Аналитический отчет учителя-дефектолога

Ризида Робертовна Тухватуллина

анализ работы педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ao_2020-21.docx42.55 КБ
Файл ao_2021-22.docx43.5 КБ
Файл ao_2022-23.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

работы учителя-дефектолога

Тухватуллиной Ризиды Робертовны

за 2020– 2021 уч. год

г. Нижневартовск

Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога

детского сада № 10 «Белочка»

Тухватуллиной Ризиды Робертовны

за 2020 – 2021 учебный год

Характеристика групп.

Работа в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР велась с 1 сентября 2020 года по 31 мая 2021 года. В группу по решению ТПМПК были зачислены 12 детей, в течение года 4 ребенка выбыло, 4 ребенка прибыло, итого на конец года - 12 детей. Все дети имеют заключение ЗПР.

Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Годовое планирование коррекционной работы осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Обследование познавательного развития детей (начало, середина и конец года).
  2. Разработка плана коррекционной работы и поэтапная его реализация.
  3. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия).
  4. Консультирование родителей детей.
  5. Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.
  6. Методическая работа.

Диагностика.

В сентябре 2020 учебного года была проведена диагностика познавательного развития детей, содержательными критериями которой стали:

- уровень запаса представлений об окружающем мире;

- особенности восприятия;

- пространственно-временные представления;

- особенности мышления, внимания и памяти;

- исследование уровня элементарных математических представлений;

- состояние моторики;

- уровень саморегуляции.

Были разработаны индивидуальные маршруты развития.

В январе 2021 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.

В мае 2021 года была проведена итоговая диагностика, которая показала стойкую положительную динамику развития – ФЭМП 9 человек и незначительную динамику развития 2 человека группы; окружающий мир соответственно 6 и 5; речевое развитие – 9 и 3.

Сравнительные таблицы по результатам диагностики можно посмотреть в приложении.

Для диагностики детей использовались следующие материалы: Практический материал С.Д. Забрамной, Диагностический альбом О.Б. Иншаковой.

Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы: - фронтальные занятия (утренний круг) - подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окружающим миром) - индивидуальные занятия (ИКР). Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Ежедневно с детьми велась работа по следующим направлениям:

  • формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • развитие социально-бытовых навыков;
  • коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики), развитие навыков зрительно – моторной координации;
  • развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования;
  • повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.
  • организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности;
  • социальная адаптация: становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности;
  • формирование позитивных личностных качеств;
  • формирование навыков самообслуживания;
  • подготовка к школьному обучению и интеграция в общество.

Цели и задачи педагогической деятельности.

Цель работы:

Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.

Основными задачами образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории являются:

Основные направления работы.

Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя-дефектолога:

  • Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ;
  • Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;
  • Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.

Таблица 1

Содержание работы с детьми.

Направление работы

Условия реализации

Диагностическое направление (октябрь, апрель)

  1. Мониторинг детского развития с целью выявления уровня познавательно – речевого развития детей:
  • Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей, 2005г.
  • Е.А. Стребелева Практический материал для проведения диагностики умственной отсталости.
  • Иншакова О.Б. практический материал для проведения диагностики речевого развития.
  1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Реализация программ дошкольного воспитания

  1. Проведение фронтальной (подгрупповой) НОД по познавательно-речевому развитию в рамках образовательной области «Познавательно-речевое развитие» согласно содержания рабочих адаптированных учебных программ.
  2. Проведение индивидуальной работы с детьми по закреплению полученных навыков в ходе НОД

Реализация коррекционно-развивающих  программ

  1. Проведение пальчиковой гимнастики с детьми (ежедневно).
  2. Проведение артикуляционной гимнастики с детьми (ежедневно).
  3. Проведение индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми согласно содержания индивидуальных образовательных маршрутов.
  4. Направление детей к неврологу, психиатру, ортодонту, отоларингологу для консультаций (в случае необходимости).

Результативность образовательной работы с детьми.

Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированной рабочей программы дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными. Эти результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты освоения детьми основной адаптированной программы дошкольного образования по образовательным областям.

Группа 17 дети с ЗПР 12 детей (5-6 лет)

Уровни освоения

Познавательное развитие (ФЭМП)

Познавательное развитие

(окружающий мир)

Речевое развитие

н.г. (10 д.)

к.г. (12 д.)

н.г. (10 д.)

к.г. (12 д.)

н.г. (10 д.)

к.г. (12 д.)

Высокий

-

-

2

18%

-

-

2

18%

-

-

-

-

Средний

5

45%

7

72%

4

37%

4

37%

4

33%

9

75%

Низкий

6

55%

2

10%

7

63%

5

45%

6

67%

3

25%

Освоение детьми основной адаптированной программы дошкольного образования

по образовательной области «познавательное развитие» ФЭМП

Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения высокий уровень сформированности математических представлений у детей группы отсутствовал, тем временем как на конец первого года обучения он составил 18%: ребята знают основные 4 цвета, различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), конструируют из них легкие постройки, воспринимают, дифференцируют величину. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а также регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога.

Из диаграммы так же видно снижение количества с низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 10 % воспитанников с низкими показателями в результате системных психофизических расстройств (ЗПР, аутистический синдром), что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «познавательное развитие» Окружающий мир

Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников группы. В результате коррекционной работы количество детей с высоким и  средним показателями увеличилось до 18% и 37% соответственно. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога, а также следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям старшего дошкольного возраста. Ребята с высоким и средним уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников с низким показателем круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (ЗПР, аутистический синдром, отсутствие речи), в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления об окружающем мире.

 

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»              

 

По диаграмме видно, что в результате коррекционно-развивающей работы на конец учебного года 75% воспитанников достигли средних показателей сформированности речи: пользуются фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи (25%) практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей.

В результате ежедневной работы по развитию речи у детей с низкими показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, а у некоторых детей (2 ребенка) речь отсутствует, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками. Системными нарушениями познавательной сферы (дети с УО, аутистическим синдромом).

Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированной образовательной программы дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей, а также в периоды стационарного и реабилитационного лечения.

Результативность консультативно – просветительской работы

с родителями и педагогами ДОУ

        

За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.

Работа с педагогами ДОУ

  1. Взаимодействие с педагогами группы в целях предложения им рекомендаций по закреплению полученных навыков у детей в вечернее время, оформляемых в журнале взаимодействия с воспитателями группы

Ежедневно

  1. Консультирование и оказание практической помощи воспитателям группы по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ:

6

консультаций  

  • «Психофизические особенности поступивших в группу детей с ОВЗ. Рекомендации по осуществлению воспитательно – образовательного процесса с детьми с учетом диагноза их заболевания».

Октябрь

  • Особенности работы по формированию речевой активности неговорящих детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Декабрь

  • Особенности работы и методические рекомендации по обучению детей пальчиковой гимнастике.

Январь

  • Методические рекомендации по  обучению детей дошкольного возраста артикуляционной и дыхательной  гимнастике.

Февраль

  • Формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ как одного из компонентов работы по профилактике речевых расстройств.

Март

  • Особенности работы по развитию навыков зрительно – моторной координации у детей дошкольного возраста.

Апрель

Работа с родителями

  1. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам закрепления полученных навыков в условиях семьи и итогам познавательно – речевого  обследования детей

В течение года по вторникам

  1. Проведение групповых консультаций:

4

консультации

  • «Развитие мелкой моторики – важно ли это?» (обзор нетрадиционных техник: пальчиковая гимнастика)

Октябрь

  • «Секреты памяти»

Декабрь

  • «Время читать книги»

Март

  • «Играя, изучаем математику»

Апрель

  1. Проведение родительского собрания

 онлайн

  • Установочное собрание «Путешествие начинается или полный вперед!»

  1. Приглашение родителей на индивидуальные коррекционно – развивающие занятия

  1. Заполнение индивидуальных детских тетрадей для работы с детьми дома в выходные дни

Еженедельно по четвергам

  1. Детские утренники

2

6. Методическая работа

В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.

  1. Насыщение предметно-развивающей среды группы и кабинета дефектолога:
  • создание картотеки коррекционных игр и упражнений (артикуляционной, пальчиковой гимнастики, коррекционных физкультминуток) по лексическим темам.

В течение учебного года согласно тематическому планированию

  1. Участие в ППк ДОУ

2

  1. Посещение Форсайт центров учителей-логопедов, учителей-дефектологов (слушатель)

  1. Участие в  конкурсе чтецов «Зимушка-зима» (на базе ДОУ) – в составе жюри.

Январь

Апрель

  1. Самообразование по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ»:

Индивидуальные тетради

  • «Организация образовательных условий и коррекционной работы для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях»

Октябрь

  • Логопедический массаж с детьми с различными нарушениями (дифференцированные приемы работы)»

Ноябрь

Задачи на 2021-2022 учебный год.

1. Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.

2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка и его социальной адаптации.

3. Повышение своего профессионального уровня.

4. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Вывод:

Работу дефектологической службы в детском саду «Белочка» за прошедший учебный год можно признать удовлетворительной.

Учитель – дефектолог Р.Р. Тухватуллина



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

работы учителя-дефектолога

Тухватуллиной Ризиды Робертовны

за 2021– 2022 уч. год

г. Нижневартовск

Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога

детского сада № 10 «Белочка»

Тухватуллиной Ризиды Робертовны

за 2021 – 2022 учебный год

Характеристика групп.

Работа в группе компенсирующей направленности велась с 1 сентября 2021 года по 31 мая 2022 года. В группу по решению ТПМПК были зачислены на начало учебного года 12 детей, в течение года 1 ребенок выбыл, 3 ребенка прибыло, итого на конец года - 14 детей. С детьми велась ежедневная коррекционно-развивающая деятельность. Группа разновозрастная: 6 детей - подготовительного возраста, 8 детей - старшего возраста.

Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Годовое планирование коррекционной работы осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Обследование познавательного развития детей (начало, середина и конец года).
  2. Разработка плана коррекционной работы и поэтапная его реализация.
  3. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия).
  4. Консультирование родителей детей.
  5. Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.
  6. Методическая работа.

Диагностика.

В сентябре 2021 учебного года была проведена диагностика познавательного развития детей всех групп, содержательными критериями которой стали:

- уровень запаса представлений об окружающем мире;

- особенности восприятия;

- пространственно-временные представления;

- особенности мышления, внимания и памяти;

- исследование уровня элементарных математических представлений;

- состояние моторики;

- уровень саморегуляции.

Были разработаны индивидуальные маршруты развития.

В январе 2022 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.

В мае 2022 года была проведена итоговая диагностика, которая показала стойкую положительную динамику развития – ФЭМП 7 человек и незначительную динамику развития 7 человек группы; окружающий мир соответственно 9 и 5; речевое развитие – 8 и 6.

Сравнительные таблицы по результатам диагностики можно посмотреть в приложении.

Для диагностики детей использовались следующие материалы: Практический материал С.Д. Забрамной, Диагностический альбом О.Б. Иншаковой.

Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы:

- фронтальные занятия (утренний круг)

- подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окружающим миром)

- индивидуальные занятия. 

Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Ежедневно с детьми велась работа по следующим направлениям:

  • формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • развитие социально-бытовых навыков;
  • коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики), развитие навыков зрительно – моторной координации;
  • развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования;
  • повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.
  • организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности;
  • социальная адаптация: становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности;
  • формирование позитивных личностных качеств;
  • формирование навыков самообслуживания;
  • подготовка к школьному обучению и интеграция в общество.

Цели и задачи педагогической деятельности.

Цель работы:

Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.

Основными задачами образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории являются:

Основные направления работы.

Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя-дефектолога:

  • Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ;
  • Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;
  • Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.

Таблица 1

Содержание работы с детьми.

Направление работы

Условия реализации

Диагностическое направление (октябрь, апрель)

  1. Мониторинг детского развития с целью выявления уровня познавательно – речевого развития детей:
  • Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей, 2005г.
  • Е.А. Стребелева Практический материал для проведения диагностики умственной отсталости.
  • Иншакова О.Б. практический материал для проведения диагностики речевого развития.
  1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Реализация программ дошкольного воспитания

  1. Проведение фронтальной (подгрупповой) НОД по познавательно-речевому развитию в рамках образовательной области «Познавательно-речевое развитие» согласно содержания рабочих адаптированных учебных программ.
  2. Проведение индивидуальной работы с детьми по закреплению полученных навыков в ходе НОД

Реализация коррекционно-развивающих  программ

  1. Проведение пальчиковой гимнастики с детьми (ежедневно).
  2. Проведение артикуляционной гимнастики с детьми (ежедневно).
  3. Проведение индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми согласно содержания индивидуальных образовательных маршрутов.
  4. Направление детей к неврологу, психиатру, ортодонту, отоларингологу для консультаций (в случае необходимости).

Результативность образовательной работы с детьми.

Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированной рабочей программы дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными. Эти результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты освоения детьми основной адаптированной программы дошкольного образования по образовательным областям.

Группа 18 дети с ЗПР 14 детей (5-6 лет)

Уровни освоения

Познавательное развитие (ФЭМП)

Познавательное развитие

(окружающий мир)

Речевое развитие

н.г. (12 д.)

к.г. (14 д.)

н.г. (12 д.)

к.г. (14 д.)

н.г. (12 д.)

к.г. (14 д.)

Высокий

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Средний

4

29%

7

50%

4

29%

9

64%

4

29%

8

57%

Низкий

8

71%

7

50%

8

71%

5

36%

8

71%

6

43%

Освоение детьми основной адаптированной программы дошкольного образования

по образовательной области «познавательное развитие» ФЭМП

Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения средний уровень сформированности математических представлений у детей группы составлял низкий процент, тем временем как на конец первого года обучения он составил 50%: ребята знают основные 4 цвета, различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), конструируют из них легкие постройки, воспринимают, дифференцируют величину. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а также регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога.

Из диаграммы так же видно снижение количества с низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 10 % воспитанников с низкими показателями в результате системных психофизических расстройств (УО), что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «познавательное развитие» Окружающий мир

Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников группы. В результате коррекционной работы количество детей со средним показателям увеличилось до 64% и с низким – снизилось до 36% соответственно. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога, а также следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям старшего дошкольного возраста. Ребята с высоким и средним уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников с низким показателем круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (УО, отсутствие речи), в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления об окружающем мире.

 

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»              

 

По диаграмме видно, что в результате коррекционно-развивающей работы на конец учебного года 57% воспитанников достигли средних показателей сформированности речи: пользуются фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи (43%) практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей.

В результате ежедневной работы по развитию речи у детей с низкими показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, а у некоторых детей (4 ребенка) речь отсутствует, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками. Системными нарушениями познавательной сферы (дети с УО).

Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированной образовательной программы дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей, а также в периоды стационарного и реабилитационного лечения.

В школу выпустились 6 детей.

        

Результативность консультативно – просветительской работы

с родителями и педагогами ДОУ

        

За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.

Работа с педагогами ДОУ

  1. Взаимодействие с педагогами группы в целях предложения им рекомендаций по закреплению полученных навыков у детей в вечернее время, оформляемых в журнале взаимодействия с воспитателями группы

Ежедневно

  1. Консультирование и оказание практической помощи воспитателям группы по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ:

6

консультаций  

  • «Психофизические особенности поступивших в группу детей с ОВЗ. Рекомендации по осуществлению воспитательно – образовательного процесса с детьми с учетом диагноза их заболевания».

Октябрь

  • Особенности работы по формированию речевой активности неговорящих детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Декабрь

  • Особенности работы и методические рекомендации по обучению детей пальчиковой гимнастике.

Январь

  • Методические рекомендации по  обучению детей дошкольного возраста артикуляционной и дыхательной  гимнастике.

Февраль

  • Формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ как одного из компонентов работы по профилактике речевых расстройств.

Март

  • Особенности работы по развитию навыков зрительно – моторной координации у детей дошкольного возраста.

Апрель

Работа с родителями

  1. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам закрепления полученных навыков в условиях семьи и итогам познавательно – речевого  обследования детей

В течение года по вторникам

  1. Проведение групповых консультаций:

4

консультации

  • «Развитие мелкой моторики – важно ли это?» (обзор нетрадиционных техник: пальчиковая гимнастика)

Октябрь

  • «Секреты памяти»

Декабрь

  • «Время читать книги»

Март

  • «Играя, изучаем математику»

Апрель

  1. Проведение родительских собраний

октябрь,

апрель

  • Установочное собрание «Путешествие начинается или полный вперед!»

  • Итоговое собрание «Подведение итогов коррекционно – развивающей работы за 2021-2022 учебный год. Перспективы развития   процесса взаимодействия между педагогами, родителями и детьми на летний период »

  1. Приглашение родителей на индивидуальные коррекционно – развивающие занятия

  1. Заполнение индивидуальных детских тетрадей для работы с детьми дома в выходные дни

Еженедельно по четвергам

  1. Детские утренники

2

6. Методическая работа

В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.

  1. Насыщение предметно-развивающей среды группы и кабинета дефектолога:
  • создание картотеки коррекционных игр и упражнений (артикуляционной, пальчиковой гимнастики, коррекционных физкультминуток) по лексическим темам.

В течение учебного года согласно тематическому планированию

  1. Участие в ППк ДОУ

3

  1. Посещение Форсайт центров учителей-логопедов, учителей-дефектологов (слушатель)

  1. Участие в  конкурсе чтецов «Зимушка-зима» (на базе ДОУ) – в составе жюри.

Октябрь

Январь

Март

  1. Самообразование по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ»:

Индивидуальные тетради

  • «Организация образовательных условий и коррекционной работы для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях»

Октябрь

  • «Логопедический массаж с детьми с различными нарушениями (дифференцированные приемы работы)»

Ноябрь

Задачи на 2022-2023 учебный год.

1. Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.

2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка и его социальной адаптации.

3. Повышение своего профессионального уровня.

4. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Вывод:

Работу дефектологической службы в детском саду «Белочка» за прошедший учебный год можно признать удовлетворительной.

Учитель – дефектолог Р.Р. Тухватуллина



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

работы учителя-дефектолога

Тухватуллиной Ризиды Робертовны

за 2022– 2023 уч. год

г. Нижневартовск

Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога

детского сада № 10 «Белочка»

Тухватуллиной Ризиды Робертовны

за 2022 – 2023 учебный год

Характеристика групп.

Работа в группе компенсирующей направленности велась с 1 сентября 2022 года по 31 мая 2023 года. В группы по решению ТПМПК были зачислены на начало учебного года 10 детей, в течение года 1 ребенок выбыл, итого на конец года - 9 детей. Все дети имеют заключение ЗПР. Группа разновозрастная: 7 детей - подготовительного возраста, 2 ребенка - старшего возраста. С детьми велась ежедневная коррекционно-развивающая деятельность.

Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Годовое планирование коррекционной работы осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Обследование познавательного развития детей (начало, середина и конец года).
  2. Разработка плана коррекционной работы и поэтапная его реализация.
  3. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия).
  4. Консультирование родителей детей.
  5. Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.
  6. Методическая работа.

Диагностика.

В сентябре 2022 учебного года была проведена диагностика познавательного развития детей всех групп, содержательными критериями которой стали:

- уровень запаса представлений об окружающем мире;

- особенности восприятия;

- пространственно-временные представления;

- особенности мышления, внимания и памяти;

- исследование уровня элементарных математических представлений;

- состояние моторики;

- уровень саморегуляции.

Были разработаны индивидуальные маршруты развития.

В январе 2023 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.

В мае 2023 года была проведена итоговая диагностика, которая показаластойкую положительную динамику развития – ФЭМП 7 человек и незначительную динамику развития 7 человек группы; окружающий мир соответственно 9 и 5; речевое развитие – 8 и 6.

Сравнительные таблицы по результатам диагностики можно посмотреть в приложении.

Для диагностики детей использовались следующие материалы: Практический материал С.Д. Забрамной, Диагностический альбом О.Б. Иншаковой.

Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы:

- фронтальные занятия (утренний круг)

- подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окружающим миром)

- индивидуальные занятия. 

Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Ежедневно с детьми велась работа по следующим направлениям:

  • формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • развитие социально-бытовых навыков;
  • коррекция двигательных расстройств (общей и мелкой моторики), развитие навыков зрительно – моторной координации;
  • развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • обучение и воспитание детей по адаптированным программам дошкольного образования;
  • повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития всех участников образовательного процесса, включая семьи воспитанников.
  • организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности;
  • социальная адаптация: становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в игре и другой совместной деятельности;
  • формирование позитивных личностных качеств;
  • формирование навыков самообслуживания;
  • подготовка к школьному обучению и интеграция в общество.

Цели и задачи педагогической деятельности.

Цель работы:

Всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.

Основными задачами образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории являются:

Основные направления работы.

Для достижения поставленных целей и задач необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов детского сада и самого воспитанника. Таким образом, на протяжении учебного года осуществлялось 3 основных направления педагогической деятельности учителя-дефектолога:

  • Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ;
  • Консультативно – просветительская работа с педагогами ДОУ;
  • Консультативно – просветительская работа с семьями воспитанников.

Таблица 1

Содержание работы с детьми.

Направление работы

Условия реализации

Диагностическое направление (октябрь, апрель)

  1. Мониторинг детского развития с целью выявления уровня познавательно – речевого развития детей:
  • Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей, 2005г.
  • Е.А. Стребелева Практический материал для проведения диагностики умственной отсталости.
  • Иншакова О.Б. практический материал для проведения диагностики речевого развития.
  1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Реализация программ дошкольного воспитания

  1. Проведение фронтальной (подгрупповой) НОД по познавательно-речевому развитию в рамках образовательной области «Познавательно-речевое развитие» согласно содержания рабочих адаптированных учебных программ.
  2. Проведение индивидуальной работы с детьми по закреплению полученных навыков в ходе НОД

Реализация коррекционно-развивающих  программ

  1. Проведение пальчиковой гимнастики с детьми (ежедневно).
  2. Проведение артикуляционной гимнастики с детьми (ежедневно).
  3. Проведение индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми согласно содержания индивидуальных образовательных маршрутов.
  4. Направление детей к неврологу, психиатру, ортодонту, отоларингологу для консультаций (в случае необходимости).

Результативность образовательной работы с детьми.

Результативность освоения воспитанниками содержания адаптированной рабочей программы дошкольного образования можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными. Эти результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты освоения детьми основной адаптированной программы дошкольного образования по образовательным областям.

Группа 24 дети с ЗПР 9 детей (6-7 лет)

Уровни освоения

Познавательное развитие (ФЭМП)

Познавательное развитие

(окружающий мир)

Речевое развитие

н.г. (10 д.)

к.г. (9 д.)

н.г. (10 д.)

к.г. (9 д.)

н.г. (10 д.)

к.г. (9 д.)

Высокий

-

-

1

12%

-

-

2

22%

-

-

-

-

Средний

4

40%

5

55%

6

60%

6

60%

3

30%

4

44%

Низкий

6

60%

3

33%

4

40%

1

18%

7

70%

5

56%

Освоение детьми основной адаптированной программы дошкольного образования

по образовательной области «познавательное развитие» ФЭМП

Из представленной диаграммы наблюдается позитивная динамика формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. На начало коррекционного обучения средний уровень сформированности математических представлений у детей группы составлял низкий процент, тем временем как на конец первого года обучения он составил 55%: ребята знают основные 4 цвета, различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), конструируют из них легкие постройки, воспринимают, дифференцируют величину. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, а также регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога.

Из диаграммы так же видно снижение количества с низким уровнем сформированности математических представлений за счет достижения детьми лучших результатов. Тем не менее, на конец учебного года остается 10 % воспитанников с низкими показателями в результате системных психофизических расстройств (УО), что требует дальнейшей коррекционно – развивающей работы в данном направлении.

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «познавательное развитие» Окружающий мир

Данная диаграмма свидетельствует о некоторых позитивных изменениях представлений об окружающей действительности воспитанников группы. В результате коррекционной работы количество детей со средним показателям увеличилось до 64% и с низким – снизилось до 36% соответственно. Данная динамика является следствием системной коррекционной работы в ДОУ, регулярного закрепления пройденного материала со стороны воспитателей по ежедневным рекомендациям учителя-дефектолога, а также следствием естественного повышения детской заинтересованности и любознательности, свойственного детям старшего дошкольного возраста. Ребята с высоким и средним уровнем обладают сформированным кругом возрастных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отражают знания в игровой деятельности. Тем временем, как у воспитанников с низким показателем круг представлений сужен и ограничен лишь близкой бытовой тематикой. Наличие низких показателей на конец учебного года обусловлено системными нарушениями познавательной сферы (УО, отсутствие речи), в результате чего не удалось на данном этапе сформировать познавательные мотивы и заинтересованность, у детей резко ограничены представления об окружающем мире.

 

Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»              

 

По диаграмме видно, что в результате коррекционно-развивающей работы на конец учебного года 57% воспитанников достигли средних показателей сформированности речи: пользуются фразовой речью, строят грамматически верные речевые высказывания, заучивают и воспроизводят небольшие стихотворения по возрасту, однако в речи отмечается нарушение произношения звуков позднего онтогенеза. У воспитанников с низким уровнем сформированности речи (43%) практически отсутствует речевое общение, дети пользуются лишь лепетными, усеченными словами, жестами для выражения собственных потребностей.

В результате ежедневной работы по развитию речи у детей с низкими показателями отмечается системное нарушение произношения, что накладывает отпечаток на снижение внятности и разборчивости речи, а у некоторых детей (4 ребенка) речь отсутствует, у них снижено речевое общение и контакты с окружающими и сверстниками. Системными нарушениями познавательной сферы (дети с УО).

Анализируя данные таблицы и диаграмм можно смело судить о наблюдающейся позитивной динамике освоения детьми адаптированной образовательной программы дошкольного образования по исследуемым образовательным областям в течение учебного года. Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала плохая посещаемость ввиду частой заболеваемости детей, а также в периоды стационарного и реабилитационного лечения.

В школу выпустилось 7 детей, 2 ребенка остались в детском саду для дальнейшего обучения.

Результативность консультативно – просветительской работы

с родителями и педагогами ДОУ

        

За учебный год была проведена следующая работа в данном направлении.

Работа с педагогами ДОУ

  1. Взаимодействие с педагогами группы в целях предложения им рекомендаций по закреплению полученных навыков у детей в вечернее время, оформляемых в журнале взаимодействия с воспитателями группы

Ежедневно

  1. Консультирование и оказание практической помощи воспитателям группы по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ:

6

консультаций  

  • «Психофизические особенности поступивших в группу детей с ОВЗ. Рекомендации по осуществлению воспитательно – образовательного процесса с детьми с учетом диагноза их заболевания».

Октябрь

  • Особенности работы по формированию речевой активности неговорящих детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Декабрь

  • Особенности работы и методические рекомендации по обучению детей пальчиковой гимнастике.

Январь

  • Методические рекомендации по  обучению детей дошкольного возраста артикуляционной и дыхательной  гимнастике.

Февраль

  • Формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ как одного из компонентов работы по профилактике речевых расстройств.

Март

  • Особенности работы по развитию навыков зрительно – моторной координации у детей дошкольного возраста.

Апрель

Работа с родителями

  1. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам закрепления полученных навыков в условиях семьи и итогам познавательно – речевого  обследования детей

В течение года по вторникам

  1. Проведение групповых консультаций:

4

консультации

  • «Развитие мелкой моторики – важно ли это?» (обзор нетрадиционных техник: пальчиковая гимнастика)

Октябрь

  • «Секреты памяти»

Декабрь

  • «Время читать книги»

Март

  • «Играя, изучаем математику»

Апрель

  1. Проведение родительских собраний

октябрь,

апрель

  • Установочное собрание «Путешествие начинается или полный вперед!»

  • Итоговое собрание «Подведение итогов коррекционно – развивающей работы за 2021-2022 учебный год. Перспективы развития   процесса взаимодействия между педагогами, родителями и детьми на летний период »

  1. Приглашение родителей на индивидуальные коррекционно – развивающие занятия

  1. Заполнение индивидуальных детских тетрадей для работы с детьми дома в выходные дни

Еженедельно по четвергам

  1. Детские утренники

2

6. Методическая работа

В ходе учебного года была осуществлена следующая методическая работа.

  1. Насыщение предметно-развивающей среды группы и кабинета дефектолога:
  • создание картотеки коррекционных игр и упражнений (артикуляционной, пальчиковой гимнастики, коррекционных физкультминуток) по лексическим темам.

В течение учебного года согласно тематическому планированию

  1. Участие в ППк ДОУ

3

  1. Посещение Форсайт центров учителей-логопедов, учителей-дефектологов (слушатель)

4

  1. Участие в  конкурсе чтецов «Зимушка-зима» (на базе ДОУ) – в составе жюри.

Октябрь

Январь

Март

  1. Самообразование по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ»:

Индивидуальные тетради

  • «Организация образовательных условий и коррекционной работы для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях»

Октябрь

  • «Логопедический массаж с детьми с различными нарушениями (дифференцированные приемы работы)»

Ноябрь

Задачи на 2023-2024 учебный год.

1. Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.

2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка и его социальной адаптации.

3. Повышение своего профессионального уровня.

4. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Вывод:

Работу дефектологической службы в детском саду «Белочка» за прошедший учебный год можно признать удовлетворительной.

Учитель – дефектолог Р.Р. Тухватуллина