы.
  3. Планировать свою работу.
  4. Внимательно выслушивать задание воспитателя.
  5. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
  6. Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками. При необходимости смачивать руки водой.
  7. При работе с соленым тестом  необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об одежду, не пачкать руки, лицо, одежду, не пачкать стол, за которым работаешь.
  8. Нельзя: брать  соленое тесто в рот, тереть грязными руками глаза, разбрасывать тесто по группе.
  9. Готовые изделия класть на доску.
  10.  По окончании работы привести в порядок рабочее место.
  11. Тщательно вымыть руки с мылом.

Пальчиковая гимнастика «У Матрёшиной сестрицы»

У Матрёшиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.)

По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.)

Ходит утка в юбке, (На каждое название животного дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого)

В теплом полушубке, 

Курочка — в жилете, 

Петушок — в берете,

Коза в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши)

Корова в рогоже. ( удары кулачками)

Музыкальное сопровождение.

В старину дети очень любили играть в разные игры со свистулькой. Одной из таких игр была  игра «Жмурки со свистулькой». А вам хочется узнать, что это за игра? (ДА)

  - «Выбирали ведущего, остальные детки отходили в разные стороны и закрывали глаза, ребенок со свистулькой  начинал издавать звуки. Остальные дети должны были повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание свистульки, не открывая глаз. Глаза дети открывали после того, как свистулька переставала играть, и проверяли, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Если ошибались, выходили из игры».

А вам хочется поиграть в эту игру?

В: Садимся на свои рабочие места, и продолжаем работу.

III.

Заключительная часть

Подведение итогов ОД

3 мин.

3.1

Анализ деятельности детей

Воспитатель размещает получившиеся работы на столе.

В.: Какие у Вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут, мы их распишем яркими цветами и отправим на выставку в Дом ремесел поселка Акбулак.

В.: Ребята, что Вам показалось самым сложным в процессе лепки свистульки.

Предполагаемые ответы:

Ничего. Значит ты легко справился с лепкой.

А что показалось лёгким?

Слепить птичку.

Предполагаемые ответы:

Что было особенно интересно?

Игра «Жмурки со свистулькой. 

Предполагаемые ответы:

Если Вам занятие понравилось, возьмите птичку с улыбкой, если нет, то печальную.

Список литературы:

1. Лыкова И.А. : «Лепим, фантазируем, играем», 2001г.

2. Грушина Л.В., Лыкова И.А.: «Лепка из соленого теста» , 2008 г.

                                                               Интернет -ресурс

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/02/21/ptichka-svistulka



Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/i/SwnMotPrYZyHIA ссылка на видео интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей подгруппе группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет  тема "Свистулька"


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс « Изготовление акбулакской народной игрушки «Козочка» в технике « тестопластика » Составила воспитатель: Соболева В.О

Слайд 2

Элементы росписи народных игрушек:

Слайд 3

Примеры росписи козочки

Слайд 4

Этапы лепки козочки

Слайд 6

.

Слайд 8

:



Предварительный просмотр:

https://www.youtube.com/watch?v=0t4leNLQkZY ссылка на видео мастер-класса «Изготовление акбулакской народной игрушки «Козочки» в технике «тестопластика»



Предварительный просмотр:

https://youtu.be/0SWjK4fJi8c ссылка на видео публичного выступления на тему «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»