"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Королёва Татьяна Анатольевна

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельным. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо.

У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, лучше, чем стандартные формы обучения: усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта"; в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика; совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений

«Использование пескотерапии

в коррекционно-развивающей работе
воспитателя ДОУ.»

Составила:

воспитатель коррекционной группы

высшей квалификационной категории

Королёва Татьяна Анатольевна

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельным. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо.

У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, лучше, чем стандартные формы обучения: усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта"; в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика; совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в «песочнице», педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Игры с песком :

•        развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

•        снимают мышечную напряжённость;

•        помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

•        развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме ;

•        стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

•        позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

•        преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

•        развивают творческие действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

•        совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

•        способствуют расширению словарного запаса;

•        помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

•        позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

•        способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

•        помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

Выложить фишками геометрическую фигуру.

Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Игра "Мой город". Педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть ребёнок, попробует отгадать, где чей отпечаток?

«Песочная аппликация.» Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

 «Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).

Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

Игра «Какой звук лишний?»

- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)

- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:

- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)

- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)

- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)

- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.

- та-ка-па

- па-ка-та

- га-ба-да

- по-бо-по

- пу-бу-пу

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение "Необыкновенные следы".

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке.



Предварительный просмотр:

Отчёт об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации(учреждения)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад комбинированного вида № 17 «Красная шапочка»

г.Бугульма

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

424330,РТ, г. Бугульма, ул. Михаила Тухачевского,д.6,кв.29

 8 919 64 65 808

http://nsportal.ru/korolyova-tatyana-anatolevna

jjj72@inbox.ru

Тема инновационной разработки

Организация и содержание логопедической работы в условиях внедрения ФГОС

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.

Актуальность.

В настоящее время значительно возрос интерес  педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения: усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; во время работы с песком развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта"; в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции- восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика.

Цель.

Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики посредством пескотерапии у детей с нарушениями произношения.

Задачи:

- развитие  речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);

-работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь;

-совершенствование слоговой структуры слова;

-совершенствование связных высказываний;

 - учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия. Игры с песком способствуют:

- развитию артикуляции;

- развитию речевого дыхания;

- развитию мелкой моторики рук;

- автоматизации звуков в речи;

- расширению словарного запаса;

- развитию фонематического слуха и восприятия;

- развитию лексико-грамматических представлений;

- развитию связной речи; обучению рассказыванию;

- подготовке к обучению грамоте.

Результат.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика, дошкольник научится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

95 % из 100% детей логопедической группы выпущены с нормой речи.

Сведения о распространении инновационного опыта:

-участие в научно-практических конференциях;

-открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;

-печатные работы за отчётный период и др.

Сертификат участника Региональной конференции «Обучение детей татарскому языку в рамках ФГОС»,

 РТ, г. Альметьевск, 2016

Региональная педагогическая практическая конференция: «Модернизация процесса обучения, направленная на развитие таланта у дошкольников»

РТ, г. Альметьевск, 2016

Свидетельство за участие во Всероссийской информационно-методической интернет-конференции по теме «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эффективные педагогические практики реализации», 2016

Всероссийский педагогический портал МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Сведения подтверждающие эффективность инновационной разработки(положительная динамика)

-конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень)

-качество образования (высокобальники)

-др.

VII Открытый республиканский творческий конкурс «Пушкинские чтения»

Богомолов Егор

РТ,г.Альметьевск,2016

Всероссийская дистанционная викторина с Международным участием «Мыслитель»

Богомолов Егор, диплом, 1 место

Интернет-портал «Дети-цветы жизни»

I Всероссийский творческий конкурс с Международным участием

«Теремок Сказок»

Латипов Амир, диплом, 1 место

Интернет-портал «Дети-цветы жизни»

95 % из 100% детей логопедической группы выпущены с нормой речи.

Два воспитанника обучаются в татарско-турецкой гимназии № 14, два в гимназии №7, три воспитанника проходят обучение в лицеи №2.

Форма представления инновационной деятельности

-«Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;

-семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО);

-элективный курс в рамках заявленной темы;

-открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

-печатные работы;

-разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Выступление на педагогическом совете на базе МБДОУ №17 « «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» по теме «Использование пескотерапии

в коррекционно-развивающей работе

воспитателя ДОУ»

РТ, г. Бугульма, 2016

Семинар-практикум на базе МБДОУ №17 «Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» РТ,г.Бугульма,2016

«Мастер-класс» для воспитателей

Открытое занятие в старшей логопедической группе как итог краткосрочной проектной деятельности по лексической теме «Обитатели морей» (познавательное и речевое развитие)

РТ,г.Бугульма,2016

Семинар-практикум муниципального методического объединения учителей-логопедов ДОУ «Система работы по совершенствованию лексико-грамматических представлений у детей с речевыми нарушениями»

РТ,г.Бугульма,2016


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие лексико- грамматического строя речи по средством пескотерапии Выполнила: Т.А.Королёва воспитатель МБДОУ №17 «Красная шапочка » РТ,г.Бугульма

Слайд 2

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и речевой коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия . Перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции :восприятие , внимание, память, мышление, а главное - речь и моторика. Игры с использованием пескотерапии можно разделить на несколько направлений. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребёнок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, работаем над дыханием, развиваем внимание и память. идет обучение письму и чтению. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола . Знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов. Идет обучение письму и чтению. Игры с использованием пескотерапии можно разделить на несколько направлений. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребёнок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, работаем над дыханием, развиваем внимание и память. идет обучение письму и чтению. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира . Игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола . Знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов. Идет обучение письму и чтению . Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - они чувствуют себя более успешными; - на занятиях нет места монотонности и скуке.

Слайд 3

Материал для работы

Слайд 4

«Обвожу и говорю»

Слайд 5

«Дорожка длинная или короткая»

Слайд 6

«Угости мышку чаем»

Слайд 7

«Зайка скакал, медведь шёл…»

Слайд 8

«Яблочко наливное, зеленое да золотое»

Слайд 9

«Расскажу вам сказку»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста Выполнила: Т.А.Королёва воспитатель МБДОУ №17 «Красная шапочка» РТ,г.Бугульма

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков . Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов); подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Слайд 3

Наиболее подвижным речевым органом является язык, который состоит из корня языка, спинки и кончика языка. Кончик языка может за нижние зубы ( как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам ( как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р), подниматься к нёбу (как при звуках ш, ж, щ ).

Слайд 4

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперёд ( ш,ж ) и т.д .

Слайд 5

Важны упражнения на развитие речевого дыхания.

Слайд 6

Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. Рассмотрим картинки-образы, представленные в презентации. По картинкам-образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки.



Предварительный просмотр:

Просмотр видео материала ОД по лексической теме «Обитатели морей» (старший возраст) возможен на сайте воспитателя в разделе «ВИДЕО»

https://drive.google.com/open?id=0B3VI130tg4QOOVZ0QmpaSGF3TlE