Консультации для родителей

Воробьева Галина Федоровна

Ребенок боится спать один: 8 способов побороть ночные страхи.

Детское воровство - причины и профилактика.

Как делать ребенку замечания с добротой.

Как оторвать детей от гаджетов без скандала.

Как телевидение влияет на детей.

Капризы ребенка.

Наказывая - подумай как!

Не хочу! Не буду! Кризис 3-х лет.

Агрессивность у маленьких детей.

Мамочка, не волнуйся! Я иду в детский сад!

Если ваш ребенок - левша.

Как избавиться от детских страхов.

Готовность детей к школе.

Готовимся к школе. Игры. Тесты.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка»

Консультация для родителей

на тему:

«Как делать ребенку замечания с добротой»

5 вещей, за которые нельзя ругать ребенка

                                                                  Педагог – психолог: Воробьева Г.Ф.

г. Когалым, 2021 г.

Зачем говорить ребёнку что-то грубо или раздражённо, если всё это можно выразить добрыми словами, превратив в весёлую игру?

Вот список замечательных советов, которые помогут вам делать замечания с доброжелательностью и улыбкой, не обижая малыша.


1. Вместо раздраженного: «Пошли скорее, сколько тебя ждать!»
Скомандовать: «На старт, внимание… марш! Побежали!»

2. Вместо угрожающего: «Ешь, иначе не получишь десерт».
Обрадовать: «После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное».

3. Вместо грубого: «Убери за собой»
Произнести мечтательным голосом: «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…»

4. Вместо рассерженного: «Не мешай!»
Сказать: «Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.»

5. Вместо недовольного: «Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть».
Примирить с неприятностью: «Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?»

6. Вместо риторического: «Ляжешь ты, наконец, спать!»
Поинтересоваться: «Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?»

7. Вместо злого: «По попе захотел?»
Выпустить пар: «Интересно, кому это я сейчас уши и шею намылю?»

8. Вместо бессильного: «Чтобы я никаких «не хочу» не слышала!»
Неожиданно закричать: «Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!»

9. Вместо нудного: «Сколько раз повторять»
Сказать таинственным шепотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию…  Повторите, как слышали».

10. Вместо недовольного: «Руки помыл?»
Предложить: «Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?»

11. Вместо принудительного «Быстро пошли домой!»
Предложить: «Ой, а где мы живем? Покажи, а то мама забыла. Я, кажется, заблудилась - отведи меня домой!»

И главное - чаще напоминайте себе:

своё плохое настроение от каких-нибудь ссор

(если что-то не получилось; болит голова; а, может, просто не выспались - да много ещё чего может быть)

 никогда не перекладывать на ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка»

Консультация для родителей

на тему:

«Как оторвать ребенка от гаджетов без скандала»

Экранная зависимость»: почему дети становятся обозленными, ленивыми и  капризными

                                                               

                                                                  Педагог – психолог: Воробьева Г.Ф.

                                   

г. Когалым, 2021 г.

Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Что говорит о гаджетах наука


          Бывало ли у вас когда-нибудь, что электричество отключалось в разгар интереснейшего футбольного матча?
          Или ваш ребенок нажал кнопку «выкл» ровно в тот момент, когда главные герои романтической комедии вот-вот должны наконец встретиться?
          Или в компьютерной игре у вашего персонажа кончился запас энергии именно тогда, когда он собрался убить пришельца и пройти на следующий уровень?
          Очень трудно выйти из состояния, в котором ты получаешь удовольствие, а именно такое состояние возникает у нас, когда мы проводим время у экранов. Это трудно даже для взрослых. Для детей это может быть невыносимо. В буквальном смысле.

И вот почему!

Когда человек (не только ребенок, но и взрослый!) увлечен просмотром фильма или играет в компьютерную игру, он мысленно находится в другом мире. Экраны действуют на наш мозг гипнотически. Свет, звуки, смена картинок - все это погружает нас в состояние потока. Мы чувствуем себя хорошо и не хотим делать ничего другого. И, конечно, мы не хотим, чтобы ситуация менялась.

          В этот момент наш мозг вырабатывает дофамин - нейромедиатор, предназначение которого — снимать стресс и боль. Все в порядке — но до тех пор, пока включен экран. Когда мы выключаем гаджет ребенка быстро и без предупреждения, уровень дофамина резко падает, что может без преувеличения вызвать ощущение боли в теле. Этот гормональный спад и связанный с ним физиологический дискомфорт — тот самый момент, когда у ребенка начинается истерика.

Не имеет значения то, что мы, родители, четко обозначаем время, когда пора выключить гаджет. Мы думаем: «Ну, мы же договорились, что не больше 20 минут в день», или «Я же предупредила — еще пять минут, и все». Для нас это ясно, но для ребенка — нет. Сидя перед экраном, он не в состоянии мыслить, как мы, и правильно воспринять эту информацию. Мозг ребенка «купается» в дофамине, помните? Его ощущения в момент выключения телевизора или планшета напоминают физическую боль. Вы, конечно, и не думали его бить, но так это может переживаться, говоря языком нейропсихологии.

Другими словами, силой оторвать ребенка от гаджета — болезненно для него. Поэтому вместо того чтобы просто нажимать кнопку «выкл» на устройстве, попробуйте маленькую хитрость — сначала войдите в пространство ребенка.

Метод: наводим мосты.
          Если вы решили, что ребенку пора заканчивать сидеть у экрана, сначала войдите в его мир, побудьте рядом. Посмотрите с ним телевизор или посидите на соседнем стуле, пока он играет в компьютерную игру. Нет нужды делать это долго, достаточно и полминуты. Просто разделите с ним то, что он делает.

А потом задайте ребенку вопрос. Некоторых детей можно спросить: «Что ты смотришь?». Другим требуются более конкретные вопросы: «На каком ты сейчас уровне в игре?», или «Какой забавный персонаж на заднем плане. Кто это такой?».

Обычно детям нравится, когда родители интересуются их миром. Но если ребенок по-прежнему поглощен происходящим на экране и не откликается, не сдавайтесь. Посидите с ним чуть подольше, а потом задайте еще один вопрос.

Как только ребенок начинает отвечать на ваши вопросы или рассказывать о том, что он смотрит или во что играет, это означает, что он постепенно возвращается из виртуального мира в реальный. Он выходит из состояния потока и возвращается в пространство, где снова начинает замечать ваше присутствие — однако происходит это медленно. Дофамин в этом случае не падает резко, так как вы построили мост между виртуальным и реальным миром. Вы можете начать общаться, и тут и происходит волшебство.

В этот момент вы можете сказать ребенку, что настало время ужинать, или идти в душ, или просто напомнить, что время пользования гаджетом закончилось. Благодаря тому, что вы вернули ребенка в реальность достаточно мягко, он будет в состоянии вас слушать и реагировать на ваши просьбы. Он даже может так искренне обрадоваться родительскому вниманию, что сам захочет выключить телевизор (планшет, компьютер).


Не верьте мне на слово, опробуйте его сами.
В следующий раз, когда ваш ребенок зависнет у экрана, попробуйте:
• Посидеть рядом с ним 30 секунд, минуту или чуть дольше и просто понаблюдать за тем, что он смотрит (делает).
• Задать невинный вопрос о том, что происходит на экране. Большинству детей нравится родительское внимание, и они ответят на ваш вопрос.
• Если вам удалось добиться диалога, считайте, вы построили мост - он поможет вашему ребенку постепенно вернуться из мира виртуального в реальный без гормонального скачка, а значит без крика и скандала.
• Наслаждайтесь остатком дня вместе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Сказка»

Консультация для родителей

 «Капризы ребенка»

                                                                  Педагог – психолог: Воробьева Г.Ф.

                                   

г. Когалым, 2022 г.

Практически невозможно найти ребенка, который бы ни разу не капризничал. Да что там - семьи, где подрастают малыши, регулярно сталкиваются с бурными детскими протестами. И это вполне нормально. Вот только не каждый родитель готов стоически переживать слезы и всхлипы маленького человека - надо же что-то делать! Но что? Разберемся.

Что такое капризы?

Капризы - это особые формы поведения, которые выражаются в сопротивлении и противодействии указаниям, советам, требованиям взрослых.

Важно понимать, что такая форма поведения как капризы свойственна абсолютно всем детям. Просто одни малыши капризничают реже, другие - чаще. Да и проявления капризов у разных деток могут быть различными.

Бывает, что затянувшийся в своем проявлении каприз переходит в истерику, когда канючанье сменяется рыданиями или смехом, которые довольно сложно остановить. Но такие истерики - редкое явление, и они не представляют угрозу для здоровья и психики малыша. Принимать меры, то есть обращаться за консультацией к неврологу необходимо в том случае, если истерики возникают часто и без видимых на то причин, а непосредственно во время приступов ребенок переживает одышку, длительную задержку дыхания, теряет сознание, наносит себе или окружающим физические повреждения. Подобного рода истерики - это непроизвольная эмоциональная реакция на ситуацию, которая требует вмешательства специалиста.

Каприз же является осознанным поведением ребенка для получения чего-либо от взрослых, и с этой формой поведения родители вполне в состоянии «работать» сами.

Как справиться с капризами ребенка?

Для того, чтобы уметь гасить капризы ребенка, надо хорошенько разобраться в мотиве каприза. Вот малыш играет совочком в песке. Солнышко по-весеннему пригревает. А одет малыш слишком тепло, ему жарко. Вдруг, неудачно повернувшись, он падает. И хотя упал-то в песок, не ушибся, но тут же раздается громкий плач. Его утешают, а плач еще сильнее. Каприз? Скорее сигнал. Это реакция ребенка на неудобство, на скованность одеждой и перегрев. Но поскольку он еще мал и сам не может понять, чем неудовлетворен, то плачет и сердится. А малышу нужно просто помочь.

Часто ребенок капризничает во время и после болезни. И многие родители снисходительно относятся к этому. Конечно, мягкость и бережность — чувства обязательные, но постоянно и настойчиво надо стремиться к тому, чтобы детский каприз, порожденный болезненным состоянием, не вошел в привычку, не стал формой поведения и здорового ребенка.

Несколько другой характер имеет каприз, который называют спровоцированным. Представьте такую картину. Мальчик пяти лет увлечен игрой в путешествие. В комнате он расставил стулья, они у него разные страны, его корабль — маленький стульчик, сидя на котором он плывет к одной из «стран». Скоро берег, надо готовиться к высадке. Но неожиданно мама приказывает прекратить игру и идти мыть руки к ужину. Ребенок просит: «Сейчас! Только причалю!» Но мама неумолима. Тогда… слезы, причитания, нытье, упрямство. Здесь ошибка матери: мальчик не может сразу, немедленно переключиться, выйти из игры. Ему надо хотя бы «причалить к берегу». Мама могла бы легко помочь ему, сказав, допустим «Ты приехал? Как хорошо, что я встретила тебя…» Но фантазию малыша резко оборвали и как выражение неудовлетворенного желания — слезы, упрямство: «Не буду мыть руки! Не хочу есть!»

Причиной каприза может быть и перегрузка новыми впечатлениями, приводящая к перевозбужденности нервной системы …Родители привели маленькую дочку в зоопарк. Ходили по парку часа три. Дочка смеялась, радовалась. И вдруг в конце прогулки неожиданно по пустяковому поводу — шнурок у туфельки развязался — слезы, рев: «Вот, видите, он всегда развязывается!» «Ну что тут такого! — удивляются родители.— Развязался, так завяжем!» Но дочка не унимается, плачет навзрыд. Родители сердятся, а причина простая: ребенок перевозбудился от обилия впечатлений. Не случайно в группах детского сада воспитатели никогда не дают детям сразу много новых игрушек или вещей, не читают несколько сказок. Игры чередуются рисованием, слушаем книги, наблюдением, и ребенок, постоянно меняя характер занятий, не устает.

Описанные нами случаи, казалось бы, беспричинного плача на самом деле имеют уважительные причины. И в строгом смысле слова это еще не истинные капризы ребенка. Причиной истинно каприза всегда становится неправильное отношение к ребенку взрослых, просчеты в воспитании. Все мы наблюдаем, как в автобусе или трамвае малыш устраивает целую бурю, требуя, чтоб его непременно посадили к окну. Ему говорят, что неудобно тревожить бабушку или у окна сидит девочка, но малыш и слушать не желает — кричит на весь автобус, замахивается кулачком на мать, и та его не может успокоить. И тогда, извиняясь перед пассажирами, а бывает, и без извинений мать просит освободить место у окна и усаживает своего ребенка. Наблюдая эту сцену, видишь, как мать беспощадна перед малышом. Я уверена, что она так же уступает капризам ребенка и дома. И дитя становится маленьким деспотом в семье, он привык, чтоб ему все угождали, выполняли все его прихоти и желания.

…Лето. Стоит небольшая очередь за газированной водой. Подходит отец с дочкой и пристраивается в хвосте. Постоять придется минуты две-три. И вдруг появляется мать и набрасывается на мужа: «Ты что, не можешь подойти без очереди? Ребенок стоит, мучается, а ему хоть бы что!» А девочка до прихода матери стояла спокойно и никаких признаков «мучения» не обнаруживала. И невдомек маме, что таким образом воспитывает она у дочки пренебрежение к окружающим, неуважение к взрослым, к общепринятым порядкам. Когда в раннем детстве в отношении к ребенку родителями нарушена мера требовательности, трудно балансировать его характер в более старшем возрасте. Наверное, для многих мам странно звучат слова: требовать от ребенка. Что, мол, можно требовать от четырехлетнего малыша? Довольно многое. Конечно, требования эти должны быть разумными, справедливыми, учитывать возраст и состояние ребенка, его физические и психические возможности, привычки и наклонности. И форма требований должна быть понятна ребенку. Многому можно научить его через игру. К примеру, не просто заставить малыша убирать разбросанные им игрушки, а «укладывать их спать». Или поручите ему напоить водичкой цветы. С удовольствием малыш подаст бабушке очки, книжку, когда бабушка собирается ему почитать. Главное, чтобы взрослые сами серьезно относились к обязанностям ребенка, не брали на себя выполнение тех дел, которые ему уже поручили. 

Хуже всего, когда сегодня от малыша что-то требовали, а завтра уже забыли. И еще одно: требования, предъявляемые к ребенку, должны быть чуть-чуть трудны для него, исходить из возможностей его завтрашнего дня. Ведь интересно малышу лишь тогда, когда приходится напрягать силы, добиваться, побеждать. Пусть малыш почувствует тяжесть сумки, когда помогает нести ее маме, — он острее испытает удовлетворение: ему тяжело — маме легче.

Одна бабушка рассказала, как ее внук трех с половиной лет, кряхтя, тащил от реки двухлитровый бидон с водой. Явно ему было нелегко. Но когда бабушка решила помочь малышу, он сказал ей: «Нет, тебе нельзя! Ведь это очень тяжело». Бабушка согласилась: «Да, пожалуй, ты прав». И он нес бидон всю дорогу. В семье никто не выразил восторгов по этому поводу, мальчика сдержанно похвалили: «Молодец, что сам донес». При таком отношении к ребенку — сдержанном, разумном и уважительном — он не станет избалованным и капризным ребенком. 

Все родители замечали, что дети любят, когда на них обращают внимание окружающие. И некоторые мамы и папы идут на поводу этой склонности детей. Они захваливают ребенка, особенно когда он у них один. Красивый какой! И способности-то у него необыкновенные, и развит не по годам. Глядишь, ребенок и сам уверовал в это. Но ведь он находится не только в семье — играет среди сверстников во дворе, посещает детский садик, почему-то там не замечают, какой он особенный… Тогда появляется чувство обиды и как следствие этого — каприз. Воспитателям детских садов приходится туго с такими детьми. С большим трудом исправляют они ошибки, которые вольно или невольно допускали родители.

Вспоминается поучительный рассказ одной воспитательницы о том, как она поступает с капризными ребятами. Малыш не захотел надевать теплые штанишки для прогулки в морозный зимний день. Она спокойно, но строго объяснила мальчику, почему надо тепло одеваться. А он взял и забросил свои штаны на шкаф, расхохотался и встал в группу ребят, готовясь идти во двор. Воспитательница оставила его в раздевалке и попросила нянечку не пускать гулять. Мальчик был изумлен: его, который дома делает все, что хочет, не пустили гулять! И вот тут он «показал себя». Нянечка спокойно продолжала заниматься своим делом, и долго «показывать себя» мальчику было некому. В следующий раз мальчик снова попробовал было настоять на своем, но увидел, что может опять остаться один, смирился, надел штаны и, поворчав немного, пошел гулять с группой.

Действенный метод в борьбе с капризом — спокойно выдержать плач и крики малыша, а лучше всего выйти из комнаты. Замечено, что дети бурно ведут себя только в присутствии взрослых. Что за смысл капризничать в одиночестве: все равно никто не видит, только кулакам больно да неудобно. Кстати, сами дети нередко очень образно говорят об этом. …Девочка заливается горючими слезами. Бабушка начинает успокаивать ее. Та, на минуту прекратив свой плач, заявляет: «Я не тебе плачу, а маме». Мальчик давно ноет и хнычет, он устал, ему надоело. Наконец он не выдерживает и с нытьем сообщает: «Я же плачу. Что ли вы не слышите? Успокойте меня!»

 Капризным детям полезно быть среди сверстников. Ребята — большие реалисты. И если дома им легко разжалобить маму или бабушку, то среди сверстников это, как правило, не удается. Капризуле волей-неволей приходится сдерживать себя, не распускаться, ведь могут и засмеять и в игру не принять. 

Причиной капризов у ребенка может быть и противоположное явление: отсутствие внимания, равнодушие к детям. Эта причина меньше распространена, но все же случается, что иные родители не считаются со справедливыми и разумными желаниями ребят. У ребят всегда много дел, увлечений, игр, которые нам, родителям, кажутся неважными, незначительными. Помните мальчика, которому мама не дала играть в плавание? Но для самих детей они и важны, и необходимы, и серьезны. Родители часто недоумевают: «Я же не баловала сына, я же была строга к нему!» Строга — это хорошо, но когда только строга, когда сын только и слышит: «Перестань шуметь», «Не делай этого», «Не вертись» и т. д., — он начинает протестовать. И протестует доступным ему способом — капризом.

Весьма влияет на поведение детей климат в семье. Ссоры, конфликты, неуважительное отношение взрослых друг к другу или противоречия в требованиях, которые предъявляют они к ребенку: отец настаивает, а мать отменяет; разрешает бабушка — запрещает отец. Ребенку трудно разобраться в потоке запрещений и разрешений, требований и отмены их, и он вынужден или хитрить, приспосабливаясь к тому, кто «добрее», или протестовать против такой путаницы — отсюда и капризы. Конечно, в семье могут быть разные оценки поступков ребенка, разные подходы к нему. Но важно помнить одно: ребенок не должен этого чувствовать, требования к нему пусть будут едиными.

Ребенок успокоился, не капризничает? Поговорите с ним о случившемся. Дайте понять, что капризы - это не самое лучшее, что он может продемонстрировать, но вы все равно его очень любите и убеждены, что в дальнейшем так вести себя ваш кроха больше не будет.

Ваше терпение, принятие и единая реакция всех взрослых членов семьи однажды дадут результат. Вы увидите, что слезы и крики все чаще будут заменяться продуктивными диалогами. А зачем ребенку капризничать в окружении мудрых и любящих его родителей? Незачем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Сказка»

Консультация для родителей

http://boombob.ru/img/picture/Jun/24/98357fac41eaa4b6464b4e86b862c9ca/11.jpg

г. Когалым, 2021г.

"Наказывая – подумай, как?"

Уже в возрасте 8 – 9 месяцев, когда малыш начинает ползать и с интересом осваивает предметный мир, родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед ними встает ряд вопросов: как реагировать? С какого возраста детей можно наказывать? Что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребенок не слушается?

ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

Проблема меры строгости в воспитании детей всегда волновала родителей. При этом одни из них опираются на опыт воспитания в собственной семье, транслируя его в новое поколение, тогда как другие ищут ответа в книгах. В последние десятилетия огромное количество родителей во всем мире в вопросах воспитания детей руководствуются трудами Б. Спока. Американский педиатр стал проводником идеи гуманного отношения к детям, требующего уважения и признания их естественных потребностей, отрицающего всякое насилие над их психикой, исключающего наказания.

Однако при всей привлекательности такого принципа все чаще звучат голоса, обвиняющие Б.Спока в том, что с его помощью было выращено целое поколение непочтительных, непослушных и безответственных людей. Как пишет в своей книге «Непослушный ребенок» соотечественник Б.Спока психолог Д.Добсон, в последние годы известный педиатр серьезно пересмотрел свои взгляды на воспитание в пользу необходимости твердой дисциплины. Он пришел к выводу, что безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное и неуважительное отношение к другим людям. Сказанное вовсе не означает призыв к палочной дисциплине и жестокости.

 В этой же книге Д. Добсон формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родителям следует решать для себя вопрос о наказании детей.

1) Сначала нужно установить границы, затем требовать их соблюдения. Сами родители должны для себя определить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, не установив правила, не могут требовать их исполнения.

2) На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, идет на открытый конфликт, необходимо решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3) Следует отличать детское своеволие от безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок, если он забыл выполнить просьбу взрослого или просто не понял его требования. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4) Когда конфликт исчерпан, необходимо прибегнуть к утешению и объяснениям. Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После истечения срока наказания следует восстановить с ним мирные отношения. Для этого можно обнять ребенка, приласкать, сказать, что он по – прежнему любим и что наказывать его было неприятно. Нужно еще раз объяснить, почему он наказан и как ему следует вести себя в следующий раз.

5) Нельзя требовать невозможного. Родители должны быть уверенны в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что он намочил постель или сломал часы, с которыми родители сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешимый внутренний конфликт ребенка.

6) Любовь как руководство к действию. Промахи, ошибки и конфликты неизбежны в любом воспитательном процессе. Мерилом здоровых отношений с детьми является любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видно, описанные принципы сужают область применения наказаний и основываются на любви и ответственности родителей за будущее детей.
Если наказание никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за проступком. Детская память коротка. Родителю, решившему по возвращению домой с работы отшлепать провинившегося днем ребенка, следует иметь в виду, что его праведный гнев не будет понят. Калейдоскоп событий дня к тому времени уже сотрет из детской памяти дневное происшествие, и наказание не вызовет в нем ничего, кроме обиды.

Справедливым можно назвать наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, хорошо ему известное, обдуманные родителями и обсужденные с ним. При несправедливом наказании ребенок не понимает его смысл и чувствует искреннюю обиду, а родители – вину.

ПРОБЛЕМЫ НЕСПРАВЕДЛИВЫХ НАКАЗАНИЙ

Каждый случай плохого поведения ребенка индивидуален. Даже при внешнем сходстве подобные эпизоды могут иметь различные основания. Моя работа начинается с выяснения и анализа причин и форм наказуемого поведения ребенка – в особенности, когда наказания несправедливы. Рассмотрим некоторые ситуации, в которых ребенок получает незаслуженное наказание, и попытаемся понять, как их исправить. Дети не понимают, за что получают наказание, - им не понятно, чего от них хотят взрослые.

Рассмотрим пример. Ребенок высыпает на пол из маминой шкатулки ее украшения. Мать наказывает его и говорит, что нельзя этого делать. Но на следующий день мать застает его за тем же занятием, но уже украшения высыпаны из вазы, где по определению должны стоять цветы. Ребенок получает предписание, смысл которого ему непонятен. Ведь он выполнил просьбу мамы и больше не трогает шкатулку.

Из этого примера видно, насколько могут расходиться смысл родительских требований и то, как их понимает ребенок. Он выполнил то, что просила мама, - не стал брать шкатулку, однако не понял сути ее запрета, т.к. у детей еще не развито абстрактное мышление и способность обобщать.

Как следовало бы поступить в этом случае? Необходимо объяснить ребенку, что нельзя трогать мамины украшения, где бы они не находились, - т.е. максимально конкретизировать описание тех действий, которые считаются неприемлемыми.

Родители несправедливо наказывают детей под влиянием собственного внутреннего состояния – раздражения, усталости и т.д., - вызванного не самими поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе.

Что предпринимать в подобных случаях?

Родители должны взять под контроль свое плохое настроение и вызванное им поведение, а также поработать над разрешением личных проблем.

http://sputnik.fm/files/4EC1DE5A3804B5D7.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Сказка»

Консультация для родителей

на тему:

Кризис трех лет! - Ошколе.РУ

                                                                Педагог – психолог:

                                                                                     Воробьева Галина Федоровна

г. Когалым, 2022 г.

Вашего милого малыша будто подменили? Совсем недавно это был ласковый, спокойный ребенок, которому нравилось выполнять ваши просьбы. А теперь? Что бы ему ни предложили – всё отвергает с криком «нет!», дерзит и ругает родителей. Желает поступать так, как он хочет, и требует, чтобы все в доме подчинялись его приказам.

Когда начинается кризис 3 лет у ребенка?

Кризис трехлетия не обязательно проявляется ровно в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, развития и потенциала малыша. Однако чаще всего этот непростой период начинается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.

Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?

Ни один специалист не способен дать точный ответ на этот вопрос, потому что продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая – воспитания ребенка, усилий, прилагаемых родителями для преодоления трудного возраста. Однако в большинстве случаев ситуация стабилизируется к четырем годам.

Каковы причины детского кризиса 3 лет?

Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации, которая непрерывно накапливается.

Проходит время, малыш крепнет физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Исследуя пространство, ребёнок видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир. Он подражает взрослым, использует их лексику, "примеряет" на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.

Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».

ВАЖНО

Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью.

Но многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт) – с одной стороны, а с другой - он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт) - как раз именно здесь и происходит внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Эти процессы и являются так называемым «кризисом Я сам».

Существует целый перечень признаков «кризиса трёх лет», но все они - следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет:

ВАЖНО

Малыш стремится сам принимать решения!

Он стремится не только что-то делать самостоятельно, но и самостоятельно решать, делать это или нет.

Как проявляется кризис 3 лет?

Психологи выделяют семь основных признаков - это, так называемое, семизвездие - своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.

1. Негативизм или «Как скажете, лишь бы не так и то!»

Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

         Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

Что делать?

Попробуйте вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».

Часто спасает фраза "Давай вместе!". Например, ребёнок говорит: "Не буду умываться!" заменяем фразой "Давай вместе будем умываться!", а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок "Водичка, водичка, умой мое личико..." или умываем мишку.

          В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».


2. Строптивость или «Нет – и всё!»

Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека - это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).

Что делать?

Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.

3. Упрямство или «Я решил сам!»

Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: "Я так решил!".

          Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.

Что делать?

Подождите несколько минут, зачастую малыш сам примет решение и попросит книжку. Удивительно, но факт!

4. Своеволие или «Гордый карапуз»

Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Безусловно, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности. Присмотритесь к малышу, и Вы увидите гордость от собственной самостоятельности.

Что делать?

Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Увы, но опыт приходит только в паре с ошибками.
          И если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, 
что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах и удовлетворит потребность быть хорошим.

5. Протест-бунт или «Стройся, родитель, я – бунтарь!»

Именно бунтом и протестом отвечает малыш на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», "Одень тапочки!").

Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
        Любому человеку (а ребенку и тем более) очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какой-либо деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.

Ребенок, чью деятельность постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии или онанизма.

Что делать?

Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. А затем, предложите малышу порисовать, полепить, поиграть.

ВАЖНО

Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты - очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).

6. Обесценивание или «Прочь отсюда – игрушки, книжки…»

Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).

          Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).

Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…).

Что делать?

Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.

         Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.

         Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. Через некоторое время ребенок согласится одеться и сам тоже.

7. Деспотизм или «Я - здесь начальник!»

Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет.

          Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть самому хозяином своей жизни и как следствие - брать на себя ответственность за происходящее, а не быть ведомым другими людьми (это особенно ценно в подростковом возрасте, когда велика опасность влияния «дурных компаний).

Что делать?

Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему сложно понять объяснения взрослых.

Кризис трёх лет – прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих. И протекать остро он будет только в том случае, если взрослые, не замечая у малыша тенденции к самостоятельности, будут сохранять прежний тип отношений, устраивающий их, взрослых, но сдерживающий активность и самостоятельность детей.

Результатом выбора неадекватной тактики поведения родителей все вышеперечисленные признаки кризиса могут закрепиться и принять устойчивый характер, и впоследствии, привести к таким невротическим явлениям как энурез, ночные кошмары, заикание и пр.

Если же взрослые адекватно отреагируют на происходящие в ребенке изменения, заменив авторитарность и гиперопеку на партнерское общение и самостоятельность (в разумных пределах, конечно), то все конфликты и трудности данного возрастного периода могут иметь временный характер, либо не возникнуть вовсе.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка?
Советы психологов

  • Вырабатывайте правильную тактику своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

  • Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

  • Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером. Проявляйте твердость. Устанавливайте четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов должно быть не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи без исключения.

  • Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

  • При вспышках упрямства, гнева отвлекайте малыша на что-нибудь нейтральное (вспоминайте, какую собачку, кошечку или бабочку Вы видели на прогулке).

  • Когда ребенок злится или у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Отложите это до тех пор, пока малыш не успокоится. Возьмите его за руку и уведите в спокойное безлюдное место.

  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но вместе с тем, рассказываете, что мишка любит есть по очереди – ложка ему, ложка Маше. Обыграть можно многое: умывание, одевание, уборку игрушек...

  • Обязательно подчёркивайте, какой Ваш ребёнок уже большой, не «сюсюкайтесь» и не делайте все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным человеком, мнение которого Вам интересно.

  • Любите ребенка и показывайте ему, что он дорог Вам, несмотря ни на что.

От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой.