Санкт - Петербург

Юсова Ирина Викторовна

Виртуальная экскурсия по Санкт - Петербургу

Петербург - город, выстроенный «по линейке». Выбрав однажды место, откуда удобнее всего было бы «грозить шведам», Петр I дал установку - и началось строительство. История знает не так уж много городов, построенных в сжатые временные рамки по мановению руки властителя, но ещё меньшее их число сумело не утратить за века свой архитектурный облик.

Петербургу повезло: его здания, возведенные до 1917 года, сохранились практически полностью, и сейчас их насчитывается около 18 тысяч. Благодаря этому центр города является гармоничным архитектурным ансамблем, а другая отличительная черта: просторы и обилие воды (10% от общей площади!) - делают Петербург не похожим ни на один город мира.

Другая его «изюминка» не столь хороша - это легендарная постоянно плохая погода. Причиной этого является та же вода в виде множества местных рек (как естественных, так и искусственных), а также болот и озер. Свою роль вносит и главный арктический фронт, где, рождая циклоны, встречаются теплый воздух средних широт и холодный воздух широт высоких. Эти циклоны то и дело захватывают Петербург, принося наводнения, сильные ветра и мрачные тучи с проливными дождями.

Наша съемочная группа так долго ждала солнечного дня в Петербурге, что об одном этом можно было бы написать целый рассказ. Но, пожалуй, лучше все-таки сказать несколько слов об этом прекрасном городе.

Обе панорамы Петербурга сняты над акваторией Невы - там, где располагаются самые выдающиеся памятники Петербурга. Одна из самых первых городских построек, Петропавловская крепость (панорама «Вечерний полет») заложена 16 (27) мая 1703 года. Видимо, шведы настолько испугались самим фактом развернувшегося строительства, что крепости не пришлось быть оборонным бастионом. Никогда не использовавшись по прямому назначению, Петропавловка долгие годы оставалась лишь знаковым сооружением «на всякий случай», а после революции она функционировала как тюрьма для политзаключенных.

В 1925 году Ленинградский совет постановил разрушить крепость, а на ее месте построить стадион. К счастью, решение было отменено. Сейчас на территории крепости располагается множество музеев, кафе, концертных площадок и даже Монетный двор.

Кроме того, самый высокий в России собор - именно Петропавловский. Высота его колокольни с золоченым шпилем, увенчанным фигурой летящего ангела, составляет 122,5 метра. Здесь же - усыпальница царской династии Романовых. А ежедневно в полдень здесь раздается выстрел сигнальной пушки: звук настолько громкий, что в этот момент лучше держаться от стен крепости подальше; его прекрасно слышно и по всему центру города.

На обеих панорамах снятых нами с вертолета можно увидеть Троицкий мост (слева от Петропавловской крепости) - один из красивейших мостов Петербурга. Существует легенда, что советский летчик-испытатель Валерий Чкалов в середине 20-х годов совершил свой знаменитый пролет на гидросамолете Ш-2 именно под этим мостом. На это его «вдохновил» французский коллега, вызвавшийся пролететь под Эйфелевой башней за большие деньги. А в советской России единственной «наградой» Чкалова оказались гауптвахта и репутация хулигана.

Стрелка Васильевского острова (панорама «Утренний полет») - культурный и деловой центр города еще со времен Петра. В 1720-х годах здесь заложили фундаменты под Кунсткамеру (и она стала первым музеем в России). Затем сюда были переведены порт, биржа, таможня и склады; были построены дворцы и учебные заведения. А в 1810 году Стрелку украсили две Ростральные колонны. Одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая указывала путь в Большую Неву. Ради них реку даже пришлось «отодвинуть» на сто метров. Сейчас эти памятники военно-морской славы России используются лишь в праздники: в эти дни на них зажигаются огни.

К слову об огнях: первый в России опыт уличного освещения электричеством состоялся именно в Петербурге: в 1879 году был освещен Литейный мост (последний из видимых слева мостов на «Вечерней» панораме).

На обеих панорамах Питера так или иначе в поле зрения попадают Зимний дворец и Дворцовая площадь. Во дворце, где когда-то цари коротали время бесконечных петербургских зим, сейчас находится крупнейший музей мира, Эрмитаж. В его коллекции - около 3 миллионов экспонатов, осмотр которых занял бы 8 лет, если уделять каждому экспонату хотя бы одну минуту. При этом для знакомства со всеми экспонатами понадобилось бы преодолеть расстояние в 20 километров.

Дворцовую площадь украшает знаменитая Александровская колонна: уникальный памятник 47,5 метров высотой и около 700 тон весом. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Колонна, ничем не закрепленная специально, держится на постаменте исключительно под тяжестью своего веса. Говорят, что жители города долгое время боялись проходить мимо, опасаясь ее падения. Автор монумента, Огюст Монферран, был вынужден ежедневно прогуливаться около колонны, подтверждая ее безопасность.

Справа от Эрмитажа, вдоль набережной, находится великолепный комплекс зданий Адмиралтейства. Высота его шпиля составляет 72 метра. Кораблик-флюгер на вершине шпиля весит 65 килограмм, его покрывает 2 килограмма золота. Видимо, эти два килограмма драгоценного металла настолько не давали покоя петербуржцам, что они сложили еще одну городскую легенду. Будто бы внутри позолоченного шара на шпиле Адмиралтейства спрятана золотая кубышка, в которой хранятся образцы всех золотых монет, отчеканенных со дня основания Петербурга. Так же, в носовой части корабля-флюгера, можно найти личную шкатулку Петра I. А вот кубышку пока не нашли.

 

Кстати, многие ошибочно полагают, что Санкт-Петербург назван в честь своего основателя - Петра I. Однако это не так: город носит имя небесного покровителя первого русского императора - апостола Петра. Но так ли это всё важно? Приглашаем вас полюбоваться видами (панорамой и фото) прекрасного города с высоты птичьего полета.

http://www.airpano.ru/files/Saint-Petersburg-Helic...

Петергоф 

В наши дни Петергоф — это всемирно известный дворцово-парковый ансамбль, входящий в число важнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга и России. Между тем, еще до начала XVIII века на его месте находилось лишь несколько финских деревень. Впервые слово «Петергоф» прозвучало в походном журнале Петра I в 1705 году (с голландского Peterhof — Петров двор). Царь рассматривал эту местность как «путевой двор» и пристань для переправы на остров Котлин. 


К 1714 году у Петра возник замысел создания роскошной загородной резиденции, не уступающей французскому Версалю. Комплекс великолепных сооружений должен был прославлять могущество России, которая только что победила Швецию и завершила борьбу за выход к Балтийскому морю.

Для реализации этой затеи строительство было начато в расположенном неподалеку поселке Стрельна, но впоследствии оказалось, что рельеф местности и множество подземных ключей позволяют создать более высокие фонтаны в Петергофе, и работы были перенесены туда. Для участия в строительстве были приглашены лучшие специалисты Европы. Однако сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах показывают, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений принадлежат самому Петру I.

Торжественное открытие резиденции состоялось в 1723 году: к этому времени здесь был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал и действовала часть фонтанов; на каскадах, террасах и аллеях стояли статуи, вазы и бюсты. Уже тогда красота «Петрова двора» изумляла посетителей, но новый виток строительства, который начала преемница Петра, императрица Анна Иоанновна, вывел Петергоф в число крупнейших дворцово-парковых ансамблей мира.

Современный Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых комплексов, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке; Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александровский парк, Сергиевка, Собственная дача — ансамбли XIX века. Петергоф часто сравнивают с Версалем (замысел царя удался), но многие искусствоведы считают, что это - не верное сравнение. Западноевропейские дворцово-парковые ансамбли континентальны, а Петергоф рожден романтикой моря и гармонично вписывается в живописную акваторию.

Одним из наиболее знаковых сооружений Петергофа является «Самсон» — центральный фонтан со струей, бьющей вверх на 21 метр. По первоначальному замыслу, в центре Большого каскада фонтанов должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, но при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву.

Фонтан-монумент был установлен в 1735 году в честь 25-летия исторической победы русской армии над шведами при Полтаве (Полтавская битва), одержанной 27 июня 1709 года в день св. Сампсония Странноприимца. Именно этим объясняется замена Геракла на Самсона, а лев связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны.

Фонтан сильно пострадал в ходе Второй мировой войны; оригинальная статуя была утрачена. Тот Самсон, которого мы можем видеть сейчас в числе достопримечательностей Петергофа, является копией, тщательно выполненной на основе архивных чертежей и фотографий.

Во время войны серьезно получили повреждения и другие достопримечательности Петергофа, в том числе Верхний сад, Нижний парк и система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор. Но заметить это сложно: в целом дворцово-парковый ансамбль восстановлен практически полностью, в чем вы можете убедиться сами с помощью наших панорам.

http://www.airpano.ru/files/Peterhof-Sankt-Petersb...

http://www.airpano.ru/files/Saint-Petersburg-Virtu...

http://www.airpano.ru/files/Saint-Petersburg-HiRes...