Технологии.

Савиных Елена Петровна

Технология развития восприятия музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О.П. Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили целью решение важных для духовного развития человека вопросов: как увлечь ребенка музыкой, научить слушать, понимать, сопереживать, чувствовать ее красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления в творчестве.

Цель - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста; развитие музыкального восприятия и интереса к музыке у детей дошкольного возраста в процессе её слушания.

 Теоретическое обоснование педагогической технологии.

 1.Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства является ядром музыкальной культуры. Формирующееся отношение ребёнка к музыке способствует возникновению интереса к музыкальным произведениям, становлению начал вкуса, представлений о красоте.
2.     Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание.
3.     Важным фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый взрослыми для детей.
4.     Музыкальные шедевры формируют у ребёнка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале.
5.     Для пробуждения интереса к народной, классической и духовной музыке необходимо, чтобы музыка постоянно окружала детей, при этом репертуар должен быть тщательно подобран. Детский сад способствует становлению эмоциональной отзывчивости на музыку.
Эмоциональная отзывчивость детей будет развиваться наиболее эффективно в случае:

  • Учёта индивидуальных особенностей проявлений эмоциональности детьми дошкольного возраста;
    ·        Учёта индивидуальных особенностей детей при организации процесса восприятия музыки как активного творческого процесса;
    ·        Правильного подбора репертуара классических музыкальных произведений.
    Технология   О.П. Радыновой    построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте   музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах   музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи.  Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное  значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности.  

    Автором впервые создана научно обоснованная, и методически выстроенная система   формирования основ    музыкальной культуры детей   дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая    индивидуальные и психофизиологические   особенности детей.

Ведущий вид деятельности -  музыкальное восприятие, объединяющее  исполнительство, творчество, музыкально–образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением   дополнительного репертуара по пению).

Задачи:

  1. Накапливать опыт восприятия произведений   мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также  расширять  знания  детей   о народной  музыке.
  2. Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).
  3. Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений).
  4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

Основные принципы музыкального восприятия

          Принцип концентрический   или   принцип   цикличности (повторяемость тем) -  позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме.  Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе              музыкального и общего развития.

  • Принцип -  контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.
  • Принцип адаптивности    предполагает гибкое применение   содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических   особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы.
  • Принцип  синкретизма  программы  предполагает  взаимосвязь  разных  видов музыкальной  и художественно – эстетической деятельности в  непосредственной  образовательной  деятельности   при  объединяющей  роли  восприятия, «творческого  слушания»  музыки, побуждает  к  творческой  активности   в  следующих  формах:  музыкально–ритмические  движения, ритмопластика,  подпевание,   дирижирование,  пение, певческие  импровизации; оркестровка, игра  на  детских  музыкальных  инструментах;  рисование, восприятие  произведений  изобразительного  искусства, чтение  стихотворений, сочинение  сказок, игр–драматизаций, постановка  музыкальных  сказок  на  сюжеты литературных произведений (c ведущей  ролью  музыки), кукольного  музыкального  театра  и др. видов  детской  деятельности.
  • Принцип -  тематический  (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает   систематизировать полученные знания, поддерживать интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание.

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского.

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности  музыки, средствах музыкальной выразительности.

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены   настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках.

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.

Алгоритм применения технологии в практической профессиональной деятельности

1 этап: привлечение внимания детей к слушанию музыки (настрой на её восприятие);

2 этап: слушание музыки, беседа и сравнение, рассматривание иллюстраций;

3 этап: развитие способностей детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

Условия реализации технологии

1.Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности с детьми дошкольного возраста педагога, музыкального руководителя, родителей.

Место и время реализации технологии: беседы с детьми о музыке, комбинированные занятия с использованием различных видов деятельности, вечера досуга, концерты по слушанию музыки, консультации для родителей, семинары-практикумы для педагогов.

 Методы и приёмы музыкального   воспитания.

Наглядный, словесный, практический -   традиционные    методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.  Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ   вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению.  Они   формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные   О.П.Радыновой.

           Метод контрастных    сопоставлений   произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод               применяется с учётом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений   применяется с постепенным             уменьшением контрастности образов.

  • Метод уподобления характеру звучания   музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
  • Моторно-двигательное   уподобление     эмоционально–образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков).  Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
  • Тактильное уподобление характеру звучания музыки   -  прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).
  • Словесное уподобление характеру звучания музыки   -  эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по-разному.
  • Вокальное уподобление   характеру звучания музыки   в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств.  В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся   мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.
  • Мимическое уподобление    характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность   крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
  • Темброво-инструментальное    уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять   звуковысотные   инструменты.
  • Интонационное уподобление характеру звучания музыки    крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста.
  • Цветовое     уподобление характеру звучания музыки    применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
  • Полихудожественное   уподобление характеру звучания музыки    -выразительная роль средств    языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных   игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

 Музыкальные занятия -  основная форма   организации детской деятельности, где решаются задачи   формирования основ музыкальной культуры. Все   виды   деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

  Автор считает важным то, чтобы музыка звучала   в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

  1. Слушание знакомых музыкальных произведений.
  2. Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее.
  3. Игры – сказки.
  4. Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования.
  5. Тематические музыкальные вечера.
  6. Беседы – концерты.
  7. Театральные постановки.
  8. Праздничные утренники.

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать    небольшие произведения или     яркие фрагменты. Необходимо, чтобы классическая музыка звучала и в семье.

  Этапы педагогической технологии

 1 этап. Организуем взаимодействие педагога с детьми, согласовываем алгоритм его действий с формами педагогического взаимодействия и организации детской деятельности. Активизируем интерес детей к музыке, эмоциональную отзывчивость, образное мышление, творческое воображение.

Рекомендуются следующие формы работы: беседы с детьми о музыке; комбинированные занятия.

2 этап. Развиваем умения эмоциональной отзывчивости на музыку. Для этого:

  1. Активизируем творческие действия детей, направленные на восприятие музыкального образа.
    2. Способствуем нахождению «эмоционального унисона» (О. П. Радынова).
    3. Развиваем умение выявлять смысл музыкальной речи, различать средства музыкальной выразительности.
  2. Развиваем эмоционально-оценочное отношение ребёнка к музыке. Для этого способствуем:
  • проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребёнка к музыке;
    ·        высказыванию предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок;
    ·        проявлению творческой распознавательной установки на восприятие и выражению эмоций как результата восприятия музыки.

3 этап предполагает комплексное использование детьми полученных слушательских  умений и опыта эмоционального выражения результатов восприятия музыки. Основной формой организации могут стать вечера досуга в форме концертов.

4 этап. Обогащаем музыкальную культуру педагогов и родителей. На этом этапе предполагается использование различных форм обогащения музыкальной культуры взрослых:
·        семинары-практикумы для педагогов;
·        консультации для родителей.

 Ожидаемые результаты педагогической технологии

 Дети: сформировалась эмоциональная отзывчивость на музыку и желание слушать шедевры музыкальной культуры. Развита эмоционально-чувственная сфера, расширен словарный запас. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражения его результатов в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.

Родители: развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального восприятия ребёнка. Создание репертуара для детского слушания в семье.
Педагоги: активное участие в развитии музыкального восприятия детей. Проведение различных занятий с целью организованного восприятия музыки детьми. Проведение комбинированных занятий с использованием музыки. Развитие интереса к музыке, обогащение музыкальной культуры.
Музыкальный руководитель: налаживание процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей во время восприятия музыки. Организация различных форм слушания музыки. Изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация процесса восприятия музыки детьми.

Анализ методической литературы.

Изучила и проанализировала следующую методическую литературу:

«Детство с музыкой» А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская

Образовательная область «Музыка» А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская

«Песня, танец, марш» О.П. Радынова

«Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова

«Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О.П. Радынова

«Природа и музыка» О.П. Радынова

«Народные колыбельные песни» О.П. Радынова

«Музыкальные шедевры. Авторская программа. Методические рекомендации» О.П. Радынова

Театрально-игровая технология.

Содержание.

  1. Актуальность.
  2. Алгоритм использования театрально-игровой технологии в практике с детьми дошкольного возраста.
  3. Цели и задачи. Ожидаемый результат.
  4. Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.
  5. Результаты внедрения программы в практику.
  6. Методическое обеспечение.
  7. Приложение 1.
  8. Приложение 2.

1.Актуальность.

Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.

 В соответствии с ФГОС ДО театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.

Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх - занятиях.

Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей - это прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием     коммуникативных     качеств(     обучением
    вербальным и невербальным видам обучения);
  • воспитанием   воли,   развитием   памяти,   воображения,
    фантазии, речи(диалога и монолога);
  • созданием    положительного   эмоционального    настроя,
    снятием   напряженности,   решением   конфликтных
    ситуаций через игру.

Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие , эмоциональное развитие ,  развитие творческих способностей. Музыка и театр  знакомят детей с окружающим миром  во всём его многообразии, через образы , краски , звуки.

Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,приобщает его к духовным ценностям,развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка ,  фантазию и творческий  потенциал . Творческие  проявления  детей  в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка.   Основы творческой  инициативы закладываются в детстве,поэтому очень важно  поощрять желание детей  быть  непохожими на других, разбудить их фантазию,попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

     Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность.

 Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой  синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.

              Организуя театрализованную деятельность в повседневной жизни, педагоги вместе с детьми придумывают спектакль по мотивам известных сказок и разыгрывают его. Совместно обсуждается сюжет сказки, выбирается музыкальное сопровождение, изготовляются и подбираются декорации, определяются персонажи и  готовятся элементы костюмов. В процессе подготовки спектакля дети имеют возможность побывать в роли драматурга, художника, костюмера, актера и режиссера. Организуя деятельность детей по работе над спектаклем в повседневной жизни, педагоги в основном выступают в роли консультантов.

   Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет; становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых - помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.

   Одна из основных задач театрально-игровой деятельности- это развитие   коммуникативных     качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.

Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Значение взаимоотношений детей с окружающими огромно, их нарушение - показатель отклонений в психическом развитии. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от его темперамента, но большинство малышейпытаются установить дружеские отношения со сверстниками. Ребенок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими: из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым.
Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости.

2.Алгоритм использования театрально-игровой технологии в практике детьми дошкольного возраста

Элементы  театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.

Для  достижения лучшего результата поставила перед собой следующие  задачи: 

    1.Способствовать усвоению знаний в музыкальной и театральной

деятельности.

    2.Развивать природную музыкальность детей через музыкально-театральную деятельность .

    3.Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

Театрально-игровой технологии, как и синтезу искусств, отведено особое место в моей профессиональной деятельности, так как основная тема моей работы по самообразованию «Праздники и развлечения как средство углубленного восприятия музыки и других видов искусств».

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных  способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.

    Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трем основным целям; развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают егопамять, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.

3. Цели:

1. Приобщение детей к театральной культуре.

  1. Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.
  2. Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности.
  3. Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.
  4. Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

   Задачи:

  1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
  2. Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
  3. Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру  речевого общения.
  4. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
  5. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

         6.    Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.

          7.Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.

8.Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.

9.Знакомить с видами театрального искусства, театральной терминолог

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат.

1.Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей.

  1. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
  2. Развитие устойчивого интереса к театрально- игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах.
  3. Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.

4.Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.

  1. Движения.

Основные движения. Изобразительные движения и жесты.                                    

Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.

Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве:

 строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином

углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и

снова находить свое место.

Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально

подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают

элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы,

прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.

Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка»,

«лиса» и др.

Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый

 мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.

Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные

  характерные движения.

2.Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

 развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.

Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со

 стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность

 в себе.

Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.

 Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.

Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они

 стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются

 интересные образы.

В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.

Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.

Затем детям дается творческое задание, например: прийти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.

Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.

Особое внимание я уделяю выразительности движений.

Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др.  Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.

2.Декламация.  Выразительное чтение.

На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.

Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.

3.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по

 образам и содержанию деятельности.

Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.

 Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.

Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.

4.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок.

          Подготовка к спектаклю:

  1.     - работа над  ролью,
  2.     - разучивание песен,
  3.     - постановка танцев,
  4.     - подбор музыки,
  5.     - изготовление костюмов,
  6. - декораций
  7. - Показ спектакля

Чтобы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть открытым для творчества.

5. Результаты внедрения программы в практику.

  1. Творческая активность детей в музыкально – театральной деятельности во многом зависит  от организации на музыкальных занятиях, поэтому я составила план по музыкально-театральной деятельности .
  2. Разработала занятия с применением элементов театрально-игровой технологии .
  3. Создала картотеку этюдов, игр-драматизаций, упражнений на артикуляцию, логоритмических упражнений.
  4. Адаптирую авторские  сценарии для праздников и развлечений с учетом возможностей конкретных детей.
  5. Провожу праздники и развлечения.
  6. Провожу занятия с использованием театрально-игровых технологий.
  7. Занимаюсь музыкально-театрализованной  деятельностью в контакте с воспитателями, провожу инструктивные занятия. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
  8. Привлекаю родителей к исполнению ролей, подбору реквизиту, пошиву костюмов.    
  9.  9.Анализирую проведенные  праздники с воспитателями.

6.Методическое обеспечение.

  1. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. « Театр – творчество-дети»
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой.
  3. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».
  4. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников».
  5. Радынова О.П. «Слушаем музыку».
  6. Гальцова Е.А. «Забавные истории обо  всем на свете».
  7. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной  деятельности дошкольников».
  8. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» .
  9. Маханёва  М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
  10.  Г.Н. Караманенко, Ю.Г.Караманенко« Кукольный театр –дошкольникам» .