Технологии.
Технология развития восприятия музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О.П. Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили целью решение важных для духовного развития человека вопросов: как увлечь ребенка музыкой, научить слушать, понимать, сопереживать, чувствовать ее красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления в творчестве.
Цель - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста; развитие музыкального восприятия и интереса к музыке у детей дошкольного возраста в процессе её слушания.
Теоретическое обоснование педагогической технологии.
1.Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства является ядром музыкальной культуры. Формирующееся отношение ребёнка к музыке способствует возникновению интереса к музыкальным произведениям, становлению начал вкуса, представлений о красоте.
2. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание.
3. Важным фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый взрослыми для детей.
4. Музыкальные шедевры формируют у ребёнка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале.
5. Для пробуждения интереса к народной, классической и духовной музыке необходимо, чтобы музыка постоянно окружала детей, при этом репертуар должен быть тщательно подобран. Детский сад способствует становлению эмоциональной отзывчивости на музыку.
Эмоциональная отзывчивость детей будет развиваться наиболее эффективно в случае:
- Учёта индивидуальных особенностей проявлений эмоциональности детьми дошкольного возраста;
· Учёта индивидуальных особенностей детей при организации процесса восприятия музыки как активного творческого процесса;
· Правильного подбора репертуара классических музыкальных произведений.
Технология О.П. Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности.
Автором впервые создана научно обоснованная, и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей.
Ведущий вид деятельности - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально–образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению).
Задачи:
- Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыке.
- Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).
- Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений).
- Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).
Основные принципы музыкального восприятия
Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития.
- Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.
- Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы.
- Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально–ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр–драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки), кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.
- Принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживать интерес к музыке.
Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание.
Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского.
Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности.
Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.
Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках.
Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.
Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.
Алгоритм применения технологии в практической профессиональной деятельности
1 этап: привлечение внимания детей к слушанию музыки (настрой на её восприятие);
2 этап: слушание музыки, беседа и сравнение, рассматривание иллюстраций;
3 этап: развитие способностей детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).
Условия реализации технологии
1.Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности с детьми дошкольного возраста педагога, музыкального руководителя, родителей.
Место и время реализации технологии: беседы с детьми о музыке, комбинированные занятия с использованием различных видов деятельности, вечера досуга, концерты по слушанию музыки, консультации для родителей, семинары-практикумы для педагогов.
Методы и приёмы музыкального воспитания.
Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.
Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке
Особые методы, разработанные О.П.Радыновой.
Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.
- Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
- Моторно-двигательное уподобление эмоционально–образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
- Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).
- Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по-разному.
- Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.
- Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
- Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.
- Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста.
- Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
- Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.
Музыкальные занятия - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.
Автор считает важным то, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:
- Слушание знакомых музыкальных произведений.
- Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее.
- Игры – сказки.
- Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования.
- Тематические музыкальные вечера.
- Беседы – концерты.
- Театральные постановки.
- Праздничные утренники.
Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, чтобы классическая музыка звучала и в семье.
Этапы педагогической технологии
1 этап. Организуем взаимодействие педагога с детьми, согласовываем алгоритм его действий с формами педагогического взаимодействия и организации детской деятельности. Активизируем интерес детей к музыке, эмоциональную отзывчивость, образное мышление, творческое воображение.
Рекомендуются следующие формы работы: беседы с детьми о музыке; комбинированные занятия.
2 этап. Развиваем умения эмоциональной отзывчивости на музыку. Для этого:
- Активизируем творческие действия детей, направленные на восприятие музыкального образа.
2. Способствуем нахождению «эмоционального унисона» (О. П. Радынова).
3. Развиваем умение выявлять смысл музыкальной речи, различать средства музыкальной выразительности. - Развиваем эмоционально-оценочное отношение ребёнка к музыке. Для этого способствуем:
- проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребёнка к музыке;
· высказыванию предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок;
· проявлению творческой распознавательной установки на восприятие и выражению эмоций как результата восприятия музыки.
3 этап предполагает комплексное использование детьми полученных слушательских умений и опыта эмоционального выражения результатов восприятия музыки. Основной формой организации могут стать вечера досуга в форме концертов.
4 этап. Обогащаем музыкальную культуру педагогов и родителей. На этом этапе предполагается использование различных форм обогащения музыкальной культуры взрослых:
· семинары-практикумы для педагогов;
· консультации для родителей.
Ожидаемые результаты педагогической технологии
Дети: сформировалась эмоциональная отзывчивость на музыку и желание слушать шедевры музыкальной культуры. Развита эмоционально-чувственная сфера, расширен словарный запас. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражения его результатов в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.
Родители: развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального восприятия ребёнка. Создание репертуара для детского слушания в семье.
Педагоги: активное участие в развитии музыкального восприятия детей. Проведение различных занятий с целью организованного восприятия музыки детьми. Проведение комбинированных занятий с использованием музыки. Развитие интереса к музыке, обогащение музыкальной культуры.
Музыкальный руководитель: налаживание процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей во время восприятия музыки. Организация различных форм слушания музыки. Изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация процесса восприятия музыки детьми.
Анализ методической литературы.
Изучила и проанализировала следующую методическую литературу:
«Детство с музыкой» А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская
Образовательная область «Музыка» А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская
«Песня, танец, марш» О.П. Радынова
«Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова
«Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О.П. Радынова
«Природа и музыка» О.П. Радынова
«Народные колыбельные песни» О.П. Радынова
«Музыкальные шедевры. Авторская программа. Методические рекомендации» О.П. Радынова
Театрально-игровая технология.
Содержание.
- Актуальность.
- Алгоритм использования театрально-игровой технологии в практике с детьми дошкольного возраста.
- Цели и задачи. Ожидаемый результат.
- Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.
- Результаты внедрения программы в практику.
- Методическое обеспечение.
- Приложение 1.
- Приложение 2.
1.Актуальность.
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.
В соответствии с ФГОС ДО театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.
Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх - занятиях.
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей - это прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств( обучением
вербальным и невербальным видам обучения); - воспитанием воли, развитием памяти, воображения,
фантазии, речи(диалога и монолога); - созданием положительного эмоционального настроя,
снятием напряженности, решением конфликтных
ситуаций через игру.
Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие , эмоциональное развитие , развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы , краски , звуки.
Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,приобщает его к духовным ценностям,развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка , фантазию и творческий потенциал . Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве,поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию,попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность.
Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.
Организуя театрализованную деятельность в повседневной жизни, педагоги вместе с детьми придумывают спектакль по мотивам известных сказок и разыгрывают его. Совместно обсуждается сюжет сказки, выбирается музыкальное сопровождение, изготовляются и подбираются декорации, определяются персонажи и готовятся элементы костюмов. В процессе подготовки спектакля дети имеют возможность побывать в роли драматурга, художника, костюмера, актера и режиссера. Организуя деятельность детей по работе над спектаклем в повседневной жизни, педагоги в основном выступают в роли консультантов.
Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет; становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых - помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.
Одна из основных задач театрально-игровой деятельности- это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.
Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Значение взаимоотношений детей с окружающими огромно, их нарушение - показатель отклонений в психическом развитии. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от его темперамента, но большинство малышейпытаются установить дружеские отношения со сверстниками. Ребенок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими: из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым.
Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости.
2.Алгоритм использования театрально-игровой технологии в практике детьми дошкольного возраста
Элементы театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.
Для достижения лучшего результата поставила перед собой следующие задачи:
1.Способствовать усвоению знаний в музыкальной и театральной
деятельности.
2.Развивать природную музыкальность детей через музыкально-театральную деятельность .
3.Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Театрально-игровой технологии, как и синтезу искусств, отведено особое место в моей профессиональной деятельности, так как основная тема моей работы по самообразованию «Праздники и развлечения как средство углубленного восприятия музыки и других видов искусств».
Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.
Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трем основным целям; развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают егопамять, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.
3. Цели:
1. Приобщение детей к театральной культуре.
- Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.
- Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности.
- Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.
- Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи:
- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
- Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
- Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
- Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
6. Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
7.Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.
8.Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.
9.Знакомить с видами театрального искусства, театральной терминолог
Организация работы проводится по трем направлениям:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
- Совместная работа педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат.
1.Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей.
- Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
- Развитие устойчивого интереса к театрально- игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах.
- Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.
4.Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.
- Движения.
Основные движения. Изобразительные движения и жесты.
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве:
строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место.
Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально
подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают
элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы,
прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.
Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка»,
«лиса» и др.
Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый
мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.
Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные
характерные движения.
2.Музыкально-двигательные этюды.
Основным приемом по музыкальному движению является образный
музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые
развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со
стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность
в себе.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.
Затем детям дается творческое задание, например: прийти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.
Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.
Особое внимание я уделяю выразительности движений.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
2.Декламация. Выразительное чтение.
На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.
Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.
3.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.
4.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок.
Подготовка к спектаклю:
- - работа над ролью,
- - разучивание песен,
- - постановка танцев,
- - подбор музыки,
- - изготовление костюмов,
- - декораций
- - Показ спектакля
Чтобы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть открытым для творчества.
5. Результаты внедрения программы в практику.
- Творческая активность детей в музыкально – театральной деятельности во многом зависит от организации на музыкальных занятиях, поэтому я составила план по музыкально-театральной деятельности .
- Разработала занятия с применением элементов театрально-игровой технологии .
- Создала картотеку этюдов, игр-драматизаций, упражнений на артикуляцию, логоритмических упражнений.
- Адаптирую авторские сценарии для праздников и развлечений с учетом возможностей конкретных детей.
- Провожу праздники и развлечения.
- Провожу занятия с использованием театрально-игровых технологий.
- Занимаюсь музыкально-театрализованной деятельностью в контакте с воспитателями, провожу инструктивные занятия. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
- Привлекаю родителей к исполнению ролей, подбору реквизиту, пошиву костюмов.
- 9.Анализирую проведенные праздники с воспитателями.
6.Методическое обеспечение.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. « Театр – творчество-дети»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой.
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».
- Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников».
- Радынова О.П. «Слушаем музыку».
- Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете».
- Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
- Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» .
- Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
- Г.Н. Караманенко, Ю.Г.Караманенко« Кукольный театр –дошкольникам» .
