Мои разработки

Куватова Гульсасак Альмасовна

Что есть самое важное в жизни человека? В каждый период жизни – свой выбор и свои приоритеты. Но неизменно общечеловеческое, данное свыше и завещанное поколениями – семья, Родина, природа…

Для ребенка – это забота близкого человека, детский сад и школа. Для взрослого – свой внутренний мир и работа, без которой себя не мыслишь.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев – все это входит в понятие «патриотизм».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

 Куватова Г.А., старший воспитатель МАДОУ ДС №4 «Родничок»         

Цели:

Закреплять и систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях.

Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний.

Наметить пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к историческому прошлому Родины.

Форма проведения: соревнование двух игровых групп.

Повестка дня:

1. Актуальность проблемы.

2. Организация работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии ФГОС ДО» /Куватова Г.А., старший воспитатель/.

2.1. Разработка познавательно-игрового проекта «Мы живем в России, мы живем в Югре» /Мурзина Г.Р., музыкальный руководитель/..

2.2. Планирование системы образовательной работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с культурными традициями народов России /Алиева Д.М., Ишдавлетова Г.С., воспитатели группы общеразвивающей направленности от 6до 8-ми лет/.

3. Педагогические соревнования /Куватова Г.А., старший воспитатель/.

  1. Актуальность проблемы.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

На сегодняшний день если обратимся к нормативным документам, то нам будет известно, что  много сделано и делается данном направлении:

за последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации(из государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы).В настоящее время необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения отражается во многих программах, проектах, нормативных документах, научных и популярных публикациях.

В  соответствии  с  международными  нормативными  и законодательными  документами,  в  частности  «Конвенцией  о  правах ребенка»,  ратифицированной  в  Российской  Федерации  15.09.1990 года,  детям  гарантировано  право  получать  образование, способствующее  воспитанию  уважения  к  культурной  самобытности, языку  и  национальным  ценностям  страны,  в  которой  ребенок проживает,  страны  его  происхождения  и  к  цивилизациям,  отличным от его собственной».

Концепция  национальной  безопасности  Российской  Федерации обязывает  государство  обеспечить  национальную  безопасность  РФ, включая  защиту  духовно-нравственного  наследия,  патриотических традиций  и  норм  общественной  жизни,  а  также  формирование государственной  политики  в  области  духовного  и  нравственного воспитания  населения,  включая  противодействие  негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

С  1  сентября  2013  года  вступил  в  силу  Федеральный  закон  «Об образовании  в  Российской  Федерации»,  ст.19.п.2  указывает,  что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие  личности  на  основе  общечеловеческих  социокультурных ценностей;  её  интеграцию  в  национальную,  российскую  и  мировую культуру».

Актуальность  духовно-нравственного  воспитания  детей дошкольного  возраста  на  государственном  уровне  была  заявлена  в приказе от 20.06.2011 года № 2151 «Об утверждении государственных требований  к  условиям  реализации  основной  общеобразовательной программы  дошкольного  образования»,  которые  явились компонентом Стандарта дошкольного образования 2013 года, а далее это  направление  нашло  отражение  и  в  приказе  Министерства образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17.10.2013  №  1155 «Об  утверждении  федерального  государственного  образовательного стандарта дошкольного образования».

В  основе стандарта  –  социализация  детей  дошкольного  возраста. Стандарт  направлен  на  позитивную  социализацию  и индивидуализацию  личности  ребенка  дошкольного  возраста. Социализация  предполагает  не  только  сознательное  усвоение ребенком  готовых  форм  и  способов  социальной  жизни,  способов взаимодействия  с  материальной  и  духовной  культурой,  адаптацию  к социуму,  ну  и  выработку  (совместно  со  взрослыми  и  сверстниками) собственного  социального  опыта,  ценностных  ориентаций,  своего стиля жизни.

Одной  из  задач  Стандарта  дошкольного  образования  является объединение  обучения  и  воспитания  в  целостный  образовательный процесс  на  основе  духовно-нравственных  и  социокультурных ценностей  и  принятых  в  обществе  правил  и  норм  поведения  в интересах человека, семьи, общества.

В  рамках  ФГОС дошкольного образования  также  разработана  и  реализуется Концепция  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности гражданина  России.  Действующее  законодательство   Российской Федерации    в  области  образования  с  2007  года   утвердило   понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» отмечается, что за последние годы в России были предприняты значительные успехи по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001-2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания.

Решение задач Концепции гражданско-патриотического воспитания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечивается в соответствии с государственными программами автономного округа, включающими в себя следующие мероприятия: образовательные мероприятия для детей, подростков и молодежи модульного и программного характера, в т.ч. организация проектных школ для детей, подростков и молодежи, стратегических и проектных семинаров с лидерами молодежных движений и детско-юношеских клубов; мероприятия, включающие граждан в региональные экономические, социальные, культурные процессы, в т.ч. молодежные форумы.

Правовой основой патриотического воспитания дошкольников МАДОУ ДС №4 «Родничок» с учетом региональных особенностей ХМАО-Югры являются:

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.12.2015 №130-оз «О гражданско–патриотическом воспитании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»;

- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2013 года №413-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы»;

- Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №253-рп от 20.05.2016 «О внесении изменений в приложения 1,2 распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.12.2014№747-рп «О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»;

- Распоряжение заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №313-р от 24.05.2016 «Об утверждении междведомственного комплексного плана мероприятий  по гражданско-патриотическому воспитанию граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы»;

- Научно-просветительский проект «Многовековая Югра»;

- Программа «Социокультурные истоки» (под общей редакцией И.А. Кузьмина);

- Основная образовательная программа МАДОУ ДС №4 «Родничок»;

- Целевая программа МАДОУ ДС №4 «Родничок» «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО в рамках реализации основной образовательной программы ДО».

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.

В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

2. Организация работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии ФГОС ДО».

Создание предметной развивающей среды.

Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

В группах могут быть оборудованы специальные зоны:

-для детей младшего дошкольного возраста - уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»).

-для детей среднего возраста – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору(сказки, песенки, пословицы, поговорки)

-для детей старшего возраста- уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства(матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.

Хорошо, если в уголках изодеятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

2.1. Разработка познавательно-игрового проекта «Мы живем в России, мы живем в Югре».

2.2. Планирование системы образовательной работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с культурными традициями народов России.

3. Педагогические соревнования.

Вопросы участникам.

п/п

Вопросы 1-й команде

Вопросы 2-й команде

1.

Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны (Государство)

Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы (Флаг)

2.

Официальная эмблема государства. (Герб)

Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство (Семья)

3.

Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом (Стран)

Что такое патриотизм? (Преданность и любовь к родине, к ее природе, культуре, народу)

4.

Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Маномаха)

Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку.

Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне)

5.

Почему Красная площадь так называется? («Красная» — красивая)

Дата принятия Конституции РФ. (12. 12. 1993)

6.

Высшая военная награда (Орден)

Название России древности  (Русь)

7.

Оружейный город мастеров (Тула)

Человек, несущий знамя (Знаменосец)

8.

Памятник павшим в годы ВОВ в Волгограде (Мамаев Курган)

Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения (Александр Васильевич Суворов)

9.

Воинское звание Г.К. Жукова (Маршал)

Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги? (Минину и Пожарскому)

10.

7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же отправились….Куда? (На фронт)

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»: на каком памятнике. Посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова? (Могила Неизвестного Солдата)

11.

Автор изречения: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел»  (Александр Суворов)

Автор изречения: «Кто с мячом на русскую землю придет, тот от мяча и погибнет» (Александр Невский)

12.

«Есть такая профессия – Родину защищать». Из какого фильма это высказывание? (Офицеры)

Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец (Москва)

 «Путешествие в прошлое России»

Педагоги отвечают на самые разнообразные вопросы.

- В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

- Какой день Масленой недели назывался Широким?

(Четверг с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так лее защищает от молнии.)

- Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?

(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

Как называется основание печи в крестьянской избе?

(Опечек)

Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка?

(Чугунки, ухваты, горшки.)

Русский народный костюм.

Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)

Как в старину называли дом? (Изба)

Один из православных праздников? (Пасха)

Короткая шутливая песенка? (Частушка)

Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

Население определенной стороны? (Народ)

Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)

Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

Человек любящий свою страну? (Патриот)

Назовите пословицы о Родине:

  1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
  2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
  3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
  4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
  5. «Золоту старости нет, Родине – цены нет»
  6. «Всякому мила своя сторона»
  7. «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша»
  8. Родина – мать, умей за нее постоять»
  9. «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»
  10. «Человек без Родины, что соловей без песни»

Дискуссия по теме «Патриотическое воспитание дошкольников»

1. Актуальная ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3. Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? Какими?

4. Хорошо ли вы знаете народную культуру, традиции? Какие?

5. Достаточно ли у  вас знаний о городе, в котором вы живете?

6. Позволяют ли вам ясность, образность, выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

7. Можете ли вы проектировать и планировать работу по данному направлению с  детьми той возрастной группы, с которой работаете?

8. Владеете ли вы соответствующими методиками и технологиями?

9. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран иллюстративный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию? Какие?

10. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? Какие?

11. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Заключение.