Методическая копилка

Кутявина Алина Алексеевна

Здесь Вы сможете ознакомиться со всеми материалами, которые я использую в своей работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Праздник Осени

Цель: развитие речи у детей дошкольного возраста.

Задачи: развивать

- словарный запас, грамматический строй речи, связную речь;

- фонематический слух;

- внимание, мышление;

- тактильные ощущения;

- общую моторику.

Действующие лица: лиса, медведь.

Ход занятия:

Вместе: - Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто мы?

Лиса: - Скажите, пожалуйста, лиса по характеру какая? Правильно, я хитрая, а еще любознательная, поэтому сегодня я буду с вами играть в интересные игры и буду пытаться вас обхитри-и-и-ть! Будьте начеку!

Медведь: - Ну, я для вас тоже задания подготовил. Да не простые они, у-у-х!

1. «Доскажи словечко»: дети отгадывают загадки, берут нужный фрукт и кладут его в мешочек:

Очень сочны и красивы выросли на ветках…(сливы)

Для Ванюшки и Катюши соберём в корзину… (груши)

Для начинки в пироги набираем… (яблоки)

А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж (виноград)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

А зовут его … (арбуз)

2. Затем мешочек «произносит» слова:

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть

Лиса: - Ребята, угадайте наощупь, какой фрукт вам попался (можно положить и другие фрукты – лимоны, бананы, апельсины).

3. Игра «Варим джем». - Ну а теперь давайте сварим из наших садовых фруктов и ягод джем!

Детям предлагается сварить фруктовый джем, используя дидактический материал. Этапы готовки при необходимости можно обсудить и объяснить. Для выполнения задания приглашается 4 ребёнка (1 ставит кастрюлю на печь, 2 – кладёт фрукты в кастрюлю, 3 – засыпает сахар, 4 – снимает готовой джем). При выполнении действий ребёнок должен проговорить, что он делает. В конце задания с детьми можно обсудить чем полезен фруктовый джем, как его можно использовать (готовить с ним булочки, кушать во время чаепития, приготавливать морс и т.д.).

Медведь: - У меня приключилась большая беда. Из моего огорода куда-то пропали все овощи. Чтобы их отыскать – нужно отгадать небольшие загадки. Вы поможете мне их найти?

Загадки (ОВОЩИ)

У нас в огороде

Всё в полном порядке.

Поспели томаты

И перцы на... ГРЯДКЕ

Я огурчику родня,

Полюбуйтесь на меня –

Крепкий глянцевый бочок,

А зовусь я… КАБАЧОК

Много платьев,

Много хруста.

Как зовут её?.. КАПУСТА

Под землей живёт семья:

Папа, мама, деток тьма.

Лишь копни её немножко -

Вмиг появится... КАРТОШКА

Есть на каждом огороде,

Ведь любимец он в народе!

Всех избавит от недуг,

Чуть поплачешь. Это... ЛУК

Я оранжева, сочна,

Я полезна и вкусна.

За ботву схватись ты ловко,

Чтобы вытащить… МОРКОВКУ

4. - Чем еще, кроме овощей и фруктов, богата осень? (Грибами)

«Хлопай в ладоши»:

        5. Игра «Доскажи словечко» (с мячом, дети стоят по кругу):

Моросит (дождь).

Дует (ветер).

Вянет (трава).

Желтеют (листья).

Льет (дождь).

Улетают (птицы).

Опадают (листья).

Созревают (овощи, фрукты, грибы).

Собирают (урожай).

6. Игра «Топни – Хлопни»: если фраза с ошибкой, топните ногой и поднимайте руки для правильного ответа. Если фраза правильная, хлопайте в ладоши.

  • Осенью все деревья становятся голыми.
  • Медведица вышла из берлоги и увидела листопад.
  • Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
  • Журавли вылетают из скворечников в теплые края.
  • Осенью вся земля укрыта снегом.
  • Осенью часто идет дождь.
  • Осенью люди загорают в майках и шортах.
  • Осенью лес загорается красными, желтыми, оранжевыми красками.
  • Зимой ласточки склевали все вишни с яблони.

7. Игра «Угадай овощ»: - Сейчас я вам расскажу про овощ, который спрятался у нас в мешочке, а вы должны будете сказать, как его мы называем. Детям даётся описание овоща, после чего они должны назвать загаданный овощ.

- Этот овощ круглой формы с тонкой гладкой кожурой. Бывает красного, жёлтого и оранжевого цвета. Внутри него много семян. (ПОМИДОР)

- Этот овощ овальной формы. Бывает с гладкой, а бывает с пупырчатой кожурой. Зелёного цвета. (ОГУРЕЦ)

- Этот овощ круглой формы с тонкой кожурой. Растёт под землёй. (КАРТОФЕЛЬ)

- Этот овощ вытянутой формы с гладкой кожурой. Оранжевого цвета, сладкий на вкус. Растёт под землёй. (МОРКОВЬ)

- Этот овощ круглой формы с хвостиком. Снаружи почти чёрного цвета, а внутри – красный. Растёт под землёй. (СВЕКЛА)

- Этот овощ круглой формы. Зеленого цвета, но иногда бывает фиолетового. У него много листов, растет на кочерыжке. (КАПУСТА)

8. Подвижная игра «Грибок» (муз.):

- У кого имя начинается на звук А …? (этот ребенок встает в центр)

- Дети идут в одну сторону – стоят – в другую сторону – стоят – идут в центр, поднимая руки вверх – ребенок из центра выбирает другого ребенка, а сам встает на его место – расходятся обратно в широкий круг.

Завершение:

Медведь: - Ну спасибо вам, ребята. Очень вы нам помогли. Лиса: -Теперь нужно найти обратную дорогу из города домой.

Медведь: Ребята, вы про нас не забывайте! Приходите к нам в гости в лес. Лиса: - Да не забудьте корзинки для лесных даров!

Вместе: До свидания!



Предварительный просмотр:

«Развитие активного словаря у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии с песком»

(из опыта работы учителя-логопеда Кутявиной Алины Алексеевны

МБДОУ №1 «Сибирячок»).

Активный словарь ребёнка – это слова, которые ребёнок не только понимает, но и употребляет их в своей свободной речи. На данный момент существует большая проблема недоразвития активной лексики у детей не только с речевыми нарушениями, но и с нормой развития.

На сегодняшний день существует огромное количество методических указаний по исправлению нарушений активного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю подробнее остановиться на методах и приёмах работы с данным нарушением в процессе взаимодействия с песком.

Песочная терапия – приятный и интересный вид деятельности и для воспитанников, и для педагогов. Благодаря нескольким включённым в работу анализаторам: слуховому, зрительному и тактильному – в головном мозге формируется более чёткое представление изучаемого материала, а также несколько возможных «путей» обращения к сформировавшемуся представлению. Всё это значительно упрощает ребёнку активизацию слова в свободной речи.

Игра «Доскажи словечко». 

Для данной игры можно использовать различные рассказы по лексической теме недели, которые можно легко придумать самому. Это задание очень эффективно для развития активной лексики детей с общим недоразвитием речи. Его главный плюс – она легка в исполнении и понятна для ребёнка любого возраста.

Инструкция логопеда: «У меня есть небольшой рассказ, но из него пропали слова. Поможешь мне найти их? Я буду читать тебе рассказ, а ты называй мне недостающие слова и делай рисунки для этих слов на нашем песке, чтобы они больше не потерялись» (при необходимости показать ребёнку пример).

D:\Downloads\IMG_4167.jpg

Игра «Собери предмет».

Эта игра отлично подходит для изучения и запоминания составных частей окружающих нас предметов по лексической теме недели. Ребёнку будет проще использовать их в своей речи, так как он сам «создаёт» из них изучаемое. Также игру можно использовать на групповом занятии. Для этого задания нам понадобится понятная и красочная картинка анализируемого предмета.

Инструкция логопеда: «Что это за предмет (по теме недели)? (ребёнок должен ответить). Молодец, а ты знаешь из каких частей он состоит? (если материал только изучается, то рассказать ребёнку; если уже изучен – подсказать при необходимости). Когда-то человек придумал такой полезный предмет. Давай мы с тобой тоже попробуем создать его? Называй части, из которых он состоит и рисуй их на песке, чтобы в конце у нас получился такой же предмет» (при необходимости подсказать или помочь ребёнку).

Также данное упражнение можно использовать и в обратную сторону – для синтеза частей в предмет, но такое задание больше подходит для детей подготовительного возраста. Для этого нам понадобятся картинки составных частей предмета.

Инструкция логопеда: «Посмотри, у меня сломался какой-то предмет (по теме недели), остались только его части. Ты поможешь мне собрать его обратно? Что это такое? (ребёнку показывается картинка с частью предмета). Молодец, а теперь давай соберем наш сломанный предмет, называй части и рисуй их на песке, соединяя вместе. Что у нас получилось?» (при необходимости подсказать или помочь ребёнку).

Сказка – игра.D:\Downloads\IMG_4169.jpg

Это задание отлично подходит для закрепления уже изученного материала по лексической теме недели: предметов, действий предметов и признаков предметов. Благодаря её интересному сюжету и участию детей, она окажет сильное влияние на ребёнка. Сказку можно адаптировать для детей разных возрастов.

Инструкция логопеда: «Сейчас мы с вами погрузимся в удивительный мир сказки и начнём очень занимательное путешествие. Но для начала нам нужно превратиться в жителей сказочного мира (предметы по лексической  теме недели). Вот теперь мы можем начать наше путешествие».

Я в своей работе использую сказки по лексической теме недели. Далее приведу пример используемого материала для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.

Сказка по лексической теме недели «Мебель».

«Жили в одной комнате (предъявляются картинки) диван и стул (дети называют и  рисуют персонажей сказки). Каждый день они спорили о том, кто из них лучше и нужнее. Диван говорил: «Я…» (ребёнок должен от имени дивана рассказать, какой он. При необходимости помочь ребёнку). Стул говорил: «Нет, я…» (ребёнок должен от имени стула сказать, что он лучше. При необходимости помочь ребёнку). Диван отвечал: «На мне можно…» (ребёнок должен продолжить какие действия можно выполнять с диваном). А стул говорил: «А на мне можно…» (ребёнок должен продолжить, какие действия можно выполнять со стулом). Так было до того времени, пока в комнате не появился стол (предъявляется картинка, ребёнок называет и  рисует стол). «А ты для чего?»: - спросили диван и стул. Стол ответил: «Я…, меня используют для того, чтобы. Но у стола всегда должны быть помощники – …» (спрашиваем у детей какие помощники у стола, при необходимости помочь). Так стул и диван поняли, что они одинаково полезны и нужны. А через некоторое время в комнате появились…(предъявляются картинки, дети называют и рисуют их). И никто с тех пор не спорит о том, кто полезнее и нужнее. Ведь у каждого предмета мебели есть своя задача.»

Такие несложные и интересные игры с песком могут быть отличным помощником в работе учителя-логопеда по развитию активного словаря ребёнка с общим недоразвитием речи. Одновременно с этим они также решают другие коррекционно-развивающие задачи: развитие слухового восприятия, мелкой моторики, грамматических категорий и связной речи. Дети с удовольствием проявляют активность на занятии, что не может не отразиться положительно на усвоении изучаемого материала и отношении ребёнка к индивидуальным и групповым логопедическим занятиям.